Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации к практическому занятию 10. Социальное влияние.




При подготовке к практическому занятию необходимо изучить предложенную литературу и раскрыть содержание всех вопросов практического занятия. После этого необходимо выполнить предложенные проблемные задания. Для их успешного выполнения необходимо привлечь собственный жизненный опыт. Выполняя 4 вопрос, анализируя психологический портрет политических лидеров, необходимо разделится на группы (по желанию) 4–5 человек и представить портрет современного политического лидера в любой творческой форме (коллаж, пантомима, презентация и т. д.). В процессе практического занятия предполагается проведение ролевой игры «Манипулирование» (с помощью технологии «зигзаг»).

Проблемные задания

1. Вспомните какую-либо недавнюю ситуацию, когда Вы после совершения определенного поступка осознали, что кто-то манипулировал Вами: объявил одну цель, в то время как преследовал другую. Как Вы догадались об этом? Почему Ваш партнер так поступил?

2. Вспомните какую-либо недавнюю ситуацию, когда Вы сознательно пошли на то, чтобы ввести Вашего партнера в заблуждение: объявили ему одну цель, в то время как преследовали другую. Почему Вы это сделали?

3. При определенной привычке к самоанализу каждый человек может признать, что во многих случаях он пытается убедить других людей в чем-либо или склонить их к определенной линии поведения потому, что это отвечало его собственным интересам. Проанализируйте приведенный ниже пример.

 

Действие инициатора Объявляемые цели Истинные цели
1. Руководитель настаивает на своем решении 1. Якобы в интересах дела 1. Чтобы удовлетворить потребность в ощущении собственной силы
2. Деловой партнер оттягивает заключения договора 2. Под видом борьбы за точность условий 2. Чтобы не потерять возможность заключить договор с другим партнером
3. Родители требуют от своих детей самостоятельности 3. Ради воспитания у них ценных качеств 3. Чтобы избавиться от чувства вины из-за того, что мало времени проводят с детьми

 

Собственные эмоции выступают в качестве значимых сигналов, информирующих о манипуля гивных действиях со стороны других. «Преувеличенные» эмоции являются признаком того, что активизировалась иррациональная идея. Звучание душевных струн может быть столь сильным, что нарушается естественная способность человека воспринимать и анализировать информацию, делать выводы и предположения, реагировать па. аргументы и (формулировать контраргументы. Согласно исследованиям социальных психологов, в российском обществе получили распространение следующие иррациональные идеи:

я должен (должна)...

брать ответственность на себя;

помочь, если тебя просят;

сочувствовать и понимать;

отблагодарить;

вести себя правильно;

быть мужчиной; все делать быстро;

нравиться;

контролировать;

устранить несправедливость;

быть оригинальной;

быть смелым;

быть великодушной.

я не должен (не должна)...

отказываться;

терять самообладание;

ссориться, ругать;

платить за любовь,

другие должны...

быть справедливыми, честными;

любить меня:

считать меня порядочным.

другие не должны...

просить у меня денег взаймы;

критиковать меня,

все должны помнить...

«авось пронесет»;

если я больше работал, я больше заслужил;

идея важнее человека;

если у нас что-то плохо, то это все равно хорошо, потому что это наше:

надо подчиняться мнению большинства.

Сформулируйте собственные иррациональные идеи и попытайтесь выяснить когда и как Вы становились объектом манипуляции.

План

1. Понятия «влияние» и «власть» в психологическом смысле.

2. Виды социального влияния.

3. Психологические основы социальной власти.

4. Авторитетная личность. Психологический анализ современных политических лидеров.

Основные термины: социальное влияние, социальная власть, социальные нормы, идентификация, интернационализация, авторитет, харизма, социальная роль, социальное влияние, предрассудок, подражание.

 

Методические рекомендации к практическому занятию 11. Закономерности общения и взаимодействия людей.

При подготовке к практическому занятию необходимо изучить предложенную литературу и подготовить ответы к вопросам практического занятия. Вторая часть занятия предполагает проведение элементов психологического тренинга по проблемам использования вербальных и невербальных средств общения. Для тренинга вам понадобится повязка на глаза (шарф или платок).

