Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Бюджет и бюджетная система  93




4. Бюджет и бюджетная система                                                     93

чена в концепцию перевода на новые принципы хозяйствования в экспериментальном порядке ряда регионов.

Суть этой модели заключается в следующем. Все платежи в бюджет предприятий и организаций союзного, республиканского и местного подчинения, государственные и местные налоги, все бюджетные доходы, мобилизуемые в регионе, должны направляться на открытый в каждом районе, городе общий счет государственного бюджета СССР. С этого счета по утвержденным Верховным Сове­том СССР долговременным нормативам банк распределяет средства между союзным бюджетом и бюджетом союзной республики неза­висимо от воли предприятий и органов управления всех уровней. Для нижестоящих бюджетов норматив утверждается Верховным Со­ветом союзной республики, сессиями областного, районного Сове­тов народных депутатов.

Следовательно, каждое предприятие, каждый гражданин высту­пали плательщиками одновременно в союзный, республиканский и местный бюджеты. Союзный бюджет и каждый территориальный бюджет должны были получать свою долю от общей суммы средств, поступивших в государственный бюджет СССР на территории ре­гиона, т. е. от территориальных бюджетных доходов (ТБД).

С внедрением такого принципа распределения ТБД теряло смысл и разделение предприятий на союзные, республиканские и местные.

Формирование территориального бюджета на основе указанного принципа теснее связывало его с результатами экономического раз­вития региона, позволяло уже на этапе бюджетного планирования соизмерять размер территориальных доходов с доходами территори­ального бюджета, реальнее планировать расходы бюджета, опреде­лять направления выявления резервов в региональной экономике. Повышались заинтересованность и ответственность союзных, рес­публиканских и местных органов власти за конечные результаты экономического развития всех предприятий, территорий, так как источником всех бюджетов будет общий ТБД.

В ходе перестройки механизма формирования бюджетов должен был быть решен ряд вопросов, в том числе и такой: кому должен быть установлен пятилетний норматив отчислений от ТБД? Пред­лагались следующие варианты:

(1) норматив отчислений в процентах от общей суммы ТБД ус­танавливается для территориального бюджета, оставшаяся часть направляется в вышестоящие бюджеты;

(2) по установленным нормативам в процентах от общей суммы ТБД средства направляются в вышестоящие бюджеты, ос­тавшаяся часть — в местный бюджет;


94 " • Централизованные государственные и территориальные финансы

(3) в каждый из вышестоящих бюджетов направляется твердо за­фиксированная абсолютная сумма ТБД, оставшаяся часть — в местный бюджет.

Далее предлагалось, что для повышения ответственности и за­интересованности нижестоящих территорий в конечных результатах хозяйственной деятельности всех предприятий более приемлемыми были второй и третий варианты, когда территориальные бюджеты формировались бы на основе остаточного принципа распределения ТБД после внесения в вышестоящие бюджеты сумм в виде своеоб­разного налога с территории.

Третий вариант интересен был не только для нижестоящих тер­риторий, которым он давал максимальные возможности для выяв­ления внутрирегиональных резервов, но и для вышестоящих, так как фиксированный норматив обеспечивал гарантированные объе­мы средств их бюджетов.

Необходимо было также определить, единый или дифференци­рованные нормативы следует применять. Если установить единый для всех территорий норматив формирования бюджетов, то в силу сложившихся уровней экономического и социального развития у части территорий бюджет, сформированный по этому нормативу, мог быть меньше достигнутого, а у части — больше. Для устране­ния этих противоречий предлагалось несколько путей:

(1) возможно выделение из вышестоящих бюджетов дотаций и субвенций тем территориям, в бюджете которых будет не­достаточно средств для финансового обеспечения социаль­ных нормативов;

(2) территории, у которых в результате применения единого норматива отчислений от территориального дохода будет выявлено в процессе планирования бюджетов средств боль­ше, чем необходимо для удовлетворения социальных норма­тивов, должны перечислить эти средства в вышестоящий бюджет;

(3) для регулирования бюджетов союзных республик предлага­лось создание межреспубликанского фонда финансовой по­мощи. Формироваться он мог за счет отчислений от терри­ториального дохода каждой республики. Для всех республик устанавливался единый норматив отчислений в этот фонд от ТБД. Выделение республикам средств из этого фонда опре­делялось Верховным Советом СССР с учетом не только по­требности каждой республики, но и ее вклада в националь­ный доход страны. Средства, спланированные республикой по единому нормативу отчислений от ТБД и превышающие ее потребность для удовлетворения по социальным норма­тивам, перечислялись в межреспубликанский фонд.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...