Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы. 5. Знакома ли вам такая ситуация и те чувства, которые испытывал котенок? . Ход работы.




Вопросы

1. Нарисуйте котенка таким, каким вы его увидели.

2. Какая часть сказки показалась вам наиболее яркой? Что вас в ней привлекло?

3. Как вы думаете, почему дети называли котенка злым?

4. Был ли он злым на самом деле?

5. Знакома ли вам такая ситуация и те чувства, которые испытывал котенок?

6. Как девочка смогла подружиться с котенком? Почему ей это удалось?

7. Сразу ли поверили дети в изменение характера котенка? Почему?

8. Чему учит эта сказка?

200

Услышать свой день (О. Чеснокова)

На далеком острове Табу жил мальчик Рик. Родители у Рика были важные люди — и их никогда не было дома. Они целыми днями важничали: работа была такая. И воспитывали Рика... четыре бабушки и три дедушки. Всего семь человек. Это обыч­ная история на острове Табу. Ведь там водятся птицы Ру, уно­сящие детей. Ах да! Вы их, наверное, не знаете. Ну, тогда все по порядку.

С давних времен жили на острове дивные птицы неопису­емой красоты. Взрослых людей они боялись и близко не под­пускали. А вот с малышами играли целыми днями — лучше лю­бой няньки. Так было, пока не завезли на остров чудо-машины. Взрослые были очарованы своими новыми игрушками. Теперь машины стирали, убирали, строили... А взрослые за ними уха­живали. И столько эти машины понастроили, что птицам стало негде жить, и они улетели с острова. Тогда стало происходить вот что. Многие дети начинали странно себя вести: им стано­вилось скучно. Столько вокруг немыслимых красочных меха­низмов — а им все скучно. По ночам к таким детям прилетали птицы Ру. И через некоторое время дети исчезали — мелькнет за окном узорчатая тень, уносящая ребенка... и все. Хорошо, если получат родные письмецо непонятно откуда, мол, не ску­чайте, не ждите. Там, с птицами, детям было весело, и назад они не возвращались.

Да-а... Так вот, про нашего мальчика. Его бабушки и де­душки были, к счастью, родными Рика, а остальные — это те, кого странные птицы оставили без внучат. Главная задача у них, конечно, была — не дать Рику заскучать. Они и не давали: числовые вычисления, линейные построения, звездные наблю­дения, веществостроение, словосписывание, песнопение и еще, и еще... В общем, все, что надо, чтобы побыстрее стать взрослым. И игрушек у Рика — не счесть: развивающие конст­рукторы, наиполезнейшие головоломки, информирующие ро­боты... У него было все. Но самой любимой игрушкой Рика и его постоянной спутницей была Большая Океанская Раковина, которую он когда-то нашел на берегу. Как же он всех бабушек и дедушек этой Раковиной извел! Рик уверял, что если прило­жить ее к уху и закрыть глаза, то сейчас же окажешься в самом счастливом дне своей жизни. У Рика это был день, когда он

201

нашел свою Раковину. Конечно же, всех своих бабушек и деду­шек поочередно он заставлял сидеть с раковиной у уха, с закры­тыми глазами — подолгу, чуть не каждый день. Что может быть глупее: ничего не видно и не слышно, да еще вон сколько уро­ков не пройдено. Бедные прародители теперь очень нервничали на занятиях. Идет, к примеру, урок линейного построения — так все фигуры чертятся прямо на полу, а в центре — Раковина. На музыкальном часу надо прыгать вокруг нее же. И выбросить эту проклятую Раковину нельзя: а что, если Рик заскучает?!

И все же он заскучал. Все реже просил Рик послушать Ра­ковину. Потом и вовсе оставил всех в покое. Тревога охватила весь дом. Даже родители на целых два часа оставили свои важные дела. На взрослом совете было решено не выпускать Рика из дома, пока он не подрастет, — ведь уже дважды видели люди над домом опасную тень птицы...

(Пауза. Другим тоном. ) Рик исчез утром. Пришли взрос­лые— а в комнате никого. Записка на столе: «Будет время — послушайте Раковину». (Пауза. ) Вот и Раковина лежит. Вели­кая скорбь охватила дом. Мы потеряли ребенка! Некого боль­ше учить. Теперь есть время. И дедушка-математик взял Рако­вину и прижал к уху.

