Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обсуждение. 1. Психогимнастика. 2. Танцевальная терапия. 4. Музыкотерапия. 5. Проективный рисунок. 6. Сказкотерапия. 7. Театроведение




Обсуждение.

• Проанализируйте, какие цели самые близкие, исполне­ние каких рассчитано на более длительный отрезок вре­мени, каковы самые дальние цели?

• Оцените, реалистичны ли ваши цели, какое значение они имеют с точки зрения желаемого будущего?

В заключение ведущий может подвести итоги обсуждения: «Сейчас, пристально и внимательно разглядев свои цели, вы сделали первый шаг к достижению этих целей. Вы — путеше­ственники во времени, побывавшие в будущем, где эти цели уже достигнуты».

«Психологический портрет» (рисование в парах)

Участники разбиваются на пары и в дальнейшем изобра­жают друг друга. Перед ними ставится задача создания психо­логического портрета своего партнера. Рисунок выполняется молча, в течение 15-20 минут. Можно предложить участникам прислушаться к ассоциациям, которые вызываются образом данного человека, или создать конкретный образ, или воспри­нять его облик в виде какого-то конкретного предмета, а мо­жет, узора, орнамента, рисунка из цветных пятен. Предлагает­ся почувствовать и представить образ души данного человека: ее музыку, форму, поверхность, материал. После завершения

159

работы рисунки располагаются для всеобщего обозрения и последующего обсуждения чувств, вызванных процессом со­здания «портретов».

«Окно» (завершающее упражнение) См. занятие 1.

«Я хочу вам подарить» (домашнее задание)

«Представьте, что у всех нас день рождения в один день, и нам необходимо всем подарить подарки. Нарисуйте те подар­ки, которые действительно, на ваш взгляд, необходимы для каждого конкретного участника нашей группы. У вас должно получиться столько подарков, сколько человек в группе. По­старайтесь, чтобы ваш подарок был по-настоящему нужен и ценен, чтобы он действительно помог человеку измениться.

Помните, вы ничем не ограничены. Дарить можно все что угодно: от картины кисти великого Леонарда до конкретных личностных качеств; от виллы на Багамских островах до вечной жизни. Каждый нарисованный подарок необходимо адресовать (подписать, для кого он предназначен)».

ЗАНЯТИЕ 12. «КОРОЛЬ УМЕР. ДА ЗДРАВСТВУЕТ КОРОЛЬ! »

Задачи:

1) закрепление представлений участников о самих себе;

2) анализ и обобщение опыта изменений;

3) обогащение сознания позитивными, эмоционально окра­шенными образами личности;

4) закрепление дружеских отношений между членами группы.

«Ритмическое эхо» (разминка) См. занятие 1.

«Жить — это значит расти и меняться» (упражнение)

Участники, обращаясь к своим схемам «Окно», по очереди зачитывают то, что они узнали о себе за время занятий.

В заключение ведущий обращает внимание на то, что участ­ники начали путешествие по своему внутреннему миру, прото­птав тропинки к реке творчества, обнаружив в себе сферу (круг) воли и т. д.

«Клумба, луг, лес, роща» (рисование)

Проводится разминка рук. «Нарисуйте себя и других чле­нов группы в виде растения на том или ином этапе его разви­тия». При обсуждении обращается внимание на ощущения и переживания, связанные с воображаемым процессом роста растений.

«Круг воли» (упражнение)

Участникам вновь предлагается бланк «Круг воли» для оцен­ки волевых качеств. Затем проводится сравнение результатов первого и второго бланков. Участники рассказывают, какие знания о своей волевой сфере они получили в ходе занятий, как они пригодились им.

Прощание

Участники делятся своими впечатлениями от путешествия длиною в 12 занятий, перебирают работы, сделанные за это время. Они вручают друг другу рисунки на тему «Я хочу вам по­дарить», сопровождая их рассказом о том, почему был выбран тот или иной подарок.

161

ПРАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕАТРА В ШКОЛЕ (А. В. ГАНЬШИНА)

Театр — высшая инстанция для решения жизненных вопросов.

А. И. Герцен

Театр — это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра.

