Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закон типизации и новизны. Взаимодействие цветов




Тема 14

ЗАКОН ТИПИЗАЦИИ И НОВИЗНЫ

Типизация - это один из краеугольных камней в теории композиции. Суть его заключается в том, что художник, создавая образ, должен понимать, к чему стремится и придать ему типичные черты, которые помогут зрителю понять замысел автора.

Типизация - это придание типичных черт герою или предмету

 

Например, рисуете вы бабушку. Что отличает бабушек от остальных людей? Обычно они невысокие, полные, ссутулившиеся, в длинных платьях с седыми волосами, собранными в пучок и в очках.

Если вы к тому же вооружите ее палочкой, то уже никто никогда не усомнится, что это именно бабушка. Герой может быть и более сложным, например, бабушка – путешественница – фрик. Тогда необходимо добавить характерные черты путешественника и фрика: рюкзак или чемодан на колесиках, яркие цвета одежды, фенечки, странный головной убор или экстравагантная обувь.

Типизация необходима не только персонажам, но и пейзажу, интерьеру и другим деталям. Художник Поленов специально ездил в восточные страны, чтобы изучить архитектуру, ландшафт и костюмы для картины «Христос и грешница».

     

 

В исторических полотнах доскональное знание всех атрибутов изображаемого времени очень важно для художника. Это относится не только к живописи, но и к кино и литературе. Например, в фильмах о войне, оружие, танки, самолеты должны соответствовать времени.

Вы можете возразить, спросить меня, где же свобода художественного самовыражения, ведь закон типизации связывает художника по рукам и ногам? Ничего подобного. Без типичных черт, без острых ушей и хвоста кошка не будет кошкой, никто не поймет ваш замысел. Свобода художника заключается в интерпретации этого образа, нужно найти нечто новое в привычном персонаже и обычной обстановке, окружающей его. Это другой, но не менее важный закон композиции – закон новизны.

Закон новизны: художник должен найти новое видение привычных вещей

 

Новое видение может проявиться в неожиданной композиции.

Например, мы точно знаем, как должен выглядеть старый рыбак, который всю жизнь прожил в ветхой лачуге на берегу моря. Это сильный, жилистый старик с бородой, с очень смуглой кожей в старой, ветхой одежде и вязаной шапочке. Самый знаменитый образ создал Хемингуэй в романе «Старик и море», но не менее сильное воздействие оказывает на нас картина Уайета. Увидев однажды, ее невозможно забыть.

Закон новизны требует от художника способность показать необыкновенное в обыденном.  

Очевидно, есть художники, которые иначе видят и чувствуют окружающий мир, поэтому они могут представить привычные вещи так, как мы не смогли бы и предположить.

Наиболее яркое впечатление вызывают и лучше запоминаются такие картины как «Мертвый Христос» Мантеньи, «Автопортрет в выпуклом зеркале» Пармиджанино, эксперименты постимпрессионистов и сюрреалистов.  

Тема 15.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦВЕТОВ

    Цвета имеют свои характеристики, но как и ноты, они не работают сами по себе, они начинают играть только в определенных сочетаниях. Цвета воздействуют друг на друга.

Существует три цвета, которые принято называть основными – это красный, синий и желтый. Их невозможно получить путем

смешивания других цветов, зато из них можно сделать разнообразные оттенки. Если смешать синий с желтым, получится зеленый, если смешать желтый с красным – оранжевый, а синий с красным – фиолетовый. Это дополнительные цвета.

Давайте нарисуем треугольник, обозначив вершины названиями основных цветов, а стороны названиями цветов, получившихся при их смешивании. Окажется, что желтый напротив фиолетового, красный напротив зеленого, а синий напротив оранжевого.

               

 

Желтый и фиолетовый, красный и зеленый, синий и оранжевый – это пары противоположных цветов. При сопоставлении они усиливают друг друга.

 

Импрессионисты часто сопоставляли противоположные цвета. Моне в картине «Поле маков» пишет красные цветы на фоне зеленой травы, и они просто горят пламенем на полотне.

Советский художник Пластов придавал краскам несравненное сияние, сопоставляя красные отблески закатного солнца на лицах и одежде героев с темно-зелеными оттенками фона («Ужин трактористов»).

 

    Цвета отражаются один в другом. Это легко увидеть, если белый шар положить на зеленый фон - на белом появятся зеленоватые оттенки, если на красный, то розовые и т. д.

Отражения цветов друг в друге называются рефлексами.

 

Наши глаза обладают инерцией восприятия, о которой знали художники конца 19 века. В связи с этим появилось художественное направление – пуантилизм. Пуантилисты рисовали картины отдельными точками. Например, они ставили рядом голубые и розовые точки, которые с некоторого расстояния сливаются и кажутся ровным сиреневым цветом.

Матисс " Роскошь, покой и наслаждение"

    Важно не путать цвет с тоном.

Тон – это светлота или затемненность.

 

Контрастные или сближенные сочетания тонов сообщают нам о силе освещения. Еще Гете сказал: «Где ярче свет, там гуще тени». Коровин передает ощущение яркого солнечного дня в пейзаже " Москворецкий мост" пользуясь резким контрастом тени и света.

Тон показывает объем фигур за счет собственной и падающей тени, помогает передать глубину пространства.

Каждое живописное произведение имеет несколько преобладающих оттенков, их не должно быть много, иначе не будет цельности. Например, в картине Серова «Девочка с персиками» преобладают серые, розовые и желтые цвета.

Это придает ощущение юности, легкости, тепла, уюта. В картине Рембрандта «Возвращение блудного сына» мы видим в основном красно-коричневые оттенки, которые наполняют полотно мрачноватой торжественностью.  

        

Один или два главных цвета в картине называют колоритом или цветовой гаммой.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...