Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Бюджет и бюджетная система  63




темой, четко высветили недостатки действующего механизма управ­ления общественными финансами. Главный недостаток заключался в том, что этот механизм был ориентирован не на управление ре­зультатами, а на управление затратами.

Обеспечение экономической и социальной стабильности в госу­дарстве, повышение эффективности использования бюджетных средств потребовали проведения в стране бюджетных реформ, цель которых заключается в:

• поддержании макроэкономической и финансовой стабиль­ности в государстве;

• обеспечении выполнения и создании условий для оптими­зации расходных обязательств всех уровней власти в стране;

• повышении отдачи от бюджетных ассигнований и достиже­нии на этой основе более высокого экономического и соци­ального эффекта;

• формировании налоговой системы, стимулирующей эконо­мический рост и обеспечивающей необходимый уровень до­ходов бюджетной системы;

• оптимизации управления государственным долгом и финан­совыми активами;

• обеспечении прозрачности, стабильности финансовой сис­темы и финансовых институтов страны.

Бюджетные реформы начались с первых лет перехода к рыноч­ной экономике. Уже в 1991 г. были разработаны и изданы два ос­новополагающих закона: Закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. № 1734-1 и Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 июля 1991 г. № 146-ФЗ, заложившие новые основы формирова­ния и функционирования бюджетной и налоговой систем нашего государства.

В 1991 г. вместо действовавших раздельных для федерального и территориальных бюджетов классификаций была введена единая бюджетная классификация, объединившая в одном документе од­нородные доходы и расходы федерального, региональных и мест­ных бюджетов.

Важным этапом реформирования межбюджетных отношений стал Закон «О финансовых основах местного самоуправления» от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ, регламентировавший формирование и использование финансовых ресурсов местного самоуправления, впервые определивший состав местных финансов и принципы их образования и установивший, что формирование местных бюджетов основывается на государственных минимальных социальных стан­дартах и социальных нормах.


54 И. Централизованные государственные и территориальные финансы

В 1997 г. была введена новая бюджетная классификация, отра­зившая изменения в планировании, исполнении и учете бюджетных доходов и расходов. В 1998 г. были приняты Бюджетный и Налого­вый кодексы РФ, установившие основы действующих в настоящее время бюджетной и налоговой систем, а также бюджетного процесса.

Бюджетные реформы проводились и продолжают проводиться по следующим важнейшим направлениям:

(1) реформирование межбюджетных отношений;

(2) реформирование бюджетного процесса;

(3) реформирование бюджетной сети (реорганизация бюджет­ных учреждений).

В рамках первого направления Правительство РФ Постановле­нием от 30 июля 1998 г. № 862 утвердило «Концепцию реформиро­вания межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999— 2001 гг. ». Продолжением работы в этом направлении стала «Про­грамма развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года», одобренная Правительством РФ, и изда­ние в 2003 г. новой редакции Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ. Издание этого закона повлекло внесение существенных изменений в 2003 г. в Бюджетный кодекс РФ. Главным итогом реформирования меж­бюджетных отношений стало разделение уровней бюджетной сис­темы России с определением на постоянной основе для каждого ее уровня полномочий, доходов и расходных обязательств.

В 2005 г. Министерство финансов РФ разработало «Концепцию повышения эффективности межбюджетных отношений и повыше­ния качества управления общественными финансами в Российской Федерации на 2006—2008 годы».

В рамках второго направления реформирование бюджетного процесса началось с подготовки и утверждения Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2005 г. № 118 «Положения о разра­ботке перспективного финансового плана Российской Федерации», а также с подготовки и одобрения Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 «Концепции реформирования бюджет­ного процесса в Российской Федерации в 2004—2006 годах».

Эта Концепция и утвержденный Правительством РФ План меро­приятий по ее реализации в 2004—2006 гг. предусматривают: осуще­ствление мероприятий по внедрению среднесрочного планирования и исполнения бюджета, ориентированных на результаты; введение новой бюджетной классификации и бюджетного учета; изменение процедур составления исполнительными органами и рассмотрения представительными органами власти проектов бюджетов.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...