Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Художественное творчество. Музыка




Пробуждать эмоцио-

нальную отзывчивость

к эстетической стороне окружающей действительности;

создавать условия для восприятия музыки как средства передачи чувств и настроения;

дать представление о полифоническом звучании, оркестре, хоре

Развивать способность к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции);


. :, ; ^:,V.„: ;Р:У>:::

Основные пути их решения

Показывать детям красоту своего города, села, поселка с их ландшафтами, садами, полями, лугами, водоемами и т. п. Обращать внимание на разнообразие и красоту форм, цвета, звуков, запахов окружающего мира во время прогулок, экскурсий, в игре, в быту, в специально организованных видах деятельности.

Создавать условия для восприятия природы, красивых предметов быта, произведений народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, чтения художественной литературы, слушания музыкальных произведений.

Знакомить детей с высокохудожественными произведениями литературы (проза, поэзия), музыкального (вокальная, инструментальная музыка) и изобразительного искусства разных видов (живопись, графика, скульптура) (П).

Дать первоначальное представление о театре как синтезе разных искусств (П, Ч).

Побуждать высказывать свое отношение к произведению, задавая вопросы (К).

Беседовать с детьми об увиденном, прочитанном и услышанном (К).

Рассказывать детям о народных мастерах, деятелях культуры и искусства. Посещать с ними музеи, выставки, рассматривать книги об искусстве, прослушивать записи классической музыки (П, Т, С, К).

Знакомить детей с материалами и оборудованием для рисования, лепки, аппликации, конструирования и ручного труда и научить применять их на практике (П, Б).

Побуждать детей экспериментировать с цветом, придумывать и создавать композицию, осваивать различные художественные техники (оригами, папье-маше, разрывная аппликация); использовать разнообразные материалы (П).

 

^ШШШШШНШШШШШШ

%г •

Поддерживать и направлять эмоционально-эстетическую, декоративную трактовку образов (К).

Регулярно, не реже двух раз в месяц, проводить занятия рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием по замыслу детей.

По желанию детей петь, прослушивать музыкальные произведения и читать книги.

Привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая различные возможности и предложения (Т).

Совершенствовать чувство ритма и звуковысотный слух, навыки интонирования (ФК, К).

Создавать ситуации, в которых де
ти могут самостоятельно использо
вать простейшие музыкальные инст
рументы^

III. Обеспечивать каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства

Заложить добрые групповые традиции («Утро радостных встреч» (понедельник) и «Сладкий час»).

Учитывать настроение и пожелания детей при планировании жизни в течение дня.

Привлекать детей к обустройству группы и по возможности учитывать их пожелания в этом вопросе.

Создавать уютный, теплый, гармоничный, эстетически целостный и современный интерьер.

Обеспечивать условия (свободное
место, материалы) для разнообразной
содержательной самостоятельной

деятельности детей.

Реализовывать интересы и девочек, и мальчиков при планировании развивающей среды.

Начинать выводить детей за пределы детского сада на прогулки и экскурсии.

Создавать условия для интересного и приятного общения с более старшими и более младшими детьми в детском саду.

Отмечать в группе общие праздники и дни рождения каждого ребенка по единому ритуалу.

Задачи работы с детьми

Удовлетворять потребность детей в творческом самовыражении:

предоставлять возможность выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла;

поддерживать инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении детьми художественных замыслов;

способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его творческой деятельности (танец, стихотворение, рисунок и т. п.) интересен другим (родителям, родным и близким, сотрудникам дошкольного образовательного учреждения и др.)

Организовывать яркие, радостные общие события в жизни детей

■:


Основные пути их решения

Использовать музыку как средство регуляции настроения детей, создания благоприятного эмоционального фона; петь перед сном колыбельные песни.

Поощрять детей свободно, выразительно двигаться под музыку

Создавать условия для работы с разными материалами.

Вовлекать детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, помогая осваивать различные средства, материалы, способы реализации замыслов (в том числе в совместной детской деятельности).

Поощрять проявление детской непосредственности.

Побуждать детей в процессе импровизации моделировать как реально существующие объекты, так и придуманные самими детьми.

Высоко оценивать инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла.

Устраивать выставки детского творчества, организовывать концерты

Показывать детям кукольные спектакли.

Организовывать праздники-сюрпризы.

Отмечать традиционные праздники.

Создавать условия для участия родителей в жизни группы.

Приглашать в группу интересных людей, исполнителей, писателей для встреч, проведения мастер-классов.

Приглашать театральные коллективы для показа сказок.

Реализовывать региональные рекомендации по отбору содержания традиционных праздников


СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ

ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей и включает описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга. Полученные результаты помогают осознанно планировать образовательную работу с детьми и отслеживать динамику развития каждого ребенка и группы в целом.

Объектом мониторинга являются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.

Содержание и набор методик мониторинга определяется видовой принадлежностью ДОУ, а значит, наличием (или отсутствием) в штате детского сада определенных специалистов.

Медицинские работники ДОУ проводят мониторинг здоровья. Педагоги получают от медиков следующую информацию по каждому ребенку:

· физкультурную группу;

· различные ограничения (по физической нагрузке, посещению некоторых занятий (например, в бассейне), закаливанию, питанию).

Информация по ограничениям может поступать, уточняться в течение года. Это связано с тем, что данная информация более мобильна и изменяема, так как связана с перенесенными заболеваниями и текущим состоянием здоровья ребенка (см. таблицу в приложении).

Учитывая то, что по медицинской этике часть информации (диагнозы) остается закрытой для педагогов, последним необходимо проводить индивидуальный опрос родителей в рамках взаимодействия с семьями воспитанников. Это могут быть индивидуальные беседы, опросники, анкеты. Важно помнить, что степень откровенности ответов на поставленные вопросы определяют только сами родители.

