Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подходы к педагогической диагностике




 

Требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования (Программы) заданы как целевые ориентиры. Важно понимать, что они представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

ФГОС подчёркивает, что специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

ФГОС прямо указывает, что целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей [15]. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников [16].

Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

· аттестацию педагогических кадров;

· оценку качества образования;

· оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);

· оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;

· распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников организации.

 

В рамках работы по примерной основной образовательной программе «Радуга» мы предлагаем сделать объектами управленческого контроля следующие стороны образовательного процесса:

· стиль общения воспитателя с детьми, соответствие его общему духу Программы «Радуга»;

· качество используемых демонстрационных и раздаточных материалов;

· качество материалов для самостоятельной продуктивной деятельности детей;

· качество созданной в группе развивающей среды, в том числе наличие детских работ по уже пройденным темам;

· осведомлённость родителей о текущем учебном процессе, уровень включённости родителей в процесс;

· наличие данных обследования детей и чётких планов индивидуальной работы;

· адекватность используемых методических приёмов возрастным особенностям детей.

 

Вместе с тем Стандарт оговаривает, что при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Таким образом, вопрос о проведении педагогической или психологической диагностики и её формах решается исключительно на уровне самой образовательной организации.

В данном разделе мы опишем те общие проявления, которые позволят именно педагогу в рамках обычного наблюдения за детьми в повседневных ситуациях сделать вывод о том, что образовательный процесс в целом достигает своего результата, а именно поставленных в Программе «Радуга» трёх основных целей: охраны здоровья, создания условий для своевременного и полноценного психического развития детей и радостного проживания ими периода дошкольного детства. Подчеркнём ещё раз, что и они носят строго рекомендательный характер.

Общими показателями качества образовательной работы по Программе «Радуга» являются ответы на вопросы: «Можно ли сказать, что каждый ребёнок:

 

· хочет ходить в детский сад и делает это с удовольствием, его базовое настроение хорошее;

· откликается на инициативу взрослого в общении и деятельности;

· любознателен и имеет сферу индивидуальных интересов;

· инициативен в деятельности и в общении со сверстниками и взрослыми;

· разговорчив и имеет высокий уровень развития речи;

· получает удовольствие от продуктивных занятий;

· любит и умеет играть совместно со взрослым и со сверстниками;

· понимает слово «нельзя»;

· способен заниматься самостоятельно осмысленным делом в течение 10—15 минут

· и найти такое дело для себя?»

Специфичны для каждой возрастной группы важные проявления поведения ребёнка, на которые мы рекомендуем обратить внимание и которые показывают ход его социально-коммуникативного и познавательного развития.

 

Ребёнок в возрасте до 3 лет. Существуют возрастные нормативные показатели общего развития, на которые необходимо ориентироваться при оценке качества образовательной деятельности и планировании её на перспективу, а также при построении индивидуальных планов работы с каждым ребёнком. При необходимости желательно консультироваться со специалистами по раннему развитию. В младенческом возрасте эти показатели детализированы на периоды по три месяца.

В целом к 3 годам ребёнок должен быть словоохотливым и даже болтливым человеком, радующимся каждой возможности поговорить и активно стремящимся к речевому общению со взрослым.

Он активен в движении и исследовании окружающего пространства и предметного мира.

Определить уровень двигательного и физического развития ребёнка помогут следующие ориентиры: самостоятельно поднимается и спускается по лестнице, ставя на ступеньку одну ногу; может прыгнуть с места на расстояние одного шага; может попасть ногой по мячу; может стоять на одной ноге; может нанизать на нитку крупные бусины; способен замкнуть линию наподобие окружности; может приподняться на цыпочки.

 

Ребёнок в возрасте 3—4 лет:

· понимает, принимает и выполняет нормы жизни группы;

· знает всех детей группы по именам;

· имеет представление о себе — гендерное, некоторые качества, вкусы и особенности, пользуется местоимением «я»;

· способен выражать в речи свои намерения, просьбы, пожелания, предложения;

· внимателен к действиям взрослого и с удовольствием подражает им;

· способен самостоятельно найти для себя занятие; самостоятельно играть и исследовать предметы в течение 10—15 минут;

· имеет положительный общий фон настроения;

· двигательно активен в течение дня;

· отличает живое от неживого.

