Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модуль 4. Обобщенные способы изображения детьми в рисовании, лепке, аппликации




Ключевые понятия: методы, изображение, лепка, рисование, аппликация. Художественные методы и способы создания рисунка профессиональными художниками. Детерминированность детских способов изображения особенностями восприятия и мышления ребенка. Характеристика обобщенных способов изображения: конструктивный, силуэтно-контурный, пластичный, декоративный. Проявление типичного и индивидуального в построении рисунка. Индивидуальная неповторимость изображения – показатель самобытной, творческой природы маленького художника. Рисование. Создание рисунка в технике карандашной графики, гуаши, акварели (по сухой и мокрой поверхности), сангины, смешанной технике. Знакомство с техникой монотипии, кляксографии, ниткографии, набрызга, пальцевой живописи. Лепка. Приемы и способы лепки в разных возрастных группах. Аппликация. Способы создания аппликации. Виды аппликации.

VI. Теория и методика МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Модуль 1. Развитие у дошкольников эстетического чувства через использование произведений музыкального фольклора и музыки композиторов

Ключевые понятия: чувство, фольклор, музыка, жанр. Особенности музыкального фольклора, и его возможности в общем и музыкальном развитии дошкольников. Приемы использования камерной и инструментальной музыки в работе с дошкольниками. Роль и место симфонической музыки в музыкальном воспитании дошкольников. Возможности использования жанров оперного и балетного искусства в музыкальном воспитании дошкольников, воспитании их патриотических чувств.

Модуль 2. Музыкально-дидактические игры и пособия как средство развития музыкальности

Ключевые слова: игрушка, музыка, дидактическая игра, музыкальность, музыкальная культура. Классификация игрушек, пособий, музыкально-дидактических игр, их возможности в развитии интереса к музыке, музыкальной деятельности, музыкальности дошкольников. Психолого-педагогические требования к выбору и использованию пособий, музыкально-дидактических игр, игрушек с целью развития музыкальности, музыкальной культуры детей.

Модуль 3. Виды музыкальной деятельности и их характеристика с точки зрения развития музыкальности дошкольников

Ключевые слова: музыкальное воспитание, музыкальная деятельность. Системы музыкального воспитания детей (Д.Б.Кабалевский, З.Кодай, К.Орф, Ж.Далькроз, Н.А.Ветлугина и др.), система музыкального воспитания по программе «Пралеска». Виды детской музыкальной деятельности, их структура и особенности музыкальной деятельности детей.

Модуль 4. Формы организации музыкальной деятельности дошкольников.

Ключевые понятия: музыкальная деятельность, музыкальное занятие, праздники, развлечения. Музыкальная деятельность детей дошкольного возраста. Особенности организации музыкальной деятельности дошкольников разного возраста. Виды музыкальных занятий. Музыкальная игра-занятие. Подготовка и проведение развлечений и праздников. Организация самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников. Роль воспитателя в организации разных форм музыкальной деятельности дошкольников.

Модуль 5. Особенности формирования музыкального творчества дошкольника

Ключевые понятия: творчество, сюжетно-игровые комплексы. Современные подходы к проблеме музыкального творчества дошкольников. Характеристика видов детского музыкального творчества. Психолого-педагогические возможности игры в творческом процессе.. Полифункциональные возможности музыкального сюжетно-игрового комплекса в процессе развития музыкального творчества у дошкольников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абсалямова А.Г. Концепция регионального компонента высшего профессионального образования в Республике Башкортостан. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2004.

2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 2001.

3. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. М., 2000.

4. Андреева О.А. Стабильность и нестабильность в контексте социокультурного развития. - Таганрог, 2000.

5. Бабаева Т.И. Маленькие граждане большого города. / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова, О.В. Акулова и др. Коллективная монография. – СПб.: СОЮЗ, 2007.

6. Бабаева Т.И. Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова, О.В. Акулова и др. Научно-методическое пособие: В 3 ч. Ч. 1. Педагогическая диагностика практического и продуктивного опыта ребенка дошкольного возраста. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.

