Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

(Голос минувшего. 1913, № 10, октябрь, с. 289–291) 5 страница




663. См.: Соловьев B. C. Сочинения в 2–х тт. М, 1988, т. 2.

664. Теэтет, 176а–b (Сочинения Платона в пер. Карпова, часть V, с. 379).

665. Ср. перевод Т. В. Васильевой (Платон. Собрание сочинений в 4–х тт. М., 1993, т. 2, с. 232).

666. См.: Соловьев B. C. Сочинения в 2–х тт. М., 1988, т. 2, с. 603 и сл.

667. Федон, 64с–68а (Сочинения Платона в пер. Карпова, ч. II, 69–74).

668. Ср. перевод С. П. Маркиша (Платон. Собрание сочинений в 4–х тт. М, 1993, т. 2, с. 15–16).

669. В зародыше (лат. ).

670. Цитата из стихотворения A. C. Пушкина «19 октября» (1825). (Пушкин A. C. Собрание сочинений в 10–ти тт. М., 1981, т. 2, с. 55).

671. Букв.: «прекрасное» и «доброе». В античной философии «калокагатия» означает «соразмерность» (гармонию) души и тела. Подробнее см.: Лосев А. Ф. у Шестаков В. П. История эстетических категорий. М., 1965, с. 100–110. Цитированный выше отрывок из Платона ср.: Платон. Собрание сочинений в 4–х тт. М., 1993, т. 2, с. 122 («Пир», 212а; пер. С. К. Апта).

672. Горгий, 494b–е, 496с–е, 497с1 (Сочинения Платона в пер. Карпова, ч. II, 313, 316–317, 319).

673. Ср. перевод СП. Маркиша (там же, т. 1, с. 535–536, 538, 539–540).

674. Rep., 592a–b.

675. Ср. перевод А. Н. Егунова (там, же, т. 3, с. 388).

676. Ср. перевод С. К. Апта (там же, т. 2, с. 119: «Пир», 209а–b).

677. Ср. там же, с. 120: «Пир», 209d–e.

678. Государство, 436b (Соч. Платона, ч. III, 228).

679. Ср. перевод А. Н. Егунова (там же, т. 3, с. 207; уточнение сноски: «Государство», 435а).

680. Госуд[арство], 442с1–е (с. 238).

681. Ср. там же, с. 217.

682. Госуд[арство], 443b–е (с. 240).

683. Ср. там же, с. 218–219.

684. Ср.: там же, с. 130; уточнение сноски: «Государство», 369c–d.

685. Госуд[арство], IV, 419а–421b (с. 204–206).

686. Ср.: там же, с. 188–190.

687. 421е–422а (с. 207).

688. Ср.: там же, с. 191.

689. 462b–с (с. 269).

690. Ср. перевод А. Н. Егунова (Платон. Собрание сочинений в 4–х тт. М., 1994, т. З, 238).

691. 464с1–е (с. 272).

692. Ср. там же, с. 241.

693. 465с–е (273).

694. Ср. там же, с. 242.

695. 551(1 (411).

696. Ср. там же, с. 336–337.

697. 458е (263).

698. Ср. там же, с. 234.

699. 459с1 (464).

700. Ср. там же, с. 235.

701. 457с1–458е (261–263).

702. Ср.: там же, с. 232–233.

703. 457b (260).

704. Ср.: там же, с. 231–232.

705. 473с1 (284).

706. Ср.: там же, с. 252–253.

707. См. у Пёльмана. История античного социализма и коммунизма, кн. 1, гл. 11, отд. II—III.

708. Букв.: убеди прийти (лат. ), в смысле —. внуши желание, намерение поступить (тем или иным способом). Евангельское выражение (Лк. 14, 23): «Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой…».

709. Здесь: вечное движение (лат. ).

710. В Книге Бытия (28, 12) рассказывается, что Иаков «увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божий восходят и нисходят по ней». Подробному анализу этого символ ического образа посвящено исследование С. Н. Булгакова «Лестница Иаковля. Об ангелах». Париж, 1929.

711. Ср. мой очерк «Простота и опрощение» (Сб. статей о Л. Н. Толстом. «Путь»).