(Другим тоном. ) Через некоторое время дедушка восклик­нул: «Ну конечно же, футбол». Счастливыми глазами глядя на остальных, он объявил, что самым лучшим днем в его жизни стал день, когда они с отцом вместе пошли смотреть футболь­ный матч. С надеждой вслушивались взрослые в нечто там, в Раковине. И каждый, каждый вспомнил тот свой особенный сча­стливый день, который остался в далеком детстве. Теперь они отдали бы весь мир, чтобы рассказать Рику о том, что они услы­шали и увидели, и что они поняли... Но он улетел навсегда.

«И вовсе я не улетел! — воскликнул мальчик, выбираясь из шкафа. — Я хотел улететь завтра и нечаянно уснул. Но теперь я остаюсь — ведь я так сильно вас люблю! »

Надо ли описывать вам, сколько радости, счастья и весе­лья было в доме! Сейчас этот дом называют домом, которому повезло. Рика — мальчиком, которому повезло с бабушками и дедушками. А важные родители теперь пораньше спешат до­мой, чтобы слушать всей семьей счастливые истории волшеб­ной Раковины.

202

СКАЗКИ ДЛЯ РАБОТЫ

С ПОДРОСТКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ

Драгоценность (Н. Сакович)

Пляжный песок двигался по направлению к морю. Каждая песчинка знала свой путь. Откуда приходило это знание? Неиз­вестно. Но как только песчинка появлялась на свет, она знала, что, если она дойдет до моря и ей повезет, через некоторое время она может стать жемчужиной.

Набегавшая на песок волна лениво перебирала песчинки, грозно отбрасывая неподходящие. Не то чтобы она была очень строга, просто она выполняла свою великую миссию на службе морю. Песчинки, подгоняемые пляжным ветерком, торопливо бежали к волне, переливаясь на солнышке. Волна отбирала блестящие, прозрачные и чистые песчинки и быстро возвра­щалась с ними в море, где с шумом разбрасывала их в разные стороны. Дальше песчинки продолжали свой путь самостоя­тельно. Глубоко в море их ожидали маленькие раковины-жем­чужницы. Каждая раковина встречала свою песчинку распрос­тертыми створками. Этот момент был волшебным началом рождения прекрасных жемчужин.

А песок продолжал свой путь к морю...

Однажды, когда солнце щедро дарило миру свое тепло, на море был штиль. Волна утомленно перебирала песочек, изредка советуясь с морем. Внезапно в ее ладони попала небольшая блестящая и прозрачная песчинка. Таких много было вокруг, но эту отличало то, что она была черна. Быть черной и про­зрачной одновременно — удивительно. Волна подняла песчин­ку на гребне выше к солнышку, и та засветилась изнутри не­обыкновенным светом. Откуда взялась она тут, на этом пляже, неизвестно. Возможно, когда-то здесь было кострище и ветер разнес по пляжу крупинки остывших углей. Черная песчинка как будто помнила то пламя. Или оно было внутри нее? Волна задумалась. Что делать с находкой? Она отличалась от тех, которые привычно относились в море. Но оставить ее на бере­гу, отбросить волна не могла.

На море поднимался ветер, стало штормить. Вздохнув, вол­на решилась отнести свою необыкновенную находку подальше в море, туда, где она в бешеном танце встречалась с другими

203

волнами. Подхватив «искорку», она ринулась в море, и через несколько минут вместе с фонтаном брызг песчинка полетела навстречу своей судьбе. Там, глубоко внизу, ее ждала прекрас­ная раковина-жемчужница.

Прошло время. Песок так же двигался к морю...

Волна часто вспоминала свою удивительную находку. Ког­да она бывала в море, она расспрашивала у его жителей, не встречали ли они на своем пути песчинку-«искорку».

И вот однажды, когда из-за сильного ветра волна оказа­лась далеко в море, она услышала чарующее слух пение. Это пели русалки, собирающие жемчуг. В их песне воспевалась черная жемчужина, королева моря, великая драгоценность. Каждого, кто брал ее в руки, она освещала прекрасным внут­ренним светом, дарящим любовь и красоту. «Это моя „искор­ка" », — поняла волна.

Быть одновременно черной и драгоценной удивительно?

