Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обсуждение. • Теперь, когда вы знаете, что «доброе слово и крысе при­ятно», вспомните кого-нибудь из ваших знакомых, чье на­строение всегда кажется плохим




Обсуждение.

• Легко ли было выдрессировать Крысу?

• Можете ли вы придумать способы формирования поведе­ния, которые могли бы улучшать взаимоотношения людей?

• Дает вам этот эксперимент какие-нибудь ключи к понима­нию того, как на поведении людей может сказываться вли­яние их сверстников?

147

• Теперь, когда вы знаете, что «доброе слово и крысе при­ятно», вспомните кого-нибудь из ваших знакомых, чье на­строение всегда кажется плохим. Может быть, это просто неприятный человек. Но подумайте, как вы можете изме­нить его поведение? Могут ли ваши собственные действия или слова повлиять на его поведение по отношению к вам?

«Я на перекрестке дорог» (рисование)

После разминки рук участникам предлагается нарисовать себя на перекрестке дорог, на котором обозначены направле­ния дальнейшего движения. После этого участников группы просят на этом же рисунке дорисовать тех людей или обстоя­тельства, которые влияют на выбор пути.

«Части моего „Я" » (рисование)

Участникам предлагается вспомнить, какими они бывают в разных ситуациях, в зависимости от обстоятельств (возможно, порой они действуют так не похоже на самих себя, будто они другие люди), как они ведут внутренний диалог, и попытаться нарисовать эти разные части своего «Я». Это задание не тре­бует хороших изобразительных навыков, изображение «частей» может быть символическим.

«Окно» (завершающее упражнение)

См. занятие 1.

«Четыре моих „Я" » (домашнее задание)

Необходимо нарисовать четыре своих «Я»: реальное, вос­принимаемое с внешней стороны, идеальное, будущее.

ЗАНЯТИЕ 7. «ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА»

Задачи:

1) актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоцио­нальной сфере;

2)тренировка умения выражать свое эмоциональное со­стояние и понимать его.

148

«Ритмическое эхо» (разминка) См. занятие 1.

«Четыре моих „Я" » (обсуждение домашнего задания)

По итогам домашнего задания к занятию 6.

«Имена чувств» (упражнение)

Участники записывают столько «имен» чувств, сколько смо­гут. Тот, кто записал наибольшее количество, зачитывает их. Остальные ищут совпадения «имен» из своего списка с «име­нами» других членов группы. В результате с большой вероят­ностью они назовут наиболее известные эмоции и эмоциональ­ные состояния. После этого психолог может кратко объяснить им, в чем разница между эмоцией и эмоциональным состояни­ем.

При наличии времени это задание можно дополнить, пред­ложив модификацию методики «Карта страны чувств» (Т. Д. Зин-кевич-Евстигнеева). Участникам предлагается нарисовать самих себя во весь рост в двух проекциях (вид спереди, вид сзади), а затем отметить, в каких местах тела они чувствуют обиду, страх, радость и т. д.

«Зеркало» (упражнение)

Ход работы. Один из участников показывает соседу ка­кую-либо гримасу, изображающую переживание определенно­го чувства. Тот, в свою очередь, как можно точнее «передраз­нивает» его и передает дальше своему соседу. «Гримаса» пе­редается по кругу. Упражнение заканчивается, когда гримаса возвращается к первому участнику. Таким же образом «пере­даются» еще несколько эмоций.

Обсуждение.

• Каков механизм узнавания чувств?

• Какие мышцы задействованы в выражении чувств?

• Бывают ли бесполезные или стопроцентно вредные чув­ства?

• Бывают ли чувства, не приносящие абсолютно никакого вреда?

149

Ход работы. При наличии времени участникам можно предложить исследовать отдельно два чувства: любовь и гнев. Им предлагается таблица, заполнять которую они могут само­стоятельно или работая в парах.

Эмоция Ее польза Ее вред
Любовь    
Гнев    

После заполнения таблиц ответы участников озвучиваются.

«Ощущения» (рисование)

Ход работы. Проводится разминка.

Лист формата А4 складывается так, что на нем образуются 8 ячеек, в которых участники должны карандашом нарисовать свои ощущения гнева, радости, спокойствия, депрессии, энер­гичности, женственности, болезни и любого на свой выбор состояния.

