Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Составление пересказа сказки братьев Гримм «Горшочек каши»




Цель: Составление пересказа сказки с элементами драма­тизации и использованием различных предметов. Задачи:

- активизировать у детей предметный словарь, глаголь­ный словарь и словарь признаков по теме «Ягоды»;

- учить детей правильно отвечать на вопросы по тексту;

- учить детей составлять пересказ с элементами драма­тизации;

- закреплять в речи детей правильное употребление предлогов за, к, от;

- развивать произвольное внимание, зрительную и сло­весно-логическую память, логическое мышление;

- стимулировать мыслительную и речевую активность детей;

- учить детей работать сообща, помогать друг другу.
Оборудование: текст сказки братьев Гримм «Горшочек

каши» (с. 109-110), мягкий мяч среднего размера, декорации и костюмы, предметы для инсцениров­ки, встречающиеся и не встречающиеся в сказке (маленькая корзиночка с ягодами, горшочек, ка­стрюля, сковорода, миски и ложки из пластика).

Предварительная работа: предварительное чтение текста сказки детям, изготовление декораций, костюмов для девочки, старушки и мамы, подбор необходимых предметов для инсценировки сказки (маленькая корзиночка, горшочек, миски и ложки из пластика, полоса желтой ткани, имитирующей кашу, два фар­тука, очки без стекол, панамка, платок и шляпка).

Ход занятия

I. Оргмомент Логопед. Ребята, какие ягоды вы знаете? (Дети отве чают.) Давайте поиграем в игру с мячом «Назови, какая ягода». Я буду бросать мяч каждому из вас по очереди, и называть ягоды. Тот, кто поймает мяч, скажет, какая это ягода - садовая или лесная. Например: «Черника». -«Черника - это лесная ягода».

Дети по очереди ловят мяч и дают свои ответь.. Логопед помогает правильно составить предложения в случае затруднений.

. Основная часть занятия

1. Введение в тему занятия

Логопед. Сегодня мы будем составлять пересказ сказки братьев Гримм «Горшочек каши». А артисты, которых мы выберем на главные роли, покажут нам эту сказку. Но сна­чала давайте выполним упражнения разминки.

2. Пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие общих движений и координацию

Содержание упражнений Выполняемые действия
В лес по ягоды
Раз, два, три, четыре, пять - Пальцы обеих рук по очереди соприкаса­ются друг с другом (большой с большим, указательный с указательным и т.д.)
В лес идем мы погулять Указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу
За чеоникой, за малиной, За брусникой, за калиной. Землянику мы найдем Пальцами правой руки сгибать пальцы левой руки, начиная с большого
И братишке отнесем. Указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу
Вместе с мамой в сад пойдем
Вместе с мамой в сад пойдем, Много ягод наберем. Одновременно и ритмично соединять в «колечки» пальцы обеих рук так: пра­вой рукой - большой с указательным; со средним и т.д.; левой рукой - большой с мизинцем; с безымянным и т.д.

3. Знакомство с текстом сказки. Обучение детей умению правильно отвечать на вопросы по содержанию текста

Логопед. Послушайте сказку братьев Гримм «Горшочек каши». Ответьте на мои вопросы.

Логопед выразительно читает детям сказку, по ходу чтения объ­ясняет значение выделенных в тексте слов. Затем логопед следит, чтобы дети отвечали на вопросы полным ответом.

Примерные вопросы:

Куда однажды отправилась девочка?

Кого она встретила в лесу?

Что попросила старушка у девочки?

Как поступила девочка?

Что подарила девочке старушка?

Какой это был горшочек?

Какие слова нужно было сказать, чтобы горшочек стал варить кашу?

А какие слова нужно было сказать, чтобы он перестал варить кашу?

Куда отправилась девочка с горшочком? Кто ждал ее дома?

Что случилось, когда девочки не было дома? Почему? Почему испугалась мать девочки? Что сделала девочка, когда прибежала домой? Почему никто не жаловался на то, что приходилось про­едать дорогу в каше?

4. Составление пересказа текста сказки

с элементами драматизации и использованием различных предметов

Логопед. Подойдите к моему столу. Давайте выберем предметы, которые встретились нам в этой сказке. (Изряда предметов дети выбирают маленькую корзиночку, горшо­чек, миски и ложки из пластика и объясняют свой выбор.) Сегодня мы не только составим пересказ этой сказки, но и покажем ее. Каждый из вас ненадолго станет «актером».