Н. В. Гоголь

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕАТРА

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этой тенденцией свя­зано и стремление в первую очередь дать детям знание, на­учить их читать, писать и считать, а не развить в них способ­ность чувствовать, думать, творить. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быс­трее решают логические задачи, но вместе с тем значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и переживают, все чаще проявляют равнодушие, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Проводя исследования по готовности к школьному обуче­нию, я часто наблюдаю одну и ту же картину: дети недостаточ­но наблюдательны, не умеют занять себя в свободное время, а на окружающий мир смотрят без удивления и особого интере­са — как потребители, а не как творцы. На мой взгляд, здесь напрашивается один диагноз: «Не доиграл» — ребенок не на­тренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения» игры.

Существует и другая важная проблема: в период психоло­гической адаптации ребенка к школе возникают страхи, сры­вы, заторможенность, а у некоторых, наоборот, развязность и суетливость. Как показывает мой опыт, самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

Все это может дать психологический театр. Сочетая воз­можности нескольких видов искусств— музыки, живописи,

 

162

танца, актерской игры, театр обладает огромной силой воз­действия на эмоциональный мир ребенка. Занятия в психоло­гическом театре развивают сферу чувств, пробуждают соучас­тие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Программа школьного психологического театра не пред­полагает буквального выполнения, она ориентирует взрослых (психолога, хореографа, дизайнера, музыканта) на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Она рассчитана на сотворчество вышеуказанных специалистов, которые не разучились играть и фантазировать. Использова­ние данной программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы). Ребенок начи­нает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпи­мым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, используя при этом фантазию, воображение, общение с окру­жающими людьми.

Цель школьного психологического театра — формиро­вание думающего и чувствующего, любящего и активного че­ловека, готового к творческой деятельности в любой области, развитие уверенности в себе.

Эмоциональное состояние личности зависит от множества факторов окружающего мира и является почти непредсказуе­мым. Из-за повышенной эмоциональной чувствительности молодежь (а в особенности школьники) часто подвержена воз­действию стрессов, комплексов. Стараясь защититься, дети скрывают эмоции и чувства, конфликтуют с окружающим ми­ром, тем самым «самоутверждаясь». Сдерживание эмоций та­кого рода нередко может приводить к психологической трав­ме. Импульсивный и неконтролируемый выброс накопившихся чувств не только отрицательно влияет на отношения с окружа­ющими, но и часто приносит существенный вред. А вред окру­жающим — это и вред обществу.

Возникает естественный вопрос: что же тогда делать с эмоциями? В определенных ситуациях их необходимо контро­лировать и направлять в нужное русло. А для этого важно уметь

163

видеть, создавать, чувствовать, выражать эмоции, как свои, так и чужие (окружающих). Достигается это только участием в груп­повом тренинге. Один из методов развития творческих спо­собностей — осознанное увеличение восприимчивости всех органов чувств ко всему окружающему, а особенно ко многим «мелочам», на которые обычно человек не обращает внимания. Здесь же важна еще и фантазия, развивая которую ученик обогащает себя новыми ощущениями, а значит, и новой ин­формацией, на основе которой формируется точка зрения, жизненная позиция. А это не что иное, как личностный рост. Помогая раскрыть творческие качества, научиться преодоле­вать стрессовые и конфликтные ситуации, эта программа ока­зывается актуальна не только для отдельной личности, но и для общества в целом.

Сверхзадача школьного психологического театра заключа­ется в том, чтобы гармонизировать отношения ребенка с окру­жающим миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных конфликтов.

Задачи психологического театра формулируются следу­ющим образом:

1) обучение навыкам общения;

2) активизация мыслительного процесса и познавательно­го интереса;

3) развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;

4) развитие эстетических способностей.

Предмет воздействия — ощущения, чувства и эмоции. Формы проведения занятий — тренинги, ролевые игры, этюды, конкурсы, театральные марафоны.

Тот, кто принимает участие в работе психологического те­атра, сможет:

1) чаще оценивать ситуацию («нужно ли проявлять чувства или это повредит в настоящий момент»);

2) при необходимости контролировать свои чувства (эмо­циональное состояние), направляя их на улучшение сложившей­ся ситуации;

3) если улучшения не следует, то направлять потенциал в сферу творчества, не мешая никому, но помогая себе;

4) делать выводы на основе наблюдений за зависимостью эмоций и чувств от фактов внешнего воздействия;

5) практически находить и ощущать свои способности;

164

6) чутко взаимодействовать с внешним миром;

7) чувствовать на себе влияние другого человека и опреде­лять, положительное оно или отрицательное;

8) использовать навыки актерского мастерства и чувство юмора для изменения эмоционального состояния.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕАТРА

1. Психогимнастика (5 часов).

2. Танцевальная терапия (5 часов).

