Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Авария на шахте « Ульяновская » г. Новокузнецка, 19 марта 2007 г.




«Ситуация была крайне тяжелой не только для родственников пострадавших, но и для специалистов. С целью профилактики собственного «выгорания», после каждого дежурства, психологами проводились обсуждения с элементами дебрифинга пережитого опыта, что позволило снизить риск возникновения посттравматических стрессовых расстройств. Классический дебрифинг был проведен по прошествии двух недель после окончания работы по опознанию. Также использовались следующие техники:

- активное переживание, переработка стрессовой ситуации, травматических факторов ЧС;

- интериоризация опыта: наполнение смыслом пережитого события, определение своего отношения к катастрофе;

- проработка отношения к собственным базовым убеждениям.

При обсуждении итогов работы, специалистами было отмечено, что ими в качестве психологической защиты применялись следующие техники:

- концентрация на клиенте;

- самонастройки Сытина, Мехенбауэра;

- блокировка эмоционального компонента как профилактика механизма идентификации

«Я на работе» - диссоциирование с разными модальностями, подмена реальных визуальных конструкций образом;

- методика «Стоп», прием «Остановка мысли» в рамках когнитивно - бихевиоральной терапии.

Это был первый опыт работы психологов Кемеровской области на широкомасштабной ЧС. Более 300 человек получило квалифицированную помощь. Психологи приобрели опыт в использовании техник экстренной психологической помощи, психопрофилактических методов. Они разработали примерную схему действий в подобных ситуациях, которая включала организацию всего процесса работы с родственниками и коллегами пострадавших, а также цепь взаимодействия со специализированными психологическими службами и бригадами скорой помощи».

Смирнов Б. А., Долгополова Е. В. отмечают: «Особенность работы психолога в ЧС такова, что от него требуется обладать высокой психологической устойчивостью, быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, вопросы и нужды пострадавших, при этом он должен сохранять свои психические ресурсы для того, чтобы помочь большему числу пострадавших и сохранить свою психику от травмирующих факторов чрезвычайной ситуации» [236].

Лебедев В.И. отмечает: «На рубеже преодолеваемого психологического барьера человек находится в состоянии психического напряжения, обусловливаемого необходимостью волевым усилием подавлять подкорковые эмоции. Преодоление психологического барьера, особенно сопряженного с угрозой для жизни, влечет за собой состояние эмоционального разрешения, в основе которого лежит снятие тормозящего влияния коры на подкорку и индуцирование в ней возбуждения. При каждом повторном преодолении психологического барьера эмоциональные реакции сглаживаются и стенизируются. Это обусловливается достаточно полной информационной обеспеченностью, уверенностью в материальной части, в средствах спасения и в правильности своих действий при возникновении аварийных ситуаций».[142]

О необходимом количестве специалистов для эффективной работы в ЧС пишет Гладких Л.П. в работе «Курская» психологическая аномалия» (особенности психологической помощи семьям погибших АПРК «Курск»):

«По результатам проведенных исследований, потребности в психологах и психотерапевтах в подобных ситуациях должны определяться из расчета 1 специалист на 20 пострадавших с легкой и средней степенью тяжести. Примерно такое же количество психологов и социологов необходимо для работы с родными и близкими пострадавших и погибших».

Одной из приоритетных задач организации психологической помощи при проведении операций по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций является создание системы обеспечения самовосстановления психологов и защиты их от профессионального выгорания при работе с пострадавшими в зоне чрезвычайных ситуаций. Эта система должна помогать специалисту - психологу внутренне для себя безболезненно, с применением психологических защит, перерабатывать произошедшее, и справляться с изменениями своего состояния за счет саморегуляции и самовосстановления.

От внутреннего состояния самого психолога зависит улучшение состояния людей, с которыми он работает.

На наш взгляд, говоря об основных компонентах профессиональной готовности психолога к коррекционному воздействию в чрезвычайной ситуации, можно отметить следующее:

«Психолог, работающий в зоне ЧС - прежде всего специалист, получивший академическое образование в институте или университете. Теоретические знания и практические навыки, приобретённые в ВУЗе, безусловно являются основной базой в работе психолога экстремального профиля. Дополнительное образование в различных направлениях и школах психотерапии - прекрасная возможность для расширения профессионального и личностного поля. Оно позволяет лучше понимать причинно-следственные связи происходящего и принимать адекватные компенсационные и коррекционные меры при работе с пострадавшими.» [158]

Даже при специальной теоретической подготовке трудно представить себе работу в сфере экстремальной психологии. Психологи МЧС России обучаются по программам, разработанным в ГУ «ЦЭПП МЧС России»: «Психологическое сопровождение в экстремальных ситуациях» и «Профилактика и восстановление психогенных потерь», которые проводятся как на базе Академии Гражданской Защиты МЧС России, так и ГУ «ЦЭПП МЧС России». Эти программы содержат наиболее полный курс экстренной психологической помощи и включают в себя как теоретический компонент, так и практический. Психологи, допущенные к работе в чрезвычайных ситуациях, проходят первоначальную подготовку спасателя на базе специальных организаций МЧС России, таких как 294 ЦПСООРП «Лидер» и ФГУ «Государственный Центральный аэромобильный отряд».

