Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольные вопросы. 5. Бюджетный процесс Ю5




КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Охарактеризуйте государственный бюджет как механизм, позво­ляющий проводить государству экономическую и социальную политику.

2. Как проявляются распределительная и контролирующая функции бюджета?

3. Объясните, как вы понимаете термины «бюджетное устройство» и «бюджетная система».

4. Охарактеризуйте консолидированный бюджет РФ.

5. Дайте характеристику федерального бюджета РФ.

6. Какова сущность финансово-бюджетного федерализма и меж­бюджетных отношений?

7. Охарактеризуйте методы бюджетного регулирования.


БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС

5. 1. Бюджетный процесс: сущность, назначение и участники

Финансово-бюджетная политика Выполнение государством возло­женных на него функций связано с наличием у него необходимых финансовых ресурсов, а это в свою очередь требует концентрации в бюджете части денежных средств, создаваемых в государстве. В ходе мобилизации в бюджет этих средств и их использования, как уже отмечалось, возникают финансовые отношения между государст­вом, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнова­ний. Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабатываемой и осуществляемой органа­ми власти. Финансово-бюджетная политика включает действия го­сударственных и территориальных органов власти в налоговой, де­нежно-кредитной, ценовой и других областях финансов.

Финансово-бюджетная политика осуществляется главным образом в ходе работ, производимых органами власти по мобилизации средств в бюджет и их использованию, т. е. в ходе бюджетного процесса.

Бюджетный процесс — совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществ­лению финансово-бюджетной политики и управлению бюджет­ной системой.

Финансово-бюджетная политика государства ежегодно опреде­ляется в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации. На территориальном уровне она определяется решениями соответствующих органов власти. Эта политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых ор­ганов, органа денежно-кредитного регулирования (Банк России),


104 II- Централизованные государственные и территориальные финансы

контрольно-счетных органов (контрольно-счетные палаты Россий­ской Федерации и субъектов Российской Федерации, другие кон­трольные органы исполнительной власти).

В Российской Федерации бюджетный период, т. е. время совер­шения процесса исполнения бюджета, установлен с 1 января по 31 декабря, следовательно, он совпадает с календарным годом. Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий.

Участники бюджетного процесса Бюджетный процесс осуществляет­ся органами, наделенными в соответствии с законодательством бюджетными полномочиями, т. е. правами и обязанностями участ­ников бюджетного процесса. Такими полномочиями наделены: органы представительной и исполнительной власти; финансовые и налоговые органы; органы денежно-кредитного регулирования и органы государственного финансового контроля; главные распоря­дители бюджетных средств и распорядители бюджетных средств; государственные целевые внебюджетные фонды.

Представительные органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении.

Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, испол­нение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджетов.

Банк России совместно с Правительством России разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики государства, обслужива­ет денежные счета Казначейства Российской Федерации, счета го­сударственных целевых внебюджетных фондов, счета территориаль­ных бюджетов.

Главный распорядитель бюджетных средств — это орган испол­нительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополуча­телям, доводит до них уведомления о бюджетных назначениях, ут­верждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необхо­димости распределение средств между статьями утвержденной для них сметы, осуществляет контроль за рациональным, целевым ис­пользованием бюджетополучателем бюджетных средств.


5. Бюджетный процесс                                                                Ю5

Распорядитель бюджетных средств — это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями, он доводит до них уведомления о бюджетных ассигнованиях, утвер­ждает сметы доходов и расходов бюджетополучателей, контролирует целевое использование ими бюджетных средств.

Бюджетополучатель {бюджетное учреждение) — это организа­ция, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера (управление, оборона, соци­ально-культурные мероприятия и др. ) и финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.

Контрольно-счетные органы (Счетная палата Российской Феде­рации, контрольно-счетные палаты субъектов Российской Федера­ции и муниципальных образований) осуществляют контроль за ис­полнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и вне­бюджетных фондов.

Все перечисленные выше органы власти и учреждения являются участниками бюджетного процесса. Бюджетный процесс включает:

• сводное финансовое планирование и прогнозирование;

• составление перспективного финансового плана;

• составление, рассмотрение и утверждение проекта бюджета;

• исполнение бюджета в течение бюджетного года;

• анализ и контроль исполнения бюджета.

5. 2. Реформирование бюджетного процесса

Несмотря на осуществленные в последние годы мероприятия по совершенствованию бюджетного процесса, в нем имелся главный недостаток — отсутствие механизма обеспечения результативности использования бюджетных средств. Этот недостаток выразился:

(1) в разработке среднесрочного финансового плана для каждо­го бюджетного цикла отдельно, годовом периоде планиро­вания бюджетных расходов, неопределенности объема и структуры ассигнований, выделяемых главным распоряди­телям, распорядителям и получателям бюджетных средств, т. е. администраторам бюджетных средств;

(2) предоставлении бюджетных средств на основе корректиров­ки (индексации) ассигнований прошлых лет в условиях низкой формализации механизмов перераспределения бюд­жетных ресурсов и отсутствия четких критериев и процедур отбора финансируемых направлений и мероприятий в соот­ветствии с приоритетами государственной политики;


\ 05 Н. Централизованные государственные и территориальные финансы

(3) отсутствии четких формулировок целей и конечных резуль­татов использования бюджетных средств, а также критериев оценки деятельности администраторов бюджетных средств;

(4) ограниченности полномочий и, следовательно, ответствен­ности администраторов бюджетных средств при формиро­вании и исполнении бюджета;

(5) преобладании внешнего контроля за соответствием кассо­вых расходов плановым показателям при отсутствии проце­дур и методологии внутреннего и внешнего контроля (мо­ниторинга) обоснованности планирования и результатов использования бюджетных средств;

(6) отсутствии системы оценки финансового результата дея­тельности органов власти разных уровней и закрепления за определенными органами государственной власти и органа­ми местного самоуправления активов и обязательств соот­ветственно РФ, субъекта РФ или муниципального образо­вания;

(7) затянутости и громоздкости процедуры рассмотрения про­екта бюджета представительными органами власти, ориен­тированной на технические детали в ущерб оценке приори­тетов бюджетной политики и их реализации;

(8) нечеткости разграничения полномочий в бюджетном про­цессе между представительными и исполнительными орга­нами власти.

Все это ограничивает возможности и стимулы повышения эф­фективности управления общественными финансами и переориен­тации деятельности администраторов бюджетных средств с освое­ния выделенных им ассигнований на достижение конечных значи­мых и измеримых результатов.

Концепция реформирования бюджетного процесса Для изменения сложившейся ситуации Министерство финансов РФ подготовило, а Правительство РФ Постановлением от 22 мая 2004 г. № 249 одоб­рило «Концепцию реформирования бюджетного процесса в Рос­сийской Федерации в 2004—2006 годах».

Главной задачей реформирования бюджетного процесса являет­ся создание условий и предпосылок для максимально эффективно­го управления общественными финансами в соответствии с при­оритетами государственной политики. Одна из задач этой реформы заключается в смещении акцентов бюджетного процесса от «управ­ления бюджетными ресурсами (затратами)» к «управлению резуль­татами» путем повышения ответственности и расширения само-


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...