План

1. Историческое развитие форм общения. Функции общения и виды общения.

1.1. Понятие общения.

1.2. Иисторическое развитие форм общения.

1.3. Функции и виды общения.

2. Коммуникативная сторона общения. Вербальная и невербальная коммуникация.

2.1. Структура общения.

2.2. Характеристика коммуникативной стороны общения.

2.3. Понятие коммуникации.

2.4. Вербальная и невербальная коммуникация.

3. Место взаимодействия в структуре общения. Взаимодействие как организация совместной деятельности. Типы взаимодействий.

3.1. Взаимодействие в структуре общения.

3.2. Теория взаимозависимости.

3.3. Типы взаимодействий.

Основные термины: общение, вербальная коммуникация, не вербальная коммуникация, взаимодействие, оптико-кинетическая система знаков, паралингвистические сигналы, экстралингвистическая система знаков.

 

Методические рекомендации к практическому занятию 12. Межличностный конфликт.

При подготовке к практическому занятию необходимо изучить предложенную литературу и подготовить ответы к вопросам практического занятия. Вторая часть занятия предполагает проведение тренинга по проблеме: «Межличностный конфликт – пути выхода».

План

1. Природами функции конфликта. Определение конфликта. Локализация конфликта.

1.1. Понятие конфликта.

1.2. Природа конфликта и его функции.

1.3. Ими конфликтов.

1.4. Локализация конфликта.

2. Стадии возникновения и развития конфликта.

3. Индивидуально-типологические различия реагирования на ситуацию конфликта.

3.1. Индивидуально-типологические различия реагирования на ситуацию конфликта.

3.2. Понятие «конфликтной личности».

4. Стратегия поведения в конфликте.

5. Защитные механизмы личности в ситуации конфликта.

Основные термины: конфликт, кооперация, конкуренция, конструктивный конфликт, деструктивный конфликт, агрессия, конфликтное восприятие, враждебная агрессия, инструментальная агрессия, «конфликтная личность».

 

Методические рекомендации к практическому занятию 13. Психология социальных изменений.

При подготовки к практическому занятию необходимо изучить предложенную литературу подготовить ответы к вопросам практического занятия.

План

1. Механизмы формирования малых групп.

2. Способы взаимовлияния «большинства» и «меньшинства».

3. Конформизм и конформное поведение.

4. Коллектив как социально-психологический феномен.

Основные понятия: команда, коллектив, групповые эффекты, конформизм, конконформизм.

Вторая часть занятия предусматривает проведения ролевой игры по проблеме «Групповое принятие решения в экстремальной ситуации».

 

Студенты делятся на малые группы по пять человек. При выборе членов группы желательно обеспечить ее межполовой состав, не включать в нее подруг и друзей. сразу нескольких наиболее инициативных или наиболее пассивных студентов. Сценарий игры предусматривает следующие этапы:

1. Изучение инструкции.

2. Заполнение «Списка вещей» сначала индивидуально каждым членом группы без обсуждения, а затем в ходе дискуссии и принятия общего решения.

3. Проверка правильности заполнения по «Ключу» (преподаватель раздает после завершения дискуссии).

4. Совместный анализ результатов работы команды по предложенной схеме.

5. Отчеты групп о достоинствах и недостатках работы по принятию решения.

Инструкция

Группа составляет «команду малого космического корабля», которая, согласно плану, должна встретиться с «кораблем-маткой» на освещенной стороне поверхности Луны. Из-за неполадки двигателя малый корабль совершает вынужденную посадку в месте, удаленном от места стоянки корабля-матки примерно на 300 км.

Во время вынужденной посадки большая часть снаряжения вышла из строя. Поскольку ваше выживание зависит от способности дойти до корабля-матки, вы должны принять критическое решение: какие из сохранившихся предметов снаряжения взять с собой в 300-километровый пеший марш.

Группе дается список из 15 исправных предметов снаряжения.