Практические и теоретические навыки, которые приобретают психологи, пройдя эту подготовку, помогают им не только повысить свою профессиональную практическую компетентность, но и психологически подготовиться к работе в ЧС. Надо ли говорить, что это обучение является и своеобразным личным испытанием, да и просто интересным и захватывающим жизненным событием.

 

 

 

Медицинская подготовка психологов

 

Таким образом, теоретический компонент профессиональной готовности включает в себя организацию системы освоения знаний теоретических основ коррекционной работы, способов коррекции и т.д.

Практический компонент профессиональной готовности включает в себя обеспечение эффективного действия структуры овладения конкретными методами и методиками коррекции, которыми должен обладать психолог, работающий в ЧС. Практические занятия этого направления проводятся в форме семинаров, тренингов, ролевых игр и мастер-классов. Занятия построены с учетом практического опыта психологов Центра, участвовавших в ликвидации последствий ЧС. Подготовка такого рода также способствует росту психолога в личностном плане.

Что касается личностной готовности к работе в ЧС, то здесь важную роль играет создание условий для развития рефлексии, субъективной оценки и собственной готовности работать в экстремальных условиях. В жизненном опыте психолога, как и у любого другого человека, могли быть травматические события. Важно обеспечить действие продуманной, теоретически и практически обоснованной системы отреагирования травматической ситуации, создать условия ее проработки. От этого зависит и дальнейшее психологическое и профессиональное здоровье психолога. Соприкасаясь с горем и спектром самых разных чувств у пострадавших, невозможно не затронуть собственные чувства. Если они еще находятся в актуальном состоянии, необходимо обеспечить их проживание (см. рисунок № 1).

 

  Фаза зарождения состояния         Фаза усиления состояния, выход его на максимальные уровень выраженности         Фаза снижения уровня выраженности состояния       Фаза завершения проявлений состояния  

 

Рисунок № 1: Схема развития и функционирования (появление – развитие – максимальная выраженность – угасание, отработка – завершение) психофизиологического состояния

 

 

 


.

 

 

Любое состояние функционирует по следующей схеме:

  • Зарождение – позиция № 1
  • Фаза усиления состояния - позиция № 2
  • Максимальная выраженность – вершина кривой
  • Фаза затухания – позиция № 3
  • Завершение проявлений, отработка состояния – позиция № 4

 

В связи с этим, важная задача психологического обеспечения при ликвидации последствий ЧС - создать условия прохождения состояний, способных привести к профессиональному выгоранию, по всем четырем позициям.

Искусство организации психологической помощи заключается в том, чтобы обеспечить условия завершения имеющихся в ЧС отклонений в психологическом состоянии. Несмотря на это, человеческой психике, как пострадавших, так и участников ликвидации последствий при выполнении служебных задач, свойственно останавливаться на 1 или 2 этапе. При этом вытесняются психологические, психофизиологические, моральные, этические проблемы в бессознательное. Тем самым создаются предпосылки для развития стрессового расстройства, а в последствии - посттравматического стрессового расстройства.

Кораблина Е.П., Акиндинова И.А., Баканова А.А., Родина А.М. отмечают: «Даже то, что годами оберегается и «закапывается» в глубину души, может в одну секунду проявиться и обезоружить [121]. Психологу, работающему с людьми в экстремальной ситуации, важно в первую очередь позаботиться о своем психологическом благополучии и быть честным, прежде всего, перед самим собой. Для решения проблем можно обратиться к специалисту – психологу и, в конце концов, есть коллеги, которые всегда могут помочь».

Итак, для того, чтобы психолог самостоятельно осуществлял коррекционную работу, он должен пройти специальную систему обучения, чтобы иметь базовую фундаментальную подготовку в области психологии и специальную подготовку в экстремальной психологии.

 

Повышение квалификации специалистов психологической службы по программам дополнительного образования.