7. Бабаева Т.И. Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова, О.В. Акулова и др. Научно-методическое пособие: В 3 ч. Ч. 2. Педагогическая диагностика практического и продуктивного опыта ребенка дошкольного возраста. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.

8. Бабаева Т.И. Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова, О.В. Акулова и др. Научно-методическое пособие: В 3 ч. Ч. 3. Педагогическая диагностика практического и продуктивного опыта ребенка дошкольного возраста. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.

9. Бабунова Е.С. Основы этнопедагогики. – Магнитогорск, МАГУ, 2004.

10. Багаутдинова С.Ф. Система планирования в дошкольном образовательном учреждении: пособие для руководителей ДОУ/ под ред. С.Ф. Багаутдиновой – 2-е изд., испр. – Магнитогорск: МаГУ, 2005.

11. Бронников С.А., Черникова М.С. Формирование интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в процессе экологического образования: Монография. – Уфа: БИРО, 2007.

12. Буре Р.С. Современные проблемы социального становления личности дошкольника: Монография. – М.: Факультет дошкольной педагогики и психологии МПГУ, 2009.

13. Буре Р.С. Семинарские, практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Буре, С.В. Жундрикова, Т.И. Ерофеева и др.; Под ред. Э.К. Сусловой, Л.В. Поздняк. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

14. Вербенец А.М. Теории и технологии художественного развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации. / А.М. Вербенец, Н.А. Вершинина, О.В. Горбова, Л.В. Немченко. – М.: Центр педагогического образования, 2008.

15. Галигузов И.Ф. Народы Южного Урала: история и культура. – Магнитогорск, 2000.

16. Гасанова Р.Х. Земля отцов: Программа-руководство. – Уфа, БИРО, 2004.

17. Гасанова Р.Х. Синтез искусств (музыка, художественное слово, живопись): комплексные занятия для детей старшего дошкольного возраста. – Уфа, БИРО, 2005.

18. Гасанова Р.Х. Фольклорная педагогика в воспитании дошкольников. Методические рекомендации в помощь воспитателю ДОУ. – Уфа, БИРО, 2004.

19. Гасанова Р.Х. Этноэтикет в воспитании дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений. – БИРО, Уфа, 2003.

20. Гогоберидзе А.Г. Исследование проблем дошкольного детства в поликультурном пространстве российских городов. Результаты межрегионального исследования: Монография. /А.Г. Гогоберидзе, О.В. Дыбина, Л.В. Градусова, В.И. Турченко и др. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2009.

21. Гогоберидзе А.Г. Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. 1-я и 2-я группы раннего возраста. / А.Г. Гогоберидзе, М.Н. Полякова, З.А. Михайлова, О.В. Акулова, Т.А. Березина и др. Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2008.

22. Гогоберидзе А.Г. Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. 1-я и 2-я младшие группы. / А.Г. Гогоберидзе, М.Н. Полякова, З.А. Михайлова, О.В. Акулова, Т.А. Березина и др. Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2008.

23. Гогоберидзе А.Г. Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. Средняя группа. / А.Г. Гогоберидзе, М.Н. Полякова, З.А. Михайлова, О.В. Акулова, Т.А. Березина и др. Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2008.

24. Гогоберидзе А.Г. Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. Старшая группа. / А.Г. Гогоберидзе, М.Н. Полякова, З.А. Михайлова, О.В. Акулова, Т.А. Березина и др. Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2008.

25. Гогоберидзе А.Г. Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. Подготовительная группа. / А.Г. Гогоберидзе, М.Н. Полякова, З.А. Михайлова, О.В. Акулова, Т.А. Березина и др. Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2008.

26. Гогоберидзе А.Г. Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для оснащения кабинетов ДОУ. / А.Г. Гогоберидзе, М.Н. Полякова, З.А. Михайлова, О.В. Акулова, Т.А. Березина и др. Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2008.

27. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теоретическая педагогика. Путеводитель для студента. Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2007.

28. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб., 2004.

29. Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста – 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007.

30. Дмитриев Ю., Кокарева З. Учебно – деловая игра в подготовке магистрантов / Ю. Дмитриев, З. Кокарева // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 12. – С.76-81.

31. Дубровская Е.А. Теория и методика музыкального воспитания и развития детей: Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения. – М.: МГПУ, 2008.

