Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Бюджет и бюджетная система  97




Фонд реформирования региональных финансов создан в 2002 г. для финансового оздоровления, содействия реформированию бюджетной сферы, стимулирования экономических реформ в регионах. Источ­ником формирования Фонда являются средства займа Всемирного банка реконструкции и развития и средства федерального бюджета.

Средства Фонда в виде субсидий будут предоставляться ото­бранным на конкурсной основе регионам при условии осуществле­ния им реформ в бюджетной сфере.

4. 9. Межбюджетные отношения: экономические и социальные аспекты

Изучение истории вопроса о межбюджетных отношениях имеет не столько познавательное, сколько практическое значение. Кто не знает прошлого, тот не видит будущего. Это относится к любому яв­лению, в том числе и к территориальным бюджетам.

От доли территориальных бюджетов в объеме централизованных общегосударственных финансовых ресурсов зависит размер средств, выделяемых государством на развитие и содержание отраслей, обес­печивающих потребности населения в жилищно-коммунальных и социально-культурных услугах, т. е. жизненно важные потребности жителей.

Во всем мире на протяжении тысячелетий действовал и дейст­вует закон централизации финансов. Изучение развития территори­альных финансов и вопроса о соотношении общегосударственных и территориальных финансов свидетельствует о наличии следующих закономерностей:

(1) с повышением концентрации финансовых ресурсов в цен­тральном бюджете ухудшается состояние территориальных финансов;

(2) уменьшение доли территориальных финансов влечет за со­бой ухудшение экономического и социального положения в регионах;

(3) снижение параметров экономического и социального разви­тия регионов ведет к ухудшению этих показателей в целом по стране.

Это позволило нам сформулировать следующий закон: «Чем вы­ше уровень концентрации средств в центральном бюджете, тем ниже уровень экономического и социального развития государства».

В основе действия этого закона лежат следующие явления. Концентрируемые в центральном бюджете государства финансовые средства в основном направляются на обеспечение таких непроиз­водительных расходов, как содержание армии, аппарата управле­ния, т. е. меньшей части населения. На территориальные бюджеты


98 " • Централизованные государственные и территориальные финансы

(бюджеты регионов, городов, сел) ложится нагрузка по содержанию социально-бытовой инфраструктуры (жилищно-коммунальное хо­зяйство, дороги, здравоохранение, образование и т. д. ) — это расхо­ды, предназначенные для подавляющей части населения.

Чем больше средств направляется в центральный бюджет, тем меньше остается возможностей в государстве для финансирования инфраструктуры. Но так как социально-бытовая инфраструктура призвана создавать условия для обеспечения населения необходи­мыми первоочередными услугами, то с увеличением доли цен­трального бюджета уменьшается доля средств, направляемых на жизнеобеспечение человека.

В России доля территориальных бюджетов и средств, направ­ляемых на человека, всегда была мала по сравнению с европейски­ми странами. Если в нашей стране доля местных бюджетов в обще­государственных бюджетных средствах не превышала 27%, то в за­падноевропейских странах она колебалась от 30 до 50%. Тем самым предопределилось отставание в развитии инфраструктурных отрас­лей. Это имело свои исторические корни.

В центральной России полезных ископаемых мало. Природные условия суровы. Поэтому производительность сельскохозяйственных земель низкая. Созданный валовой продукт также был невелик. Кроме того, надо отметить, что при натуральном хозяйстве был сла­бо развит внутренний рынок. При этом в страну надо было ввозить из-за рубежа драгоценные металлы для чеканки российских денег, а для господствующего класса — предметы роскоши. Все это было причиной слабого развития финансовой базы государства. В стране постоянно ощущался большой недостаток финансовых средств.

В то же время Российское государство почти непрерывно вело войны, сначала оборонительные, а с XVI в. — в основном наступа­тельные. Расширение территорий требовало, с одной стороны, уве­личения армии как для защиты новых территорий от внешних вра­гов, так и для борьбы с сепаратизмом внутри страны, с другой — вызывало необходимость увеличения аппарата управления.

Таким образом, войны, содержание армии, чиновников и цар­ского двора вызывали постоянный рост государственных расходов. При слабой налогооблагаемой базе это приводило к значительному изъятию финансовых ресурсов, создаваемых в стране, в казну, т. е. в центральный бюджет. На территориальные бюджеты оставалась значительно меньшая часть финансовых ресурсов. Доля местных бюджетов в 1913 г. составляла лишь примерно 15% всех средств, поступающих в бюджетную систему страны1.

1 Дьяченко В. П. Советские финансы в первой фазе развития социалистического госу­дарства. М., 1947. С. 16, 19.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...