Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. Бюджетный процесс 1§д. 7. Государственный кредит  237




5. Бюджетный процесс                                                                                   1§д

4. Что представляет собой система финансовых планов?

5. Назовите функции участников бюджетного процесса.

6. Охарактеризуйте состав показателей сводного финансового ба­ланса государства и сводного территориального финансового баланса.

7. Какие методы и модели используются при разработке прогноза бюджета?

8. Каков порядок составления проекта федерального и территори­альных бюджетов?

9. Объясните назначение и роль программно-целевого метода бюджетного планирования.

 

10. Какова цель разработки докладов о результатах и основных на­правлениях деятельности бюджетного планирования?

11. Охарактеризуйте процедуры рассмотрения и утверждения про­екта бюджета.

12. Дайте характеристику процесса исполнения бюджета.

13. Каково назначение бюджетной росписи?

14. Перечислите этапы санкционирования исполнения расходов.

15. Каково назначение сметы доходов и расходов бюджетного уч­реждения?

16. Что представляет собой лимит бюджетных обязательств?


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ

7. 1. Государственный кредит: сущность и функции

Государственный кредит как экономическая категория Государствен­ный кредит является важным звеном централизованных (общест­венных) финансов. Как экономическая категория он охватывает совокупность денежных отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта.

Наибольшее развитие во всем мире получила деятельность госу­дарства в качестве заемщика. Объемы операций в качестве кредито­ра, то есть когда государство предоставляет из бюджета средства на возвратной и платной основе юридическим и физическим лицам, встречается значительно реже. В тех случаях, когда государство бе­рет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых другими заемщиками, оно является га­рантом.

В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заем­щик, кредитор), сразу же влияющих на величину централизованных денежных фондов, выдача гарантий не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рас­считался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. Однако обычно достаточно надежные за­емщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоя­нии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. В свя­зи с этим государственные гарантии традиционно распространяют­ся на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов бюджетных средств

Как экономическая категория государственный кредит находит­ся на стыке двух видов денежных отношений — финансов и креди-


7. Государственный кредит                                                                           237

та — и несет признаки как тех, так и других. В качестве звена фи­нансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т. е. бюджета и внебюджетных фондов, и является вторым по величине после дохо­дов источником формирования финансовых ресурсов государства и местных органов самоуправления.

Как один из видов кредита, государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых кате­горий, например налогов. В отличие от налогов он имеет добро­вольный характер, хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от принципа добровольности при размещении зай­мов. Если налоги движутся только в одном направлении: от пла­тельщика в централизованные денежные фонды (обратное движе­ние возможно только в случае возврата переплаченных или оши­бочно взысканных сумм), то основой государственного кредита яв­ляется его возвратность и платность. Платность означает, что через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.

Государственный кредит отличается и от других видов кредит­ных отношений. Эти отличия обусловлены не только по субъектам отношений, но и направлением использования средств, особенно­стями ценообразования на привлеченные или выданные ресурсы, формированием обеспечения.

Государственный кредит как финансовая категория Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финан­сов: распределительную, регулирующую и контрольную.

Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, плат­ности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного де­фицита.

За счет позаимствованных средств государство может финанси­ровать текущие или капитальные расходы. Для сохранения платеже­способности государства краткосрочные займы могут направляться только на покрытие кассовых разрывов, тогда как среднесрочные и долгосрочные позволяют финансировать капитальные расходы.

Финансирование расходов капитального характера за счет поза­имствованных средств в определенных пределах имеет положитель-


238 " Централизованные государственные и территориальные финансы

ное значение. Школа или библиотека обеспечивают потребности не одного поколения, поскольку служат 30—50 лет. В этом случае их строительство не должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользовать­ся их услугами. Гораздо разумнее переложить финансирование та­ких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обес­печивается путем выпуска займов на соответствующий срок. В по­следнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное фи­нансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.

Таким образом, положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее по­мощью налоговое бремя более равномерно распределяется во вре­мени и при благоприятных обстоятельствах может быть даже сни­жено. Финансирование расходов за счет займов позволяет не уве­личить налоги в заданный период времени, что пришлось бы сде­лать в противном случае.

Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погаше­нием государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построен­ный объект после вступления в действие начинает приносить при­быль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления нало­гового бремени в этом случае не происходит.

При непроизводительном использовании мобилизованных в ре­зультате государственных займов капиталов, например финансиро­вания за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задол­женности по уже выпущенным называется рефинансированием госу­дарственного долга.

Усиление тяжести налогового бремени, вызванное заимствова­ниями государства, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщику. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено на­правлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.

Регулирующая функция государственного кредита. Вступая в кре­дитные отношения, государство вольно или невольно воздействует


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...