32. Зырянова С.М. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста: учебное пособие / С.М. Зырянова, Н.А. Каратаева, Г.М. Киселева, Л.Л. Лашкова; Шадринский гос.пед.ин-т. – 2-е изд., испр. И доп. – Шадринск, 2008.

33. Климова Т.Е. Педагогическая диагностика: Учебное пособие – Магнитогорск, МаГУ, 2000. – 124 с.

34. Козлова, С.А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. – М.: МИНКА-Пресс, 2000.

35. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. - Пермь, 2002.

36. Кутушкин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. – Ростов-на Дону, Феникс, 2000.

37. Кутьина Н.Б. Дошкольники в музее. - СПб, 2002;

38. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников / Под ред. Л.Н.Маневцовой, П.Г.Саморуковой. - СПб., 2000.

39. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – 3-е изд., испр. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009.

40. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации. / З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, А.М. Вербенец. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008.

41. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. М., 2001.

42. Наш дом – Южный Урал. Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики / Под ред. Бабуновой Е.С. – Магнитогорск, МаГУ, 2003.

43. Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

44. Полякова М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ (Методические рекомендации). Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2008. – 96 с.

45. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. / Под ред. д-ра пед. наук Л.А. Парамоновой. – М.: Карапуз-Дидактика, 2004.

46. Сергеева В.П. Теоретическая педагогика в тестах и тренинговых заданиях. – М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002.

47. Сорокова М.Г. Современное дошкольное образование: США, Германия, Япония. Актуальные проблемы и пути развития. – М., 1998.

48. Справочник по дошкольному образованию / Авт-сост. Е.С. Комарова, Г.Н. Панкратова. – М.: «Издательство «Скрипторий 2003»., 2009.

49. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. — М., 2001.

50. Султангареева Р.А. Жизнь человека в обряде. – Уфа, Гилем. 2006;

51. Юхневич М.Ю. Детские музеи в России и за рубежом. М., 2001;

52. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. М. 2001.

53. Яковлев Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения/Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. – М.: Гуманиттар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.

Вопросы междисциплинарного итогового государственного экзамена

«Теория и методика дошкольного образования»

1. Предмет и объект дошкольной педагогики как науки.

2. Система педагогических наук. Связь дошкольной педагогики с другими науками.

3. Источники развития дошкольной педагогики как науки.

4. Педагогика народов России, ее традиции, средства и методы воспитания детей.

5. История развития дошкольной педагогики как науки за рубежом.

6. Влияние педагогов ближнего зарубежья на развитие дошкольной педагогики как науки.

7. Становление отечественной дошкольной педагогики.

8. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Влияние разных факторов на развитие личности ребенка.

9. Педагогическая возрастная периодизация, характеристика разных этапов.

10. Цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе.

11. Сущность индивидуального и дифференцированного походов, их значение в формировании личности ребенка.

12. Значение раннего возраста в формировании личности ребенка, особенности этого периода.

13. Воспитание и развитие детей первого и второго года жизни.

14. Адаптация детей в дошкольном учреждении. Работа с родителями в этот период.

15. Этапы и методы педагогического исследования, их применение в работе воспитателя.

16. Социальная роль и функции воспитателя на современном этапе.

17. Система дошкольного образования России.

18. Система дошкольного образования Республики Башкортостан.

19. История создания программных документов по дошкольному воспитанию.

20. Программное обеспечение деятельности дошкольных образовательных учреждений.

21. Характеристика федеральных и региональных программ воспитания и обучения в детских садах.

22. Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста.

23. Средства физического воспитания дошкольников.

24. Теоретические основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

25. Закономерности и принципы воспитания, их характеристика.

26. Методы воспитания, их классификация.

27. Воспитание культуры поведения в дошкольном возрасте.

28. Проблема взаимоотношений личности и коллектива в дошкольном возрасте.

29. Формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста.

30. Воспитание нравственно-волевых качеств у дошкольников.

31. Воспитание качеств мужественности и женственности у детей дошкольного возраста.

32. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

33. Воспитание у дошкольников уважения к людям других национальностей.

