Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Способствовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка




Способствовать становлению деятельности

Здоровье

Формировать предпосылки здорового образа жизни.

Обеспечить безопасность жизнедеятельности детей.

Укреплять здоровье детей.

Организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий физический и психологический комфорт ребенка.

Закреплять потребность в чистоте и аккуратности, продолжать формировать навыки культурного поведения.

Безопасность

Продолжать формировать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих

.


Основные пути их решения

Расширять репертуар подвижных народных игр и усложнять его.

Создавать условия для игр с мячом.

Реализовывать региональные рекомендации по отбору содержания

Соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила.

Широко использовать спортивные игры и упражнения, корригирующие упражнения, элементы ЛФК для профилактики нарушений осанки, опорно-двигательного аппарата, плоскостопия (ФК).

Следить за поддержанием правильной осанки во время разных видов деятельности.

Укреплять организм, используя естественные природные закаливающие факторы (солнечный свет, воздух, вода).

Избегать перегрузки организованными занятиями.

Реализовывать региональные рекомендации по оздоровлению детей.

Обеспечивать рациональный режим дня, сбалансированное качественное питание, дневной сон, достаточное пребывание на свежем воздухе.

Формировать сознательное отношение к окружающей среде, воспитывать здоровую брезгливость и стремление к чистоте (Б, Т).

Развивать самоконтроль при выполнении правил и норм личной гигиены; совершенствовать навыки самообслуживания (Т).

Рассказать детям о строении и работе важнейших органов и систем организма (П, 3).

Знакомить их с правилами личной безопасности в быту и в различных жизненных ситуациях. Учить предвидеть простейшие последствия собственных действий (П).

Закреплять действия, направленные на охрану здоровья окружающих (отворачиваться, когда кашляешь; закрываться платком, когда чихаешь) (3).


I

Создавать условия для
формирования произволь
ности и опосредованности
основных психических

процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия):

в играх с правилами;

при выполнении заданий на воспроизведение образца;

j

I

при обучении работе по словесной инструкции;

 

Учить детей играть в игры с правилами (настольные, настольно-печат-ные, шансовые, подвижные, спортивные, хороводные). Раскрывать детям смысл и значение правил для успешной организации совместных игр (С, ФК, М).

Вводить задания, требующие воспроизведения образца. При воспроизведении образцов в продуктивных видах деятельности (конструировании, аппликации) учить пользоваться вспомогательными приемами. Учить анализировать образец и делить его на фрагменты: выделять начало и ближайший отрезок работы, фиксировать уже воспроизведенные элементы; сравнивать результаты работы с образцом (П, XT).

Учить приемам поэлементного сопоставления. Изготовлять для игровых персонажей парные предметы и комплекты (С, XT).

Создавать продукт по заданному расчлененному на составные части и нерасчлененному с повышением степени сложности образцу (П, XT).

Учить работать по словесной инструкции (К).


ШШШШШШШШШШШШ^Ш'-


Задачи работы с детьми

в рамках работы по обучению движению;

в контексте общения со взрослым;

в контексте поведения в обществе


Основные пути их решения

Обеспечивать понимание необходимости точного выполнения словесной инструкции в определенных ситуациях. Знакомить с примерами негативных последствий неточного выполнения словесных инструкций (К, С, Б).

Учить понимать, удерживать и выполнять словесную пошаговую инструкцию; инструкцию в два действия.

Проводить дидактические игры с поочередным инструктированием ребенком партнеров по игре (К, С).

Вводить обучение элементам танца (М).

Заучивать небольшие литературные произведения (стихи) наизусть (Ч).

Учить детей общению со взрослыми в формальной ситуации в позиции «учитель — ученик» (обращаться по имени и отчеству, обращаться на «вы», пользоваться формами формальной вежливости, ждать, пока взрослый освободится) (С, К).

