Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Чтобы передать ощущение движения, нужно показать момент, который содержит в себе признаки предыдущего и намеки на последующее событие.




Чтобы передать ощущение движения, нужно показать момент, который содержит в себе признаки предыдущего и намеки на последующее событие.


Тема 9

РАВНОВЕСИЕ В КОМПОЗИЦИИ.

 

Третий из основополагающих законов композиции – равновесие.

Равновесие – это такое состояние, при котором все элементы сбалансированы между собой.

Художники, создавая свои произведения, имеют в арсенале только пятна, линии и точки, это и есть язык изобразительного искусства. Как измерить их вес? Только интуитивно.

Всегда больше весят те пятна, которые мы ощущаем, как наиболее активные. Активность зависит от контрастности, от формы и от фактуры.

 

Например, черное пятно на желтом фоне будет активнее белого, а если оно на темно-синем фоне, то белый перевесит черный. Фигуры, имеющие углы активнее округлых фигур, а колючие, ребристые, грубо сколотые поверхности всегда тяжелее гладких и мягких.

Двигающийся объект весит больше неподвижного

 

В картине Сурикова «Взятие снежного городка», художнику пришлось поместить в правую часть огромное контрастное пятно толпы, чтобы уравновесить всадника на скачущей лошади.

 

На картине Репина «Не ждали» два композиционных центра – бывший каторжник слева и его старушка мать справа. Они представляют собой два почти черных пятна в светлом колорите произведения, причем правое пятно намного ярче и крупнее левого. Почему же оно не перевешивает? Здесь работает то же правило, которое помогает качаться на детской качели.

Все наверно пробовали качаться на качели, работающей по принципу доски, перекинутой через бревно – когда ваш друг опускается вниз, вы поднимаетесь вверх, а потом наоборот. Когда я гуляла со своим трехлетним ребенком, мне приходилось садиться ближе к центру качели, чтобы мы с ним друг друга уравновесили.

Легкая фигура, расположенная ближе к краю начинает весить столько же, сколько тяжелая, если та ближе к центру.

 

Равновесие часто достигается за счет расположения композиционных центров. Это характерно для тех картин, в которых композиционные центрами являются крупные фигуры с ясным силуэтом если художник выделил их контрастом или движением.

Но иногда главным героем картины является пустота, как в картине Дега «Акробатка». Мы должны чувствовать мурашки от осознания высоты, с которой девушке предстоит падать, если она не сможет удержать себя зубами за веревочку и сорвется. Здесь художник помещает фигуру в левый верхний угол, а остальное пространство наполняет ярким орнаментом из зеленых полос на оранжевом фоне, передающим рисунок купола цирка.

 

Есть произведения, построенные на крупных локальных отношениях. В них равновесие достигается за счет расположения больших тональных пятен.

Например, картина Брюллова «Последний день Помпеи». Темное пятно в левом верхнем углу уравновешивается темным пятном в правом нижнем углу, светлое пятно в левом нижнем углу уравновешивается светлым пятном в правом верхнем углу, а в центре красная вспышка.

 

Уравновесить композицию так же важно, как сделать ее цельной. Равновесие зависит от размера, цвета, тона, фактуры и расположения пятен. Наиболее активные элементы кажутся нам тяжелыми. Художники достигают равновесия, устанавливая баланс между композиционными центрами или крупными локальными массами.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...