Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы оценки физического развития детей.




Для индивидуальной оценки физического развития детей используются различные методы. В самой общей форме для этих целей могут быть приме­нены измерения размеров и массы тела (антропометрия или педометрия), осмотр и описание признаков телосложения и внешнего облика (соматоскопия), динамометрия, исследования физической работоспособности с помощью стептеста или велоэргометрии. Иногда в этот комплекс включаются и некоторые физиометрические показатели (жизненная емкость легких, данные ЭКГ и т д.).

Простейший (более часто используемый) метод - сравнение показате­лей ребенка с нормальными величинами, полученными при изучении практиче­ски здоровых детей. Для этого существуют специальные таблицы, эмпириче­ские формулы. Для условной оценки эти методы хороши и в большинстве слу­чаев достаточны.

Некоторые методы оценки физического развития имеют сейчас лишь историческое значение. В течение многих десятилетий широко применялся метод индексов. На смену индексам пришел профиль физического развития, предложенный в 1910 году Н.И.Моллесоном.

Индексы и профиль физического развития сменил метод Мартино (1925 г.) в модификации Б.Г.Штефко. В основу градации было положено среднее квадратическое отклонение (s) признака. Для детей Южного Урала нормативные материалы по оценке физического развития с применением параметрических методов статистики (сигмальных) были разработаны А.И.Масловой (1965 г.), Л.Г.Розенфельд (1971 г.). Однако, в настоящее время данные табли­цы с нормативами для детей Южного Урала не используются в связи с давно­стью их издания. Кроме того, сигма может служить мерилом изменчивости только для свободных, не связанных друг с другом признаков. При оценке же физического развития рекомендуется рассматривать все признаки во взаимосвязи.

В настоящее время наиболее распространенными методами оценки физического развития индивидуума являются метод корреляции (по шкале регрессии) и метод непараметрической статистики (центильный анализ).

Центильный метод является строго региональным. В 1987 г. по заданию ГУЗО Челябинской области данный метод с использованием центильных таблиц, опубликованных И.М.Воронцовым (Ленинград, 1986 г.), был апробирован сотрудниками кафедры пропедевтики детских болезней Челябинского медицин­ского института зав. кафедрой профессор А.Н. Узунова на 1500 детях в возрасте от 7 дней до 15 лет в детской дорож­ной больнице ст. Челябинск, дошкольных учреждениях Южноуральской железной дороги, детских боль­ницах г.Челябинска. Был сделан вывод о возможности использования данных таблиц для оценки физического развития и его отклонений в работе детских поликлиник, дошкольных учреждений и школ г.Челябинска, Челябинской об­ласти, и опубликованы методические рекомендации "Оценка физического развития" (Челябинск, 1989 г.), которые внедрены в настоящее время практически во все поликлиники и стационары г.Челябинска.

В дальнейшей работе со студентами и врачами-интернами Челябинской медицинской академии, ежегодно используя данные центильные таблицы при определении физического развития детей во время практических занятий, во время летней практики в лечебно-профилактических и лечебных учреждениях г.Челябинска и области, возможность использования данных таблиц была подтверждена.!!По правилам использования таблиц, интерпретации полученных результатов физического развития детей на данной …. издавались учебно-методические пособия (Челябинск 1998, 1999 г.г.)!!

Изменение основных антропометрических показателей в процессе роста и развития детей.

Во внутриутробном периоде имеет место самое интенсивное наращивание и длины, и массы тела. Только между первым и вторым месяцами плод увели­чивается в длину почти в 3 раза, а в массе - в 10 раз. Хорошо прослеживается уменьшение скорости роста к концу срока внутриутробного развития. В последние недели она самая низкая и увеличение срока беременности (ее перенашивание) может уже не сказыватьсяна увеличении длины тела и только незначительно сказывается на массе. Это связано с возникновением в конце срока беременности явлений "объемного торможения", т.е. тормозящего влияния ограниченного объема и упругости матки на развитие плода.

Длина тела доношенного новорожденного колеблется от 46 см до 56 см и в среднем у мальчиков равна 50,7 см, а у девочек - 50,2 см. Принято считать, что если новорожденный ребенок имеет длину 45 см и менее, то он недоношен.

Масса тела доношенного новорожденного в среднем составляет для мальчиков 3494 гр., для девочек -3348 гр. Допустимыми колебаниями массы тела при рождении считаются 2501-4000 гр.. Новорожденные массой с 2500 гр. и менее счи­таются недоношенными, или родившимися с внутриутробной гипотрофией, а с массой 4 кг и более - крупными.

Перед педиатром, работающим в родильном отделении, нередко стоит задача определения срока беременности по показателям длины и массы плода, либо соответствия длины и массы плода известному из анамнеза сроку беременности. Для этого могут быть использованы таблицы и номограммы соответствующих стандартов. Примером такой таблицы является таблица 3.

Таблица 3.

Масса тела при рождении в зависимости от срока беременности

 

Срок беременности (нед.)   Масса тела при рождении, гр.  
10%   25%   50%   75%   90%  
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

 

Оценочные перцентильные таблицы физического развития новорожденного представлены на рисунке 4.!!

Ориентировочные суждения о соответствии массы и длины тела срокам внутриутробного развития и между собой можно сделать и на основании эмпирических формул (таблица 4).

Таблица 4.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...