Постепенно вводить правила поведения на занятии (только в первую половину дня на занятиях интеллектуально-познавательного цикла): отвечать по одному, поднимать руку, во время занятия не ходить по группе, не разговаривать о постороннем и т. п. (С).

Формировать культуру поведения:

знакомить ребенка с правилами культурного поведения: правилами поведения за столом; правилами поведения в общественном месте (не кричать, не разговаривать громко, не бегать, не трогать все руками, не портить вещи и т. д.); правилами вежливости (здороваться при встрече, вставать при разговоре со стоящим взрослым; уступать место в транспорте пожилым людям, более младшим детям; пропускать вперед женщин и пожилых людей при проходе в дверь, не перебивать собеседника в разговоре); правилами приличия (не протягивать первым руку старшим, не жевать жвачку во время разговора) (С, К, П)


Формировать способность к адекватной оценке результатов собственной деятельности

Закладывать основу

психологической устойчивости к неуспеху и вырабатывать установку на его конструктивное преодоление

':■

Содействовать становлению мотивации учебной деятельности

Формировать предпосылки трудовой деятельности


Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта

Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т. п.

Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым видам деятельности.

Использовать пословицы и поговорки: «Терпение и труд все перетрут», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Не ошибается только тот, кто ничего не делает» и др. (Ч, К).

Воспитывать у ребенка желание повышать свою компетентность (уровень своих возможностей), овладевая новым содержанием.

Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовывать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников.

Обращаться к детям с просьбой показать воспитателю индивидуальные достижения, которые есть у каждого, и научить его им (С, К).

Знакомить с важностью учения для успешности во взрослой жизни (П).

Использовать автобиографические рассказы педагога и художественную литературу о необходимости и ценности учения (П, Ч).

Рассказывать детям о школе, водить на экскурсии в школу (П, С)

Предлагать участие в совместном со взрослым труде, не принуждая к нему.

Продолжать знакомить с профессиональным трудом взрослых (П).

Дать детям представление о существующем обмене товарами и услугами (П).

Дать представление о зависимости чувств, настроения людей от качества труда других.

Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами (С).


,



77

w


щтт

 

Задачи работы с детьми

Способствовать становлению сознания

Коммуникация

Развивать речь детей: совершенствовать лексическую сторону речи;

«

■ ■

Основные пути их решения

Подчеркивать его значимость для других.

Реализовывать региональные рекомендации по отбору содержания традиционных видов труда

Расширять словарный запас детей на основе формирующихся у них богатых представлений о мире; активизировать его в самостоятельных высказываниях (П).

Продолжать формировать видовые (названия отдельных предметов), родовые (фрукты, овощи, игрушки, транспорт, растения, животные и пр.) и отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, красота, смелость и пр.) с их последующей дифференциацией (обувь — летняя, зимняя, демисезонная; транспорт — наземный, воздушный, водный, подземный).

Развивать смысловую сторону речи через ознакомление детей:

со значением слова (например, через его определение: ельникеловый лес; столпредмет мебели в виде широкой горизонтальной доски на ножках и пр.);

с антонимами (выраженными разными частями речи: доброзло, деньночь, старыймолодой, подниматьсяспускаться, веселогрустно, далекоблизко, холодножарко и пр.);

с синонимами (выраженными всеми частями речи: смелостьотвага, храбрость; вежливаялюбезная, предупредительная; веселитьсярадоваться, смеяться);

с многозначностью слов (выраженной существительными и глаголами: гребень (для расчесывания волос, верх волны, на голове петуха); кисть (руки, художника, рябины, украшение для штор); ножка (гриба, стула, жеребенка, малыша); хвост (лисы, самолета, поезда, редиски); гореть (дрова горят в камине, ребенок горит от жара, щеки горят на морозе); бить

 

совершенствовать и уточнять грамматический строй

речи;

совершенствовать произносительную сторону речи.


(в ладоши, по мячу, в барабан, дождь бьет в стекло); идти (ребенок идет по дороге, лед идет по реке, дождь идет из тучи, дым идет из трубы); играть (ребенок играет в кубики, дети играют в мяч, девочка играет на скрипке, улыбка играет на лице).

