Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка ППЭ как индивидуального, комплексного и личностного




В ППЭ как методической процедуре психолога прежде всего инте­ресуют качественные базисные переменные, на которые влияют варьиру­емые ситуативно — от одной методики к другой — условия. Деятель­ность психолога в ситуации ППЭ предполагает указанную двухуровне-вость гипотез, где в качестве «экспериментальных» выступают гипотезы первого уровня, предполагающие связи выполнения функциональных проб с особенностями базисного процесса (уровня обобщения, целенаправ­ленности мышления и т. д. ). Поскольку в ППЭ учитывается возможность различной степени участия изучаемой базисной переменной в выпол­нении разных заданий и используется всегда несколько методик, ППЭ включает ряд этапов или отдельных проб. Последовательность этих фун­кциональных проб соответствует исследовательской цели и изменяет­ся в зависимости от отклонения или подтверждения возникающих до и в ходе ППЭ гипотез об особенностях психики обследуемого челове­ка, о специфике данного единичного случая.

Итак, «экспериментальные патопсихологические методики» яв­ляются только частью средств, применяемых в ситуации обследова­ния испытуемого. Целостность ППЭ означает указанную ранее взаи-


мосвязь проверяемых гипотез первого и второго уровней. Выбор мето­дик как разных средств сбора данных в ППЭ направляется общей це­лью: раскрытие внутренних механизмов регуляции психической дея­тельности и описание на этой основе индивидуального случая.

«Личностный» характер обследования человека в ППЭ традицион­но связывается с необходимостью учета включенности испытуемого в выполнение заданий, особенностей отношений его к эксперименту, принятия им инструкции и характера образуемых целей, т. е. специ­ального анализа влияний системы отношений испытуемого в экспе­риментальной ситуации на структурно-функциональные характерис­тики его психических процессов (В. В. Мясищев, Б. В. Зейгарник, Ю. Ф. Поляков, В. В. Николаева, Е. Т. Соколова и др. ). В патопсихологичес­ком исследовании изучается не совокупность ответных реакций ис­пытуемого, а строится целостная картина особенностей и степени сохранности его психической деятельности, в том числе и с точки зрения ее опосредствованной личностной регуляции.

«Естественный» характер ППЭ, как его понимала Б. В. Зейгарник, связан с тем, что в нем реализуется идея рассмотрения эксперимен­тальной ситуации как «пласта жизни», в котором наблюдение за ис­пытуемым и показатели выполнения задания дают экспериментатору представление о целостной саморегуляции поведения обследуемого: как он приступает к заданию, как воспринимает инструкцию, в ка­кой степени проявляет критичность, как реагирует на замечания — эти данные наблюдения необходимо сопоставляются с результатами, полученными в собственно «экспериментальных методиках».

Не менее важные сведения исследователь получает в беседе, в частности при анализе жалоб больного и выявлении его «внутренней картины болезни», при использовании тестирования, т. е. его резуль­таты сопоставляются с другими данными патопсихологического ис­следования. В этом исследовании измерительный подход к анализу за-висимых переменных уступает место целостной комплексной оценке сохранности психики и личности больного по отношению к ориенти­рам «нормы» в виде знаний о функционировании тех или иных меха­низмов психической регуляции.

«Индивидуальный» характер ППЭ является основной его чертой, независимо от последующей схемы использования индивидуальных результатов. Описание единичного случая — основная цель психолога в ситуации обследования. Ею обусловлен рассуждающий характер экс­перимента, осознанная регуляция экспериментатором взаимодействия с испытуемым, в ходе которого строятся и проверяются конкретные для данного случая гипотезы, а взаимосвязи показателей испытуемо­го в отдельных пробах. Экспериментатор лабильно изменяет и под­страивает схему ППЭ, т. е. выбор методик и последовательности их предъявления, в соответствии с необходимостью проверки гипотез об особенностях конкретного единичного случая.


Укажем также те характеристики ППЭ, которые выражают спе­цифику его по сравнению с обычно обсуждаемыми схемами психоло­гического эксперимента.

я Отличия ППЭ от традиционного построения

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...