712. 376е (126).

713. Ср. перевод А. Н. Егунова (Платон. Собрание сочинений в 4–х тт. М., 1994, т. 3, с. 139: «Государство»).

714. 442а (238).

715. Ср.: там же, с. 216.

716. См.: Аристотель. Сочинения в 4–х тт. М., 1984, т. 4, с. 236, 384.

717. Мф. 17, 20: «Истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдет…» Мф. 21, 21: «Истинно говорю вам: если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, чтб сделано со смоковницею, но, если и горе сей скажете: “поднимись и ввергнись в море”, — будет».

718. Точнее: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3, 10).

719. Ср. мои очерки в сборнике «Два града»: «Христианство и социальный вопрос», «О первохристианстве» и др[угие].

720. Против Цельса. Апология христианства Оригена, учителя Александрийского, пер. проф. Писарева. Часть 1. Казань, 1912. Кн. IV, 76 (с. 446–447). Migne. Patrol, ser. gr. t. XI, col. 1147–1148.

721. Августин. О граде Божием. М., 1994, т. III, с. 71–72.

722. Там же, т. IV, с. 139.

723. О граде Божием, кн. 19, гл. XVII.

724. Маммона — у древних сирийцев бог богатства. В христианстве это имя сохранилось в значении идола богатства. Иисус Христос учил своих слушателей: «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6, 24; ср. Лк. 9, 11, 13).

725. О Савонароле см.: Виллари П. Джироламо Савонарола и его время. М., 1995 (репринтное воспроизведение издания 1913г. ); Херманн X. Савонарола. Еретик из Сан–Марко. М., 1982.

726. О каноническом запрете взимать проценты в средние века писали М. Вебер в своем исследовании «Протестантская этика и дух капитализма» (см.: Вебер М. Избранные произведения. М., 1990, с. 91–92) и В. Зомбарт в книге «Буржуа» (М., 1994, с. 191–192).

727. Ср.: Зейпель, цит. соч.

728. Аристотель в первой книге «Политики» различает два вида «искусства наживать» — хрематистику и домохозяйство. «Это искусство, — пишет он, — как мы сказали, бывает двояким: с одной стороны, оно относится к области торговли, с другой — к области домохозяйства, причем последнее обусловлено необходимостью и заслуживает похвалы, обменная же деятельность по справедливости вызывает порицание, как деятельность, обусловленная не естественными причинами, но возникшая в силу необходимости взаимного обмена между людьми. Поэтому с полным основанием вызывает ненависть ростовщичество, так как оно делает сами денежные знаки предметом собственности, которые, таким образом, утрачивают то свое назначение, ради которого они были созданы: ведь они возникли ради меновой торговли, взимание же процентов ведет именно к ростовщичеству… Как дети похожи на своих родителей, так и проценты являются денежными знаками, происшедшими от денежных же знаков. Этот род наживы оказывается по преимуществу противным природе» (Аристотель. Сочинения в 4–х тт. М., 1984, т. 4, с. 395). См. также: Рих А. Хозяйственная этика. М., 1996, с. 261–266.

729. О граде Божием, кн. 19, гл. XVII.

730. Августин. О граде Божием. М., 1994, т. IV, с. 140–141.

731. О граде Божием, кн. 19, гл. XIV.

732. Там же, с. 133–135.

733. Там же, т. III, с. 7.

734. Там же, с. 8.

735. Там же, с. 10, 8.

736. Там же, с. 63.

737. См.: Деян. 1, 7; 1 Фес. 5, 1.

738. См. наш очерк «Апокалиптика и социализм» (Два града, т. II).

739. Сокращенный вариант этого очерка под названием «Апокалиптика, социология, философия истории, социализм» см. в книге: Булгаков С. Н. Труды по социологии и теологии. М., 1997, т. 2, с. 97–142.

740. См.: Деян. 1, 6.

741. Св. Иустин Философ. Разговор с Трифоном Иудеем, bХХХ (Сочинения св. Иустина в пер. прот. Преображенского, 264 сл. ).

742. Св. Ириней Лионский. Сочинения, в пер. прот. Преображенского, 518.