Сон (Н. Сакович)

Она держала их в руках часто. Может быть, даже слишком часто. Ей нравилось, как песок, торопливо отмеряя время, пе­ресыпался из одной части в другую и снова из одной части в другую... В этом действии как будто был заключен какой-то магический ритуал. Вместе с опустошающейся частью сосуда что-то опустошалось у нее внутри, и она с тревогой перевора­чивала часы, запуская новый ход времени. Иногда в эти мину­ты ей хотелось уснуть, может, и навсегда. Ведь сон, как никто другой, знаком с вечностью.

— Тесно. Душно. Да, душно, нечем дышать, — подумала она, — где это я? Кругом песок, и он движется. Я в какой-то воронке, а что это за стеклянный купол над головой?

— Говорящая песчинка? — спросил кто-то.

— Я не песчинка, я личность!

— Если говорить умеешь, так сразу и личность. Посмотри вокруг, таких, как ты, тысячи, и у всех одна задача.

— Какая?

— Течь! Течет песок, течет и время!

— А кто ты?

— Я дух этих песочных часов.

- Но я не хочу течь как все, я личность и хочу свободы!

204

— Посмотри вокруг. Ты в воронке, ты часть вечности. Ты песчинка и вместе с другими ты будешь вечно отмерять ход времени.

— И время нельзя остановить?

— Временем, которое измеряем мы, управляет человек. По его желанию время останавливается, и тогда все песчинки в часах застывают пирамидой в ожидании. По его желанию вре­мя оживает, и песчинки, кружась в водовороте, стремятся вы­полнить свой долг.

— Но я не хочу!

В это время водоворот времени захватил песчинку и вы­толкнул в другую часть колбы. Это было похоже на рождение. Темнота. Удушье. Свет...

Тяжело дыша, песчинка стала оглядываться. Через стекло она увидела приближающуюся к часам человеческую руку. «Нет! »— подумала она. Но человек вновь запустил время...

Вздрогнув, она проснулась. Глупо, уснула средь бела дня. А что мне снилось?

Она посмотрела на руку, сжимавшую песочные часы. Сон стал быстро восстанавливаться в памяти.

— Нет! — Рука бросила стеклянную колбу на пол. Треск и свободные песчинки побежали в разные стороны.

«Вечность — это не ограничение, а свобода выбора», — подумала она и улыбнулась.

Колючка (И. Стишенок)

Эта сказка рекомендуется для работы с теми, кто испыты­вает чувство острого одиночества, кому необходимо изменить взгляд на себя и свою жизнь. Сказка иллюстрирует работу пси­холога с членами коллектива. Цель: помочь ощутить себя еди­ным целым и пережить радость взаимного принятия.

На большой солнечной поляне росла одинокая Колючка. Конечно, она росла там не одна: вокруг было много разных цветов и трав, высоко в небе светило солнышко, пели птицы, но колючке казалось, что на свете она одна-одинешенька, и если кто и растет рядом, то одни только репейники — колючие, жесткие и холодные.

Поэтому Колючка ни с кем не дружила. Она гордо росла на полянке, смотрела в синее небо и размышляла: вот небо —

205

большое, чистое и светлое, а вот солнце— теплое, ласковое и нежное, но они так далеко от меня, так недосягаемы. А я оди­нока и привязана к земле.

Она размышляла так изо дня в день, и все больше сжима­лась от одиночества, и все жестче становились ее иголочки. Но однажды утром случилось что-то необыкновенное. Колючка проснулась от чьего-то нежного прикосновения. Открыв глаза, она увидела солнечный Лучик.

— Привет, —. сказал он ей. — Уже середина лета, все цветы цветут, а ты о чем думаешь?

— Что значит — цветут? — удивилась Колючка, — я об этом ничего не знаю.

— А ты посмотри вокруг и увидишь, — улыбнулся Лучик.

Колючка оглянулась и впервые заметила, на какой боль­шой, светлой и красивой поляне она растет. Рядом шелестели цветы — яркие и нежные, легкий ветерок ласково касался их и что-то нашептывал, а птицы пели веселые песни.

— Как же так? — удивилась Колючка. — Вокруг такая инте­ресная жизнь, а я ничего не видела, смотрела только в себя и грустила от одиночества. Как глупо! Лучик! — воскликнула она, — помоги мне стать такой же красивой, как эти цветы. Я очень хочу стать красивой!

— Но это же так просто, — ответил ей Лучик, — доверься этому миру, открой ему себя, и все случится само собой.

— Как это? — подумала Колючка, но все же выпрямилась, посмотрела по сторонам и улыбнулась.