 

Критерии психологической готовности психолога к работе в чрезвычайной ситуации:

Г.С.Дупин, Московский университет МВД России, в своем докладе «Психологическая готовность к деятельности в чрезвычайных ситуациях: современные представления, феноменология и компоненты» выделяет следующие компоненты:

Мотивационный критерий:

- позитивное отношение к предстоящей деятельности, сознательное стремление к добросовестному выполнению служебного долга

- сложившаяся система ценностей

- проявление интереса к выполнению своей работы в экстремальных условиях

- стремление к профессиональной самореализации

Когнитивный (информационно-интеллектуальный) критерий: предполагает познавательный, активный характер включения в будущую экстремальную деятельность через стремление узнать новое. [22]

Эмоционально-регуляторный критерий отражает способность управлять своими чувствами, эмоциями и поведением, способность регулировать свое психическое состояние. Дж. Гринберг отмечает: «Он также включает самообладание, способность регулировать панические реакции, чувство страха, умение противостоять экстремальным раздражителям при выполнении оперативно-служебных задач и способность к саморегуляции психики».[23]

Волевой критерий включает в себя настойчивость, решительность, целеустремленность, упорство в преодолении возникших трудностей, самообладание, эмоционально-волевую устойчивость. Это способность брать на себя ответственность в экстремальных ситуациях и умение сохранять высокий уровень активности, инициативы, самостоятельности. [23]

Типологический критерий характеризует тип нервной системы, силу и уравновешенность процессов возбуждения и торможения, нервно-психическую устойчивость и адаптационные способности. Например, люди астенического типа тяжелее переносят стрессовую ситуацию, чем люди с более сильной нервной организацией. Эти слабые стороны всегда возможно компенсировать различными способами. Например, людям со слабой нервной организацией очень хорошо помогают индивидуально подобранные методы саморегуляции. [24]

Конечно, это идеальная «картинка», и эти качества в совокупности не являются данностью, а развиваются. С другой стороны, немаловажным является и постоянный контроль своего самочувствия, как душевного, так и физического. Помогая другим, важно соблюдать «золотую середину», заботясь и о себе. Как мы уже говорили, соприкосновение с переживаниями пострадавших и особенность чрезвычайной ситуации не может не отложить отпечаток на состояние психолога.

Кабат-Зинн Дж: пишет: «Поэтому мы считаем, что психолог, помогая другим людям, прежде всего, должен позаботиться и о своем психологическом здоровье. Отношение к миру, другим людям, к себе, формирует и определяет поведение и работу психолога непосредственно в ЧС.» [25]

Черепанова Е.М. отмечает: «Повседневный образ жизни может стать своеобразной подготовкой психолога к работе в экстремальной ситуации. Если соблюдать несложные жизненные принципы в своей повседневной жизни, то, работая в экстремальной ситуации,можно сохранить свое психологическое здоровье, профессионально не выгорая».[26]

 

Мы же предпочитаем принципы «здоровья» в гештальтподходе:

1. Жить «здесь и сейчас», в данной ситуации с одной стороны, сохранять в памяти прошлое и в перспективе заботиться о будущем, с другой.

Жить «здесь и сейчас» в данном контексте означает концентрацию на настоящем моменте, осознание того, что с нами происходит. Именно осознание дает реальную информацию об окружающей среде и о потребностях организма.

Силы и энергия человека, как и актуальное для организма, всегда находятся в настоящем, будь то восприятия, чувства, фантазии о прошлом и будущем - все они находятся в настоящем моменте. Чувства, которые человек испытывает «здесь и сейчас», являются индикатором соответствия его истинным потребностям. Уделяя внимание своим чувствам «здесь и сейчас» и доверяя им, человек получает возможность быть в контакте с самим собой и с миром. Чувства, возникающие по поводу прошлого или будущего, являются, по сути, чувствами «прошлого в настоящем» и «будущего в настоящем». Саморегуляция же организма зависит от степени осознания настоящего и от способности жить в полную силу здесь и сейчас.

В ЧС у психолога, как и у всех участников события, могут возникать интенсивные чувства, и, как правило, там нет условий для их отреагирования. Несмотря на то, что с этими чувствами приходится справляться с помощью различных защитных механизмов, важно очень бережно к ним отнестись. Во-первых, надо зафиксировать это чувство, а во-вторых, понять, что его вызвало. В первом случае поможет название этого чувства, что будет способствовать впоследствии, нахождению причины его возникновения. Этим самым и выражается забота о своем будущем. Важно понимать, что причина переживания кроется внутри, в своем отношении к событию, а не во внешней среде. [27]

2. Воспринимать свое окружение таким, как оно есть, и взаимодействовать с ним, таким, как оно есть, а не каким бы хотелось в соответствии с твоими ожиданиями.

Выражать то, что хочешь, о чем думаешь, что чувствуешь, а не манипулировать собой и другими при помощи рационализации, судейства и искажений.

Другими словами, в личных взаимоотношениях между специалистами важно принимать других людей, уважать их ценности и проявление чувств, с другой стороны - открыто и прямо выражать свою позицию, не прибегая к помощи манипуляции.

Важно соблюдение принципа открыто выражать свои чувства, ценности и мнения, уважая при этом эти проявления другого, прежде всего, для собственной самоценности, а не для того, чтобы вместе с вами менялись другие. При этом открытое выражение своей позиции осуществляется ради самого выражения. [31]

3. Не принимать тех внешних требований, которые входят в противоречие с собственным знанием о самом себе, а с другой стороны, быть готовым к экспериментированию, открытию новых ситуаций.

