Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Форма и направление линии. Пластическая структура в композиции




Тема №5

ФОРМА И НАПРАВЛЕНИЕ ЛИНИИ

Довольно часто художники делают акцент на линиях, потому что они имеют большую активность. Линия всегда подвижнее пятна.

Если представить прямую, изломанную и волнистую линии - какая из них самая быстрая? Конечно прямая, потому что только у нее есть четкое направление, она как стрела. Изломанная выражает хаотическое движение, а волнистая ползет медленно, плавно. Самое знаменитое в истории живописи сопоставление вялого и энергичного движения, выраженного волнистой и прямой линиями знает любой человек. Я говорю о сцене сотворения

Адама изображенной Микеланджело на потолке Сикстинской Капеллы в Ватикане. Рука Бога Творца прямая, мы понимаем, что она полна энергии и мощи, мы чувствуем ее

стремительное движение навстречу вялой, бессильной, показанной изогнутой, S-образной линией, руке Адама, который только пробуждается к жизни.

Направление линий тоже имеет значение. Композиция может строиться

на горизонталях, вертикалях, диагоналях,

дугах,

закручиваться в спираль

 

Передающие огромный простор, неподвижные (кажется, что даже время остановилось), наполненные мистической тишиной картины - знаменитые полотна Фридриха «Монах у моря» и «Туман» созданы с использованием горизонтальных линий.

В «Корабельной роще» Шишкина преобладают вертикали, они тоже статичны, но выражают величие, мощь и в целом намного более позитивны.

Дуги можно встретить в станцах Рафаэля, например, в «Афинской школе». Сама фреска заключена в полукруг, основной

мотив изображенного пространства – арка, и даже герои выстроены по дуге. Картина источает торжественность и сдержанное оживление. Дуга как восход солнца символизирует радостную надежду и предвкушение праздника.

Но самый любимый мотив в изобразительном искусстве – это диагонали. Диагональ – лучший способ показать движение. В триптихе Рубенса «Воздвижение креста» крест с Иисусом образует мощную диагональ, наполняющую картину динамикой. В картине Сурикова «Боярыня Морозова» линия саней создает диагональ, благодаря которой передается ощущение, что сани едут.

 

       

Расположив движение по диагонали мы можем придать ему направление либо слева направо, либо справа налево. В первом случае движение будет легким ибо мы пишем и читаем слева направо и привыкли вести свой взгляд в этом направлении, а во втором тяжелым, напряженным.

Спираль – еще один прием для создания движения в композиции. В картине Тернера «Метель» черный шквал закручивает пространство с нечеловеческой силой, «Битва амазонок» и охоты Рубенса тоже развиваются по спирали.

В результате долгих поисков, множества эскизов, пользуясь интуицией, опытом и знаниями, художники придают своему произведению определенное настроение с помощью линий и силуэтов. Квадраты, треугольники, круги, в которые закомпонованы герои или группы героев, совершенно по-разному воздействуют на эмоции, а направление и изгиб линий может усиливать, замедлять или останавливать движение в картине или скульптуре.

Тема № 6

ПЛАСТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА В КОМПОЗИЦИИ

Прочитав две предыдущие темы, вы наверняка хотите задать вопрос: как применить в своей картине все эти круги, треугольники и диагонали? Для этого, еще на этапе эскиза художники рисовали абстрактный план, в который потом вписывали изображение.

 

Пластическая структура - это абстрактный геометрический план, которому подчиняется все изображение.

    На основе пластической структуры выстроены композиции великих мастеров прошлого. Художники барокко закручивали композиции в спираль, как на картине Рубенса «Персей и Андромеда»,

 

 

 а классицисты предпочитали устойчивый треугольник («Пейзаж с Полифемом» Пуссена).

 

В этих двух картинах спираль и треугольник - это пластическая метафора.

Основной мотив абстрактного плана называется пластической метафорой.

Благодаря именно этой неосознаваемой, но ощущаемой пластической структуре  картины великих мастеров прошлого кажутся нам наполнеными необыкновенной магией, выстреливающей прямо в сердце.

Представьте, что вы рисуете героя, произносящего речь и поднявшего руку в характерном жесте оратора. Прежде чем показать силуэт его бицепсов и складок рукава, вы наметите направление руки с помощью линии. Эту ось вы потом сотрете. Однако, при взгляде на картину, зритель ее почувствует. Она будет не видна глазами, но совершенно четко отразится в сознании. Прямо стоящий человек будет чувствоваться как вертикаль, а наклонившийся как буква Г. Отдельные линии, точки, пятна незримо соединяются у нас в мозгу некими зрительными напряжениями, создавая пластическую структуру.

Невидимые, но ощущаемые линии называются силовыми.

 

Силовые линии невидны глазом, они находят лишь в нашем сознании. С помощью этих силовых линий художники и создают пластическую структуру произведения.

Грамотно продуманная пластическая структура способна усиливать художественный образ и объединять композицию. Использование в картине пластической структуры придает ей дополнительную эмоциональную окраску. Такой подход является неотъемлемой составляющей высокого искусства. Вполне знакомые предметы, как на картине Уайетта, изображенные реалистично без всякого сюжета способны втягивать, засасывать в созданный автором мир, переполняя зрителя чувствами, если их правильно закомпоновать.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...