Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рассказа Е.А. Пермяка «Первая рыбка»




Цель: составление пересказа с опорой на текст и схематич­ный рисуночный план.

Задачи:

-активизировать предметный и глагольный словарь детей по теме «Речные рыбы»;

- учить детей правильно отвечать на вопросы по тексту;

- учить детей составлять пересказ с опорой на схема­тичный рисуночный план;

- развивать у детей произвольное внимание, зритель­ную и слуховую память, логическое мышление.

Оборудование: картинки с изображениями речных рыб, схе­матичный рисуночный план (логопед рисует его мар­керами на доске), текст рассказа Е.А. Пермяка «Пер­вая рыбка (с. 107-108), мягкий мяч среднего размера, магнитно-маркерная доска.

Ход занятия

I. Оргмомент

Логопед. Ребята, скажите, каких речных рыб вы знаете? (Дети дают ответы.) Давайте поиграем в игру с мячом «Что есть у рыб?». Встаньте в круг. Мы будем передавать мяч своему соседу слева, называть то, что есть у речных рыб. Например: «Рыба сом. У сома есть плавники».

Дети по очереди принимают мяч и дают свои ответы. Логопед по­могает правильно составить предложения в случае затруднений.

Основная часть занятия

1. Введение в тему занятия

Логопед. Сегодня на занятии мы будем составлять пере­сказ рассказа Евгения Андреевича Пермяка «Первая рыб­ка», с опорой на рисуночный план. Но сначала давайте вы­полним упражнения разминки.

2. Упражнения на развитие общих движений и координацию, пальчиковая гимнастика

 

Содержание упражнений Выполняемые действия
Рыбка
Рыбка в озере живет, Рыбка в озере плывет. Соединить ладошки и делать ими плавные движения
Хвостиком ударит вдруг. Ладошки разъединить и ударить по ко­ленкам
И услышим мы- Плюх, плюх. Соединить ладошки и похлопать ими у основания
Кулак-ладонь
Вот ладошка, вот кулак. Все быстрей делай так. Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз. Одну ладонь сжать в го­ризонтальный кулачок. Одновременно и ритмично менять положение рук: кула­чок одной руки разжимать, а ладонь дру­гой руки сжимать в кулачок

3. Знакомство с текстом рассказа. Обучение детей умению правильно отвечать на вопросы по содержанию текста

Логопед. Послушайте рассказ Евгения Андреевича Пер­мяка «Первая рыбка». Ответьте на мои вопросы.

Логопед выразительно читает детям рассказ, а затем следит, чтобы дети отвечали полным ответом.

Примерные вопросы:

В какой семье жил мальчик Юра?

Что делали все люди в этой семье?

Почему Юра не работал?

Куда однажды поехала семья Юры?

Сколько рыбы поймали?

Кому ее отдали? Зачем?

Какую рыбку поймал Юра?

Как называется рыбный суп, который сварила бабушка?

Какой получилась уха?

Почему все хвалили уху?

Что говорили взрослые?

Понимал ли Юра, что взрослые шутят?

Почему он радовался?

4. Составление пересказа текста с опорой на схема­тичный рисуночный план.

Логопед. Давайте теперь составим пересказ этого текста. Вы уже знаете, что в любом рассказе должен быть порядок. Поэтому составлять рассказ мы будем с опорой на план.

Логопед показывает детям пункты плана, схематично нарисованные на доске маркерами, знакомит детей с каждым пунктом плана.


 

Схематичный рисуночный план № 5

Составление пересказа рассказа «Первая рыбка»


 

 


Логопед предлагает детям по очереди составлять по каждому пунк­ту плана предложения. После составления совместного пересказа логопед благодарит всех детей за старание.

III. Подведение итогов занятит Логопед подводит итоги занятия, оценивает работу де­тей и отмечает наиболее активных рассказчиков.

Занятие 17.

Поездка в зоопарк

Цель: составление пересказа по тексту и серии сюжетных картин.

