Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.3 Методические рекомендации педагогам по организации межведомственного взаимодействия социального педагога с обучающимися, состоящими на учете в КДН и ЗП




На основе рассмотренного материала и его анализа нами были составлены методические рекомендации педагогам по работе с обучающимися, состоящими на учете в КДН и ЗП. Ведь данная категория детей нуждается в социально–педагогическом сопровождении. С точки зрения педагогического взаимодействия с одними педагогами и взрослыми людьми у школьников могут сложиться положительные взаимоотношения, а с другими, напротив, постоянно находятся в конфликте, прогуливают занятия, проявляют грубость и непослушание. Все перечисленные аспекты приводят к тому, что в общем развитии дети сильно отстают от своих сверстников. Но если отношения с педагогами по отдельным учебным дисциплинам будут иметь для учеников положительное влияние на личность школьника, то подросток под руководством педагога может добиваться успехов в учении [13]. Для этого мы и разработали методические рекомендации для педагогов, что бы они могли найти подход к таким обучающимся.

1. Для наиболее эффективной работы педагогу необходимо своевременное выявление детей, нуждающихся в оказании социально–педагогической помощи. Так у данной категории несовершеннолетних отмечается недифференцированность и разынтегрированность образа «я», расхождение внутренней и демонстрируемой самооценки, рассогласованность когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов. Значительную роль в поведении ребенка и становлении его личности играет школьная успеваемость. Появление вследствие разных причин хронического отставания в учебе может породить у школьника негативное отношение в учебной деятельности и стремление самоутвердиться другими способами. Часто неуспевающий ученик идет против класса и педагога и демонстрирует вызывающее и негативное поведение [12]. У подростков, систематически пропускающих занятия, наблюдаются пробелы в знаниях, обучаются неудовлетворительно, большинство из них оказываются неуспевающими по учебной программе и остаются на второй год обучения. Неуспеваемость выражается в том, что ученик слабо владеет интеллектуальными умениями и навыками синтеза, анализа, обобщения, а хроническая неуспеваемость ведёт к педагогической запущенности. Отвержение неуспевающего ученика учителями, родителями, сверстниками приводит к стойкой социальной дезадаптации. После конфликтов с учителями, родителями, неуспевающие дети сами становятся агрессивными, неуправляемыми, злобными по отношению к сверстникам. Серьезную трудность для педагогов представляют те дети, у которых отсутствует учебно–познавательная мотивация. У таких школьников наблюдается отсутствие интереса к большинству школьных дисциплин. Постоянная неуспеваемость содействует укреплению у детей и подростков отстраненного или глубоко отрицательного отношения к умственному труду и учебе. На уроках они, в большинстве случаев, отвлекаются сами и отвлекают других, бездельничают, домашние задания не выполняют, со временем теряют общее понимание смысла учения. Педагогу стоит обратить особое внимание на такое поведение и немедленно сообщать социальному педагогу для установления причин.

2. Педагогу необходимо установить причины возникающих трудностей, конфликтных ситуаций. Как описывалось выше у подростков, систематически пропускающих занятие, возникают не только проблемы в учебе, но и конфликты в классе. Ребёнок начинает отдалятся от класса, тем самым он не включен в жизнь класса, он считается изгоем, с ним мало общаются. Часто конфликтует со сверстниками из–за непонимания, такие дети становятся замкнутыми. И педагог должен выяснить причину такого поведения и помочь ребенку вернуться в жизнь класса. На своих уроках педагог должен помогать обучающемуся не чувствовать себя «не нужным», больше давать групповых заданий, проводить задания на сплочения.

3. Формирование личностных ресурсов, обеспечивающих позитивную социализацию, личностное развитие. Для этого необходимо вовлечь ребенка во внеурочную деятельность. Ребенок совершает правонарушения не только от того, что он из неблагополучной семьи или из–за плохой компании, этому также может способствовать большое количество свободного времени. Поэтому ребенку необходимо найти любое полезное занятие, которое направлено на реализацию своих желаний, фантазии, на личностное развитие, т. е. ребенка нужно вовлекать в общественную жизнь класса и школы. Активное творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия, дебаты– все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к девиантому поведению.