3. Куклотерапия (5 часов).

4. Музыкотерапия (5 часов).

5. Проективный рисунок (5 часов).

6. Сказкотерапия (5 часов).

7. Театроведение (8 часов).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕАТРА

Программа школьного психологического театра состоит из 7 разделов, работа над которыми продолжается в течение од­ного года с учащимися начальной школы.

Раздел 1 «Психогимнастика». Занятия направлены на ре­шение задач групповой психокоррекции: установление контак­та, снятие напряжения, формирование навыков передачи и получения обратной связи. Психогимнастика как невербальный метод групповой работы предполагает выражение пережива­ний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движе­ний, мимики, пантомимики, позволяет детям проявлять себя и общаться без помощи слов.

Раздел 2 «Танцевальная терапия». Цель занятий— разви­тие осознания собственного тела, создание позитивного обра­за тела, формирование навыков общения и социальных навы­ков, исследование чувств. Главная установка танцевальной те­рапии — движения отражают черты личности.

Раздел 3 «Куклотерапия». Занятия направлены на улучшение социальной адаптации, снятие страхов, тревоги, неуверенности,

165

застенчивости. Предлагаемые задания и упражнения основыва­ются на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой.

Раздел 4 «Музыкотерапия». Цель занятий — коррекция эмо­циональных отклонений, страхов, двигательных и речевых рас­стройств, психосомотических заболеваний, отклонений в по­ведении, в том числе при коммуникативных затруднениях. Му­зыкотерапия предусматривает как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фак­тора воздействия, так и дополнение музыкальным сопровож­дением других коррекционных приемов для повышения их эф­фективности.

Раздел 5 «Проективный рисунок». Использование рисова­ния направлено на снятие у ребенка психического напряжения, стрессовых состояний. Рисуя, ребенок дает выход своим чув­ствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с неко­торыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.

Раздел 6 «Сказкотерапия». Занятия направлены на разви­тие творческих способностей, мышления, воображения и вни­мания ребенка, расширение сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром, формирование адек­ватной самооценки. Сказку можно: анализировать, сочинять, рассказывать, рисовать, драматизировать.

Раздел 7 «Театроведение». Занятия направлены на разви­тие у ребенка речевого дыхания и правильной артикуляции, произвольного реагирования на музыкальный сигнал, разви­тия умения пользоваться жестами и двигаться, развития инте­реса к сценическому искусству. Включает в себя театральные игры, ритмопластику, культуру и технику речи, основы театраль­ной культуры.

Учебный план психологического театра делится на две сту­пени обучения. Первая ступень включает в себя представлен­ные выше разделы и решает задачи формирования различных умений и навыков (см. таблицу). Вторая ступень учебного пла­на— работа над спектаклем, в процессе которой полученные умения и навыки закрепляются.

166

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН (1-Я СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ)

    Содержание занятия
Тема занятия Цель занятия (задания, игры,
    упражнения)

1. Психогимнастика

Занятие 1. Выразительное «Знакомство».
Мимические и изображение «Передача ритма по кругу».
пантомические отдельных «Передача движения по
этюды эмоциональных кругу
  состояний  
Занятие 2. Моделирование «Зеркало».
Этюды и игры, поведения «Я иду по воде».
направленные на персонажей с теми «Я иду на занятие группы».
выражение или иными чертами «Преодоление
отдельных характера трудностей».
свойств личности   «Моя жизнь»
и эмоций    
Занятие 3. Коррекция «Я и группа».
Этюды и игры, настроения, «Только я».
направленные на отдельных черт «Привычные жизненные
определенного характера ребенка, ситуации».
ребенка или сокращение «Какой я есть»
группу в целом эмоциональной  
  дистанции между  
  участниками  
Занятие 4. Снятие «Скульптор».
Психомышечная эмоционального «Запретный плод»
тренировка напряжения  
Занятие 5. Моделирование «Моя семья».
Моя семья стандартных «Мой дом».
  семейных ситуаций «Семейный праздник»

2. Танцевальная терапия

Занятие 6. Развитие осознания Разогрев, растяжки,
Углубление осо- собственного тела, раскачивание, хлопки,
знания собствен- создание потряхивание
ного тела и воз- позитивного образа  
можностей его тела  
использования    