Задачи:

-уточнять, расширять и активизировать словарь де­тей по теме «Транспорт»;

- учить детей отвечать на вопросы полным ответом;

- учить детей составлять рассказ по тексту и серии сю­жетных картин;

-стимулировать мыслительную и речевую актив­ность.

Оборудование: серия из трех сюжетных картин «Поездка в зоопарк» (большие иллюстрации 19-21), мягкий мяч среднего размера, магнитно-маркерная доска.

Ход занятия

1. Оргмомент

Логопед. Для чего людям нужен транспорт? (Дети отвечают.) Давайте поиграем в игру с мячом «Назови пользу». Я буду бросать мяч каждому из вас по очереди и называть транспортное средство. Тот, кто поймает мяч, расскажет, какую пользу оно приносит человеку. Например: «Самолет. На самолете человек может быстро долететь до далекого города или страны и перевезти туда разные грузы».

Дети по очереди ловят мяч и дают свои ответы. Логопед помогает правильно составить предложения в случае затруднений.

Основная часть занятия

1. Введение в тему занятия

Логопед. Сегодня мы составим рассказ «Поездка в зоо­парк» по тексту и серии сюжетных картин. Но сначала да­вайте выполним упражнения разминки.

2. Пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие общих движений и координацию

 

Содержание упражнений Выполняемые действия
Вот помощники мои
Вот помощники мои. Их как хочешь, поверни! Раз, два, три, четыре, пять – Не сидится им опять. Постучали, повертели И работать захотели. Выполнять движения по ходу стихотво­рения.
Покажите пальчики
Пальцы рук - в «замок». По моей команде поднимать вверх пальцы, которые я на­зову. Переплести пальцы рук. Логопед в раз­ном порядке называет, дети поднимают соответствующие пальцы. Остальные пальцы - в «замке». Например: «Под­нимите вверх два мизинца...»

3. Знакомство с текстом рассказа. Обучение детей умению правильно отвечать на вопросы, по содержанию текста

Логопед. Послушайте рассказ.

Логопед выразительно читает детям рассказ. По ходу чтения рас­сказа логопед последовательно прикрепляет на доску картины се­рии «Поездка в зоопарк».

«Однажды весной родители Вани и Маши решили вместе съездить в зоопарк с детьми. Маша и Ваня очень ждали эту поездку. В выходной день семья отправилась в путешествие. Сначала все спустились в метро и сели в вагон поезда. Поезд быстро довез путешественников до нужной станции.

В зоопарке было много различных животных и птиц. Ваня и Маша вместе с родителями переходили от волье ра к вольеру, рассматривали и фотографировали их.

Ване больше всего понравился большой слон. Он жевал морковку и кивал огромной головой. А Маше больше всего понравились обезьянки. Они ели бананы и весело перепрыгивали с ветки на ветку.

На обратном пути все вместе сели в большой автобус и быстро доехали до дома. Всю дорогу Ваня и Маша вспоми нали животных и птиц зоопарка. Ребятам очень понравилась поездка».

Логопед. А теперь ответьте на мои вопросы. (Следит за \тем, чтобы дети отвечали полным ответом.)

Примерные вопросы:

Когда произошла эта история?

Куда решили отправиться родители с детьми?

Как звали сына и дочку?

На каком транспорте отправилась семья в зоопарк?

Кого увидели ребята и их родители в зоопарке?

Где находились животные и птицы?

Кто из зверей больше всего понравился Ване? А Маше?

На чем семья возвращалась домой?

О чем всю дорогу домой вспоминали Ваня и Маша?

Понравилась ли ребятам поездка в зоопарк?

4. Составление пересказа по серии сюжетных картин

Логопед. Рассмотрите картинки. Сколько картин в этой серии? (Три.) Кто хочет рассказать о том, что происходит в первой части рассказа на первой картинке? Во второй части? В третьей?

Желающие составляют пересказы частей. После составления общего пересказа логопед благодарит всех детей за старание.

Ш. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итоги занятия, оценивает работу детей и отмечает наиболее активных рассказчиков.

 

Занятие 18.