743. Человек экономический (лат. ).

744. Флорентийская академия, сыгравшая исключительно большую роль в истории всей европейской культуры, была основана в 1459 г., когда правителем Флоренции был Козимо Медичи. Инициатором создания академии был философ–платоник Гемистий Плетон (ок. 1355–ок. 1452), приехавший в Италию в 1438 г. Подробнее см.: Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978, с. 316–351.

745. Или–или (лат. ).

746. Извлечено из курса лекций по истории социальных идей в XIX веке, читанного студентам Московского Коммерческого Института.

747. Ср. превосходную характеристику сущности ренессанса у Куно Фишера История [новой] философии, т. I, 76 и у М. С. Корелина. Ранний итальянский гуманизм и его историография, т. II, 1061.

748. Ср. характеристику ренессанса у Ad. Harnack. Reden und Aufsä tze, Band I, стр. 151 слл. Также у Th. Ziegler. Geschichte der christlichen Ethik. 2 Ausg. Strassburg, 1892, стр. 423–424.

749. Иеллинек. Декларация прав человека и гражданина, перев. А. Э. Вормса, стр. 60.

750. Об английской революции с этой стороны см. превосходную работу: Weingarten. Die Revolutionskirchen Englands. Есть и русский перевод.

751. См. об этом В. Potter. The cooperative movement.

752. Lloid Jones. The Life, Times and Labours of Robert Owen. 3–rd ed. London, 1900. Ср. также Helene Simon. Robert Owen. Sein Leben und seine Bedeutung fü r die Gegenwart. 1905.

753. The life of Robert Owen written by himself. London, 1857.

754. Пояснительное рассуждение о рациональной религии (англ. ).

755. The life of Robert Owen, written by himself, vol. I.

756. Бог, или природа (лат. ) — формула пантеизма Б. Спинозы.

757. Сын Оуэна Р. Дэль Оуэн сделался известным писателем по спиритическим вопросам и пропагандистом спиритизма.

758. The life of R. Owen etc., Introduction, XX–XXI.

759. Опыт об образовании человеческого характера, рус. пер.

760. Ср. наш очерк «Социальное мировоззрение Дж. Рёскина» (Вопросы Философии и Психологии, 1910, 1).

761. О Карлейле см. наш очерк «О социальном морализме» в сборнике «Два града». Москва, 1911, том I.

762. Направление в статистике и социологии, названное по имени бельгийского ученого А. Кетле (1796–1874), открывшего ряд статистических закономерностей, которые он трактовал как социальные законы и создавшего на их основе «социальную физику» — естественную науку об обществе. Основное понятие «социальной физики» А. Кетле — «средний человек». С. Н. Булгаков отождествляет «радикальный кетлетизм» с экономическим материализмом и в других своих работах. См., например: Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М., 1990, с. 10.

763. Настоящий очерк представляет собою главу из курса по истории социальных учений в XIX веке и печатается здесь в том виде, в каком он был читан автором с кафедры.

764. Одна из лучших монографий, посвященных Рёскину, принадлежащая перу Брюнгенс, так и озаглавлена: «Рёскин и Библия» и исследует сочинения Рёскина и его отношение к Библии и библеизму.

765. О Карлейле вообще см. очерк «Карлейль и Толстой» (Новый Путь, декабрь, 1904 года — Вопросы Жизни, январь, 1905 года). Изложение и критика социального утилитаризма (особенно у Р. Оуэна) и общего мировоззрения Карлейля даны в предыдущих главах настоящего курса (изданного литографированным путем для слушателей автора).

766. Это заглавие взято из евангельской притчи о расчете с рабочими.

767. См. прим. 87 на с. 886.

