Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов




УДК 373. 167. 1: 159. 9

ББК 88. 3 Э41

Авторы заданий:

Т. Г. Богданова, Ю. Б. Гиппенрейтер, Е. Л. Григоренко, Н. И. Евсикова,

Б. В. Зейгарник, С. А. Капустин, А. П. Корнилов, Т. В. Корнилова,

Ю. В. Котелова, А. Р. Лурия, М. В. Мельникова, М. Б. Михалевская,

В. В. Николаева, В. В. Петухов, А. А. Пузырей, В. Я. Романов, С. Д. Смирнов,

Е. В. Субботский, Э. Д. Телегина, В. А. Терехов, Л. Б. Филонов,

Е. Д. Хомская, В. А. Штроо

Рецензенты:

доктор психологических наук, академик РАО Е. А. Климов; доктор психологических наук, профессор А. И. Подольский

Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов/Т. Г. Богданова, Ю. Б. Гиппенрейтер, Е. Л. Гри­горенко и др.; Под ред. С. Д. Смирнова, Т. В. Корниловой. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 383 с. ISBN 5-7567-0174-5.

Учебное пособие включает задания по практикуму, который в рамках университетского психологического образования сопровож­дает прохождение курсов общей и экспериментальной психологии. Впервые издание практикума представляет разные методические подходы к организации заданий, а именно сочетание предметного и исследовательского принципов, и дополняет теоретический курс экспериментальной психологии (Корнилова, 2002). Издание будет полезно не только студентам, получающим базовое психологическое образование, но и всем тем специалистам в области науки и практики, которые ориентированы на использование современных методов организации психологических исследований.

Для студентов, обучающихся на факультетах психологии уни­верситетов и педагогических институтов.

 «Аспект Пресс», 2002

Все учебники издательства «Аспект Пресс» на сайте www. aspectpress. ru

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие.................................................................................. 6

Часть I * ПРЕДМЕТНЫЙ ПРАКТИКУМ: ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И СВОЙСТВ

Раздел 1. Ощущения........................................................................ 9

§ 1. Задание 1. Измерение абсолютной слуховой чувствительности
человека (снятие кривой слышимости)..................................... 9

Раздел 2. Восприятие..................................................................... 17

§ 2. Задание 2. Метод кратковременных экспозиций и объем

восприятия........................................................................... 17

Раздел 3. Внимание......................................................................... 29

§ 3. Задание 3. Исследование закономерностей распределения

внимания............................................................................ 29

§ 4. Задание 4. Исследование процесса переключения внимания....... 35

Раздел 4. Память........................................................................... 40

§ 5. Общие методические указания к Заданиям 5-8.............. 43

§ 6. Задание 5. Исследование кратковременной памяти.................... 47

§ 7. Задание 6. Исследование процесса заучивания.......................... 57

§ 8. Задание 7. Исследование процессов воспроизведения

и узнавания........................................................................ 60

§ 9. Задание 8. Исследование опосредствованного запоминания....... 62

Раздел 5. Мышление....................................................................... 66

§ 10. Задание 9. Использование методики «рассуждения вслух»

для анализа процесса решения задач.............................. 66

§ 11. Задание 10. Предотвращение автоматизации умственной

деятельности при решении однотипных задач......................... 72

§ 12. Задание 11. Исследование процессов творческого мышления.... 78 § 13. Изучение мышления с помощью методики образования

искусственных понятий......................................................... 83

§ 14. Задание 12. Использование теории информации

в модифицированном варианте методики образования

искусственных понятий........................................................ 92

 

           
 
 
   
   
 
 

Раздел 6. Личность

§ 15. Введение к Заданиям 13-14..................... :........................................... 102

§ 16. Задание 13. Методика «Уровень притязаний»................................ 104

§ 17. Задание 14. Методика исследования процесса «пресыщения».. 113
§ 18. Задание 15. Методики толкования: тест Роршаха........................ 115

Часть II

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРАКТИКУМ:

НАБЛЮДЕНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТ

Раздел 1. Метод наблюдения.............................................................................. 123

§ 19. Задание 1. Диагностика реактивности студентов путем

полевого включенного наблюдения................................................... 123

^ § 20. Задание 2. «Поведенческий портрет» поданным наблюдения.... 136 у § 21. Задание 3. Наблюдение за поведением ребенка

в ситуации морального конфликта..................................................... 144

§ 22. Задание 4. Метод наблюдения процесса взаимодействия

людей в дискуссии (методика Р. Бейлза)........................................... 156

§ 23. Наблюдение и эксперимент.................................................................. 169

Раздел 2. Экспериментальный метод.............................................................. 171

§ 24. Задание 5. Влияние распределения внимания

на продуктивность деятельности........................................................ 171

§ 25. Задание 6. Влияние способа слухового восприятия

на продуктивность воспроизведения................................................. 177

§ 26. Задание 7. Влияние семантических признаков

. на избирательность восприятия речевых сообщений................... 185

§ 27. Задание 8. Константность восприятия величины.

Зависимость от условий наблюдения и установки

наблюдателя............................................................................................. 190

§ 28. Задание 9. Эффективность решения задач

в зависимости от ситуационной мотивации..................................... 197

§ 29. Задание 10. Принятие решений в зависимости

от целевого контекста............................................................................. 207

§ 30. Задание 11. Влияние ограничений условий

на образование искусственных понятий........................................... 217

Раздел 3. Типы эмпирических исследований, примыкающие

к экспериментальному методу............................................................. 223

§ 31. Задание 12. Использование методики измерения
«импульсивности—рефлексивности» (в контексте
проблемы «Индивидуальные особенности учения»)..................... 223

§ 32. Компьютеризованный психологический эксперимент.................. 258

§ 33. Задание 13. Специфика патопсихологического

эксперимента как метода «анализ единичного случая»............... 273

 

Часть III ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ

§ 34. Задание 1. Исследование работоспособности

с помощью таблицы Е. Крепелина..................................................... 302

§ 35. Задание 2. Исследование концентрации

и устойчивости внимания..................................................................... 305

§ 36. Задание 3. Методика установления объема внимания................ 306

§ 37. Задание 4. Исследование особенностей распределения

внимания (методика Т. Е. Рыбакова)................................................. 308

§ 38. Задание 5. Методика изучения устойчивости внимания............. 310

§ 39. Задание 6. Методика «узнавание фигур»......................................... 315

§ 40. Задание 7. Выделение закономерностей

(методика Б. И. Пинского)..................................................................... 317

§ 41. Задание 8. Методика шифровки цифровых символов.................. 319

§ 42. Задание 9. Заполнение пропущенных слов в тексте..................... 322

§43. Задание 10. Методика «ответные ассоциации».............................. 323

§ 44. Задание 11. Методика «простые аналогии»................................... 325

§ 45. Задание 12. Методика «сравнение понятий».................................. 328

Часть IV

МЕТОДИКИ ОПРОСА

В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

§ 46. Метод опроса........................................................................................... 331

§ 47. Опрос как этап, включенный в психологическое

исследование при использовании разных

методических схем.................................................................................. 343

Часть V ПРИЛОЖЕНИЕ

§ 48. Как оформлять дипломные работы по психологии...................... 358

§ 49. Об эксперименте в школе К. Левина.................................................. 374

Литература............................................................................................................. 381

ИМИЁП

 

 


 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...