«Каждый рисунок выполняется линиями. Вы можете исполь­зовать для рисунка одну линию, много линий, можете покрыть всю ячейку линиями, если считаете, что именно так вы сможе­те передать свои ощущения. Вы сами выбираете, наносить длинные штрихи или короткие, тонкие или широкие, нажимать на карандаш сильно или слабо. Если нужно, пользуйтесь ре­зинкой.

В каждой ячейке поочередно нарисуйте то, что для вас олицетворяет написанное внизу слово. Ограничение: вы не должны рисовать никаких картинок или пользоваться какими-либо символами (звезды, сердца, молнии, геометрические фигуры и т. п. ). Используйте только линии — быстрые, медлен­ные, светлые, темные, гладкие, шероховатые, ломаные, плав­ные— какие вы считаете подходящими для того, что пытаетесь выразить. Передайте линиями, как ощущается вами это эмо­циональное состояние».

Обсуждение.

• Ваш рисунок делает ваше чувство видимым. Опишите, какими линиями вы выразили ваши ощущения?

• Сравните все рисунки гнева, радости и т. д.

150

«Окно» (завершающее упражнение)

См. занятие 1.

«Раннее эмоциональное воспоминание» (домашнее задание)

Участникам группы предлагается нарисовать одно из их са­мых ранних воспоминаний, связанных с сильными чувствами.

ЗАНЯТИЕ 8. «МОИ ПРОБЛЕМЫ»

Задачи:

1) осознание своих сильных и слабых сторон, положитель­ных и негативных качеств;

2) обучение распознаванию своих проблем и нахождению способов их решений, преодолению трудностей, мешающих полноценному самовыражению.

«Ритмическое эхо» (разминка)

См. занятие 1.

«Ода Лени» (обсуждение домашнего задания)

Участники зачитывают свои рассказы о Лени. В дополне­ние можно предложить им прослушать сказку Д. Соколова «Лень» [27]. По окончании прочтения подростков просят по­рассуждать о положительных и отрицательных свойствах лени, ее месте в жизни каждого из членов группы.

«Преодоление» (упражнение)

«Жизнь— это борьба. Эту формулу вы, безусловно, слы­шали много раз. Но с ней можно и не соглашаться, спорить. Действительно, лучше жить в мире и согласии с собой и окру­жающими. Между тем жизнь часто ставит перед нами серьез­ные проблемы, создает препятствия, которые нужно преодо­левать. Именно это в значительной мере стимулирует рост и развитие личности.

151

Вспомните о тех препятствиях, которые вам пришлось пре­одолевать за последнее время. Найдите то общее, что помог­ло вам справиться с этими трудностями.

После того как вы закончите, мы выслушаем всех, уделяя особое внимание способам преодоления препятствий. Мы со­ставим общий перечень и назовем его «Преодоление». У каж­дого из вас в трудную минуту будет под рукой наш общий опыт успешного преодоления трудностей».

«Мой дракон» (рисование)

«Все мы читали сказки, легенды о смелом воине, убиваю­щем дракона или Змея Горыныча. Помните, как было страшно, когда богатырь отрубал у дракона одну голову, а на ее месте тут же вырастала другая? И казалось, этому не будет конца. Дракон (он же Змей Горыныч) непобедим. Но слетала еще одна голова и еще. И вдруг оказывалось, что дракон обезглавлен, побежден. Говоря современным языком, количество запасных голов было ограничено.

У каждого из нас есть свой дракон. Он появляется как ма­ленький, почти безобидный дракоша, но, если его вовремя не уничтожить, он может вырасти и стать опасным для самого человека и всех его близких. Почти каждый из нас в один пре­красный момент решает убить своего дракона. Но у того на месте отрубленной головы вырастает другая, потом третья. И мы часто отступаем. Не боремся с драконом, а приручаем его или стараемся «поселить» его как-нибудь так, чтобы его никто не заметил. И тогда остается только удивляться: почему из скромного, тихого дома вдруг вырываются клубы пламени и время от времени вдруг слышится рык дикого зверя, а иногда даже вдруг качается земля. Самое обидное, что, занятые сво­им драконом, мы не можем и не успеваем сделать больше ничего.

Поэтому лучше всего воевать с драконом, пока он еще мал и пока у его хозяина еще достаточно сил. Самое главное — помнить, что количество голов у него не беспредельно и его можно победить.

Нарисуйте сейчас своего дракона, назовите его в целом и каждую голову в отдельности».