167

Продолжение таблицы

    Содержание занятия
Тема занятия Цель занятия (задания, игры,
    упражнения)
Занятие 7. Развитие навыков «„Встреча и расставание"
Усиление чувства общения, отдельных частей тела»
собственного исследование  
достоинства •чувств  
Занятие 8. Раскрепощение «Знакомство телом».
Развитие участников, «Разговор телом»
социальных выражение эмоций  
навыков    
Занятие 9. Согласование «Пространство».
Контакт с чувств «Сила».
собственными сдвижениями «Время».
чувствами   «Течение»
Занятие 10. Организация «Дыхание одного
Создание совместной работы животного».
«магического в группе «Сердцебиение одного
кольца»   животного»

3. Куклотерапия

Занятие 11. Улучшение Куклы-марионетки.
Знакомство социальной Пальчиковые куклы.
с куклами адаптации Теневые куклы.
    Веревочные куклы.
    Плоскостные куклы.
    Перчаточные куклы.
    Объемные куклы
Занятие 12. Развитие «Знакомство со слугами
Изготовление произвольности чувств».
пальчиковых психических Изготовление пальчиковых
кукол процессов, кукол
  развитие  
  воображения  
Занятие 13. Коррекция страхов, Использование кукол для
Игра с куклами заикания, наруше- отреагирования значимых
  ния поведения, эмоциональных состояний.
  снятие нервно- Знакомство со сказочной
  психического страной и ее королем
  напряжения  

168

Продолжение таблицы

    Содержание занятия
Тема занятия Цель занятия (задания, игры,
    упражнения)
Занятие 14. Проигрывание Знакомство со слугой по
Игра с куклами наиболее значимых имени Радость.
  эмоциональных Знакомство со слугой по
  состояний имени Грусть.
    Знакомство со слугой по
    имени Интерес
Занятие 15. Проигрывание Знакомство со слугой по
Игра с куклами наиболее значимых имени Злость.
  эмоциональных Знакомство со слугой по
  состояний имени Страх.
    Знакомство со слугами по
    имени Обида, Вина и
    Удовольствие

4. Музыкотерапия

Занятие 16. Эмоциональная Прослушивание
Выбор музыки и разрядка, специально подобранных
музыкальных регулирование музыкальных
инструментов эмоционального произведений.
  состояния Обсуждение собственных
    переживаний,
    воспоминаний, мыслей,
    ассоциаций, фантазий,
    возникающих в ходе
    прослушивания
Занятие 17. Проявление «Вокалотерапия»
Вокалотерапия и индивидуальности «Вокальный ансамбль»
вокальный через музыку  
ансамбль    
Занятие 18. Концентрация Тренинг «Я рисую музыку»
Рисование внимания ребенка  
музыки на исполняемом  
  произведении.  
  Снятие эмоциональ-  
  ного напряжения  

169

Продолжение таблицы

    Содержание занятия
Тема занятия Цель занятия (задания, игры,
    упражнения)
Занятие 19. Формирование «Карты настроения»
Музыка и карты умения словесно  
настроения описать чувства  
Занятие 20. Создание Ролевые игры с
Диалог доверительной использованием
с помощью атмосферы музыкальных инструментов
музыкальных в группе  
инструментов    

5. Проективный рисунок

Занятие 21. Развитие чувствен- Рисуем радостную сказку.
Тематическое но-двигательной Рисуем страшную сказку.
индивидуальное координации, Рисуем грустную сказку
рисование выявление  
  и осознание  
  трудновербализу-  
  емых проблем,  
  переживаний детей  
Занятие 22. Развитие чувствен- Рисуем интересную сказку.
Тематическое но-двигательной Рисуем злую сказку.
индивидуальное координации, выяв- Свободное рисование
рисование ление и осознание  
  трудновербализу-  
  емых проблем,  
  переживаний детей  
Занятие 23. Активизация Рисунок группы, ее
Совместное взаимодействия настроения. Обсуждение
рисование с другими  
  участниками  
  в процессе  
  рисования  
Занятие 24. Развитие умения Рисунок «Остров счастья».
Дополнительное понимать Разбор каждого рисунка
рисование и чувствовать  
  другого  

170

Продолжение таблицы

    Содержание занятия
Тема занятия Цель занятия (задания, игры,
    упражнения)
Занятие 25. Предоставление Тема рисунка свободная.
Свободное участникам Обсуждаются расхождения
рисование возможности в интерпретации рисунка
  показать наиболее  
  значимые моменты  
  и сюжеты его жизни  