 

Индивидуальное решение Отклонение от результата Список вещей Снаряжение Коллективное решение Отклонение от результата
    1. Коробка спичек    
    2. Пищевые концентраты    
    3. 30 метров капроновой веревки    
    4. Парашют    
    5. Портативный обогреватель (горелка)    
    6. Оружие (2 ствола)    
    7. Банка сухого молока    
    8. Два 50-литровых контейнера с кислородом    
    9. Лунная карта    
    10. Самонадувающийся плотик с баллонами с углекислотой    
    11. Магнитный компас    
    12. Контейнеры с 20 литрами воды    
    13. Сигнальный флаг    
    14. Аптечка, в числе прочего содержащие шприцы для инъекций    
    15. УКВ-радиостанция на солнечных батарейках    

 

Теперь ваша задача организовать этот список в определенном порядке приоритетов в соответствии с целью группы: дойти до пункта назначения.

Самый важный предмет должен идти в вашем списке под номером 1, следующий по важности – под номером 2 и т. д., вплоть до номера 15 – наименее важного предмета. По условиям игры все предметы, даже, на первый взгляд, бесполезные, необходимо включить в список.

Каждое решение в группе должно основываться на полном согласии ее членов. Это значит, что определенный порядок предметов в списке должен быть принят каждым членом группы, прежде чем решение будет представлено. Такой консенсус труднодостижим, и каждый член группы в принципе не может настоять на своем порядке. Тем не менее, попытайтесь коллективно определить такой порядок 15 предметов в списке, который хотя бы частично устраивал всех.

Вот некоторые правила, которые могут быть применены для достижения согласия в группе:

1. Не увлекайтесь отстаиванием собственной точки зрения. К этой ролевой игре следует подойти с холодной логикой.

2. Не меняйте собственного мнения только для привлечения поддержки других или для ухода от конфликта.

3. Старайтесь не прибегать к таким методам «сдерживания конфликтов» как вычисление средней ценности того или иного предмета и т. п.

4. Отнеситесь к различиям во мнениях как к подспорью, а не как к препятствию в принятии решения.

 

Схема анализа работы группы

1. Какие социальные роли сложились в группе?

2. Выделился ли лидер или лидеры (социальный, интеллектуальный, эмоциональный)?

3. Какие психологические эффекты имели место в процессе дискуссии?

4. Проявилось ли у всех членов группы чувство ответственности за работу или происходящее воспринималось как игра?

5. Каков был характер общения членов группы (грубость, доброжелательность, деловитость, угодничество)?

6. Какова была степень требовательности к работе и поведению членов группы (попустительство, норма, придирчивость)?

7. Проявилось ли творчество, формулировались ли новые оригинальные идеи?

8. Имела ли место критика, и если «да», то каков был характер ее восприятия (обидчивость, норма, равнодушие)?

9. Какова была степень погрешности в знаниях, информированности?

10. Как было организовано пространство дискуссии (расстояние по горизонтали и вертикали между членами группы)?

Для ответа на первый вопрос можно использовать следующую информацию о работе эффективных команд. Результативные команды состоят из людей, роли которых различны и определяются специфическим стилем мышления и личностными качествами. Команда может иметь определенный ролевой набор.

Организатор – ориентирован на достижение цели любой ценой, стремится структурировать результаты деятельности, но может быть зачинщиком конфликтов.

Координатор эффективно использует потенциал команды, способен воодушевлять и мотивировать работу коллег.

Исполнитель – ответственный и надежный работник, лоялен команде, отличается консерватизмом.

Перфекционист – отличается преданностью конкретной задаче, стремится все довести до совершенства.

Общественник – способен оказывать смягчающее воздействие на ситуацию общения, предотвращать конфликты, но не может принимать решения в моменты кризиса.

Генератор идей – ярко выраженный индивидуалист, чье мышление и поведение отличается большой оригинальностью и независимостью.

Критик – способен трезво анализировать чужие предложения, имеет иммунитет к энтузиазму.

Разведчик – общителен и любознателен, успешно ведет переговоры, залаем хорошо продуманные вопросы.

Эксперт – обладаем редкими знаниями и навыками, в работе проявляем большую самостоятельность и не терпит вмешательства, предан своей узкой области.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...