768. Название же имеет такой смысл: слово Fors значит в переводе на английский язык понятие судьбы, т. е. внешнего рока, определяющего положение человека, затем понятие могущества личности, которая борется с этим роком и, наконец, понятие удела, окончательного результата, который получается вследствие борьбы рока и личности. Когда определяется, таким образом, судьба личности, то судьба как бы вбивает гвоздь, окончательно определяя его положение. Тот же Гобсон замечает, что " Fors Clavigera" занимает исключительное положение не только среди сочинений Рёскина, но и во всей новейшей литературе. Изобилующее блестящей и меткой сатирой, трогательным и проникающим в душу пафосом, остроумными филологическими и иными исследованиями, глубоким анализом причин и следствий жизненных явлений, — это сочинение является в своем целом самой полной, свободной и сильной критикой английской жизни ХIХ–го столетия. Как и все великие произведения, эту книгу следует рассматривать как нечто целое, так как, несмотря на неправильность форм и на большие перерывы во времени, разделяющие ее отдельные части, она объединяется цельностью той личности, наиболее верным выражением которой она является». На русский язык переведена только часть «Fors Clavigera», которая составляет довольно толстый том в издании «Посредника».

769. См. прим. 88 на с. 886–887.

770. В русском синодальном переводе: «Алкал я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг и вы одели Меня» (Мф. 25, 35–36).

771. Мф. 25, 43.

772. «В темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25, 36).

773. Глава из «Философии хозяйства».

774. Владимир Соловьев с своей философской универсальностью, как он ни чужд был вообще экономизму, однако учуял жизненную правду и оценил своеобразный мотив экономического материализма, хотя и выразил это в слегка насмешливой форме в статье «Идея сверхчеловека» (Собр[ание] соч[инений], т. VIII, с. 310 сл. ). «Всякая идея сама по себе есть ведь только умственное окошко. В окошко экономического материализма мы видим один задний или, как французы говорят, нижний двор (La basse cour) истории и современности». В этих добродушно–насмешливых словах мы находим, однако, такое признание особой правды экономического материализма, его своеобразного философского мотива, которого не встречается у идеалистических философов. Но, конечно, и Соловьев ошибался, полагая, что «идея» экономического материализма «обращена лишь на текущее и настоящее» (там же), но не на будущее; здесь многому он мог бы научиться от столь влиявшего на него мыслителя Н. Ф. Федорова, мировоззрение которого, бесспорно, включает в себя некоторые философские элементы, общие с экономическим материализмом (ср. мои «Два града», т. II).

775. Имеется в виду статья «Загадочный мыслитель (Н. Ф. Федоров)» в книге: Булгаков С. Н. Два града. М., 1911, т. 2.

776. Сближение между прагматизмом и экономическим материализмом, выясняющееся из сопоставления основ обоих учений, с особенной наглядностью выступает в известных тезисах Маркса о Фейербахе, напечатанных Энгельсом в приложении в брошюре Fr. Engels. «L. Feuerbach und der Ausgang der klassischen Philosophic».

777. Имеется в виду статья «Загадочный мыслитель (Н. Ф. Федоров)» в книге: Булгаков С. Н. Два града. М., 1911, т. 2.

778. К. Маркс в предисловии ко второму изданию «Капитала» писал: «У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно» (Маркс К, Энгельс Ф. Сочинения. 2–е изд., т. 23, с. 22).

779. Гегель. Сочинения. М. — Л., 1935, т. 8, с. 19.

780. Там же, с. 29.

781. См. примеч. 42 на с. 884.

782. В конечном счете (нем. ).

783. Ноумен — умопостигаемая сущность, предмет интеллектуального созерцания, в отличие от феномена — объекта чувственного созерцания.

784. До факта, после факта (лат. ).

785. Устаревшее название неполной индукции — вида индуктивного умозаключения, в результате которого получается общий вывод обо всем классе предметов на основании знания лишь некоторых предметов.

786. Ад. Смит изолировал симпатическую, или альтруистическую, сторону человека от эгоистической, или экономической. Первую он подвергнул обособляющему изучению в «Теории нравственных чувств», вторую — в «Богатстве народов». Его продолжатели совершенно позабыли про это разделение (конечно, тоже весьма спорное) и методологическую предпосылку «Богатства народов» при помощи Бентама превратили в общее учение о человеке.

787. Ср. наш очерк «Основные проблемы теории прогресса» в «Проблемах идеализма» и в сборнике «От марксизма к идеализму», СПб., 1903.

