Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Спор животных»




Цель: составление пересказа по тексту и опорным картин­кам.

Задачи:

— активизировать словарь детей по теме «Домашние животные»;

— учить отвечать на вопросы по тексту полным ответом;

— учить детей составлять пересказ по тексту и опорным картинкам;

— развивать у детей произвольное внимание, логиче­ское мышление.

Оборудование: текст рассказа К.Д. Ушинского «Спор жи­вотных» (с. 105), опорные картинки (маленькие ил­люстрации 84-90), мягкий мяч среднего размера, магнитно-маркерная доска.

Ход занятия

I. Оргмомент

Логопед. Для чего людям нужны домашние животные? (Дети отвечают.) Давайте поиграем в игру с мячом «На­зови пользу». Я буду бросать мяч каждому из вас по очере­ди и называть домашнее животное. Тот, кто поймает мяч, расскажет о том, какую пользу приносит человеку это жи­вотное. Например: «Кошка. Кошка ловит мышей».

Дети по очереди ловят мяч и дают ответь.. Логопед помогает пра­вильно составить предложения в случае затруднений.

II. Основная часть занятия

1. Введение в тему занятия

Логопед. Сегодня мы будем составлять пересказ рассказа Константина Дмитриевича Ушинского «Спор животных». Но сначала давайте выполним упражнения разминки.

2. Пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие общих движений и координацию

Содержание упражнений Выполняемые действия
Котята
У кошечки нашей Есть десять котят. Локти на столе. Сложить ладошки, при­жимая пальцы друг к другу
Сейчас все котята По парам стоят: Покачивать руками вперед-назад, не разъ­единяя пальцы
Два толстых, два ловких. Два длинных, два хитрых. Два маленьких самых И самых красивых. Постукивать соответствующими пальцами друг о друга, начиная с больших пальцев
Спешим в гости
В гости к козочке большой Скачет зайка косой. Показать правой рукой «козу», а левой -«ушки» зайки
Скачет зайка косой В гости к козочке большой. Поменять положение рук: правой рукой показать «ушки» зайки, а левой - «козу»

3. Знакомство с текстом рассказа. Обучение детей умению правильно отвечать на вопросы по содержанию текста

Логопед. Послушайте рассказ Константина Дмитриевича Ушинского «Спор животных». Ответьте на мои вопросы.

Логопед выразительно читает детям рассказ, а затем следит, чтобы дети отвечали полным ответом.

Примерные вопросы:

Кто однажды заспорил между собой?

О чем животные спорили?

Что говорила лошадь?

Что говорила корова?

А что утверждала собака?

Кто услышал спор животных?

Что хозяин сказал им? Почему?

Составление пересказа текста по серии опорных картин

Логопед прикрепляет на доску картинки парами (иллюстрации 84-85, 86-87, 88-89). Опорную картинку с изображением хозяина жи­вотных (иллюстрация 90) логопед прикрепляет отдельно.

Логопед. А теперь вам нужно составить пересказ этого текста с опорой на картинки.


Рассмотрите первую пару опорных картинок. Что на них нарисовано? (Лошадь и телега с дровами.) О чем можно рас­сказать по этой паре картинок? (О том, как лошадь помогает своему хозяину - она возит ему на телеге дрова из леса.)

Рассмотрите вторую пару опорных картинок. Что на них нарисовано? (Корова и ведро с молоком.) О чем можно рассказать по этой паре картинок? (О том, как корова по­могает своему хозяину - она дает ему молоко.)

Рассмотрите третью пару опорных картинок. Что на них нарисовано? (Собака и дом хозяина.) О чем можно расска­зать по этой паре картинок? (О том, как собака помогает своему хозяину - она сторожит его дом.)

А кто нарисован на последней картинке? (Хозяин жи­вотных.) О чем можно рассказать по этой картинке? (О том, как хозяин рассудил спор животных.)

Послушайте рассказ «Спор животных» еще раз.

Логопед повторно читает детям рассказ.

Логопед. А теперь давайте составим пересказ рассказа по опорным картинкам. Кто хочет рассказать о событиях, которые происходили в рассказе, по первой паре картинок? По второй паре? По третьей паре? По отдельной картинке?

Желающие составляют пересказ по картинкам.