4. Планирование и реализация индивидуальных программ коррекции воспитанников. На обучающегося который состоит на учете в КДН и ЗП составляется индивидуальный план работы. В разработке индивидуального плана принимают участие социальный педагог, психолог, классные руководители, педагоги школы. После этого необходимо реализовать все мероприятия, которые направлены на коррекцию поведения и развития познавательной деятельности. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем, что любое воздействие на ребёнка преломляется через его индивидуальные особенности, без учёта которых невозможен по–настоящему действенный процесс воспитания. Индивидуальный подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребёнка. Вместе с тем в разных сферах воспитания и обучения этот подход проявляется в разной мере. Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранение недостатков. Целью организованной индивидуальной и коррекционной работы является: создание условий для комплексного развития личности, способной к реализации и самоопределению на основе полученных знаний и навыков, готовой брать ответственность за свои решения и поступки во всех сферах деятельности; оказание помощи при социальной адаптации воспитанников.

5. Организация взаимодействия специалистов в решении проблем обучающихся состоящих на учете в КДН и ЗП. Педагог самостоятельно не может решить проблемы таких детей это выполняется комплексно совместно с социальным педагогом, психологом школы. Например, для установления причин пропуска занятий и неопрятный вид, социальный педагог совместно с классным руководителям ученика посещают семью, составляют Акт жилищно–бытовых условий. Один классный руководитель не имеет право посещать семью в целях установления тех или иных причин. Также взаимодействие специалистов для решения проблем осуществляется на профилактическом совете.

6. Обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения происходит через привлечение детей в такие мероприятия: Участие воспитанников в досуговой деятельности в каникулярное время, участие в массовых мероприятиях центра, участие в экскурсиях, походах, поездках, участие воспитанников в семейных мероприятиях, соблюдение семейных традиций, участие обучающихся в семейном самоуправлении. Привлечение воспитанников, склонных к асоциальному поведению к участию в семейном активе. Привлечение к проведению семейных собраний с обсуждением проблемных ситуаций. Участие в трудовых делах семьи. Привлечение подростков к работе на участке, огороде, цветнике, мелкий ремонт в семье, починка вещей, уход за цветами. Организация досуговой деятельности с применением ИКТ. Использование интернет-ресурсов при подготовке материала к различным видам деятельности. Организация досуговой деятельности подростков через СМИ, печатные издания. Просмотр телепередач, фильмов с обсуждением проблемной ситуации. Чтение художественной литературы с обсуждением проблемной ситуации. Встреча с работниками КДН и ПДН, участковым инспектором.

7. Установление контакта с семьей обучающегося который состоит на учете в КДН и ЗП. Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывайте не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты. Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательные воздействия родителей на ребенка, нужно помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать как протест и нанести трудно поправимый вред. Ведь каждый родитель воспитывает своих детей так, как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений. Работа педагогов с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, посещение семей учащихся и т. д.

Родительские собрания сближают учителей и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. На собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, содержанием, формами и методами воспитания и обучения детей в семье и школе. Поэтому важно иметь доброжелательные отношения с семьей.

8. Организация межведомственной профилактической работы с привлечением сотрудников полиции, специалистов молодежной политики и спорта, специалистов медицинского учреждения, специалистов следственного комитета, с несовершеннолетними состоящими на учете в КДН и ЗП, ПДН, ВШУ, с целью своевременного информирования обучающихся о последствиях употребления ПАВ, наркотической продукции, алкоголя, табакокурения, совершения противоправных деяний и др.

9. Организация досуга несовершеннолетних, состоящих на учете в КДН и ЗП. Педагог, как и социальный педагог играет огромную роль в жизни обучающихся, его цель не только дать обучающимся знания, но помочь в поиске занятий после уроков. Так педагог может организовать работу бесплатных кружков и секций; организовать совместно с правоохранительными органами воспитательной и индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на учёте в КДН и ЗП; организовать совместно со специалистами молодежной политики и спорту места свободного общения для подростков и молодёжи; проведение культурно-массовой работы через организацию вечеров отдыха, лекций, концертов, дискотек, смотров, передвижных выставок, кинолекториев; совместно с сотрудника спортивной школы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, организация походов, спартакиад, соревнований по различным видам спорта; реализовать мероприятий со специалистами социальной защиты населения, способствующих профориентации и обеспечивающих трудовую занятость несовершеннолетних(на основе программ служб занятости для трудоустройства молодежи); со специалистами управления образования реализовать программы различной направленности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; организовать школьную службу примирения с участием несовершеннолетних, в том числе состоящих на учете.

