Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Кризис – пора менять приоритеты




 

Точка опоры

 

Что сильнее всего цепляет человека в такой кризисной ситуации? Самые главные зацепки – это надежды, связанные с уже отмирающими элементами.

Любая надежда, которую человек связывает с отмирающими элементами, принесет ему разочарование. Важно критически, внимательно посмотреть на ситуацию, изучить, что происходит, и взять самое важное. А если это важное не реализуется в новой окружающей среде, то перенести его на другой фундамент.

Ведь для человека не очень‑то важно, будет он ездить на БМВ или «мерседесе», на «жигулях» или «запорожце». Ему нужно какое‑то средство передвижения. Какое? Оно должно быть комфортным и достаточно престижным, должно радовать самого человека. И старые возможности это предоставляли, и новые предоставляют. Но если мечты человека были связаны с «праворукой хондой» с правым рулем, то, наверное, в современных условиях, когда начинается эмбарго, разумнее будет их пересмотреть.

Самое главное – это надежды. А вот в чем они конкретно воплощены – это уже дело десятое. Другое дело, что в нашей ситуации это чаще всего финансовый и социальный азарт. Это сейчас самая азартная почва. И люди, которые не могу от нее отказаться, страдают – и страдают весьма сильно.

Здесь опять же важно помнить, на что в себе нужно опираться. В каждом человеке есть старая, «кризисная» сторона и есть светлая, «антикризисная».

Мы говорили о том, что каждая наша мысль имеет в себе позитивную составляющую и изъян. Изъян – это не что‑то черное или непродуктивное, а то, на что в данный момент нельзя опереться в реальности. Если человек не избавится от изъяна, он будет от этого страдать. Получается, что в каждом человеке скрыта одна маленькая половинка, которая существует в гармонии с миром, и другая, которая с ним спорит. Последней не суждено дождаться ответа от окружающего мира в той форме, в которой она задает этот вопрос. На самом деле в этом нет никакой трагедии. Можно назвать это темной и светлой половинками. Но какую грань ни проведи, всегда одна половинка будет по одну сторону, а другая – по другую, как добрая и злая части человека. Увеличение чувствительности, улучшение понимания этого мира всегда позволяют реализовать себя так, чтобы это было и комфортно, и приятно. Счастье достижимо, несмотря на любой объем той стороны, которая не имеет пока отзыва в окружающей среде.

 

Давайте представим себе мечты человека. Какую‑нибудь маленькую мечту. Предположим, человек хочет создать собственную студию цветочного дизайна. В этом есть главная составляющая: ему хочется красоты признания, а также хочется работать с цветами. И есть сторона чисто техническая: цветы должны быть из Голландии, и нужно учитывать нынешние вкусы публики. Человек понимает, что делает.

В окружающем мире сейчас меняются вещи, которые относятся прежде всего к технической стороне вопроса. То главное, что есть в человеке, сохраняется. Поставили, например, эмбарго – и нет больше цветов из Голландии. Но ведь есть Краснодарский край! В этой ситуации нет ничего ужасного или угрожающего всему делу. Из любой вещи можно взять нечто главное и воплотить идею в новом виде.

 

Я не зря использовал такую метафору, как краски и рисунок. Для человека важен получающийся рисунок. А вот чем будет выполнена мозаика – кусочками смальты, бумаги или кусочками раскрашенного дерева, – не суть важно. Свою мечту человек может воплотить в любом окружении, если он понял, где его мечта, а где просто механика окружающей среды. Таким образом, надо настроить механизм различения: где крах, а где просто рабочий момент. На самом деле в этой полушутке скрыт секрет истины.

 

Перестановка акцентов

 

Кризис внешних социальных форм всегда будет иметь отражение в кризисе внутреннем. Внешний кризис для любого человека, который не тренирован и не создал в себе механизм различения себя и окружающего мира, – это всегда внутренний кризис. Это период душевных страданий, которые могут иметь разную степень глубины.

Если человек вовремя сумеет обрести гармонию с реальностью и окружающим миром и построит то, что он желает, то его кризис будет неглубоким. Но если он не сможет этого сделать, то постепенно разочарование и расстройство будут все глубже и глубже проникать в его душу. Хорошим примером здесь может служить старшее поколение, которое присутствовало при падении СССР. Чем больше человек был интегрирован с идеей социализма и коммунизма – именно интегрирован, то есть верил в них, ставил на них и был интимно соединен с ними, – тем больший кризис он претерпел. Те же, кто только имитировал слияние, как, например, большая часть партийной верхушки, очень успешно из этого дела выбрались. Не оплакивая Советский Союз, наверно, ни дня.

Когда мы переживаем кризис, увидеть новые возможности и просто, и сложно. Часть из них можно вычислить при помощи разума и сознания. Но это одна и самая очевидная часть кризисной истории. Поэтому и конкуренция здесь будет серьезная – новые возможности лежат на поверхности.

Но ведь мы не только представляем окружающий мир, не только понимаем, но еще и чувствуем. А ощущения являются переданными нам в чувственной форме выводами подсознания, которое способно к огромным, многоплановым вычислениям. Если ориентироваться на эти чувства, не впадая, конечно, ни в какую мистику, истерики и самообман, то они вычисляются достаточно легко. Тогда переход от старых тенденций к новым осуществляется без душевных потерь.

Хорошим примером может являться форум Школы ДЭИР. На форуме каждый день бывает полторы тысячи человек, но кризис практически не обсуждается. Он мало кого интересует. Эти люди достаточно успешно перешли на какие‑то другие вещи и не особенно уделяют внимание этой большой, глобальной заморочке.