И вдруг все цветы улыбнулись ей в ответ. Колючка пошеве­лила корнями и почувствовала, как земля поит ее своими сока­ми, подняла голову и ощутила, как согревает солнышко, поше­велила листиками и ощутила ласковое прикосновение ветерка. Птицы спели ей красивую песню, и Колючка вдруг расцвела.

— Расцвела! Я расцвела! — воскликнула она. — Как это просто. И как сложно мне было к этому прийти. Спасибо тебе, Солнечный Лучик. Я смогла открыться и довериться миру, и мир протянул мне руку помощи. Он всегда готов помочь, а я об этом и не догадывалась.

Красавица Колючка радостно трепетала — у нее начина­лась Новая Жизнь.

206

Вопросы

1. О чем эта сказка?

2. Почему Колючка казалась себе одинокой?

3. Кто помог Колючке изменить взгляд на жизнь? Каким образом?

4. Что она сделала, чтобы расцвести?

5. Есть ли среди ваших знакомых кто-нибудь, похожий на Колючку?

6. Знакома ли вам такая ситуация и те чувства, которые испытывала Колючка?

7. Как можно помочь человеку, похожему на сказочную Колючку?

8. Чему может научить эта сказка?

9. Нарисуйте наиболее запомнившуюся вам картину сказки.

Человек, который помнил о смерти (И. Шах)

Однажды один дервиш сел на корабль, чтобы отправиться в морское путешествие. Увидев его на борту корабля, другие пас­сажиры, как водится в таких случаях, стали один за другим под­ходить к нему за напутствиями. Всем им он говорил одно и то же и, казалось, просто повторял одну из тех формул, которые каж­дый дервиш время от времени делает объектом своего внима­ния. Он говорил: «Зная, что твой конец неминуем, помни о смер­ти». Почти никто из путешественников не обратил особого вни­мания на этот совет. Но вот корабль поплыл. Много ли, мало ли он плыл, только вскоре разыгрался свирепый шторм. Матросы, а вместе с ними и все пассажиры в панике повалились на колени и стали молиться Богу. Считая себя почти погибшими, они по оче­реди возносили к небесам истовые молитвы, ожидая помощи свыше. Все это время дервиш без всяких движений сидел в сто­роне и спокойно о чем-то размышлял. Всеобщая паника словно бы его не касалась. Наконец ветер поутих, море успокоилось, и из-за туч выглянуло ясное солнце. Придя в себя, пассажиры об­ратили внимание на безмятежность дервиша и вспомнили, какое спокойствие он хранил среди всеобщего ужаса.

— Разве вы не осознавали во время этого шторма, что толь­ко одни доски отделяли нас от смерти? — спросил один из них.

— О да, конечно, — ответил дервиш, — я знал, что на море всегда так, но еще на суше я часто размышлял над тем, что в

207

обычной жизни, среди самых повседневных событий, нечто еще менее прочное отделяет нас от смерти.

Вспыльчивый человек (И. Шах)

Жил-был человек, который по малейшему поводу впадал в гнев. Многие годы наблюдая за собой, он пришел к выводу, что вся его жизнь полна непреодолимых трудностей из-за такой его вспыльчивости. Стал он думать, как бы ему избавиться от этой черты. И вот прослышал он об одном дервише, который, мол, обладает глубоким знанием. Пошел он к нему за советом. Дервиш сказал ему:

— Ступай по такой-то дороге, пока не придешь к перепу­тью, где увидишь засохшее дерево. Стань под этим деревом и каждому прохожему предлагай напиться.

Человек сделал, как ему было сказано. Прошло много дней, и люди стали его примечать; повсюду разнеслись слухи, что он взял на себя обет творить милостыню и следует особому курсу самоконтроля под руководством совершенного мудреца. Од­нажды один путник, который, видимо, очень торопился, отвер­нул голову, когда тот человек предложил ему напиться воды, и поспешно продолжал свой путь. Вспыльчивый человек крикнул ему вдогонку:

— Постой, ответь на мое приветствие и испей воды, кото­рую я предлагаю всем путникам!

Но тот даже не обернулся. Он еще несколько раз окликнул его, но не получил никакого ответа. Возмущенный такой неучти­востью, человек тут же обо всем позабыл. Он быстро снял свое ружье, висевшее на сухом дереве, прицелился в удаляющего­ся грубияна и выстрелил. Пешеход замертво повалился на зем­лю, и в тот же миг произошло чудо: сухое дерево расцвело. Сраженный пулей оказался закоренелым убийцей и был как раз на пути к совершению самого ужасного преступления в своей жизни.