34. Теоретические основы интеллектуально-познавательного воспитания и развития детей дошкольного возраста.

35. Сенсорное воспитание дошкольников.

36. Закономерности и принципы обучения. Специфика их реализации в обучении детей дошкольного возраста.

37. Понятие о формах обучения, их классификация.

38. Понятие о методах и приемах обучения. Различные подходы и классификация методов обучения.

39. Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста.

40. Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста.

41. Виды и содержание трудовой деятельности в разных возрастных группах детского сада.

42. Теоретические основы игры дошкольников.

43. Сюжетно-ролевая игра дошкольников.

44. Характеристика режиссерской игры в дошкольном возрасте.

45. Дидактические игры дошкольников.

46. Театрализованные игры дошкольников.

47. Значение игрушек в жизни ребенка, их классификация, требования к ним.

48. Специфика работы воспитателя в разновозрастной группе детского сада.

49. Планирование педагогического процесса в детском саду.

50. Преемственность в работе детского сада и школы.

51. Социально-правовые аспекты защиты личности ребенка.

52. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста.

53. Воспитание гуманности у детей дошкольного возраста.

54. Содержание, формы и методы работы детского сада с семьей.

55. Основные идеи «Концепции дошкольного воспитания» (1989).

56. Специфика работы педагога дошкольного учреждения с различными типами семей.

57. Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в России.

58. Краткий очерк развития теории и методики воспитания и обучения детей раннего возраста.

59. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста.

60. Развитие личности ребенка средствами физической культуры.

61. Проблема индивидуального подхода в физическом воспитании детей.

62. Программное обеспечение методики физического воспитания детей дошкольного возраста.

63. Воспитание здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

64. Содержание и методика работы по развитию у детей разговорной речи.

65. Содержание и методика работы по развитию у детей монологической речи.

66. Методика обогащения и активизации словаря дошкольника в процессе ознакомления с окружающим.

67. Особенности овладения дошкольниками звуковой культурой речи и методика ее воспитания.

68. Особенности усвоения дошкольниками грамматического строя речи и методика его формирования.

69. Систематизация знаний детей о природе.

70. Задачи и направления экологического воспитания дошкольников на современном этапе.

71. Сущность наблюдения как деятельности и как метода ознакомления детей с природой. Виды наблюдений.

72. Особенности ведения дневников наблюдений и календарей природы.

73. Современные подходы к ознакомлению детей дошкольного возраста с геометрическими фигурами и формой предметов.

74. Использование игрового метода при знакомстве детей дошкольного возраста с пространством и формирования умения ориентироваться в пространстве.

75. Развитие основных математических действий (обследование, сравнение, счет, измерение) у детей дошкольного возраста.

76. Умственное развитие ребенка в процессе знакомства с математикой.

77. Использование разных форм ознакомления детей дошкольного возраста с математикой.

78. Особенности изобразительного творчества детей дошкольного возраста и его развитие на занятиях изобразительного искусства.

79. Формы организации изобразительной деятельности. Виды, типы, формы занятий.

80. Содержание и методические особенности ознакомления детей разного возраста с произведениями изобразительного искусства.

81. Обобщенные способы изображения детьми в рисовании, лепке, аппликации.

82. Развитие у дошкольников патриотических чувств через использование средств детского игрового и музыкального фольклора.

83. Игрушки, музыкально-дидактические игры и пособия. ТСО как средство развития музыкальности.

84. Виды музыкальной деятельности и их характеристика с точки зрения музыкальности дошкольников.

85. Формы организации музыкальной деятельности дошкольников.

86. Особенности формирования музыкального творчества дошкольника.

87. Теоретические основы социокультурного развития дошкольника.

88. Психолого-педагогические механизмы социокультурного развития ребенка.

89. Социокультурное развитие дошкольника и младшего школьника.

90. Этнография детства в современных социокультурных условиях.

Структура билета:

1. Вопрос из теории дошкольного образования.

2. Вопрос из методик дошкольного образования.

3. Вопрос по научной проблеме, лежащей в основе магистерской программы «Социокультурное развитие дошкольника в современном образовательном пространстве детства».

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...