Нам нужно выбрать трех героев сказки: девочку, ее маму и старушку-волшебницу. Наши «актеры» пройдут сейчас за ширму и переоденутся в подходящие костюмы. Осталь­ные ребята будут изображать жителей деревни. (Дети по желанию проходят за ширму и надевают костюмы.)

Для того чтобы показать сказку «Горшочек каши», ар­тисты должны помнить, в каком порядке происходили со­бытия сказки. Послушайте примерный план этой сказки:

1. Встреча в лесу.

2. Чудесный пооарок.

3. Мама и горшочек.

4. Девочка и горшочек.

5. Река каши.

А теперь давайте посмотрим, как «актеры» из нашей группы смогут показать и рассказать то, что произошло в сказке «Горшочек каши».

Дети-актеры подходят к декорациям и инсценируют сказку. При желании детей сказку можно показать несколько раз с разными «актерами». Логопед выступает в роли сказочника и следит за тем, чтобы не было слишком длинных пауз между действиями.

Ш. Подведение итогов занятия

Логопед благодарит детей за постановку сказки. Зрите­ли аплодируют «актерам».

Занятие 23.

Летом на реке

Цель: Составление рассказа по сюжетной картине. Задачи:

- активизировать словарь детей по теме «Времена года. Лето»;

- учить детей правильно отвечать на вопросы;

- учить детей составлять рассказ по сюжетной картине;
- развивать произвольное внимание, фантазию, логи­ческое мышление детей.

Оборудование: сюжетная картина «Летом на реке» (боль­шая иллюстрация 23), мягкий мяч среднего разме­ра, магнитно-маркерная доска.

 

Ход занятия

I. Оргмомент. Логопед. Скажите, какое сейчас время года? (Лето.) Правильно, наступило лето. Скажите, а что такое лето? (Время года.) Сколько времен года вы знаете? Назовите их. (Дети отвечают.) Давайте поиграем в игру с мячом «Вре­мена года».

Встаньте в круг. Будем быстро передавать мяч друг дру­гу и называть по порядку времена года.

II. Основная часть занятия

1. Введение в тему занятия

Логопед. Ребята, сегодня мы составим рассказ по сюжет­ной картине «Летом на реке». Но перед этим давайте повто­рим упражнения разминки.

2. Пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие общих движений и координацию

 

Содержание упражнений Выполняемые действия
Человечки
Побежали вдоль реки Дети наперегонки. Сделать из указательного и среднего паль­цев обеих рук «человечков». «Бежать» по столу
Светит солнышко с утра
Светит солнышко с утра, Очень рада детвора! Кисть левой руки держать перед собой (пальцы развести в стороны, большой па­лец смотрит вверх). Приставить к ладони кулак правой руки. Ритмично чередовать положение рук

3. Рассматривание картины «Летом на реке». Обучение детей составлению полных ответов на вопросы логопеда по содержанию картины

Логопед прикрепляет на доску сюжетную картину «Летом на реке».

Логопед. Ребята, рассмотрите картину и ответьте на мои вопросы.

Логопед поочередно задает детям вопросы по содержанию картины.


Когда произошла эта история?

Кого вы видите на этой картине?

Что делали дети и взрослые на реке?

Как вы думаете, ребята в этой семье дружные? Почему вы так решили?

Что делает папа? Кто помогает папе?

А что делает мама? Кто помогает маме?

Вам нравится эта картина? Почему? И т.д.

4. Составление рассказа по сюжетной картине «Летом на реке»

Логопед. А теперь давайте по цепочке составим рассказ по этой картине. Я возьму в руки наш волшебный мячик. Ведь он всегда помогает тому, кто держит его в руках, кра­сиво говорить. (Логопед берет в руки мячик.) А начнем мы наш рассказ так: «Однажды жарким летним днем семья Вани и Маши отправилась на речкуо. А теперь я передаю мячик кому-то из вас. Тот, у кого оказался мячик, должен посмотреть на картину и продолжить рассказ.

Дети по очереди составляют предложения по картине, передавая мячик друг другу. Логопед внимательно следит за ответами детей, помогает им в случае затруднений. После составления рассказа ло­гопед благодарит всех детей за старание.

III. Подведение итогов занятит Логопед подводит итоги, выделяет наиболее активных рассказчиков.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...