Птица и яйцо (И. Шах)

Жила-была птица, которая не умела летать. Подобно бес­крылым созданиям, она ходила по земле — хотя и знала, что некоторые птицы летают. Однажды в ее гнездо случайно попало яйцо летающей птицы, и она высидела его вместе со своими

208

яйцами. Вылупившийся птенец стал расти и развиваться, но присущая ему способность летать никак не проявлялась. Иног­да он спрашивал свою приемную мать:

— Когда же я полечу?

И птица, привязанная к земле, отвечала:

— Чтобы взлететь, ты должен быть настойчив в своем стремлении, как все птицы.

Она ведь не умела преподать оперившемуся птенцу урок полета; она даже не знала, как вытолкнуть его из гнезда, чтобы он мог убедиться в своих силах. Странно, но птенец не замечал этого; чувство благодарности к приемной матери не позволяло ему осознать свое положение.

«Если бы не она, — рассуждал он сам с собой, — я до сих пор оставался бы в яйце».

А иногда он говорил себе так: «Тот, кому я обязан своим появлением на свет, конечно, научит меня летать. Это только вопрос времени, или, возможно, все зависит от моих собствен­ных усилий; а может быть, для этого надо обладать какой-то высшей мудростью — других причин не существует. В один прекрасный день птица, которая привела меня к моему тепе­решнему состоянию, поднимет меня на следующую ступень».

Приложение 2.

ГРАФИЧЕСКАЯ БЕСЕДА «КРУГ ВОЛИ»

(К программе «Мои сильные и слабые стороны»)

Данная методика направлена на уточнение и расширение представлений подростков и взрослых о волевом компоненте образа «Я», на активизацию интереса к волевой сфере лично­сти. Она дает возможность соединить недифференцированные, до конца не осознанные переживания с их предметами.

Беседа позволяет обнаружить и обсудить те смыслы, кото­рые подросток вкладывает в понятия «воля», «сила воли», «во­левые качества», и получить информацию о волевой сфере кон­кретного человека.

В ходе консультационной беседы рекомендуется исполь­зовать приемы графического изображения, что позволит легче и быстрее установить контакт и сохранить результаты беседы.

209

Методику можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе.

Необходимые материалы. Стандартный чистый лист бу­маги, 8 карандашей (красный, желтый, зеленый, синий, фиоле­товый, коричневый, серый, черный) и простой карандаш.

Ход работы.

1. «Давайте вместе обсудим такую непростую тему, как умение управлять собой, своим поведением. Чтобы уметь вла­деть собой, необходимо обладать такой чертой характера, как воля. Воля — это сознательные действия, поступки, которые человек совершает для преодоления трудностей при достиже­нии цели. Люди различаются между собой — у кого-то это по­лучается лучше, у кого-то хуже.

Нарисуйте круг. Это круг вашей воли. Полный круг— это 100%. Закрасьте на нем сектор, который покажет, сколько, как вы считаете, у вас силы воли. Вы можете закрасить весь круг или какую-либо его часть».

2. «Воля проявляется в целеустремленности, самостоятель­ности, решительности, настойчивости, выдержке, дисциплини­рованности, смелости, инициативности. Это — волевые каче­ства. Их тоже, как и силу воли, можно оценить в самом себе. Для того чтобы определить выраженность волевых качеств, прежде необходимо понять, как они проявляются, какие у них признаки».

Признаки решительности:

• быстрое и обдуманное принятие решений при выполне­нии того или иного действия или поступка;

• уверенное выполнение принятого решения без колеба­ний; отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоционального воз­буждения;

• проявление решительных действий в непривычной обста­новке.

Признаки самостоятельности:

• выполнение субъектом посильной деятельности без помо­щи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить трудовое, учебное задание и т. п. );

• умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. п. );

210

умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом уп­рямства, если не прав.

Признаки дисциплинированности:

• сознательное выполнение установленного в данной дея­тельности порядка;

• соблюдение требований учителей, своевременное выпол­нение поручений, правил и т. п.;

• добровольное выполнение правил, установленных коллек­тивом;

• соблюдение дисциплинированного поведения при изме­нении обстановки.