6. Сказкотерапия

Занятие 26. Знакомство Анализ знакомых сказок.
Постановка с сильными Рассказывание сказок.
знакомых сказок с сторонами Постановка сказок
помощью кукол и личности ребенка с помощью кукол, игрушек
игрушек посредством сказок  
Занятие 27. Транслирование Постановка
Постановка ребенку безуслов- и проигрывание сказки
знакомых сказок с ного принятия «Дюймовочка»
помощью кукол и и взаимодействие  
игрушек с ним на равных  
  посредством работы  
  со сказкой  
Занятие 28. Прослеживание Основные этапы сочинения
Сочинение сказок основных этапов сказки.
  становления Сочинение вежливых
  и развития личности сказок
  ребенка  
Занятие 29. Проигрывание Сочинение и проигрывание
Сочинение сказок эмоциональных добрых сказок
  кризисов и  
  преодоление страха  
Занятие 30. Индивидуальное Сочинение и проигрывание
Сочинение сказок реагирование красивых сказок.
  на значимые Сочинение и проигрывание
  эмоции, внутренние своей сказки
  конфликты  
  и затруднения  

171

Продолжение таблицы

    Содержание занятия
Тема занятия Цель занятия (задания, игры,
    упражнения)

7. Театроведение

Занятие 31. Развитие зрительно- «Эстафета».
Театральные игры. го и слухового «Кто во что одет».
  внимания, памяти, «Веселые обезьянки».
  наблюдательности. «Вышивание».
  Обучение способам «Телепаты».
  снятия зажатости «Передай предмет»
  и скованности,  
  а также согласова-  
  ния своих действий  
  с другими детьми.  
  Подготовка детей  
  к действиям  
  с воображаемыми  
  предметами  
Занятие 32. Развитие умения «Внимательные матрешки».
Театральные игры произвольно реаги- «Я на сцене»
  ровать на команду «Я в зрительном зале»
Занятие 33. Развитие умения «Самолеты и бабочки»
Ритмопластика пользоваться «Первая потеря».
  жестами, «Осенние листья».
  совершенствование «В детском мире».
  двигательных спо- «В царстве золотой рыбки»
  собностей детей,  
  ловкости, подвиж-  
  ности. Упражнение  
  в попеременном  
  напряжении  
  и расслаблении  
  основных групп  
  мышц.  
  Развитие умения  
  равномерно дви-  
  гаться по площадке,  
  не сталкиваясь друг  
  с другом  

172

Окончание таблицы

Тема занятия Цель занятия Содержание занятия (задания, игры, упражнения)
Занятие 34. Ритмопластика Обучение произ­вольному реагиро­ванию на музыкаль­ный сигнал. Развитие умения передавать в сво­бодных импровиза­циях характер и настроение музыки «Бабочки». «Считалочка». «Мокрые котята». «Кактус и ива». «Конкурс лентяев»
Занятие 35. Культура и техника речи Развитие речевого дыхания и правиль­ной артикуляции «Мыльные пузыри». «Веселый пятачок». «Колокольчик». «Удивленный бегемот»
Занятие 36. Культура и техника речи Развитие дикции. Формирование умения строить диалог, подбирать слова по общим признакам «Фыркающая лошадка». «Вопрос-ответ». «Волшебная корзинка». Скороговорки
Занятие 37. Основы театральной культуры Формирование интереса к сцени­ческому искусству Экскурсии в театры, обсуждение. Беседы с актерами, композиторами, художниками
Занятие 38. Основы театральной культуры Знакомство детей с видами театраль­ного искусства: драматическим, музыкальным, кукольным театром Изучение театрального словаря

173

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД СПЕКТАКЛЕМ (2-Я СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ)

Создание спектакля с детьми — очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовле­кает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. В ходе подготовки к спектаклю я стараюсь соблюдать несколько ос­новных правил:

1. Не перегружать детей.

2. Не навязывать своего мнения.

3. Не позволять одним детям вмешиваться в действия других.

4. Предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди способных.

Выбирая материал для инсценировки, я отталкиваюсь от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время стремлюсь обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности.

Этапы работы над пьесой

Первый этап работы над пьесой связан с ее выбором. Что больше интересует детей? Что бы им хотелось пережить, по­казать зрителю? На эти вопросы должны дать ответы сами дети в процессе совместной работы. Если у ребят много вариантов и нет единого мнения, тогда на помощь приходит психолог, который предлагает начало какого-то театрального действия. Я стараюсь найти то начало, которое бы заинтересовало всех детей, дало возможность проявить свою индивидуальность. Так, в процессе работы психологического театра я предложила ре­бятам только лишь начало Сказки о Временах Года. Дальше шел этап фантазий, сочинений, разных идей. Будущую сказку мы рисовали, лепили, играли, пели, танцевали, то есть исполь­зовали разнообразные методы психокоррекции.