 

Ребёнок в возрасте 4—5 лет:

· имеет представление о своей семье, её составе, отношениях;

· имеет представление о нескольких профессиях — целях деятельности, орудиях труда, названиях;

· с удовольствием играет в компании одного—трёх сверстников, разворачивая ролевые диалоги;

· внимателен к словам и рассказам взрослого;

· внимателен к этической стороне поступков людей в сказках, оценивает героев и поступки как хорошие и плохие, cтремится быть хорошим;

· эмоционально отзывается на некоторые произведения разных видов искусства и красоту окружающего мира;

· открыто проявляет собственные чувства и эмоции.

 

Ребёнок в возрасте 5—6 лет:

· способен управлять своим двигательным поведением и проявлениями эмоциональных реакций;

· проявляет интерес к мнению и позиции взрослого, задаёт много вопросов, любит слушать рассказы взрослого о жизни;

· внимателен к проявлениям чувств и эмоций других людей;

· имеет собственную сферу познавательных интересов;

· способен играть в различные игры с правилами, выполняя их.

 

Ребёнок в возрасте 6—8 лет:

· хочет взрослеть;

· способен вести себя в соответствии с конвенциональными нормами;

· имеет представление о стилях речи и уместности употребления разных форм в разном социальном контексте;

· имеет представление о безопасном поведении в быту (опасные предметы), природе, на улице, с незнакомыми людьми;

· психологически устойчив к неуспеху, способен настойчиво достигать цели;

· играет в сюжетные игры «с продолжением»;

· с интересом слушает литературные произведения «с продолжением»;

· выполняет инструкции взрослого;

· имеет сформированную готовность к школе.

 

Рекомендации по проведению педагогической диагностики образовательной деятельности, реализуемой по пяти предусмотренным Стандартом направлениям, авторы-разработчики методического сопровождения к Программе «Радуга» включили в соответствующие методические пособия. Некоторые из них, как, например, методика обследования речевого развития ребёнка, достаточно объёмны. Подчеркнём ещё раз, что и они носят строго рекомендательный характер.

В Программе «Радуга» в рамках речевого развития детей дошкольного возраста предусмотрена специальная работа по выявлению исходного уровня и динамики речевого развития каждого ребёнка и группы в целом. На основании полученных данных определяются перспективы работы по развитию речи детей, при необходимости осуществляется корректировка педагогического воздействия на речевое развитие отдельных детей, распределение содержания работы с детьми на фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы. Полученные данные являются содержательной основой для выстраивания взаимодействия с семьями воспитанников.

Педагогическую диагностику проводят педагоги группы. Возможна помощь специалиста — логопеда (по своим методикам). Изучение состояния речи детей проводится один раз в начале учебного года — с момента их прихода в группу и в течение двух-трёх недель. Работа проходит индивидуально или с небольшими подгруппами, если педагоги располагают достаточным для этого материалом.

Педагогическая диагностика проводится на основе предложенных в Программе «Радуга» методик речевого развития дошкольников, а также на основе наблюдений за детьми в повседневной жизни и бесед с родителями.

Педагоги собирают объективные данные по каждому ребёнку, показывающие состояние развития словаря, грамматического строя речи, речевого слуха, связной речи (диалогическое общение, монологические высказывания разных типов), звуковой культуры речи.

При необходимости индивидуально может быть проведена диагностика с привлечением квалифицированного специалиста — логопеда.

Анализ деятельности по художественно-эстетическому направлению предполагает оценку заинтересованности детей в восприятии произведений изобразительного, музыкального искусства, художественной литературы.

Анализ детских творческих работ должен осуществляться в соответствии с возрастными возможностями детей, учитывать выразительность детского рисунка и лепки, под которой мы понимаем следующее:

· способность рисовать и лепить по замыслу;

· умение передать личное отношение к объекту изображения;

· умение подчинить средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче;

· отсутствие изобразительных штампов.

Анализ художественно-эстетической деятельности детей не является самоцелью. Он необходим для констатации исходного уровня их развития, поквартальное сопоставление с которым позволит более полно фиксировать дальнейшее продвижение каждого ребёнка.

Важнейшим показателем эффективности проведённой работы являются изменения в поведении детей. Если неуверенный в себе и замкнутый ребёнок становится весёлым и инициативным, с удовольствием рисует и лепит, доводит начатую работу до конца и выражает желание продемонстрировать её другим людям (сотрудникам детского сада, родным и близким), значит, цель достигнута.

Мы приводим перечень важных проявлений поведения ребёнка, специфичных для каждой возрастной группы, на которые мы рекомендуем обратить внимание и которые показывают ход его художественно-эстетического развития.

 

Ребёнок в возрасте до 2 лет проявляет интерес к ярким игрушкам, иллюстрациям в детских книгах, картинкам, а также к изобразительной и музыкальной деятельности взрослого. Пытается подражать взрослому в реализации этой деятельности.