Учить детей осмысливать образные выражения и фразеологические обороты* (мороз щиплет нос, весна на носу, водить за нос, как белка в колесе, все в руках горит и пр.) (Ч).

Активизировать словарный запас в различных видах деятельности, в речевой практике.

Осваивать морфологическую систему русского языка (изменение по родам, числам, лицам, временам): употребление имен существительных во множественном числе (один — много); образование формы родительного падежа множественного числа существительных трудных форм (улейульев, пеньпней, лоблбов, караськарасей и т. п.); согласование существительных с числительными, прилагательными и глаголами.

Правильно употреблять категорию рода (женского, мужского, среднего).

Практически освоить некоторые способы словообразования.

Учить составлению (употреблению правильного порядка слов) и распространению предложений за счет однородных членов (подлежащих, определений, сказуемых), составлению сложных конструкций предложений (сложносочиненных и сложноподчиненных).

Закреплять правильное употребление предлогов, выражающих различные пространственные отношения (в, на, за, из, с, под, над, между, перед, из-за, из-под и пр.) (П).

Развивать речевой слух: фонематический и фонетический.

Уточнять и закреплять произношение всех звуков русского языка с использованием анализа артикуляции (по пяти позициям: положение губ, зубов, языка, вибрация голосовых связок и прохождение воздушной струи) в игровых упражнениях, речевых играх и пр.


79

Задачи работы с детьми

Развивать и совершенствовать связную речь:

— диалогическая форма речи;


Основные пути их решения

Совершенствовать фонематическое восприятие через упражнения и дидактические игры на дифференциацию согласных звуков: свистящих и шипящих [с — ш], [з — ж], [ц — с]; звонких и глухих [ж — ш], [з — с], [б — п], [д — т], [г — к], [в — ф]; со-норов [р — л]; твердых и мягких [с-с'], [з-з'], [п-п'], [б-б'], [т - т'], [д - д'], [к - к'], [г - г'], [в - в'], [ф - ф'], [р - р'], [л - л'].

Упражнять в умении дифференцировать звуки (гласные — согласные*, мягкие — твердые).

Работать со словами-паронимами, объяснять их лексическое значение.

Предлагать задания на подбор слов с заданным звуком в разных позициях (в начале, середине и конце слова); определять последовательность звуков в словах.

Упражнять в умении анализировать слоговую структуру слова (определять количество и последовательность слогов в словах).

Упражнять в умении производить анализ и синтез предложения по словам; короткого высказывания по предложениям.

Развивать умение передавать разнообразные интонации через изменение высоты голоса, силы его звучания, ритма и темпа речи в процессе разучивания стихотворений, песен, средствами театрализованной деятельности, в игровых заданиях и упражнениях и пр. (Ч, М, С).

Развивать контроль за собственной речью и критическое отношение к речи окружающих.

Вырабатывать активную диалогическую позицию в общении со сверстниками (активная коммуникативная позиция) (С).

Приобщать к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; формулировать и задавать вопросы; строить ответ в соответствии с услышанным) (С).

 

■■■ ■ ■

— монологическая форма речи:

описание;

повествование;


Закреплять правила ведения диалога в повседневной жизни, традициях (группы и детского сада) (С).

Работать над речевым оформлением реплик участников диалога в зависимости от социальной ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание, отказ) (П, С).

Отрабатывать умение вежливо и тактично вести диалог со взрослыми и другими детьми (С).

Отрабатывать диалог в театрально-игровой деятельности, в игровых ситуациях (смешных, фантастических, деловых, бытовых и пр.) (С, Ч).

Обучать основам построения связных монологических высказываний (повествовательного и описательного типа).

