Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Из истории социологии




Мыслители с давних пор стремились открыть тайные пружи­ны, управляющие глобальными социальными процессами и ми­ниатюрными механизмами взаимодействия двух и более человек. Возможно, они делали это с меньшим успехом, чем открывали законы мироздания, ибо социология как самостоятельная наука появилась только в середине XIX в. Правда, запоздалое возникно­вение можно объяснить чрезвычайной сложностью предмета изу­чения — человеческого общества. Ведь до сих пор никто точно не знает, когда именно оно возникло. Историки говорят: 40 тыс. лет назад, хотя человеческий род возник более 2 млн лет назад. Не скрыт ли здесь какой-то парадокс?

Первое и достаточно полное представление о строении обще­ства дали античные философы Платон и Аристотель. Затем насту­пила очень долгая, растянувшаяся на 2 тыс. лет, историческая пауза, прежде чем появились выдающиеся ученые и мыслители (Н. Ма­киавелли, Т.Гоббс, Ф.Бэкон, Ж.Ж.Руссо, А.Гельвеции, И.Кант


и многие другие), которые серьезно обогатили знания об обще­стве и поведении людейГ Наконец, в XIX в. рождается собственно социология, вобравшая в себя лучшие достижения человеческой мысли об обществе и благодаря применению конкретно-научных методов продвинувшая наши знания дальше. В ряду творцов науч­ной социологии выделяются О.Конт, К.Маркс, Э.Дюркгейм и М. Вебер. Они открыли научный период истории социологии.

Итак, совершим краткое путешествие в предысторию и исто­рию социологии. К предыстории отнесем античность и Новое вре­мя. Здесь выделяются четыре фигуры: Платон, Аристотель, Н. Ма­киавелли и Т. Гоббс. К собственно истории социологии относится период с середины XIX по начало XX в., когда жили и творили основатели современной социологии О.Конт, К. Маркс, Э.Дюрк­гейм и М. Вебер.

Только в современный период социология появляется как точ­ная наука, опирающаяся на эмпирические факты, научный ме­тод и теорию. Два предшествующих периода характеризуют ее до­научный этап, когда совокупность идей, объяснявших человека и общество, формировалась в рамках социальной философии.

Античность

Первых социологов античности называют социальными фило­софами. Среди них выделяются два гиганта — Платон (427 — 347 до н.э.) и Аристотель (384—322 до н.э.). Они, как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые заверша­лись практическими рекомендациями о том, как усовершенство­вать общество. Поскольку в античности общество и государство не различали, оба понятия употреблялись в качестве синонимов.

Платон. Первым в истории трудом по общей социологии счи­тается «Государство» Платона. Мыслитель подчеркивал особую роль разделения труда и создал первую в мире теорию стратифика­ции, согласно которой любое общество делится на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; сред­ний, включающий воинов, охраняющих государство от смуты и беспорядка; низший — ремесленники и крестьяне. Высший класс, имея огромные привилегии, постоянно злоупотребляет властью. Чтобы этого не происходило, знать должна лишиться частной соб­ственности, которая, согласно Платону, развращает нравы лю­дей. К управлению обществом следует допускать людей, достиг­ших 50 лет, высокообразованных и талантливых. Они должны ве­сти суровый образ жизни и не предаваться земным утехам. (Как вы думаете, а сегодня высший класс следует этим требованиям?)

Аристотель. Согласно учению Аристотеля, опорой порядка вы­ступал средний класс. Кроме него существуют еще два класса —


богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат. Го­сударство лучше всего управляется в том случае, если: 1) масса бедняков не отстранена от участия в управлении; 2) эгоистиче­ские интересы богатых ограничены; 3) средний класс многочис­леннее и сильнее, чем два других.

Несовершенства общества, учил Аристотель, исправляются не уравнительным распределением, а моральным совершенствова­нием людей. Законодатель должен стремиться не к всеобщему ра­венству, а к выравниванию жизненных шансов. Частной собствен­ностью может владеть каждый, она не вредит нравам людей и развивает здоровые эгоистические интересы. Человеком управля­ет множество стремлений, но главное среди них — любовь к день­гам. При коллективной собственности все или большинство бед­ны и озлоблены. С другой стороны, не менее опасно для государ­ства и чрезмерное неравенство людей. Аристотель превозносил об­щество, в котором средний класс сильнее других.

Новое время (XV—XVII вв.)

Николо Макиавелли (1469 — 1527) первым из мыслителей Ново­го времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства. Главное произведение Н. Макиавелли «Государь» как бы продолжает основ­ную линию рассуждения платоновского «Государства», но акцент поставлен не на структуре общества, а на поведении политического лидера. В лице Макиавелли социология и политология обрели новое измерение, они стали наукой о поведении людей в обществе.

Макиавелли считал, что правитель, желающий добиться успе­ха, должен знать законы поведения людей.

Первый закон: нашими действиями правят честолюбие и мотив власти. Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедняками — страсть приобрести то, чего их лишили.

Второй закон: умный правитель не должен выполнять все свои обещаний. Ведь и подданные не очень спешат с выполнением своих обязательств. Добиваясь власти, можно расточать обещания, но, придя к ней, необязательно их выполнять, иначе попадешь в зависимость от подчиненных. А где зависимость, там нерешитель­ность, малодушие и легкомыслие.

Третий закон: творить зло надо сразу, а добро — посте­пенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же нужно производить сразу и в больших дозах. Единовремен­ная жесткость переносится с меньшим раздражением и счита­ется более справедливой, чем растянутая во времени. Наказа­ние не нуждается в оценке и ответной благодарности (как по­ощрение).


Следующий шаг в истории социологии сделал Томас Гоббс (1588 —1679). Он разработал теорию общественного договора, по­служившую основой учения о гражданском обществе. У животных нет борьбы за почести и звания, поэтому у них нет ненависти и зависти — причин мятежей и войн. У людей все это есть. Неверно думать, что люди от рождения склонны к сотрудничеству. Если бы человек любил другого по естественному побуждению, то он искал общения со всеми в равной мере. Но он предпочитает об­щество тех, кто ему выгоднее. Именно природа человека толкает его искать не друзей, а почета и выгод.

Что побуждает людей создавать общество? Взаимное опасение. Оно сбивает людей в группы, помогая выжить в конкуренции. Но объединившись, люди стремятся вовсе не к общественному бла­гополучию, а к собственной выгоде и почестям. Поэтому челове­ческое общество никогда не будет очень большим и очень устой­чивым. Оно стабильно, если слава и почет возданы всем. Но так не бывает. Обойденным оказывается всегда большинство, почет до­стается немногим, следовательно, общество со временем обяза­тельно распадется. Страх не разъединяет, а объединяет людей, вы­нуждает заботиться о взаимной безопасности. Государство — наи­лучший способ удовлетворить такую потребность. Поэтому при­чина возникновения стабильного, длительно существующего об­щества — взаимный страх, а не любовь и расположение.

Естественное состояние догражданского общества, считал Т. Гоббс, — война всех против всех, или социальная борьба за вы­живание. Иное дело гражданское общество — высший этап разви­тия. Оно покоится на общественном договоре и юридических за­конах. У него три формы правления: демократия, аристократия, монархия. Только с появлением государства возникают собствен­ность в истинном смысле слова и соответствующие учреждения (суд, правительство, армия, полиция), защищающие ее. В резуль­тате прекращается война против всех.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...