Признаки настойчивости:

• стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями;

• умение продолжать деятельность при нежелании зани­маться или при возникновении возможности занятия другой, более интересной деятельностью;

• умение проявить упорство при изменившейся обстанов­ке (смена коллектива, условий труда и т. п. ).

Признаки выдержки:

• проявление терпения в деятельности, выполняемой в за­трудненных условиях (большие помехи, неудачи и т. п. );

• умение владеть собой в конфликтных ситуациях (при спо­рах, незаслуженном обвинении и т. д. );

• умение сдерживать проявление чувств при сильном эмо­циональном возбуждении (большой радости, негодова­нии и т. п. ); умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.

Признаки смелости:

• преодоление чувства страха;

• сохранение присутствия духа перед опасностью, трудно­стями;

• проявление верности своим принципам вопреки давле­нию со стороны других людей, откровенное выражение собственного мнения.

Признаки инициативности:

проявление субъектом творчества, выдумки, рационали­зации;

• участие в осуществлении разумного новшества, хороше­го начинания, исходящего от других;

211

• активная поддержка коллектива в реализации намечен­ных планов.

Признаки целеустремленности:

• умение анализировать свои желания и выбирать приори­тетные из них;

• умение поставить перед собой цель, реально оценивая свои возможности;

• умение осуществлять намеченное.

3. «А сейчас я предлагаю для каждого из перечисленных волевых качеств подобрать определенный, как вы считаете, наиболее подходящий цвет, и этим цветным карандашом на­рисовать круг. У вас получится восемь кругов, соответствую­щих перечисленным волевым качествам».

4. «В каждом круге закрасьте ту часть круга, тот сектор, который соответствует, на ваш взгляд, степени выраженности этого качества у вас».

5. «Проранжируйте круги волевых качеств по степени за-крашенности секторов от наибольшего к наименьшему».

6. «Обсудите с партнером (психологом), насколько пред­ставления собеседника о своих волевых качествах соответству­ют полученным данным, какие, по его мнению, качества разви­ты в достаточной степени, а над развитием каких качеств ему необходимо поработать».

Если большинство кругов закрашены полностью или закра­шенные части, сектора кругов очень малы, то с подростком обсуждается, действительно ли его волевые качества имеют такую высокую или такую низкую степень выраженности. Кон­сультативная беседа в таком случае будет направлена на вы­работку адекватных представлений о своих волевых качествах.

Методику можно провести еще раз после завершения кор-рекционной работы с целью анализа изменений в представле­ниях подростка о степени выраженности его волевых качеств.

Обсуждение. Вопросы для анализа:

• Сравните два бланка и расскажите, что изменилось.

• Почему волевое качество стало больше, как вы думаете?

• Почему волевое качество стало меньше, как вы думаете?

Если в большинстве кругов закрашенные части увеличи­лись или уменьшились, то, можно предположить, что произо­шли изменения в представлении подростка о своих волевых качествах.

2)2

В ходе подведения итогов работы обсуждается зависимость поведения от адекватности представления человека о самом себе, в частности, о своей волевой сфере.

«Круг воли»

ф. И.................................................. Возраст............ Дата

Нарисуйте круг (это 100% силы воли) и отметьте в нем сек­тор, который, как Вы считаете, соответствует Вашей силе воли.

Подберите те цвета карандашей, которые, как Вам кажет­ся, соответствуют следующим волевым качествам, и отметьте сектора, отражающие степень представленности каждого из этих качеств в Вас самих:

 

213

Приложение 3.

СЦЕНАРИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СПЕКТАКЛЯ

«МОЙ МИР И Я»

СЦЕНА 1

Пластический этюд «Рождение» (исполняет девочка).

По зрительному залу проходят маленькие артисты и говорят:

«Родишься ты — познаешь много; Познаешь много — найдешь дорогу; Найдешь дорогу— мудрее станешь; Мудрее станешь — любовь узнаешь; Любовь узнаешь— душа родится; Душа родится — жизнь состоится».

СЦЕНА 2

Девочка смотрит сначала на все то, что ее окружает. По­том изучает себя и свое тело. Говорит:

«Как мир меняется, и как меняюсь я сама,

Лишь именем одним я называюсь.

На самом деле то, что называют мной,

Не я одна. Нас много, я — живая.

Чтоб мысль моя остынуть не успела, я спрашиваю вас:

Кто я? Кто я? Кто я?