788. «Годичный труд каждого народа, — по определению А. Смита, — представляет собою первоначальный фонд, который доставляет ему все необходимые для существования и удобства жизни продукты, потребляемые им в течение года и состоящие всегда или из непосредственных продуктов этого труда или из того, что приобретается в обмен на эти продукты у других народов» (Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М. — Л., 1935, т. 1, с. 4).

789. K. Rodbertus–Jagetzow. Zur Beleuchtung der socialen Frage. Th. 1, 2–te Aufl. Hrsg. von M. Wirth. Berlin, 1899, S. 104.

790. Все хозяйственные блага суть продукты труда (нем. ).

791. Всеми правдами и неправдами (лат. ).

792. Типичным примером такого применения политико–экономических понятий в качестве ключа, открывающего двери ко всем замкам истории, можно сказать, прямо в качестве ноумена истории, имеем мы в известном суждении Маркса об отношении хозяйства к религии и о христианстве как религии товарного производства: «Для общества товаропроизводителей, общественное производственное отношение которого заключается в том, что они относятся к своим продуктам как к товарам, т. е. к ценностям, и в этой вещной форме относят одну к другой свои частные работы как одинаковый человеческий труд, — для такого общества христианство со своим культом абстрактного человека, особенно христианство в его буржуазной форме — протестантизме, деизме и т. д., представляет самую подходящую религию» (Капитал, т. I, пер. под ред. П. Струве, с. 41 ). В этом парадоксе Маркс дает карикатуру на самого себя, хотя, к сожалению, последователи его не только не заметили этого ненамеренного шаржа, но стали его еще усиливать.

793. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2–е изд., т. 23, с. 89.

794. R. Stammler. Recht und Wirtschaft nach der materialistischen Geschichtsauffassung. 1896.

795. При прочих равных условиях (лат. ).

796. То же, что Елисейские поля — в древнегреческой мифологии страна сказочного блаженства.

797. Имеется в виду следующий стих из «Фауста»:

798. Большое значение имеет здесь известное исследование Stammler'a «Recht und Wirtschaft nach der materialistischen Geschichtsauffassung». Ср. о нем; C. Булгаков. «От марксизма к идеализму». 1903 г.; П. Струве. «На разные темы». 1903 г.

799. Ничтожная величина; величина, которой можно пренебречь (фр. ).

800. «Говорящая статуя» — главный «персонаж» «Трактата об ощущениях» Э. Б. де Кондильяка. В начале «Трактата» автор предупреждает читателя, «что очень важно поставить себя на место статуи, которую мы собираемся наблюдать» (Кондильяк Э. Б. Сочинения. М., 1982, т. 2, с. 190).

801. Это довольно мрачное пророчество (и, увы, вполне оправдавшееся) о грядущей эпохе «культа личности» наиболее ярко и отчетливо высказано С. Н. Булгаковым в статье «Религия человекобожия у Л. Фейербаха»: «Неумолимая логика карает идолопоклоннический атеизм Фейербаха, шаг за шагом толкая его, свободолюбца и коммуниста, чрез гегелевское обожествление государства к римскому обожествлению главы государства. Отвергнув Христа, он ставит реальным главой человечества главу государства — Divus Caesar! Вот какое содержание в конце концов получает формула homo homini deus est [человек человеку — бог]: богом для человека является глава государства, и остается только воскресить и внешнюю оболочку этой античной идеи, т. е. восстановить священные изображения главы государства, принесение им жертв и т. д. Не проносится ли здесь роковое предчувствие, тень того, кто некогда воссядет во храме, как бог, и потребует для себя божеских почестей!.. » (Два града. М., 1911, т. 1, с. 2021). О генетическом родстве марксизма с философией Л. Фейербаха см. в статье С. Н. Булгакова «К. Маркс как религиозный тип» (там же).

802. Лк. 10, 42.

803. «Живая церковь» — одна из «обновленческих» групп, возникшая в 1922 г. и ставившая своей целью пересмотр и изменение всех сторон церковной жизни, от канонов и обрядности до догматики, социальных концепций и этических воззрений. На первом месте у «живоцерковников» была политическая переориентация православной церкви, ее приспособление к Советской власти.

