Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика «классификация понятий»




Методика «классификация понятий»

Испытуемому дается набор карточек с написанными (напечатан­ными) на них словами (см. Приложение II). Процедура проведения ме­тодики включает три этапа. Первый этап начинается с предъявления так называемой «глухой» инструкции: испытуемому предлагается «раз­ложить, что к чему подходит». В случае если испытуемый задает вопро­сы, прежде чем приступить к выполнению задания, ему говорят: «На­чинайте, увидите сами». После того как испытуемый самостоятельно сформировал несколько мелких групп, у него спрашивают, почему те или иные карточки помещаются вместе и какое название им дается. Затем происходит переход ко второму этапу выполнения задания. Инструкция испытуемому на втором этапе: «Вы верно объединили отдельные карточки в группы и дали им короткие названия. Про­должайте работу таким же образом».

После того как все карточки оказались помещенными в группы и всем группам даны короткие названия, экспериментатор переходит к третьему этапу методики.

Инструкция испытуемому на третьем этапе: «Точно так же, как вы объединяли карточку с карточкой в отдельные группы и дава­ли им названия, объедините теперь группу с группой, не перекла­дывая отдельных карточек. Таких групп должно быть как можно меньше. Они также должны иметь короткие названия».

Если испытуемый на этом этапе формирует больше трех групп, ему предлагается сформировать две-три группы.

В протоколе экспериментатором фиксируются этапы выполнения задания, названия предметов, объединяемых в группы, называния групп, а также собственные вопросы и ответы на них испытуемого. На этом эксперимент заканчивается, и экспериментатор приступает к анализу результатов.


Анализ результатов к методике «классификация». В общем виде этот анализ сводится к квалификации доминирующего типа обобщения, выделению признаков, используемых в качестве основы для объедине­ния карточек в группы. На этом основании делается вывод о степени выраженности в мышлении испытуемого конкретности или обобщен­ности выделенных им оснований для формирования групп предметов. Большое значение при этом имеет то, на каком этапе выполнения ме­тодики испытуемым допущены те или иные ошибки, отстаивались ли им свои принципы объединения предметов в группы, использовалась ли помощь экспериментатора, какие еще особенности мышления про­явились в классификации. Так, если на втором этапе испытуемый сфор­мировал группы «диких животных», «домашних животных», «летаю­щих», «водоплавающих» и на третьем этапе отказывается объединить все эти группы или отдельные из них в одну, то это свидетельствует о выраженности использования конкретных, детализированных призна­ков в направленности мышления испытуемого. Если же такое объедине­ние происходит легко, самостоятельно, без указания со стороны экспе­риментатора на необходимость укрупнения групп, то нет оснований для указания на конкретность мышления. Важным является затруднен­ность или легкость поиска обобщающих понятий, которые должны ле­жать в основе объединения карточек в крупные группы.

Если на третьем этапе выполнения методики испытуемый легко объединил группы и адекватно подобрал обобщающие названия, то у экспериментатора есть основания считать, что мышление испытуе­мого характеризуется использованием обобщенных ориентиров и про­текает на категориальном уровне.

Кроме того, анализ поведения испытуемого в ходе исследования позволяет говорить о наличии или отсутствии у него внушаемости, эмоциональной устойчивости; эти предположения проверяются с по­мощью навязывания испытуемому неадекватных оснований для объе­динения групп, дискредитации экспериментатором тактик испытуе­мого или похвал при ошибках. Ригидность в этой методике при анали­зе мышления обнаруживается в трудностях переключения, перехода от уже сформированной группы к другой, еще только формируемой, а также в использовании одного основания или сходных оснований для формирования различных групп.

Методика «толкование пословиц и метафор»

Испытуемым предлагаются последовательно пословицы и мета­форы (Приложение III). Требуется пояснить, в чем заключается их смысл, в каких ситуациях эти пословицы или метафоры используют­ся, что хотят доказать, когда их употребляют.

Методика направлена на выяснение понимания переносного смыс­ла содержания условных обобщенных языковых выражений. Понима­ние условного смысла их невозможно без отвлечения от конкретного


содержания, конкретных значений, носителем которых является пред­лагаемое словесное выражение. Необходим также свободный перенос выявленного обобщенного смысла на другие ситуации, т. е. отвлече­ние, абстрагирование от когерентной ситуации и направленное выде­ление ряда ситуаций, случаев, по отношению к которым верна по­словица или метафора. Протокол, как и во второй методике, носит свободный характер и включает интерпретации испытуемым предъяв­ленных пословиц и метафор.