 

Ребёнок в возрасте 2—3 лет:

· с удовольствием по собственной инициативе рисует разными материалами, лепит из пластилина;

· проявляет заинтересованность в звучащих предметах;

· любит слушать музыку, двигаться под неё;

· напевает, когда чем-то занят;

· с интересом слушает сказки и просит повторить их снова;

· увлечён театрализацией и пробует принимать в ней участие.

 

Ребёнок в возрасте 3—4 лет:

· способен назвать цель своей работы и оценить, достигнута ли она;

· с удовольствием напевает, пританцовывает, смотрит кукольные представления и пробует в них участвовать;

· любит рисовать гуашью, карандашами, лепить из глины и пластилина;

· с интересом рассматривает иллюстрации в детских книгах, может оценить их красоту;

· способен оценить красоту природы.

 

Ребёнок в возрасте 4—5 лет:

· самостоятельно обращает внимание своё и окружающих на проявления красоты в окружающем мире, имеет собственные эстетические вкусы и предпочтения и открыто выражает их;

· внимательно и заинтересованно слушает музыку, чтение художественного произведения;

· владеет навыками создания изображений из различных материалов, с использованием различных изобразительных средств;

· с удовольствием рисует и лепит, стремится совершенствовать свою деятельность и её результат, может увлечённо рассказывать о своей работе; способен планировать свою работу по созданию изображений;

· любит смотреть кукольные и драматические детские спектакли, участвовать в театрализациях;

· любит, когда ему рассказывают или читают сказки, детские стихи, рассказы, сопереживает их героям.

 

Ребёнок в возрасте 5—6 лет:

· эмоционально откликается на музыку, любит её слушать, двигаться под музыку, подпевать;

· эмоционально слушает произведения детской художественной литературы, сопереживает их героям;

· любит участвовать в театрализованной деятельности по содержанию прочитанного;

· способен оценить красоту произведений изобразительного и музыкального искусства;

· имеет собственные эстетические вкусы и предпочтения и проявляет их;

· владеет навыками создания изображений из различных материалов, с использованием различных изобразительных средств; cпособен воплотить свой замысел, планируя работу по его достижению, самостоятельно выбирая материалы для своего творчества.

 

Ребёнок в возрасте 6—8 лет:

· умеет правильно держать карандаш, кисть, ножницы, пользоваться линейкой и шаблоном, ориентироваться на листе линованной бумаги в клетку и в линейку;

· способен оценить красоту произведений изобразительного и музыкального искусства, дизайнерских изделий,

· окружающих его объектов рукотворного мира, с удовольствием слушает рассказы о создании объектов, поразивших его воображение (египетские пирамиды, Колизей, Великая Китайская стена, Парфенон, Эрмитаж, Тадж-Махал; олимпийские объекты в Сочи и небоскрёбы Нью-Йорка; технические новинки);

· способен к изобразительному творчеству, самостоятельно определяет цель своей работы (создаёт замысел), выстраивает и реализует цепочку своих действий по достижению замысла, включая самостоятельный выбор изобразительных средств;

· способен импровизировать при игре на музыкальных инструментах, воспроизводить ритм, простые мелодии (на металлофоне, шумовых инструментах).

 

По формированию математических представлений в конце года проводится обследование детей, включающее выполнение заданий, иллюстрирующих достижения ребёнка.

 

Ребёнок в возрасте 2—3 лет:

· подбирает по форме вкладыш к прорези, крышку к флакону и т. п.;

· подбирает по размеру посуду и одежду для игрушки, крышку к флакону;

· подбирает по цвету вкладыш;

· показывает пустой (полный) стакан;

· показывает, где много (мало) песка;

· показывает один (два) пальчика;

· показывает большой (маленький) предмет при выборе из двух;

· собирает пирамидку на конусной основе из трёх—пяти колец;

· собирает трёхместную матрёшку;

· показывает, на каком рисунке изображено два предмета (один предмет).