И что меня все это окружает? »

(Девочка общается со зрителями. )

СЦЕНА 3

Появляется мальчик— Маленький принц— с большущей книгой, которая называется «Мой мир и я». Говорит:

«Ты— человек, ты и сильный, и смелый, Своими руками судьбу свою делай,

214

Иди против ветра, на месте не стой, Пойми, не бывает дороги простой. Теперь, как прежде, не доверяют чудесам. На чудо не надейся — судьбой командуй сам.

Все очень просто: ребенок мал, и мир огромен. Малыш беспомощен, а вы, взрослые, — всесильны. Мир не понятен, а вы знаете все. Вот с этих основ и начинается вхождение ре­бенка в мир, и именно вы, старшие, оказываетесь Всемогущи­ми волшебниками, показывающими, как надо с миром обра­щаться. Ваши улыбки, шлепки, а потом и слова оказываются путеводителями, которые закладывают картину Мира. Ты, де­вочка, будешь слышать сказки, учить стихи, петь песни, смот­реть мультфильмы — и, ставя себя на место героя, будешь идти вместе с ним по жизни. Герои сказок, как заботливые няни, шаг за шагом будут учить тебя знакомиться, дружить, мирить­ся и прощать».

СЦЕНА 4

Танец-композиция «Маленькая страна». Танцуют девочка, принц и другие сказочные герои, которых сами выбрали дети.

СЦЕНА 5

Девочка. Кто ты, незнакомец?

П р и н ц. Я — маленький принц. А это мои друзья, герои ска­зок. Вот тебе ключ от мудрой книги, где ты узнаешь много нового и интересного. Я верю в тебя, прощай.

Девочка (читает название книги). Мой мир и я. Часть пер­вая: Твое тело— дом твоей души.

Музыкальная композиция «Знай свое тело».

Книга (голос за сценой). Девочка, ты готова ответить на мои вопросы?

Девочка. Да. Я тело и здоровье берегу, сама себе я по­могу.

Книга. Что ты будешь делать, чтобы твое тело было здо­ровым?

215

Девочка. Сначала я спрошу у своих друзей и близких, ко­торые пришли к нам в гости. (Общение со зрительным залом. )

СЦЕНА 6

Девочка. Чтобы было здоровым мое тело: 1)буду есть полезную для здоровья пищу;

2) делать зарядку;

3) чистить зубы;

4) мыть руки;

5) расслабляться и почаще улыбаться.

Принц. Правильно! Ты просто умница, девочка! А как ты теперь себя чувствуешь? Какие чувства у тебя появились?

Девочка. Что значит «чувствуешь»? Я не знаю, что такое «чувства». Покажите мне их: где они лежат, какого они цвета, какой запах имеют?

Принц. Я прощаюсь с тобой, девочка, а тебе уже настала пора читать новую часть книги.

СЦЕНА 7

Девочка (читает). Часть вторая: Мир твоих чувств.

Танец— композиция «Чувства». Все сказочные герои во время танца показывают с помощью мимики, пантомимы чув­ства радости, одиночества, любви, страха.

Девочка. Так интересно! У меня много раз менялось на­строение, выражение лица. А вы, зрители, заметили? (Общает­ся с залом. )

Принц. Девочка, а какое чувство тебе хотелось бы еще раз пережить?

Девочка. Наверное, любовь... Оно ведь самое сильное и самое главное человеческое чувство. Я люблю жизнь, люблю маму, папу, родных и близких людей, люблю родной дом, свою природу. А вы? (Спрашивает у сказочных героев. )

Сказочные герои (звуки природы).

— Меня учили, что озера синие. Я не пишу. Я просто склон­на вбежать в озера синие, мои любимые.

216

— Меня учили, что березы — белые. Я в выборе своем сво­бодна: мои березы — смелые, любимые.

— А я люблю ромашковое море. Жили-были на одном лугу веселые сестрички, белые реснички. И звались они — ромаш­ки. Их было много-много. Однажды прилетел Ветер и расска­зал ромашкам о далеком-далеком море. Ромашки кивали го­ловками, ахали и тут же все забывали. И только самая малень­кая ромашка никак не могла забыть эти рассказы. Ей так хотелось увидеть море. Она смотрела на белые облака, кото­рые куда-то спешили, и мечтала о море.

Танец-песня «Белые ромашки».

Сказочный герой. Маленькая ромашка тянулась все выше и выше к облакам, к своим мечтам. Оглянувшись вокруг, она заметила, что стала выше своей родни. И одиночество охва­тило ее.