Формировать умения:

выделять и называть объект речи при описании; соотносить объекты речи с соответствующими описаниями и расширять их за счет дополнительных характеристик;

видеть и задавать элементарную логику описания отдельных объектов (определение двух групп характеристик объекта (внешних: качества, свойства, признаки; внутренних: целевое назначение и функция); выбор последовательности подачи групп характеристик в простых описаниях);

составлять простые описания разными средствами (искусство, изобразительная и театрализованная деятельность, художественная литература, дидактические игры и задания и пр.) (XT, Ч).

Формировать умения:

восстанавливать последовательность событий в знакомых сказках (в какой последовательности появлялись герои, разворачивались события или действия) (Ч);

давать определение и словесное обозначение главной темы повествования (через цель высказывания, заголовок);

выделять структуру повествования (зачин, средняя часть, концовка);

Задачи работы с детьми

комбинированные высказывания*;

пересказ (как средство формирования связной речи)

Осуществлять подготовку к полноценному освоению письменных форм речи (чтению и письму):

подготовить руку к обучению письму;


Основные пути их решения

воспроизводить структурные компоненты знакомых произведений и собственных монологов-повествований (Ч);

составлять повествовательные высказывания путем изменения знакомых текстов: по аналогии («Сказка на новый лад»), путем изменения или добавления отдельных эпизодов текста.

Учить составлению комбинированных связных высказываний (сочетание описательных и повествовательных монологов, включение диалогов); составлению плана (смысловой последовательности) собственных высказываний и выдерживанию его в процессе рассказывания.

Использовать пересказ произведений (как средство):

для развития понятийной стороны речи (понимание содержания литературных произведений (прозаических и стихотворных) и информационных текстов);

для закрепления полученных представлений о правилах построения монологов разного типа (например, путем перевода стихотворного текста в повествовательный (проза); пересказ от лиц героев одного произведения и пр.) (Ч)

Сформировать правильный захват орудия письма (щепоть) (XT, T).

Использовать пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев рук), упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя пальцами, тремя пальцами») и шариками, игровые упражнения типа «Посолим суп» и пр. (XT).

Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки.

Использовать игры типа «Мозаика», работу со штампами, ручной труд (например, работа с иголкой, ножницами), раскрашивание каран-


начать подготовку к технике письма;

н

■ ■

формировать элементарные графические умения;

'■ ■,!. ■ ■

I


дашом одного цвета с разным нажимом, раскрашивание пунктиром и пр. (XT).

Развивать мелкую моторику рук.

Вводить упражнения и игры на развитие тактильных ощущений, ниткопись, бисерография, практические работы с бумажными комками и шариками и пр. (XT).

Формировать ориентировку в своем теле (точное знание правой (левой) стороны туловища и головы: правая (левая) рука, нога, глаз, ухо, щека, коленка, локоть, пятка и пр.; ориентировку от себя (над головой — верх, под ногами — низ, за спиной — сзади, перед лицом (носом, глазами) — спереди). (3, ФК, П).

Формировать пространственные отношения относительно себя, относительно другого предмета и относительно человека, стоящего напротив.

Формировать ориентировку на листе бумаги.

Знакомить и учить ориентироваться в разлиновке «линейка».

Развивать чувство ритма в движении и в изображениях на плоскости (М, XT, ФК).

Учить слушать и воспроизводить ритм (хлопки, удары погремушкой или в барабан и пр.). Изображать (фиксировать) ритм с помощью условных знаков (палочек, кружочков, звездочек и пр.) — ритмический рисунок. Воспроизводить ритмические рисунки в движениях и действиях (М, ФК, XT).

Рисовать бордюры в сетках (по образцам, самостоятельные работы детей).

Упражнять в штриховке (редкая штриховка карандашом одного цвета, двумя карандашами разного цвета; частая штриховка карандашом одного цвета).

Проводить упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного (письменного) шрифта (упражнения типа «Клубочки», «Волны» и пр.).

 

Задачи работы с детьми

упражнять в анализе и синтезе условных изображений предметов.

Подготовить к обучению чтению.

Обучать чтению.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...