10. Информационное просвещение несовершеннолетних по вопросам прав и обязанностей. Для того чтобы грамотно проинформировать несовершеннолетних, состоящих на учете в КДН и ЗП, а также семей находящиеся в социально опасном положении об их правах и обязанностях необходимо привлечение специалистов таких субъектов системы профилактики как: следственный комитет, ПДН, КДН и ЗП, прокуратура и др. Педагог может приглашать специалистов вышеперечисленных учреждений на родительские собрания, на классные часы, также может консультироваться со специалистами по различным вопросам связанные с воспитанием и помощью несовершеннолетним состоящие на учете в КДН и ЗП. Также педагог должен сообщать социальному педагогу и вышестоящим органам о каких-либо проблемах и трудностях обучающихся, для раннего выявление и учета несовершеннолетних и семей находящиеся в социально опасном положении.    

Эти методические рекомендации для педагогов, направленны на социально–педагогическое сопровождение обучающихся, состоящих на учете в КДН и ЗП могут реализовываться в образовательных учреждениях.

 

На современном этапе развития общества проблема изучения особенностей работы социального педагога с учащими состоящими на учете в КДН и ЗП считается актуальной, так как от деятельности социального педагога зависит жизнь несовершеннолетних правонарушителей, безнадзорных и беспризорных детей, а в дальнейшем и будущее страны в целом. В рамках решения первой задачи исследования нами были изучены психолого–педагогические особенности обучающихся состоящие на учете в КДН и ЗП.

Исходя из проанализированной литературы можно говорить о том что несовершеннолетние которые склонны к совершению правонарушений чаще всего не заинтересованы и не замотивированы в обучении, они не имеют конкретных целей в жизни, предпочитают жить «одним днем», редко думают о последствиях, могут отставать от сверстников в психическом развитии, плохо учатся, всегда интересы и друзья вне школы, импульсивны, вспыльчивы, относятся хорошо к физическому труду, но к продуктам чужого труда относятся неуважительно, чаще всего не имеют общественных обязанностей, подростки-правонарушители зачастую имеют конфликты среди сверстников.

В рамках решения второй задачи, нами было рассмотрено содержание работы социального педагога по организации межведомственного взаимодействия с обучающимися, состоящими на учете в КДН и ЗП.

 Содержание работы социального педагога по организации межведомственного взаимодействия с обучающимися, состоящими на учете в КДН и ЗП предполагает целый комплекс мер, направленных на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого–педагогическую коррекцию личности «трудного подростка»; а также мер по восстановлению социального статуса в коллективе сверстников. Главной задачей социального педагога является разрешение проблем социальной жизни детей. Рассмотрим основные направления работы социального педагога с обучающими, состоящими на учете в КДН и ЗП. Можно выделить следующие основные направления работы социального педагога:

1. Управленческая деятельность;

2. Профилактическая деятельность;

3. Защитно–охранная деятельность подразумевает;

4. Аналитико–диагностическая;

5. Межведомственное взаимодействие;

6. Социально–педагогическое консультирование;

7. Социально–педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация.

В рамках организации межведомственного взаимодействия социальный педагог сотрудничает со следующими субъектами системы профилактики:

1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав,

2. Органы управления социальной защиты населения,

3. Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования,

4.  Органы опеки и попечительства,

5. Органы по делам молодежи,

6.  Органы управления здравоохранением,

7.  Органы службы занятости,

8. Органы внутренних дел.

В ходе решения третьей задачи нами была составлена и апробирована программа организации межведомственного взаимодействия социального педагога с обучающимися, состоящими на учете в КДН и ЗП.

В рамках нашего исследования нами была проведена первичная диагностика несовершеннолетних по методикам: Диагностика уровня школьной тревожности Филлипса и «Анкета уровня школьной мотивации Н. Г Лускановой»

Далее была апробирована программа по межведомственному взаимодействию Управления образования Администрации МО «Майминский район» с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, которая состоит из 3 этапов:

1. Подготовительный этап.

2. Организационный этап

3. Итоговый этап.

После проведенных мероприятий в рамках программы нами было проведена вторичная диагностика. На основе полученных результатов исследования нами были составлены методические рекомендации педагогам по организации межведомственного взаимодействия социального педагога с обучающимися, состоящими на учете в КДН и ЗП, которые позволяют организовать комплексную систему взаимодействия руководителей, социального педагога, педагога–психолога, администрации школы и родителей, а также иных структурных подразделений. Четкий план действий в этом направлении, взаимодействие с подопечными на всех уровнях обеспечат качество психолого–педагогического сопровождения данной категории обучающихся.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...