804. «Синоптики» (по–греч. «вместе смотрящие») — Евангелия от Матфея, Марка и Луки, одинаково отразившие жизнь Иисуса Христа, в отличие от Евангелия от Иоанна, написанного совершенно иначе. По этой причине синоптические Евангелия неоднократно соединялись в общее повествование.

805. Штандарт Константина Великого с монограммой Иисуса Христа.

806. Понятие, возникающее в результате « генерализирующего понимания действительности», применимо, согласно Г. Риккерту, к известному множеству объектов и «содержит в себе то, что обще всем этим объектам, между тем как индивидуальные различия объектов игнорируются» (Риккерт Г. Философия истории. СПб., 1908, с. 23–24). Противоположность генерализирующему пониманию действительности, которое присуще наукам о природе, составляет, по Риккерту, «индивидуализирующее понимание», имеющее наибольшее значение для «наук о духе», в частности, для истории.

807. Священна (лат. ).

808. Идеальный закон (лат. ).

809. Во втором послании к Фессалоникийцам ап. Павла сказано: «Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. — И тогда откроется беззаконию которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2, 7–8). Слова эти толкуются так: «Явление беззаконника будет лишь полным откровением, а не самим возникновением его, ибо принцип зла, воплощением которого он явится, уже в действии, хотя и тайно, и именно до тех пор, пока не будет устранен тот, кто теперь удерживает вакханалию зла. Но раз “удерживающий” будет взят от среды, откроется “беззаконник”, пришествие которого будет сатанинской пародией на пришествие истинного Мессии — Иисуса; но царство его не продолжится долго: Господь Иисус убьет его духом уст своих; будет достаточно одного дыхания Божия, чтобы смести с лица земли без–законника» (Толковая Библия. СПб., 1913, т. 11, с. 368–369).

810. Суров закон, но это — закон (лат. ).

811. Одна из формулировок категорического императива Канта. См.: Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995, с. 90.

812. См.: Послание к Филимону ап. Павла. Толкование этого эпизода см. в книге: Булгаков С. Н. Два града. СПб., 1997, с. 159–160.

813. Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия на войну с Мамаем, о чем рассказывает Епифаний Премудрый. См.: Житие Сергия Радонежского. М., 1991, с. 77.

814. Букв.: испепеляющий легион (лат. ) — название двенадцатого легиона Марка Аврелия, в котором почти все солдаты были христианами. Во время войны против квадов (173–174 гг. ) они своими молитвами вызвали дождь, когда войско изнемогало от жажды. Об этом событии известно со слов Тертуллиана (Ad Scapulam, IV). См.: Ранович Л. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990, с. 139.

815. В Послании к Филиппийцам св. Поликарп пишет: «Молитесь также за царей, за власти и князей, даже за преследующих и ненавидящих вас, и за врагов креста» (цит. по: Булгаков С. Н. Два града. СПб., 1997, с. 155).

816. Неделя православия — первая неделя Великого поста, когда совершается торжество православия, установленное в Греции в IX в. в память победы православной церкви над ересями, особенно иконоборческою.

817. В булле папы Бонифация III от 1308 г. сказано: « Оба меча находятся во власти церкви, духовный и светский; один употребляется для церкви, а другой — самой церковью; один священством, другой королями и воинством, но по воле и усмотрению священства» (цит. по: Булгаков С. Н. Два града. СПб., 1997, с. 101).

818. Заблуждения о церкви и ее правах (лат. ). Далее в статье цитируются отдельные положения «Силлабуса» (полное его название «Syllabus complectens praecipuos nostrae aetatis errores» — «Полный перечень главных заблуждений нашего времени»), изданного в 1864 г. как приложение к энциклике папы Пия IX (1846–1878) «Quanta сига». Содержание «Силлабуса» заключается в 80 статьях, сведенных в 10 крупных разделов. К числу главных заблуждений относятся: «рационализм» во всех его разновидностях, «пантеизм», «атеизм», «социализм и коммунизм», которые названы наряду с тайными обществами «чумой». Последняя, 80–я статья «Силлабуса» гласит: «Анафема тому, кто скажет: римский папа может и должен согласоваться и считаться с прогрессом, либерализмом и новейшей государственностью».