Это означает, что, сохраняя собственную целостность, можно и нужно стремиться понять новую ситуацию и разрешить ее, не нарушая соответствующих законов этой ситуации. «Золотая середина» этого принципа состоит в ситуативной гибкости при достаточно твердом внутреннем стержне. Этот принцип призывает жить в гармонии с миром и самим собой, где гибкость и пластичность картины мира сочетается с устойчивыми личностными принципами. [30]

4. Принимать свои чувства хорошие и плохие, приятные и неприятные и быть открытым к изменению и новым знаниям о себе.

Отдельно скажем о самовоспитании, которое может быть связано с некими самоограничениями, например, широко распространенными в некоторых религиозных практиках. Такие ограничения помогают определить уровень минимальных потребностей, удовлетворение которых необходимо для сохранения жизнеспособности и психологического комфорта. Зная эту границу, человек учится довольствоваться необходимым и приобретает способность отказываться от избыточных потребностей, удовлетворяя которые, взамен приобретает череду новых. Таким образом, этот род потребностей в принципе не может быть удовлетворен, а жизнь, подчиненная их удовлетворению, превращается в погоню за горизонтом. Будучи неудовлетворимыми, избыточные потребности являются источником психологического дискомфорта. Осознавая границы необходимого и достаточного минимума, человек обретает способность критично подходить к вопросу о том, что ему действительно необходимо.

Выезжая в зону ЧС, надо позаботиться не только о стандартной укладке, но и о том, чтобы были взяты разные мелочи, которые на месте будут иметь гораздо большее значение, чем в повседневной жизни: запасные носки, лишняя футболка, запасные туалетные принадлежности и прочее. Такая важная мелочь, например, как жидкость для снятия лака, взятая Вами, поможет кому-то стереть яркий маникюр, так неуместный в работе с людьми, переживающими горе. А таблетки о головной боли или от простуды помогут доработать до конца, не подведя свою группу.

Конечно, эти принципы не универсальны, и каждый может их дополнить собственной продуктивной жизненной стратегией, но существует и еще ряд важных моментов, которые помогут как при работе непосредственно в ЧС, так и после приезда домой. [32]

По возвращении из зоны ЧС, необходимо проанализировать проделанную работу, отметить свои ошибки и достижения, сделать продуктивные выводы. А если по этим принципам живет и весь коллектив, то обсуждение, проживание, взаимная поддержка, да и общее переживание работы в ЧС будет для всех максимально эффективным и плодотворным.

Вообще, трудно переоценить поддержку, доброе слово, да и простое человеческое отношение коллег друг к другу в жизни вообще, а в ЧС это становится жизненно необходимым.

.

Когда работа закончена

 

Когда ЧС масштабна и много пострадавших, психологов, как правило, недостаточно и приходится работать буквально на износ. Здесь, как раз, и надо вспоминать о пределе возможностией, о скорой непродуктивности работы. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. отмечают: «Конечно, позаботиться о себе в такой момент не просто желательно, но и обязательно!» [54]

«Жизнь тела - это жизнь ощущений и эмоций. Именно тело ощущает подлинный голод, подлинную радость от созерцания солнца, снега, подлинный гнев, подлинную печаль, подлинную радость, подлинную теплоту, подлинную страсть, подлинную ненависть, подлинное горе». (Д.Г. Лоуренс, 1955)

Существуют различные мероприятия, способные помочь реабилитироваться после работы в ЧС. Это различные хобби. Особенно хороши те, которые связаны с творчеством: рисование, написание стихов, составление коллажей и т.п. Общение с животными помогает снять напряжение, а если есть возможность покататься на лошадях или поплавать с дельфинами, то это будет иметь максимальный, даже лечебный эффект. В общем, здесь каждый находит свой способ [34].

Главным, все же, является любовь к своей работе, истинный интерес к своей деятельности, здоровое любопытство и оптимизм. Тогда возникающие трудности, ошибки и сомнения будут восприниматься как возможность профессионального роста и повод для продуктивного переосмысления, а не как крах и разочарование. Только по-настоящему любя свою профессию, относясь к ней творчески, доверяя своей профессиональной интуиции, можно развиваться. Мастерство, в общем, и заключается в том, чтобы несмотря на частый стресс, неоднозначность обстановки и возникающие трудности, не только не разрушаться психологически и физически, но и получать удовольствие от процесса своей работы и удовлетворение от результата.

Специальная подготовка психологов к работе в чрезвычайной ситуации отражена в следующей подборке фотографий.

 

 

Специальная подготовка психологов к работе в чрезвычайной ситуации по программе первоначальной подготовки спасателей.

 

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...