Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика «пиктограмма»




Методика предложена А. Р. Лурией для изучения опосредствован­ного запоминания. Особенности опосредствованного запоминания с применением этой методики на психических больных впервые были описаны Г. В. Биренбаум; краткий обзор ее применения в патопсихо­логических исследованиях дан Б. В. Зейгарник [1986]. Она используется также для изучения особенностей мышления здорового человека, по­скольку образование опосредствующих понятий при образном пред­ставлении стимульных слов протекает как целенаправленный мысли­тельный процесс.

Испытуемому предъявляется последовательно около 14 понятий — стимульных слов (см. Приложение I к заданию 8 в § 9 «Предметного практикума», Часть I). Экспериментатор предлагает запомнить слова, которые он будет называть. Испытуемому сообщается, что воспроиз­вести эти слова он должен будет примерно через час. Для того чтобы запомнить слова, нужно к каждому из них нарисовать что-нибудь, что поможет по этому рисунку вспомнить исходное слово. Испытуемому дается лист бумаги и карандаш. Говорится, что он должен нарисовать не само понятие, а рисунок, который напоминает о нем. Указывает­ся, что буквы и цифры писать нельзя. Подчеркивается, что качество рисунка значения не имеет. По просьбе испытуемого можно показать ему пример того, как выполняется задание. Время выполнения рисун­ка к каждому слову не ограничивается, но в ходе выполнения задания экспериментатор может попросить рисовать быстрее.

Вспомнить слова предлагается через час, обычно этот промежуток времени заполнен выполнением других заданий. Сделанные рисунки в это время находятся у экспериментатора. Протокол эксперимента вклю­чает 4 колонки записей (Приложение I). 290


После того как рисунок к слову сделан, следует спросить у испы­туемого, как назвать рисунок, и просить дать пояснения, почему имен­но такой сюжет для рисунка выбран. При воспроизведении испытуе­мый смотрит на свои рисунки и называет слова, которые он запоми­нал, а экспериментатор ставит в протоколе «+», если воспроизведение правильно, или записывает слово, которым испытуемый заменил клю­чевое слово для запоминания.

Требование методики к протеканию мыслительного процесса заклю­чается в том, чтобы найти адекватные связи между обобщенным по­нятием, которое нужно запомнить, и конкретным выражением его в рисунке. Значение слова шире, чем смысл рисунка, и наоборот, пред­метное содержание рисунка выходит за пределы обозначаемого слова. Следовательно, чтобы успешно справиться с заданием, испытуемый должен из многообразия значений заданного понятия выбрать одно, которое будет содержательно связано со значением выполненного рисунка, т. е. будет отражать понятие по существенным признакам. Потом, при воспроизведении, испытуемый должен, отвлекаясь от других связей рисунка с полем других значений, в которые может входить изображенный предмет, выделить исходное адекватное ему значение и вспомнить на основе этого соответствующее стимульное слово. При выборе образа возможна опора и на конкретные, напри­мер, поверхностные ситуативные признаки. Выполняя свою роль опо­ры для запоминания, эти конкретные связи демонстрируют более низкий уровень обобщенности мышления испытуемого, чем в случае пересечения стимульного и выбранного опосредствующего понятия по существенным признакам.

Например, испытуемый рисует валенок, иллюстрируя понятие «без­зубый дед», и объясняет, что валенок — принадлежность деда.

Анализ результатов для методики «пиктограмма»10. Созданная ис­пытуемым связь (стимульное слово—опосредствующее понятие—ри­сунок) анализируется с точки зрения проявленного уровня обобще­ния по отношению к каждому слову и всему стимульному ряду. По сделанным рисункам и пояснениям к ним экспериментатор выявляет преимущественный способ выполнения задания, т. е. как испытуемый осуществлял переход «стимульное понятие — опосредствующее зна­чение в названии рисунка — возможное значение в названии рисун­ка» и обратно — при воспроизведении. Качественная оценка степени обобщенности в большинстве установленных связей является осно­вой для вывода экспериментатора о продемонстрированном в мето­дике «пиктограмма» уровне обобщения.

Основное звено осуществляемого испытуемым перехода от стимуль­ного понятия к названию опосредствующего его рисунка может быть, во-первых, переходом от общего значения понятия к сходному заменя­ющему такого же или более низкого уровня обобщенности, если в опос-


 


19*



редствующем понятии сужено исходное значение; во-вторых, оно одновременно предполагает связи предметного содержания между значениями понятий, их пересечение или отношение включенности.

Например, для запоминания слова «справедливость» выбрано опос­редствующее понятие «фемида» (нарисованы весы). Это понятие само является обобщенным символом справедливости, т. е. здесь представ­лен переход от общего к общему же понятию при пересечении суще­ственных признаков. Другой испытуемый выбрал для этого же слова в качестве опосредствующего значение понятия «поровну» («Тебе по­ловина и мне половина») — нарисованы два равных куска хлеба. В этом случае понятие «справедливость» представлено только в одном из всего многообразия своих значений: «справедливость» — в смысле «поров­ну», т. е. реализован переход на более низкую ступень обобщения, хотя и при опоре на существенные признаки понятий. Для запоминания понятия «тяжелая работа» испытуемым выбрано опосредствующее понятие «сизифов труд». В этом случае осуществлен переход к более высокой ступени категоризации, поскольку опосредствующее поня­тие включает дополнительные обобщенные признаки (например, бес­смысленной работы) и стимульное слово конкретизирует лишь одну линию его значений.