Второй этап предполагает деление сказки на эпизоды. Дети сами разделились на группы по временам года (каждый ребе­нок входил в ту группу, которая соответствовала его рождению в данное время года). Они группами сочиняли эпизоды, подби­рали себе роли. На этом этапе дети более детально работают со своим временем года: рисуют, поют, танцуют, играют.

174

Третий этап — это работа над отдельными эпизодами в фор­ме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участника­ми этюдов становятся самые активные дети, но постепенно в этот процесс вовлекаются все участники психологического те­атра. Сначала можно с помощью игрушек импровизировать по­ступки и диалоги героев. Иногда детям мешает сравнительно небольшой словарный запас, что затрудняет свободное веде­ние диалога. Но постепенно, чувствуя поддержку психолога, они действуют более естественно и уверенно, а их речь становится разнообразнее и выразительнее.

Четвертый этап состоит в работе с музыкальными произве­дениями, которые будут звучать в спектакле. Яркие музыкаль­ные образы помогают детям найти соответствующее пластичес­кое решение. Сначала дети импровизируя просто двигаются под музыку, самостоятельно отмечая наиболее удачные находки.

Пятый этап — это постепенный переход к тексту сказки. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными ис­полнителями, то есть один и тот же текст звучит много раз, что позволяет детям довольно быстро выучить практически все роли. Дети, наблюдая за действиями в одной роли разных ис­полнителей, способны оценить, у кого это получается есте­ственнее и правдивее.

Шестой этап — работа над ролью. Ребенок в силу возраст­ных психологических особенностей всегда играет самого себя, он еще не способен перевоплощаться, играть чувства другого человека. Основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, он может вспомнить ситуацию из своей жизни, когда ему пришлось пережить чувства, похожие на ощущения героев сказки. Ни в коем случае нельзя навязывать юным исполните­лям логику действия другого человека или свои конкретные образцы поведения. Мизансцены заранее не придумываются психологом, они должны возникать по инициативе детей, опи­раться на их творческое воображение и лишь затем корректи­роваться психологом.

Седьмой этап — репетиция отдельных картин в разных со­ставах. Надо следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали собствен­ные варианты. Необходимо учить детей размещаться по сце­не, не сбиваясь, не загораживая друг друга. Всякую находку, новое удачное решение необходимо отмечать и поощрять —

175

это с успехом делают зрители, то есть те дети, которые в дан­ный момент не заняты в репетиции.

Восьмой этап — репетиция всей сказки целиком с исполь­зованием подготовленных для спектакля декораций, реквизи­та, а также костюмов, которые помогают в создании образа.

Девятый этап— премьера спектакля. Это всегда волнение, суета и, конечно, приподнятое настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого испол­нителя зависит успех спектакля. Обсуждение не имеет смысла проводить сразу же после выступления, так как ребята слиш­ком возбуждены и вряд ли смогут оценить свои успехи и не­удачи. Рефлексию необходимо провести на следующем заня­тии. Обязательно на спектакле должны использоваться видео-и фотосъемка, чтобы в дальнейшем послужить незаменимым материалом для коррекции поведения задействованных в пред­ставлении детей. Также необходимо устраивать повторные показы спектакля, где ребенок будет уже по-другому играть свою роль или участвовать в другом составе.

Требования к психологу, работающему в психологическом театре

1. Знание теоретических основ психокоррекционной рабо­ты как основной источник создания психологического театра.

2. Владение конкретными методами и методиками коррекции.

3. Личностная готовность психолога: умение и желание идти не от себя, а от ребенка и его проблем.

4. Знание общих закономерностей психического развития в онтогенезе, периодизации психического развития, знание про­блемы соотношения обучения и развития, знакомство с основ­ными теориями, моделями и типами личности, знание о соци­ально-психологических особенностях группы, знание условий, обеспечивающих личностный рост и творческое развитие.

5. Знание основ театральной культуры, особенностей те­атрального искусства.

ПРАКТИКА СКАЗКОТЕРАПИИ С ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ

При проведении сказкотерапевтических занятий с детьми необходимо обязательно включать в эту работу родителей и педагогов. Вариантов их привлечения может быть много.

Вариант 1. При проведении индивидуальной ра

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...