Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

76 "• Централизованные государственные и территориальные финансы




76 " • Централизованные государственные и территориальные финансы

Таблица 4. 4. Расходы федерального бюджета Российской Федерации за 2004 г. (млн руб. )


Сумма %к итогу
80 720 3, 0
33 012 1, 2
56 653 2, 1
429 998 15, 9

Показатель

1. Государственное управление и местное само­управление

2. Судебная власть

3. Международная деятельность

4. Национальная оборона

5. Правоохранительная деятельность и обеспечение

безопасности государства                                315 350  11, 6

6. Фундаментальные исследования и содействие на­учно-техническому прогрессу 47 478 1, 7

7. Промышленность, энергетика и строительство     81 386   3, 0

8. Сельское хозяйство и рыболовство                      34 818   1, 3

9. Охрана окружающей природной среды и природ­ных ресурсов, гидрометеорология, картография и

геодезия                                                            12 616   0, 5

26 483 0, 9
121 619 4, 5
16 786 0, 6
11 295 0, 4
49 122 1, 8
153 798 5, 6
204 729 7, 5
354 701 13, 1
502 677 18, 6
11 277 0, 4
12 001 0, 5
0, 2
48 772 1, 8
14 074 0, 5
2 698 867
730 006  

10. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и инфор­матика 6866   0, 3

11. Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий

12. Образование

13. Культура, искусство и кинематография

14. Средства массовой информации

15. Здравоохранение и физическая культура

16. Социальная политика

17. Обслуживание государственного долга

18. Финансовая помощь бюджетам других уровней

19. Средства, передаваемые государственным вне­бюджетным фондам

20 Утилизация и ликвидация вооружений

21. Исследование и использование космического пространства

22. Расходы на проведение военной реформы

23. Дорожное хозяйство

24. Целевые бюджетные фонды
Всего расходов
Профицит бюджета


4. Бюджет и бюджетная система                                                                  77

Второе место (13%) занимают расходы на социально-культурные мероприятия. В объеме общегосударственных расходов на высшее образование средства федерального бюджета превышают 90%, профессионально-техническое и среднее специальное образо­вание — более 50%, на социальную политику — около 40%, культу­ру и искусство более — 20%.

Третье место в расходах федерального бюджета занимают все возрастающие ассигнования на обслуживание государственного долга (более 7%).

Затраты на поддержку отраслей народного хозяйства составляют примерно 6% всех расходов. В общегосударственных расходах на промышленность, энергетику, строительство расходы федерального бюджета превышают 20%, на сельское хозяйство — свыше 10%.

Федеральный бюджет является важным инструментом межре­гионального перераспределения общегосударственных средств. За счет федеральных налогов формируется Фонд финансовой под­держки регионов, из федерального бюджета субъектам Российской Федерации выделяются дотации и субвенции. В 2004 г. регионы получили более 350 млрд руб. в виде трансфертов, дотаций и суб­венций, средств, перечисленных по взаимным расчетам.

4. 6. Финансово-бюджетный федерализм

Конституцией РФ 1993 г. закреплено федеративное устройство на­шего государства, которое основано на государственной целостно­сти, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Субъ­ектами РФ являются республики в составе РФ, края, области, авто­номные округа, автономная область, города Москва и Санкт-Петербург.

В соответствии с Конституцией РФ разграничены предметы ве­дения и полномочия между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, в том чис­ле в области бюджета. Каждый субъект Федерации имеет свой бюджет, средства которого предназначены для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам его ведения. В ст. 15 Бюджетно­го кодекса РФ он назван региональным бюджетом.

Административно-территориальные образования (муниципаль­ные образования), составляющие территорию субъекта Федерации согласно Конституции РФ, имеют свои бюджеты. Бюджет субъекта Федерации (региональный бюджет) и свод бюджетов муниципаль­ных образований (местных бюджетов) составляют консолидирован-


73 Н- Централизованные государственные и территориальные финансы

ный бюджет субъекта Федерации. В свою очередь, совокупность региональных и местных бюджетов составляют территориальные бюджеты.

Принципы бюджетного федерализма Федеративное устройство Рос­сии, разграничение прав и полномочий между центром и субъекта­ми Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного фе­дерализма.

Финансово-бюджетный федерализм — это разделение полномо­чий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области фи­нансов, и в частности в бюджетной сфере. Финансово-бюд­жетный федерализм реализуется главным образом в ходе бюд­жетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и рас­ходовании бюджетных средств.

Финансово-бюджетный федерализм базируется на следующих основных принципах:

(1) законодательное разграничение полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;

(2) обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;

(3) обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;

(4) наличие единых для каждого звена бюджетной системы фор­мализованных прозрачных и всем понятных методов регули­рования бюджетов;

(5) самостоятельность и равноправие каждого бюджета, входя­
щего в бюджетную систему, которые выражаются в само­
стоятельности бюджетного процесса, в том числе определе­
нии направлений использования бюджетных средств, под­
контрольности исполнения бюджета соответствующим пред­
ставительным органам власти и т. д.

Развитие бюджетного федерализма Быстрому развитию финансово-бюджетного федерализма в Российской Федерации способствовало принятие ряда федеральных законов. В соответствии с Законом «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. субъектам Федерации не устанавливаются раз­меры доходов и расходов, они имеют право самостоятельно опреде­лять направления использования бюджетных средств. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...