819. Заблуждения о первенствующей роли в обществе Римского первосвященника (т. е. папы римского) (лат. ).

820. Мф. 28, 19: «Итак идите, научите все народы…».

821. Искать, отыскивать (лат. ).

822. С. Н. Булгаков имеет в виду статьи H. H. Алексеева «Христианство и идея монархии» (Путь. 1927. № 6) и «Русский народ и государство» (там же, № 8).

823. См.: Лк. 16, 19–31 (притча о богаче и нищем Лазаре); Мф. 19, 1622: «Некто подошед сказал Ему: Учитель Благий! Чтб сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?.. Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное».

824. Мф. 6, 11; Лк. 11, 3.

825. 2 Фес. 3, 10.

826. Гангра — главный город Пафлогонии (малоазиатской приморской области на южном берегу Черного моря), где в 376 г. состоялся поместный собор против евстафиан, отвергавших в своем аскетизме брак не только для священников, но и для мирян.

827. См., например: Каутский К Происхождение христианства. М., 1990, с. 310, 322–323. О полемике Булгакова с Каутским по поводу раннехристианского «коммунизма» см.: Булгаков С. Н. Два града. СПб., 1997, с. 484.

828. Если дашь деньги взаймы бедному из народа моего, то не притесняй и не налагай на него роста» (Исх. 22, 25). Подробнее см.: Рих А. Хозяйственная этика. М., 1996, с. 260.

829. Фиваида — пустынная местность вокруг Фив в Египте, где в древности — в пещерах — «спасались» многие раннехристианские подвижники (в частности, св. Антоний).

830. О попытке Карпократа осуществить платоновскую идею общности имущества, сообщает Ириней в сочинении «Против ересей». См.: Сочинения святого Иринея. СПб., 1900.

831. Развернутую характеристику всех этих сочинений Булгаков дает в своей статье «Апокалиптика и социализм». См.: Булгаков С. Н. Два града. СПб., 1997, с. 208–209. Книга Сивилл, упомянутая Булгаковым, имеется появилась в рус. переводе: Книги Сивилл. М., 1996 (перевод с древнегреческого М. и В. Витковских).

832. Зелоты (или «канаиты» — ревнители) — в древней Иудее партия воинствующих мессианистов, отрицавших любую власть, кроме власти бога, и призывавшие к вооруженной борьбе против Римской империи; возникла в первые годы н. э. Наиболее радикальные зелоты — сиккарии («кинжальщики») — избрали путь террористических действий.

833. Лолларды — представители крестьянской ереси в Англии в XIV в., многие из которых были участниками восстания Уота Тайлера 1381 г.

834. Марфа и Мария — сестры Лазаря из Вифании, в доме которого гостил Иисус Христос (Лк. 10, 38–42). Мария сидела у ног Христа и внимала ему, Марфа была занята исключительно заботой о Нем. Сестры символизируют соответственно заботу о земном и заботу о небесном.

835. В энциклике «Rerum novarum» («О новых вещах»), изданной в 1891 г., излагается социальная политика католической церкви, разработанная папой Львом XIII. Эта политика предусматривала превращение идеологии христианского социализма в почти официальную доктрину католической церкви, но вместе с тем объявляла решительную борьбу социализму по вопросу собственности.

836. Жизнь и труд (англ. ).

837. У Н. Ф. Федорова: «Мир дан не на поглядение, не миросозерцание — цель человека. Человек всегда считал возможным действие на мир, изменение его согласно своим желаниям» (Федоров Н. Ф. Сочинения М., 1982, с. 427).

838. Критические отзывы на первый выпуск «Очерков по истории экономической мысли» указаны Е. А. Голлербахом в «Списке выявленных печатных отзывов об изданиях “Пути”» (см.: Голлербах Е. К незримому граду. Религиозно–философская группа «Путь» (1910–1919) в поисках новой русской идентичности. СПб., 2000, с. 462).

839. Здесь и далее везде указаны страницы настоящего издания. — B. C.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...