Как же адаптировать к кризису имеющиеся наработанные модели поведения? Как я уже сказал, суть кризиса и причина попадания человека под этот кризис состоят в ничтожных, малозаметных нюансах его мировосприятия, мышления и реакции на окружающий мир. Без сомнения, все существующие модели точно так же сохранят свою работоспособность и в новых условиях. Только вопрос в том, что они должны быть приложены к другим вещам и немножечко под другим углом.

 

Представьте себе человека, который всю жизнь собирал автомат Калашникова. Перед ним на столе лежат детали, он автоматически пихает одну в другую и таким образом собирает автомат. У него все эти движения заучены. Пришел кризис. Что изменилось? Чаще всего, по крайней мере при теперешнем кризисе, перед ним все так же лежит автомат Калашникова, только его детали развернуты на 30 градусов. Поменяйте плоскость своего действия, и вы опять соберете тот же самый автомат. Но если вы не поменяете ее, у вас ничего не получится. Вот и вся разница.

 

Любой кризис является перестройкой приоритетов, перестройкой психоэнергетического взаимодействия масс людей вокруг тех или иных идей. Здесь находится место и новым идеям, и новым обертонам старых идей. При кризисе энергия начинает течь по чуть измененным руслам. Разницу этих потенциалов достаточно легко почувствовать, выявить и, соответственно, начать правильно действовать.

Разумеется, новые идеи рождают и новые эгрегоры. Это внушает надежду, но сделаем одну оговорку. Любая новая идея, вещь, веяние, схема – это инструмент, при помощи которого люди могут удовлетворить те или иные свои потребности, достичь той или иной мечты. Без сомнения, это является основой для зарождения и существования следующего эгрегора. Этот эгрегор ни в коем случае нельзя считать безопасным и ласковым только в силу того, что он свежевозникший.

Как и старый эгрегор, он со временем должен будет видоизмениться. Точно так же, как любые другие эгрегоры, он воздействует на сознание человека, направляя мышление общества в ту или иную сторону. Взаимодействие с ним тем успешнее, чем лучше оно осознается человеком. Под словом «осознавать» я подразумеваю не сознательное желание взаимодействовать с эгрегором и разговор с ним, а перевод взаимодействия с ним только в сферу сознания, что подразумевает защиту от любого его неосознанного воздействия на человека.

Есть такая тенденция, что в период кризиса в сознании человека вскрываются мечты, фантазии и желания, до поры скрытые привычным социальным поведением. Их энергию можно и нужно использовать для обновления. Ведь они вскрываются не случайно. Появляется какая‑то причина, по которой они проявились. Именно эти, а не другие. Более того, желаний и предощущений в человеке гораздо больше, чем вскрывается при любом кризисе. Почему именно в данный момент, при данном кризисе вскрылись именно эти желания? Просто вы почувствовали эти открывающиеся возможности.

А что вам дало такую возможность? Как почувствовать ветер перемен и откуда он берется? Как ни парадоксально, но этот «ветер» создают стремительно меняющиеся во время кризиса системы ценностей. А вслед за ценностями рушится и система норм, что высвобождает энергию наших скрытых желаний.

 

Кто выживает в кризис?

 

В период перестройки или кризиса одни люди живут лучше, другие – хуже. Для этого есть и эгрегориальные причины. Ведь все люди находятся в разных взаимоотношениях с разными эгрегориальными феноменами и слоями. Если бы сейчас происходил тотальный эгрегориальный кризис, была бы и тотальная инфляция всех представлений в обществе. То есть представлений о чести, любви, благородстве, порядке вещей и даже о языке. Вся ценностная линейка рухнула бы. А мы сейчас наблюдаем только очень маленькую волну, прошедшуюся по чувствительной сфере, по грани безопасности потреблений, только по финансам.

Поэтому рухнула отнюдь не вся эгрегориальная система. Да даже та ее часть, где развивается кризис, не рухнула, а просто немного перестраивается. Немножко, чуть‑чуть. И всегда есть люди, которые находятся в преимущественном взаимодействии с совершенно другими эгрегориальными вещами.

Взять, например, литераторов, охотников, рыболовов. Коснется ли их кризис? Вроде бы рыба точно так же ловится…

От того, с чем человек был связан, зависит и его устойчивость. Это с одной стороны. С другой – есть люди, которые связаны с идеями и с эгрегориальной частью, которая в данный момент находится в кризисе, но их связь не очень жесткая. Это люди, которые не успели переложить свою мечту на краски старого эгрегориального мира. Можно назвать это эффектом новичка. Вы прекрасно знаете, что одни люди интегрируются с идеями намертво и все свои личные мечты переносят только на них, а другие этого не делают. Их личные мечты могут быть связаны с другими вещами или даже еще не проявлены.

Например, молодежь. Без сомнения, в нашем понимании молодые люди больше других пострадают от кризиса. Но они и выход из него найдут быстрее, и быстрее адаптируются. Иными словами, здесь важны две вещи: связь человека с эгрегоральным миром, который подвергается (или не подвергается) изменению, и глубина связи человека с подвергающимся изменению миром. Чем меньше он связан с ним, тем легче пересмотрит свои отношения и войдет в ту же самую реку заново.

В следующей части книги, мы рассмотрим то, каким образом человек связан с миром и как он может использовать эту связь со своей стороны, а не только подвергаться воздействию.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...