152

«Победа над драконом» (сочинение сказки)

Дается задание придумать сказку о том, как каждый из участников будет сражаться и в результате победит своего дракона. История может быть изображена в виде комикса, представлена в виде рассказа или сценария к фильму. Желаю­щие могут объединиться в группы и придумать общую исто­рию, но драконов и героев должно быть столько же, сколько участников.

«Окно» (завершающее упражнение)

См. занятие 1.

«Мой герб» (домашнее задание)

Участникам предлагается изобразить свой герб, который отражает их жизненное кредо, отношение к себе и к миру в целом.

ЗАНЯТИЕ 9. «ДОМ МОЕЙ ДУШИ»

Задачи:

1) определение личностных ценностей;

2) формирование способности понимать невербальное поведение;

3) актуализация личностных ресурсов;

4) повышение уверенности в себе; 5)групповое сплочение.

«Ритмическое эхо» (разминка)

См. занятие 1.

«Ранние воспоминания» (обсуждение домашнего задания)

Участники демонстрируют рисунки одного из своих ранних воспоминаний о событии, сопровождаемом яркими, сильными чувствами, выполненные в качестве домашнего задания.

153

«Дом моей души» (рисование)

Ставится спокойная, мелодичная музыка. Участникам вна­чале предлагается представить место, где им хорошо, их самое любимое место, и рассмотреть пейзаж вокруг. Затем их просят мысленно построить там дом и постараться запомнить все де­тали образа. И в заключении — нарисовать увиденный образ.

Когда все работы будут выполнены, ребята делятся свои­ми рисунками и впечатлениями от задания.

«Оптимисты и пессимисты» (упражнение)

Ход работы. Участникам группы предлагается составить два списка. В первом из них необходимо закончить предложе­ния (не меньше 5), которые начинаются со слов «Чувствовать себя счастливым хорошо, потому что... », во втором— предло­жения «Чувствовать себя несчастным хорошо, потому что... ».

Обсуждение. Все списки оглашаются, ребята рассуждают о том, кем все же в большей степени им нравится быть: опти­мистами или пессимистами.

«Цепочка хороших и плохих следствий» (игра)

Задачи. Развитие быстроты мышления, смелости выска­зывать свои мысли, находчивости и уверенности.

Ход работы. Ведущий называет исходную ситуацию и спрашивает первого участника: «Что в этом хорошо? » Первый участник отвечает. Ведущий спрашивает второго уже в связи с полученным ответом: «А что в этом плохо? » Третьему он вновь задает вопрос: «Что в этом хорошо? », четвертому — «Что в этом плохо? » и так далее.

Другой вариант той же самой игры: ведущий задает по очереди пару строго повторяющихся вопросов: «Это хорошо, потому что?.. », а после ответа новый вопрос: «Это плохо, пото­му что?.. », затем «Это хорошо, потому что?.. » и т. д.

Например, исходная ситуация: «промочить ноги».

Промочить ноги — это плохо, потому что... можно заболеть.

Заболеть— это хорошо(! ), потому что... не надо ходить в школу.

Не ходить в школу— это плохо, потому что... скучно си­деть дома.

154

Скучно сидеть дома— это хорошо, потому что... научишь­ся играть самостоятельно.

Играть самостоятельно— плохо, потому что... отвыкаешь от детей.

Отвыкать от детей — хорошо, потому что... когда меня увезут в деревню, я не буду скучать. И т. д.

Можно начать разговор и с обратного вопроса, например:

Промочить ноги — это хорошо, потому что... узнаешь, что текут ботинки.

Узнать, что текут ботинки, — плохо, потому что... надо по­купать новые.

Покупать новые ботинки— это хорошо, потому что... в новых ботинках можно безбоязненно ходить по лужам.

Ходить по лужам — плохо, потому что... будет ругать мама.

Когда ругает мама— это хорошо, потому что... она меня чему-то учит...

Задача ведущего — безошибочно чередовать вопросы «хо­рошо» и «плохо».

«Дерево» (коллективное рисование)

Ход работы. Участникам предстоит нарисовать рисунок одного дерева таким образом, что каждый из них будет рисо­вать какую-то отдельную его часть. Им раздаются листы фор­мата А4. Участники должны, не разговаривая(! ), выбрать каж­дый для себя ту часть дерева, которую они будут рисовать, и изобразить ее. Затем нарисованные части стараются объеди­нить в целое — большое дерево.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...