Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации студенту




 

Методические рекомендации к практическому занятию 1. Социально-психологические явления как предмет социальной психологии.

При подготовке к практическому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов практического занятия. Классификацию этапов становления социальной психологии и основные положения социально-психологических теорий разных авторов рекомендуется кратко законспектировать.*

План

1. Этапы возникновения и развития социальной психологии как самостоятельной дисциплины.

2. Первые социально-психологические теории.

2.1. Разработка концепции психологии народов (Х. Штейналь, В. Вундт).

2.2. Концепция психологии масс (Г. Тард, Г. Лебон).

2.3. Концепция инстинктов социального поведения (У. Маг-Дугалл).

3. Подходы к выделению предмета социальной психологии: социологический, психологический, социально-психологический.

4. Экспериментальные исследования в социальной психологии (Г. Мёде, Ф. Олпорт, Э. Мейо, Ч. Кули и др.).

5. Основные теоретические концепции зарубежной социальной психологии: (Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура, В. Байон, В. Беннис, Г. Шепард и др.).

5.1. Теория фрустрации (Н. Миллер, Д. Доллард).

5.2. Теория социального научения (А. Бандура, Р. Уолтерс).

5.3. Теория групповой динамики (К. Левин).

Основные термины: социальная психология, предмет социальной психологии, психологический подход в социальной психологии, социологический подход в социальной психологии, социальная ситуация, социальное познание, социальное влияние, фрустрация, позитивизм, социальный конструктивизм, психоанализ, гештальтпсихология, когнитивизм, когнитивный диссонанс, интеракционизм, социальные представления.

 

Методические рекомендации к практическому занятию 2.Методология исследований в социальной психологии.

При подготовке к практическому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и на основании полученных данных рассмотреть вопросы практического занятия. Самостоятельно составить схему «Методы социальной психологии». Дать краткую характеристику каждому методу.

План

1. Характеристика понятия «методология» в социальной психологии.

2. Основные требования к научному исследованию в социальной психологии.

3. Общая характеристика методов эмпирического исследования.

4. Метод эксперимента и особенности его применения в социальной психологии.

5. Тесты и условия их применения в социальной психологии.

Основные термины: методология исследования, программа исследования, процедура исследования, качественные методы, количественные методы, эксперимент, наблюдение, контент-анализ, опрос, социометрия, тестирование, аппаратно-технические методы, глубинное интервью, фокус-группа, проективные техники.

Самостоятельная работа. Тест «Не существующее животное». Для проведения исследования вам понадобится белый лист формата А4 и простой карандаш (только мягкий).

Инструкция к тесту: Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием. Время проведения теста не ограничено.

После завершения работы проанализируйте его результаты (лучше взять тест, выполненный другим человеком). Для интерпретации результатов (в письменном виде) можно пользоваться фрагментами книги «Лучшие психологические тесты. Книга 1. Екатер.: Полиграфист. 1993. С. 58-63.» или «Е.М. Рогов. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие. М.: Владос. 1995. С. 185-190.»1

Анализ результатов исследования предоставляется в письменном виде к началу следующего практического занятия.

Методические рекомендации к практическому занятию 3. Проблема личности в социальной психологии.

При подготовке к практическому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу. Провести работу с терминами (выписать новые понятия и их значение). Выполнить тест и провести анализ теста в письменном виде (лучше анализировать результаты тестирования другого человека).

Самостоятельная работа: Выполнение и анализ диагностики состояний и свойств личности по любой из следующих методик: опросник PEN2 (Г. и С. Айзенк), опросник Мини-Мульт (сокращенный вариант многомерного личностного перечня MMPI), тест Кэттела (16PF-опросник).

План

1. Особенности социально-психологического подхода при исследованиях личности.

2. Социально-психологические качества личности.

3. Механизмы «перцептивной защиты». «Имплицитные теории личности». Феномен когнитивной сложности.

Основные термины: личность, я – концепция, локус контроля, социальная идентичность, социальная роль, психологическая игра, маргинальная личность, девиантная личность, интроверсия – экстраверсия, ригидность – пластичность, перцептивная защита, направленность личности, коммуникативность, катарсис.

Методические рекомендации к практическому занятию 4. Феномен социализации в социальной психологии.

При подготовке к практическому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов практического занятия. Ответы на вопросы к данному практическому занятию рекомендуется законспектировать.

План

1. Понятие социализации. Механизмы и институты социализации.

1.1.Социализация: основные проблемы и направления исследования.

1.2. Особенности современной социализации.

1.3. Механизмы и институты социализации.

2. Основные этапы социализации личности.

3. Содержание процесса социализации. Сферы становления личности.

4. «Значимые другие» и личность. Референтные группы.

4.1. Благоприятные условия социального развития личности.

4.2. Влияние референтной группы на социальное развитие.

5. Социализация и детерминация социального поведения личности.

Основные термины: социализация, референтная группа, детерминация, индивидуализация, факторы социализации, конформность.

 

Методические рекомендации к практическому занятию 5. Психология малых социальных групп.

При подготовке к практическому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые основные аспекты вопросов практического занятия. При подготовке к практическому занятию 4-й и 5-й вопросы рекомендуется представить в виде презентаций.

План

1. Структурные и динамические характеристики малой группы. Классификация малых групп.

1.1. Понятие малой группы.

1.2. Признаки малой группы.

1.3. Функции группы.

1.4. Групповая структура.

1.5. Виды малых групп.

2. Основные направления исследования малых групп в истории социальной психологии.

3. Динамические процессы в малой группе.

3.1. Понятие групповой динамики.

3.2. Процессы внутригрупповой динамики: развитие межличностных отношений, восприятие партнерами друг друга, формирование групповых норм и ценностей, групповая сплоченность.

4. Лидерство и руководство в малых группах.

4.1. Понятие лидерства.

4.2. Теории лидерства.

4.3. Виды лидерства.

4.4. Стили лидерства.

4.5. Лидерство и руководство.

5. Стадии и уровни развития группы.

5.1. Стадии и уровни развития группы;

5.2. Понятие коллектива, стадии развития коллектива.

Основные термины: малая группа, референтная группа, сплоченность в группе, социальная фасилитация, социальная леность, групповая поляризация, модели коммуникации, лидерство, команда, коллектив, внутригрупповая пристрастность.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...