Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Бюджет и бюджетная система  99




В условиях, когда средства центрального бюджета направлялись на финансирование армии, чиновничества, двора, а средства территори­альных бюджетов были незначительны, в России в отличие от других стран это привело к тому, что не было построено больших обществен­ных объектов (храмов, библиотек и т. д. ), не создано развитое комму­нальное хозяйство (водопровод, канализация, дороги и др. ). Такое по­ложение наблюдалось на протяжении всей истории России.

Финансовые противоречия между центром и территориями бы­ли постоянны. Уже с IX в. известен финансовый конфликт между центром и регионами. Князь Игорь, собрав дань с древлян, вернул­ся в их землю, чтобы получить дополнительную сумму. Возмущен­ные древляне восстали и убили князя.

Негативно сказалась на истории России в XVI в. политика Ива­на Грозного. Разделение территории страны на земщину, куда во­шли экономически слабые регионы, и опричнину; перевод развития земских территорий за счет своих налогов; сосредоточение за счет богатых земель опричнины в государевой казне (центральном бюд­жете) большей части финансовых ресурсов государства и использо­вание этих средств на многолетнюю Ливонскую войну привели к разорению страны. Это закончилось обнищанием населения и Смутным временем, сопровождавшимся бунтами, иностранной ин­тервенцией. Лишь по счастливой случайности Русское централизо­ванное государство вновь не распалось на уделы, но в экономиче­ском и социальном развитии оно было отброшено в глубь веков и еще более отстало от западноевропейских стран.

В XIX в. беспрецедентная централизация власти и финансовых ресурсов в центре при Николае I привели к ослаблению государст­ва, поражению в Крымское войне. И наоборот, проведенные Алек­сандром II реформы, в том числе и земская, организация органов местного самоуправления — земств, передача им части общегосу­дарственных финансовых ресурсов стали основой для ускорения темпов развития России в конце XIX — начале XX в.

Однако вступление на престол Николая II, его нежелание про­водить демократические реформы, централизация финансовых ре­сурсов для проведения военных авантюр на Дальнем Востоке, под­готовки к войне и втягивание России в Первую мировую войну ра­зорили ее, привели к двум революциям и практически к развалу государства.

В первые десятилетия советской власти отмечалось стремление к развитию социально-бытовой инфраструктуры. Помимо политиче­ских, идеологических подходов были практические причины увели­чения ресурсов на инфраструктуру. Для преодоления технической отсталости, создания промышленного потенциала надо было разви-


100 II- Централизованные государственные и территориальные финансы

вать индустрию, строить новые предприятия, города, создавать ком­муникации, развивать образовательные учреждения, выпускающие специалистов, формировать сеть медицинских учреждений и т. д.

Источником средств для развития социально-бытовой инфра­структуры стали территориальные бюджеты, доля которых в государ­ственном бюджете возросла и в 1925 г. составила 26% всех средств, поступивших в бюджетную систему1. Это позволило советской вла­сти развивать социально-бытовую инфраструктуру, резко повысив обеспеченность населения услугами ее предприятий и учреждений.

К сожалению, в последней четверти XX в. с милитаризацией экономики, усилением для этого централизации средств в союзном бюджете доля местных бюджетов в общегосударственных финансо­вых ресурсах снизилась до 16%2. Это привело к экономическому ис­тощению регионов, отставанию в развитии социально-бытовой ин­фраструктуры, недовольству населения, сепаратизму, развалу СССР.

И в настоящее время доля территориальных бюджетов в общего­сударственных финансовых ресурсах недостаточна. Она ниже, чем доля федерального бюджета. Она также ниже, чем в экономически развитых странах, где доля территориальных бюджетов выше, чем доля центрального бюджета. Отсюда и причина слабого состояния нашей социальной инфраструктуры и отставания России в обеспе­ченности населения ее услугами по сравнению со многими странами.

В 1998 г. был принят важный документ, регулирующий меж­бюджетные отношения в России: «Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999—2001 годах», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 30 ию­ля 1998 г. № 862. Основу этой Концепции составляли следующие мероприятия:

• существенное сокращение объемов финансовой помощи из Федерального фонда финансовой поддержки регионов, при этом число регионов, получающих средства, уменьшается незначительно;

• ликвидация субвенций всем городам Российской Федерации;

• определение расходов региональных бюджетов на норма­тивной основе;

• постепенный переход к оказанию финансовой помощи ин­вестиционного характера на принципах софинансирования;

• введение особого финансового режима для регионов, особо нуждающихся в финансовой поддержке.

1 Дьяченко В. П. Советские финансы в первой фазе развития социалистического госу­
дарства. С. 42, 44.

2 Поляк Г. Б. Финансы местных Советов. М., 1991. С. 35.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...