 

Ребёнок в возрасте 3—4 лет:

· показывает на картинке красный (синий, жёлтый) предмет;

· показывает круг (треугольник, шарик, кубик);

· показывает большой (маленький) предмет при выборе из двух;

· показывает длинную (короткую) ленту;

· собирает пирамидку на конусной основе из пяти колец;

· собирает трёхместную матрёшку;

· раскладывает по порядку иллюстрации к сказке (например, к сказке «Репка»);

· считает до 5;

· показывает картинку, на которой изображено один, два, три предмета;

· раскладывает предметы на группы (не более трёх) по общему названию, цвету (форме, размеру);

· показывает предмет, который находится над…, под…, перед…, за…, около… (например, игрушечного стола) (или показывает предметы, которые удовлетворяют ответу на поставленный вопрос);

· отвечает на вопрос: «Что находится спереди — сзади (вверху — внизу, близко —далеко) от тебя?» (или показывает предметы, которые удовлетворяют ответу на поставленный вопрос);

· выполняет задания: «Покажи такой же мяч, как у меня. Найди два одинаковых мяча. Найди мяч другого цвета»;

· показывает группу, в которой пять, четыре предмета.

 

Педагогическая диагностика осуществляется на основе предметной деятельностиребёнка, педагог формулирует просьбу «покажи», а не «назови», поскольку, как было отмечено ранее, речь ребёнка находится в стадии формирования.

 

Ребёнок в возрасте 4—5 лет:

· считает до 10;

· показывает цифры;

· называет цвет предмета (красный, синий, жёлтый);

· показывает длинный — короткий (в сравнении с длинным), высокий — низкий предмет;

· умеет сравнивать по длине, ширине, высоте и выполняет задания: «Покажи ленту длиннее, чем у меня. Покажи самую длинную (короткую) ленту, высокую (низкую) башню»;

· расставляет картинки по порядку следования сюжета, роста и развития растения, производства предмета;

· называет части суток: утро, вечер, день, ночь;

· отвечает на вопросы: «Что произошло вчера (сегодня)? Что мы планируем делать завтра?»;

· показывает предмет, который находится над…, под…, перед…, за…, около… (например, игрушечного стола);

· отвечает на вопрос: «Что находится спереди — сзади (вверху — внизу, близко — далеко) от тебя?»;

· производит классификацию по одному признаку или свойству;

· выстраивает ряд по возрастанию (убыванию) какого-либо признака.

 

Ребёнок в возрасте 5—6 и 6—8 лет:

· выполняет задание: «Посчитай, пожалуйста, до скольких можешь»;

· выполняет задание: «Отсчитай, пожалуйста,... камешков (от 10 до 20)»;

· отвечает на вопрос: «Каким по счёту стоит мишка?»;

· отвечает на вопрос: «Какая это цифра (цифра 2, 4, 7, 8, 9)?»;

· называет предлагаемую ему фигуру (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат);

· называет цвет предлагаемой ему фигуры;

· называет, что на картинке лишнее (четыре предмета);

· отвечает на вопросы: «Какая полоска бумаги длиннее? Какая короче?»;

· отвечает на вопросы: «Какой домик выше? Какой ниже?»;

· отвечает на вопросы: «Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения?»;

· называет одним словом то, что перечисляется (обобщающие понятия);

· отвечает на вопросы: «Какое сейчас время года? Сколько времён года? Какие ты знаешь?»;

· отвечает на вопросы: «Какой сейчас месяц? Какие месяцы ты знаешь? Какой будет следующий? Какой сегодня день недели? Какое сегодня число?»;

· отвечает на вопросы: «Что ты делаешь утром? вечером? Когда ты спишь?»;

· рассказывает историю по картинкам;

· выделяет группы предметов, имеющих сходное назначение или возможности (например, инструменты для резания или «те, кто может летать»); имеющих одинаковые детали (например, кабину, хвост);

· показывает предмет (при выборе из пары): легкий — тяжёлый, мягкий — твёрдый, тёплый — холодный, светлый — тёмный, гладкий — колючий, прямой — кривой;

· рассказывает, чем похожи и чем различаются два предмета;

· показывает предмет, который находится над…, под…, перед…, за…, около… (например, игрушечного стола);

· отвечает на вопрос: «Что находится спереди — сзади (вверху — внизу, близко — далеко) от тебя?»

 

При необходимости индивидуально может быть проведена диагностика общего

развития ребёнка с привлечением квалифицированных специалистов — психолога, дефектолога.

Диагностика физического развития проводится медицинскими работниками и воспитателями (инструкторами) по физической культуре в соответствии с возрастными нормативами и рекомендациями местных специалистов.

Диагностика в рамках коррекционной работы, если она реализуется в организации, проводится квалифицированными специалистами по специальным методикам.

 


Коррекционная работа

 

В соответствии с ФГОС дошкольного образования образовательная организация самостоятельно принимает решение о включении или невключении в свою основную образовательную программу (Программу) деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.

Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется её освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Работая по Программе «Радуга», которая является психологически ориентированной, можно принести больше всего пользы детям, нуждающимся в коррекции социально-коммуникативного развития.

Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...