Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.1.2. Механизмы и последствия развития ПТСР




1. 1. 2. Механизмы и последствия развития ПТСР

Посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) могут быть следствием многих стрессовых ситуаций. В зависимости от различных причин (характер травмы, индивидуальные личностные особенности, поддержка социального окружения и пр. ), совладание с травматическими переживаниями может иметь свои особенности. Однако психотравма всегда вызывает душевную боль. Человек хочет избавиться от этих болезненных переживаний, но при этом редко стремится что-либо менять
в себе. Работа над собой в подобных ситуациях, как правило, длительна
и болезненна. Травматические переживания отторгаются сознанием, поскольку они слишком тяжелы и непереносимы. Человек как бы отделяет их от себя и, вытесняя из сознания, помещает их, условно говоря, в «контейнер», инкапсулируя травматические, разрушительные переживания, такие как гнев, вина, страх и др. (Черепанова Е. М., 1997).

Травмированный человек, переживший чрезвычайно сильные, разрушительные эмоции, больше всего боится их повторения. Он предпринимает все возможное, чтобы избежать эмоций, связанных с травматическим событием. Он вынужден прилагать титанические усилия, чтобы «контейнер» не «расконсервировался» и разрушительные сверхсильные эмоции не вырвались наружу. Любой стимул, напоминающий травматическую ситуацию (запах, звук и т. д. ), мгновенно оживляет все переживания,
и человек вновь и вновь вынужден испытывать то, что он уже чувствовал во время травматического события. Поэтому человек вынужден защищать свой «контейнер» от того, чтобы случайно не наткнуться на соответствующий стимул, — он вынужден постоянно быть внимательным, избегать всего, что может напомнить травматическую ситуацию. Сохранение «контейнера» со временем требует все больше и больше сил, истощая человека. Отсюда переутомление, бессонница, раздражительность, нарушение внимания, памяти и другое. Человек истощается в борьбе с самим собой (Ромек В. Г., Конторович В. А., Крукович Е. И., 2004).

Хроническое эмоциональное напряжение и приводит к ухудшению физического здоровья. Возникают так называемые психосоматические нарушения. Деструктивные переживания, как и психологические защитные механизмы также имеют телесные проявления, такие как мышечная зажатость и напряжение. Стрессовые ситуации и психологические травмы формируют так называемую «мышечную броню». В. Райх полагал, что механизмы психологической защиты используются для того, чтобы скрыть «актуальные эмоциональные переживания» и способствуют формированию «мышечной брони» (или «брони характера»), выражающейся в напряжении различных групп мышц, стесненном дыхании и пр. Формирование характера и «мышечной брони» взаимосвязано, тело и психика
в этом процессе непрерывно взаимодействуют. Поэтому люди, перенесшие психологическую травму, часто имеют проблемы с физическим здоровьем, причем можно установить связь между характером телесной проблемы и типом травмы.

Человек, как правило, переживает одно или несколько травмирующих событий, которые глубоко затронули его психику. Эти события резко отличаются от всего предыдущего опыта и причиняют настолько сильные страдания, что человек отвечает на них бурной отрицательной реакцией. Нормальная психика в такой ситуации, естественно, стремится смягчить дискомфорт: человек коренным образом меняет свое отношение к окружающему миру, стараясь сделать свою жизнь хоть немного легче, а это,
в свою очередь, вызывает психическое напряжение, что делает вероятным формирование психологических защит. Психологические защиты, в данном случае, развиваются в ответ на переживаемые человеком стрессовые ситуации, являя собой некий механизм совладания с теми событиями
и эмоциями, которые травмированный человек не в состоянии принять
и осознать.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие характеристики отличают травматический стресс от «нормального»?

2. В чем различия между понятиями «травматический стресс» и «посттравматическое стрессовое расстройство»?

3. Чем отличаются посттравматические стрессовые расстройства от посттравматических личностных расстройств?

4. Опишите признаки посттравматических стрессовых расстройств.

5. Как формируется посттравматическое стрессовое расстройство?

6. Каковы следствия посттравматических стрессовых расстройств?

Список рекомендуемой литературы

1. Исаев, Д. Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия / Д. Н. Исаев. — СПб. : Речь, 2004. — 384 с.

2. Малкина-Пых, И. Г. Экстремальные ситуации: справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. — М. : Эксмо, 2005. — 960 с.

3. Ромек, В. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / В. Г. Ромек, В. А. Конторович, Е. И. Крукович. — СПб. : Речь, 2004. — 256 с.

4. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. — М. : МЕДГИЗ, 1991. — 54 с.

5. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. — М. : Прогресс, 1979. — 48 с.

6. Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, З. Матейчек. — Прага: Авиценум, 1984. — 542 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...