Следует особо подчеркнуть, что данные медицинских осмотров, проводимых в рамках диспансеризации или других обследований, непременно доводятся в индивидуальной форме до родителей ребенка. В случае выявления каких-либо отклонений от нормы администрация ДОУ имеет право направлять ребенка на дополнительное консультирование к специалистам.

Воспитатели по физической культуре (воспитатели) дважды в год (в сентябре и мае) на учетно-контрольных

 

шщ

(диагностических) занятиях проводят мониторинг физической подготовленности детей (см. приложение). Это позволяет:

· определить технику овладения детьми основными двигательными умениями;

· определить индивидуальную нагрузку;

· наметить необходимые физкультурно-оздоровительные мероприятия;

· выявить и своевременно устранить недостатки в работе по физическому воспитанию.

Участие в обследовании принимают старший воспитатель, медицинская сестра, воспитатели ДОУ.

Педагоги. Воспитатели осуществляют мониторинг в основном в виде педагогических наблюдений два раза в год (как минимум): в начале и конце учебного года. Длительность проведения — две недели. Педагогические наблюдения проводятся по следующим направлениям развития ребенка: познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному. В каждом возрасте существуют свои нюансы проведения мониторинга, которые описаны в частных методиках программы.

Психолог. Мониторинг общего психического развития детей требует участия в обследованиях специально подготовленных специалистов, владеющих методиками проведения и интерпретации результатов психологических методик. Наиболее важными для диагностики развития маленьких детей признаются моторная и познавательные сферы, речь и социальное поведение (А. Анастази, 1982, Й. Шванцара, 1978 и др.) (см. приложение).

Логопед детского сада проводит диагностические методики в рамках коррекционных программ, используемых специалистом.

Старший воспитатель анализирует и обобщает данные мониторинга. На основании полученных данных проводится коллективное обсуждение каждой группы с педагогами и специалистами, работающими с детьми конкретной группы, согласовываются действия воспитателей и специалистов, осуществляется (при необходимости) корректировка воспитательно-образовательной работы с детьми.

Данные итогового мониторинга являются результатом освоения программы.

• ■. ■■.'.'■ ■ '

■..., '

■(. а. ..<.*:':■ м., '. '. 'и;.:.ч'.;-.,:•.,::■; очг-'Л.;


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ

Детский сад становится социальным центром помощи семье в воспитании ребенка дошкольного возраста.

Расширяется спектр доступных педагогам форм взаимодействия с семьей — разнообразные консультации, семейные клубы (кружки), совместный досуг, творческие проекты, фестивали и выставки, спортивные мероприятия, праздники, традиции и пр. Они объединяют учреждение и семью в единое воспитательно-образовательное пространство развития ребенка-дошкольника.

По мнению авторов Концепции дошкольного воспитания (В. В. Давыдов, В. А. Петровский, Р. Б. Стеркина и др.), в отношениях между родителями, педагогами и детьми центральное место должно занимать не авторитарное, а личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком.

Это значит, что педагоги и родители должны в процессе общения обеспечить ребенку:

· чувство психологической защищенности;

· доверие к миру;

· эмоциональное благополучие;

· формирование базиса личностной культуры;

· развитие его индивидуальности1.

Этот результат может быть достигнут только при условии взаимодействия детского сада и семьи.

Гармоничное взаимодействие не подразумевает равнодо-левого участия педагогов и родителей в воспитательно-образовательном процессе.

Если в вопросах обучения, образования приоритетная роль принадлежит детскому саду, располагающему профессиональными кадрами, а в вопросах развития в среднем ситуация пятьдесят на пятьдесят, то в вопросах воспитания ведущая роль принадлежит семье.

Однако процесс взаимодействия практически всегда запускается по инициативе педагогов. И насколько продуманным будет этот процесс, настолько эффективным будет и результат.

Современный родитель стремится к диалогу, он хочет, чтобы его пожелания по воспитанию ребенка учитывались, его мнение было услышано, его взгляды были учтены в работе воспитателей. Сделать это нелегко. Построение гармоничного, адекватного взаимодействия с родителями требует много терпения, такта, мудрости.

По целевым установкам можно выделить три основных направления:

1 См.: Учимся общаться с ребенком / В. А. Петровский, А. М. Виноградова, М. Л. Кларина и др. — М., 1993.

· мероприятия ДОУ с родителями с целью повышения их компетенции в разных вопросах. Сюда относятся дни открытых дверей, консультации, родительские кружки (клубы), мастер-классы и т. п.;

· мероприятия ДОУ, объединяющие родителей и детей с целью лучше узнать ребенка, наладить содержательное общение и т. п. Сюда относятся праздники и досуги, совместные мероприятия, экскурсии, традиции («Встречи с интересными людьми» и т. п.);

· мероприятия в семье, используемые в работе ДОУ с целью повышать инициативность и заинтересованность родителей. Сюда относятся выставки по увлечениям ребенка, выставки совместных работ родителей и детей по заданной тематике («Снеговики» и т. п.), дидактические альбомы («Моя семья», «Домашние любимцы» и т. п.), домашнее коллекционирование с презентацией в группе и т. п.

Результат взаимодействия оценивается не по количеству проведенных совместных мероприятий, а по охвату родителей, их активности и заинтересованности, по переносу предложенных содержаний в жизнь семьи (стали ходить на выставки, в бассейн и т. п., собирать семейную коллекцию, появились новые семейные традиции и т. д.); по направленности данных мероприятий и усилий на развитие и воспитание ребенка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...