Мы - путешественники

Цель: составление рассказа о путешествии на различном транспорте, с опорой на схематичный рисуночный план

Задачи:

-уточнять, расширять и активизировать словарь де­тей по теме «Транспорт»;

- учить детей отвечать на вопросы полным ответом;

-учить детей составлять рассказ о путешествиях из личного опыта с опорой на схематичный рисуночный план;

- стимулировать мыслительную и речевую активность детей.

Оборудование: глобус, предметные картинки с изображе­ниями различных транспортных средств, схема­тичный рисуночный план (логопед рисует его мар­керами на доске), мягкий мяч среднего размера, магнитно-маркерная доска.

Предварительная работа: логопед просит родителей по­говорить дома с детьми о путешествиях в различ­ные города и страны; вспомнить о своих поездках и о различномтранспорте, который помогает быстро добраться до нужного места.

Ход занятия

I. Оргмомент

Логопед. Какие виды транспорта вы знаете? (Водный, воз­душный, наземный.) Давайте поиграем в игру с мячом «На­зови вид транспорта». Я буду бросать мяч каждому из вас по очереди и называть транспортное средство. Тот, кто пой­мает мяч, расскажет, какой это вид транспорта. Например: «Пароход». - «Пароход - это водный транспорт».

Дети по очереди ловят мяч и дают свои ответы. Логопед помогает правильно составить предложения в случае затруднений.

Я. Основная часть занятия 1. Введение в тему занятия

Логопед. Сегодня мы будем составлять рассказ о путе­шествии на различном транспорте с опорой на рисуночный план. Но сначала давайте выполним упражнения разминки.

2. Пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие общих движений и координацию

 

Содержание упражнений Выполняемые действия  
Вот помощники мои  
Вот помощники мои. Их, как хочешь, поверни! Раз, два, три, четыре, пять- Не сидится им опять. Постучали, повертели И работать захотели. Выполнять движения по ходу стихотво­рения
Разбудите пальчики
Пальчики уснули, Крепко спят. Разбудите: -правый мизинец; - левый средний. И т.д. Пальцы рук сцепить в «замок». В та­ком положении пальчики «спят». По команде логопеда нужно «разбудить» названный пальчик, т.е. поднять его. Остальные пальчики «спят»

3. Составление предложений о путешествиях

(из личного опыта детей)

Логопед. Сегодня мы с вами поговорим о различных пу­тешествиях. Но сначала ответьте на мои вопросы. (Следит за тем, чтобы дети отвечали полным ответом.)

Примерные вопросы:

Зачем люди отправляются в путешествия? Куда можно отправиться в путешествие?

А вы куда-нибудь ездили вместе с родителями? Куда? На каком транспорте вы путешествовали? Какой из видов транспорта вам запомнился и понравился больше всего?

4. Составление рассказа о путешествии на различном транспорте, с опорой на схематичный рисуночный план

Логопед. Давайте и мы с вами отправимся сегодня в путешествие. Посмотрите, у меня в руках модель нашей планеты Земля - глобус. На нем показано расположение морей и океанов, гор и равнин, разных стран и городов. Давайте внимательно рассмотрим его и выберем место, куда мы с вами отправимся в путешествие.

Логопед показывает детям различные места на глобусе, помогает выбрать интересное для путешествия место.

Логопед. А теперь давайте рассмотрим картинки с изображениями различных транспортных средств и выберем подходящий для нашего путешествия транспорт.

Дети совместно с логопедом выбирают 3-5 различных транспортных средств.

Логопед. Давайте определим, на чем сначала мы отправимся в путешествие, а на чем будем его продолжать.

Дети последовательно выставляют на доске картинки с изображениями транспортных средств.

Логопед. В любом рассказе должен быть порядок. Поэтому мы по плану расскажем о нашем путешествии.

Логопед знакомит детей с каждым пунктом плана, схематично нарисованного маркерами на доске. Затем предлагает детям по очереди составить предложения о путешествии в выбранное на глобусе место.

Схематичный рисуночный план № 6

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...