Танец-песня «Тучи».

Девочка. Как-то одиноко стало мне. Как часто меняются чувства и зависят они от Мира, в котором я живу.

Принц. Стоп! Не разрешай себе плохое настроение.

В одно окно смотрели двое.

Один увидел дождь и грязь.

Другой — листвы зеленой вязь.

В одно окно смотрели двое.

Пока мы живем, прекрасно любое мгновение нашей жизни, точнее, надо научиться быть счастливым в любой ситуации. Это­му и посвящена следующая часть книги «Учись быть счастливым».

СЦЕНА 8

Музыкальный этюд «Мальчик и старик».

СЦЕНА 9

Девочка. Сегодня вместе с вами читали эту книгу, радо­вались и переживали. Давайте сейчас вместе и поиграем, по­тому что последняя часть нашей книги называется «Ты, да я, да мы с тобой».

Танец-игра «Найди друга».

217

СЦЕНА 10. ФИНАЛЬНАЯ

Принц. Остановитесь! Оглянитесь! Что за люди вокруг вас! Посмотрите в их лица, без обычных слов. Смотрите, и все.

Девочка. Спасибо тебе за мудрую книгу. Ты просто вол­шебник!

Принц. Я не волшебник, я только учусь, но ради тех, кого я люблю, я способен на многие чудеса.

С помощью волшебных действий принц достает маленько­го живого цыпленка и дарит девочке.

Девочка {цыпленку).

Родишься ты — познаешь много;

Познаешь много — найдешь дорогу;

Найдешь дорогу— мудрее станешь;

Мудрее станешь — любовь узнаешь;

Любовь узнаешь— душа родится;

Душа родится — жизнь состоится.

Артисты и зрители желают друг другу счастья. Песня-игра «Мы желаем счастья вам».

Принц. Весь наш коллектив психологического театра хо­тел бы видеть самые прекрасные свойства вашей души — вер­ность, благородство, умение любить.

Девочка. Обожаю, обожаю эти волшебные слова, кото­рым никогда, никогда не приходит конец!

ЛИТЕРАТУРА

1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. М., 2003.

2. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89, 2001.

3. Величко В. В. и др. Инновационные методы обучения в гражданском образовании. Мн.: Медисонт, 2001.

4. Ермолаева М. Е. Практическая психология детского творчества. М., 2001.

5. Уроки театра на уроках в школе. Театральное обучение школьников 1-11 классов: Программы, методические рекомен­дации, сборник упражнений / Сост. А. П. Ершова. М., 1990.

6. Ефимкина Р. П. Детская психология: Метод, указания. Новосибирск: НГУ, 1995.

7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб., 1998.

8. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотера­пии. СПб.: Речь, 2002.

9. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, 2001.

10. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.

11. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвалюсь и радуюсь. М.: Генезис, 2000.

12. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1997.

13. Менделл Мюриэл. Сказочные головоломки, или продел­ки коварного джинна. М.: Аст-пресс, 1998.

14. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.

15. Пезешкиян Н. Торговец и попугай. М., 1992.

16. Погосова Н. Погружение в сказку. СПб.: Речь, 2000.

17. Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. СПб., 2000.

18. Прихожан А. М. Психология неудачника. М., 2001. \§. Родари Дж. Грамматика фантазии. М., 1990.

219

20. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: МПА, 1995.

21. Пропп В. Я. Морфология сказки. М., 1969.

22. Савкова 3. В. Техника звучащего слова. М., 1984.

23. Сакович Н. А. Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы обра­зования. Мн., 2003.

24. Самоукина Н. В. Психология оптимизма. М., 2001.

25. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. М.: Независимая фирма «Класс», 1999.

26. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. М., 1978.

27. Тамберг Ю. Г. Развитие творческого мышления ребен­ка. СПб., 2002.

28. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. М.: ACT, 2000.

29. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологи­ческие игры и упражнения: Практическое пособие. М.: Гене­зис, 1998.

30. Цукерман Г. А, Психология саморазвития. М., 1995.

31. Чернихович Е. Винни-Пух решает вслух. Гомель: ИПП СОЖ, 1995.

32. Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. СПб.: Речь, 2003.

33. Шах И. Зеркало совершенства: Суффийские притчи. М., 2000.

34. Шванцара Й. Диагностика психического развития. Пра­га, 1978.

35. Энде М. Бесконечная книга. Ташкент: Шарк, 1992.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...