Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соподчинение. Что такое композиционный центр?




Тема №8

СОПОДЧИНЕНИЕ

ЧТО ТАКОЕ КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР?

Важнейшим средством достижения единства можно назвать закон соподчинения. Что значит соподчинение? Соподчинение есть в армии: солдаты подчиняются командиру; оно присутствует на предприятиях: рабочие подчиняются директору. То есть, соподчинение предполагает наличие начальства, кого-то главного. Так же и в любом произведении искусства важно иметь главного героя, который выражает идею художника.

Центр композиции всегда выражает основную идею сюжета.

 

 Например, в картине Васнецова «Аленушка», центр композиции – Аленушка.

Композиционная ошибка может привести к курьезным последствиям.

 

В портрете работы Робера Кампена (15 век), лицо модели занимает почти все пространство холста, поэтому центром композиции становится щека, которая вряд ли выражает идею сюжета.

 

     

Центр композиции редко совпадает с геометрическим центром картины. Чаще всего это происходит в декоративном искусстве или в классической архитектуре.

В живописи, графике или фотографии центр композиции как правило располагается по линии золотого сечения (стр. 29). Художники часто выбирают второй план для главного героя, что прекрасно иллюстрирует картина Федотова «Сватовство майора».
Центров композиции может быть несколько. Например, в шедевре Иванова «Явление Христа народу». Сначала наше внимание сосредотачивается на Иоанне Крестителе, расположенном на переднем плане, потом взгляд скользит в направлении, куда

указывает его рука, и останавливается на одинокой фигуре Христа вдали, и вдруг, мы неожиданно замечаем необыкновенно живое и интересное лицо раба в нижней части картины. Как художнику удается так ловко манипулировать нашим восприятием, буквально вести наш взгляд? Во-первых, он пользуется пластической структурой, а во-вторых, Иванов выделяет главных героев и приглушает второстепенных.

Наши глаза фокусируются на определенном объекте, к которому устремлен наш взгляд, все остальное в этот момент слегка расплывается. Проведем эксперимент. Сконцентрируйте взгляд на оконной раме. Хорошо ли вы различаете пейзаж за окном? Он будто в тумане, зато раму вы видите четко, ярко, объемно.  

На центре композиции фокусируется наш взгляд, поэтому его нужно проработать более детально, чем все остальное.

 

Существуют разные способы выделения композиционного центра. С первого класса художественной школы, преподаватели всеми силами стараются приучить детей выделять главное с помощью контраста.

1. Центр композиции можно выделить с помощью контраста. Контраст – сопоставление противоположностей.  

 

Контрастными бывают размеры предметов, например, главный герой крупный, а все остальное мелкое, как в иллюстрации Билибина.     

 

Часто главное выделяется контрастом тона или цвета: светлое на темном, темное на светлом (Дюрер, рисунок кролика), красное на зеленом, фиолетовое на желтом и т. п. Ван-Гог изображает желто-оранжевые подсолнухи на бирюзовом фоне. Сопоставлять можно любые противоположности.

Например, в картине Босха «Несение креста» лицо Иисуса выделяется своим спокойным, умиротворенным, возвышенным выражением на фоне уродливых, перекошенных, звероподобных физиономий толпы.

 
         

 

Другой способ выделения главного часто применяется в театре, хотя изобретен он был знаменитым итальянским художником Караваджо в 17 веке.

 

2. Центр композиции можно выделить с помощью света.

 

Нужно просто осветить центр композиции лучом света, оставив остальное в полумраке. Наша психика устроена таким образом, что яркий свет мгновенно привлекает к себе все наше внимание.  
Караваджо " Лютнист"  

Третий способ тоже основывается на психологии нашего восприятия. Мы всегда обращаем внимание на движущийся объект. Это какой-то древний инстинкт, очевидно, связанный с безопасностью.

3. Центр композиции можно выделить с помощью движения.

 

Изобразительное искусство, в отличие от кино не может показать движение, но оно может вызвать ощущение движения. Есть множество приемов для этого: диагонали, неустойчивые треугольники, ритм. Но немаловажное значение имеет момент запечатленного движения. Мирон, создавая своего «Дискобола» две с половиной тысячи лет назад, уже знал этот секрет. Он поймал момент, который длится долю секунды, и может быть увиден только на остановленном кадре видеозаписи.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...