Приведенные примеры демонстрируют адекватные связи между стимульными словами и опосредствующими понятиями при разных ва­риантах соотношения их уровней обобщенности. Адекватность в дан­ном случае предполагает отнесенность обоих понятий к одному и тому же или близким областям значений: пересечение существенных при­знаков, или полей значений, или отношение включенности между ними. Если же значения стимульного и опосредствующего понятий сравнительно далеки по своему содержанию, то такую связь характе­ризуют как неадекватную.

Например, для запоминания слова «дружба» используется образ здания; пояснение испытуемого: «Это здание СЭВ». Как символ дружбы между народами социалистических стран этот образ адекватен. Одна­ко более близкое отношение слово «дружба» имеет к понятиям мо­рально-этической сферы — отношениям между людьми. С этой точки зрения более адекватным является часто используемый символ в виде рукопожатия.

Примером неадекватной связи, т. е. такой, где значения понятий скорее соприкасаются в каких-то точках, чем пересекаются, является понятие «якорь» для запоминания слова «надежда». Смысловые связи «якорь—надежда на возвращение» или «якорь—надежность» оправда­ны, но все-таки значение понятия «якорь» более тесно связано с дру­гой предметной областью, чем область человеческих чувств и устрем­лений, связываемых в триаду «вера—надежда—любовь».

Обычно взрослые здоровые испытуемые образуют адекватные опос­редствующие связи между словом-стимулом и понятием, отражаю-292


щим название рисунка. Так как эти связи направлены на облегчение выбора образа-рисунка, опосредствующее понятие чаще всего реали­зует либо переход от общего к более конкретному значению слова (это отношение между значениями на уровне включенности поня­тия), либо к такому же обобщенному, но легче отражаемому в зри­тельном образе. Так, для понятий «фемида» и «сизифов труд» суще­ствуют их образные эквиваленты — богиня с весами правосудия и человек, катящий в гору камень. Их легче изобразить, чем более мно­гозначные исходные для них стимульные слова.

Переход от слова-стимула к рисунку может идти и по линии кон­кретизации одного наиболее очевидного и наглядного значения. На­пример, «тяжелая работа» — человек с лопатой в руке. Связь адекват­на, но только на уровне конкретных признаков физического труда.

Список слов для запоминания обязательно включает понятия не только разной степени категоризации, но и разной трудности их на­глядной репрезентации — для каких-то образ найти легче, для каких-то труднее. Но единым остается предполагаемый механизм опосред­ствования как целенаправленного поиска области пересечений (или включений) значений запоминаемого слова и его возможной опоры при переводе в образный план.

Поскольку задачей является в первую очередь характеристика про­явлений особенностей мышления в методике «пиктограмма», остано­вимся на обобщенности и конкретности рисунков]0. Эти свойства вы­являются в предметном содержании построенных образов и в легкос­ти (или в затруднениях) нахождения образа, верно передающего значения слова, т. е. адекватно представляющего существенные при­знаки понятия. Поскольку испытуемый должен рисовать не значение стимульного слова, а связанное с ним значение другого, напоминаю­щего его понятия, поэтому интерпретация второй результирующей связи «слово—рисунок» завершает анализ проявленного при опосред­ствовании уровня обобщенности. Испытуемый, выбравший, казалось бы, конкретный образ Сизифа, катящего камень в гору, в то же вре­мя показал завершение в образе-пиктограмме перехода от общего к общему же понятию. Рисунок врача с медицинскими инструментами для запоминания слова «болезнь» также, несмотря на его конкрет­ность, отражает использование обобщенных признаков при опосред­ствовании связи «болезнь—врач».

В то же время обобщенный образ может отражать установленную испытуемым конкретную связь с использованием ситуативных при­знаков индивидуальных ассоциаций и привлечением личностных пе­реживаний в материал.

Например, для стимульного слова «дружба» выбирается опосред­ствующая связь «друг», а нарисованы часы. Если бы запомнить нужно было слово «время», часы отражали бы переход от одного общего понятия к другому в адекватной близости (пересечении) их значений.


Но в данном слове «дружба» часы означали сугубо индивидуальное значение, личностно значимую связь, и тем самым связь двух общих понятий являлась по существу ситуативной.

Значительно чаще рисунок продолжает линию конкретизации су­щественных свойств, намеченную в опосредствующем слове. Напри­мер, для запоминания слова «мысль» испытуемый рисует лицо чело­века и объясняет рисунок: «большая лысая голова с высоким лбом, ее осенила мысль».

Другой пример: для запоминания слова «веселый праздник» ис­пользуется связь «праздничное застолье» и испытуемый рисует бутылку с опрокинутой рюмкой. В обоих случаях образ в рисунке как бы продол­жает переход ко все более конкретной представленности значения сти-мульного понятия, т. е. сужение значения запоминаемого слова.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...