Логопед. Скажите, как можно закончить этот рассказ? Что можно сказать про животных? А про их хозяина?

Дети дают ответы. После составления общего пересказа логопед благодарит всех детей за старание.

Ш. Подведение итогов занятия Логопед подводит итоги занятия, выделяет активных рассказчиков.

Занятие 10.

На птичьем дворе

Цель: составление рассказа о домашних птицах по сюжет­ной картине. Задачи:

- активизировать словарь детей по теме «Домашние птицы»;

- учить детей правильно отвечать на вопросы;

- учить детей составлять рассказ по сюжетной картине;

- развивать произвольное внимание, логическое мыш­ление детей.

Оборудование: сюжетная картина «На птичьем дворе» (большая иллюстрация 16), мягкий мяч среднего размера, магнитно-маркерная доска.

Ход занятия

I. Оргмомент Логопед. Ребята, скажите, для чего людям нужны до­машние птицы? (Дети дают ответы.) Давайте поиграем и игру с мячом «Назови пользу». Я буду бросать мяч каж­дому из вас по очереди и произносить название домашней птицы. Тот, кто поймает мяч, расскажет о том, какую пользу приносит человеку эта птица. Например: «Курица. Курица дает человеку яйца, перья, пух и мясо».

Дети по очереди ловят мяч и дают свои ответы. Логопед помогает правильно составить предложения в случае затруднений.

Л. Основная часть заняти я

1. Введение в тему занятия

Логопед. Сегодня мы будем составлять рассказ о домаш­них птицах по сюжетной картине «На птичьем дворе». Но сначала давайте выполним упражнения разминки.

2. Пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие общих движений и координацию

 

Содержание упражнений Выполняемые действия
На птичьем дворе
Наши уточки с утра: -Кря-кря, кря-кря. Сложить пальцы обеих рук щепотью (большой палец находится напротив всех остальных). Открывать и закрывать полу­чившиеся «клювы» уток
Наши гуси у пруда: -Га-га, га-га. Поднять руки с «клювами» вверх и помахать ими
Наши курочки в окно: -Ко-ко,ко-ко. Постучать указательными пальцами по столу, как курочка клювом
Ну а Петя-петушок Рано-рано поутру Нам споет: -Ку-ка-ре-ку! Выпрямить спину, поднять голову, развести руки в стороны и помахать «крыльями»
Покажите пальчики
Пальцы рук - в «замок». По моей команде подни­мать вверх пальцы, кото­рые я назову. Переплести пальцы рук. Логопед в разном порядке называет, дети поднимают со­ответствующие пальцы. Остальные паль­цы - в «замке». Например: «Поднимите вверх два мизинца...»

3. Рассматривание картины «На птичьем дворе». Обучение детей составлению ответов на вопросы логопеда по содержанию картины

Логопед прикрепляет на доску сюжетную картину «На птичьем дворе».

Логопед. Ребята, рассмотрите картину и ответьте на мои вопросы. (Логопед поочередно задает детям вопросы по со­держанию картины.)

Что нарисовано на картине?

Как называется место, где гуляют домашние птицы?

Каких птиц вы видите на этой картине?

Как выглядит каждая птица?

Как называется птенец каждой домашней птицы?

Как вы думаете, чем кормят домашних птиц? А чем поят?

Кто ухаживает за домашними птицами?

Как можно назвать эту картину?

Вам нравится эта картина? Почему? И т.д.

Составление рассказа по сюжетной картине «На птичьем дворе».

Логопед. А теперь давайте по цепочке составим рассказ по этой картине. Я возьму наш волшебный мячик. Он всег­да помогает тому, кто держит его в руках, красиво говорить. (Логопед берет в руки мячик.) А начнем мы наш рассказ так: «На этой картине нарисован большой птичий двор». А те­перь я передаю мячик кому-то из вас. Тот, у кого оказался мя­чик, должен посмотреть на картину и продолжить рассказ.

Дети по очереди составляют предложения по картине, передавая мячик друг другу. Логопед внимательно следит за ответами детей, помогает им в случае затруднений. После составления рассказов логопед благодарит всех детей за старание.

Подведение итогов занятия

Логопед подводит итоги занятия, оценивает работу де­тей и отмечает наиболее активных рассказчиков.

Занятие 11.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...