Анализ результатов к методике «толкование». Анализ результатов строится на выявлении способностей испытуемого к указанным опе­рациям, наличие или отсутствие которых является критерием выра­женности обобщенности, отвлеченности или конкретности мышле­ния.

Например, при предъявлении пословицы «Не все то золото, что блестит» испытуемый начинает перечислять предметы, не относящи­еся к золоту, но тем не менее блестящие; испытуемый без труда выде­ляет условный смысл указанных пословиц и метафор, легко форму­лирует его и адекватно переносит на другие ситуации. Это служит кри­терием для квалификации мышления испытуемого как обобщенного, которому доступны операции абстракции и отвлечения.

В этой методике также может быть выявлена ригидность мышле­ния, выраженная в трудностях переключения, перехода в интерпре­тациях смысла от одной пословицы к другой, в попытках перенести только что выявленный условный смысл одной пословицы на другую. В патопсихологическом исследовании эффективно применение дан­ной методики с целью выявления такой характеристики мышления детерминированной мотивацией, как резонерство.

Например, метафора «светлая голова» вызывает у испытуемого выраженное эмоциональное оживление и следующие пояснения: «Светлая голова — это когда внутри все светло! И тайное становится явью! И нимб вокруг! »

Особенности резонерства служат важным основанием диагности­ческих заключений патопсихолога, выражая специфику личностных особенностей мышления у больных ряда нозологических групп. Ха­рактерного для больных типа резонерства в группе здоровых испыту­емых трудно ожидать. Однако склонность к резонерству может высту­пить и в «норме». При анализе индивидуального случая эти особенно­сти рассуждения испытуемого дают исследователю дополнительные сведения о позиции, отношении его к ситуации, часто характеризуют принятый тон общения с экспериментатором. Испытуемый может принять шутливый тон, и тогда в его толкованиях пословиц и мета­фор насмешливость по отношению к себе или к возможности буква­лизации обобщенных мыслей примет оттенок резонерства.


Примеры интерпретаций пословиц студентами при выполнении задания, в которых можно отметить также аспект резонерства: «Ябло­ко от яблони недалеко падает». — «Голос крови редко говорит шепо­том! » — испытуемый смеется, резонерствующим является его тон — назидательный, поучающий. «Один в поле не воин». — «Необходим коллектив и коллектив! Коллектив — это звучит гордо! ». «Дружно не грузно, а врозь — хоть брось! » — этот испытуемый на все 7 пословиц давал быстрые ответы в виде пословиц же, как будто играя с экспе­риментатором в пинг-понг.

У здоровых испытуемых резонерство проявляется в виде специ­ально усложненного выражения сравнительно плоских суждений либо конкретных толкований, украшенных, например, специальной тер­минологией. «Не все то золото, что блестит». — «Блеск не является референтным признаком золота: определение должно производиться только по референтным признакам». «Куй железо, пока горячо». — «Это понятие сензитивного периода. Нужно ловить момент располо­жения духа другого человека». В последних примерах инструкция выя­вить условный смысл пословиц явно не выполняется, а конкретная интерпретация «украшена» внешней по отношению к их обобщенно­му значению терминологией.

Методика «пересказ коротких рассказов*

Применение в патопсихологическом исследовании различных рас­сказов позволит оценить уровень мышления испытуемых, понимание ими смысла текста, способность передачи его после однократного

предъявления.

Важным моментом является определение степени обобщенности пересказа текста, т. е. передается ли испытуемым смысл рассказа на конкретном уровне, по существу с повторением предъявленного тек­ста, либо такая передача осуществляется на обобщенном уровне, с использованием категориальных понятий. Кроме того, диагностичес­ки информативным показателем является степень личностной вклю­ченности испытуемого в процесс передачи смысла предъявленного рассказа: здесь важными являются его комментарии, характер возни­кающих ассоциаций и оценок, непосредственное привнесение в со­держание пересказа личностных переживаний обобщенного смысла

текста.

Обычно в исследовании используется не один, а как минимум два рассказа, для того, чтобы создать различные степени трудности апел­лировать к различным уровням обобщенности содержания текста.

Выбор среди этих и других возможных функциональных проб оп­ределяет подготовку необходимого материала для выполнения зада­ния.


 




     
 


ПРИЛОЖЕНИЕ II


 


Список слов для методики «классификация»

(каждое слово должно быть напечатано на отдельной карточке)


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...