Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образование древнерусского государства. Политика первых русских князей




 

Становление и развитие древнерусского государства исторически связано с проблемой этногенеза восточных славян. Этногенезом (< гр. ethnos – народ + genesis – рождение) называется происхождение народа на начальном этапе возникновения, а также дальнейшее формирование его этнографических, антропологических, лингвистических особенностей. Это длительный процесс, занимающий несколько тысячелетий.

В исторической литературе вопрос о происхождении славян до сих пор является дискуссионным. Различные гипотезы, высказанные историками предыдущих поколений, уточняются и дополняются современными научными данными, полученными на основе изысканий археологов и лингвистов. Начало обособления народов, принадлежавших к индоевропейской языковой семье, в которую входят и славянские языки, началось примерно в IV тыс. до н.э. и продолжалось на протяжении многих тысячелетий.

К основным концепциям происхождения славян следует отнести «миграционную» и «автохтонную». Сторонники миграционной теории рассматривают славян в качестве пришлого населения (VI –VIII вв.), расселившегося на Восточно-Европейской равнине, т.е. на той территории, где в дальнейшем возникла их государственность. Согласно автохтонной (< гр. аutochthon – местный, коренной) теории, которой придерживается большинство современных отечественных историков, а также многие болгарские, чешские и польские коллеги, славяне были коренными жителями Восточно-Европейской равнины.

К разновидностям миграционной теории можно отнести «дунайскую (балканскую) версию» происхождения славян. Нестор (монах Киево-Печерской лавры, составитель древнейшего русского летописного свода «Повести временных лет» (ПВЛ) – начало XII в.) считал прародиной славян римскую провинцию Норик, которая располагалась в верховьях рек Дунай и Драва. «Дунайской теории» (с разными комментариями) придерживались такие маститые историки XIX века как С.М. Соловьев и В.О. Ключевский.

Второй разновидностью миграционной концепции является скифо-сарматская теория. Впервые она зафиксирована в Баварской хронике XIII века. Согласно это теории, предки славян пришли из Передней Азии, расселились вдоль Черного моря на север и были известны как «скифы», «аланы», «роксоланы». Из северного Причерноморья началось их расселение на запад и юго–запад.

Третья версия, также примыкающая к миграционной концепции, – «прибалтийская теория», которую предложил академик А.А. Шахматов. Согласно этой версии, прародиной славян является территория в бассейне Западной Двины и Нижнего Немана. Отсюда славяне, приняв от кельтов имя «венедов» перешли на Вислу. Часть славян отправилась в причерноморский бассейн.

Одним из основателей автохтонной теории является советский академик Б.А. Рыбаков, который полагал, что праславяне были расселены на огромной территории Центральной и Восточной Европы, протяженностью около 400 км с севера на юг и около 1,5 тыс. км с запада на восток. По его мнению, земли праславян простирались почти до Балтийского моря; с запада их территория ограничивалась Карпатскими и Судетскими горами, юго-восточная и северо-восточная часть доходила до рек Припять, Днестр и Южный Буг и притока Днепра р. Рось. Этногенез славян носил сложный характер: сначала складывались мелкие племена на обширной территории, которые в дальнейшем оформились в более крупные образования.

IV – VII вв. ознаменовались во всемирной истории Великим переселением народов, в результате которого германские племена расселились на территории Западной Европы и сформировали «варварские королевства» франков, вестготов и др. Предки славян включились в этот процесс не ранее VI века. По свидетельству готского историка Иордана, ими были венеды, склавены (склавины), анты, происходящие «от одного корня». В течении VI –VII вв. происходило расселение славян по трем направлениям, что в дальнейшем привело к их разделению на три ветви западную, южную и восточную.

В VII –VIII вв. образовалось около 15 восточно-славянских племенных союзов (тиверцы, дреговичи, вятичи, поляне, древляне и др.). Основой хозяйственной деятельности восточных славян было земледелие. Вспомогательную роль в экономической жизни играли охота, бортничество, рыболовство.

В результате объединения восточнославянских племен начался процесс образования древнерусского государства. Возникновение государственности у восточных славян соотносится с идентичными процессами у других европейских народов. Так, на рубеже IX – X вв. образовалось Чешское княжество, во второй половине X в. было создано древнепольское государство, в IX в. появляется объединенное англо-саксонское государство.

Относительно проблемы образования древнерусского государства в отечественной исторической науке сложились две концепции. Первая из них возникла более 200 лет назад, и получила название «норманнской теории». Её основоположниками являлись «немецкие» ученые (И.Г. Байер, Г. Ф. Миллер и А.Л. Шлёцер), работавшие в Петербургской Академии наук в 30-60-е гг. XVIII века. Основным историческим свидетельством, на основе которого были сформулированы положения этой теории, стал сюжет из ПВЛ о призвании новгородцами в 862 г. на княжение трех братьев-варягов: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами. И вызвалось трое братьев со своими родами, и взяли собой всю Русь, и пришли к славянам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор – в Изборске». «Норманнисты» доказывали, что древнерусское государство было создано варягами (норманнами) – носителями более высокой политической культуры, а слово «Русь» имеет скандинавское происхождение.

Большинство российских историков XIX – начала XX вв., в той или иной мере, придерживались норманнской теории. Первым же, кто подверг критике позицию норманнистов, был первый русский академик М.В. Ломоносов, заявивший, что история славян началась за долго до прихода варягов, а слово «Русь» происходит от реки Рось (правый приток Днепра). Среди известных антинорманнистов, заложивших научную основу критике норманнской теории, можно назвать Д.И. Иловайского и С.А. Гедеонова. Однако только в XX столетии отечественные исследователи (Б.А. Рыбаков, В.В. Мавродин, В.Т. Пашуто, А.Г. Кузьмин) на основе обширного пласта археологических и лингвистических данных смогли доказать несостоятельность норманнской теории.

Сторонники антинорманизма показали, что многие факты, упоминавшиеся в ПВЛ, носят мифологический характер. Так, только один из братьев-конунгов, Рюрик – реальное лицо. «Синеус» в переводе с древнешведского означает «свой род», «Трувор» – «верная дружина».

Антинорманнисты подвергли жесткой критике теоретическое положение своих оппонентов, о том, что государственность можно привнести извне. Государственность – это продукт внутреннего развития общества; возникновение государственных отношений –длительный процесс, который невозможно свети исключительно к одному единственному событию. Таким образом, в рассказе Нестора-летописца речь идет не о создании древнерусского государства, а лишь о призвании иноземной династии новгородцами.

Изучение проблемы взаимоотношений скандинавов и славян показало, что оба этноса находились примерно на одном уровне социально-политического развития – переходе от военной демократии к раннефеодальной монархии, поэтому ни о каком заимствовании государственных отношений у варягов говорить не приходится. Тем более, что исторические источники не дают сколько-нибудь серьезных свидетельств о том, что скандинавы повлияли на язык или привнесли заметные изменения в социально-политические институты славян. В частности, русско-византийские договоры X в. подписывались только на русском и греческом языках, без включения шведской терминологии. В исторической литературе высказывалась и другая точка зрения (А.Г. Кузьмин), что варяги – это не скандинавы, а представители славянских племен – выходцы с южного берега Балтики. Однако она не получила массового распространения.

Следует упомянуть еще об одной дискуссионной проблеме, обсуждавшейся норманнистами и антинорманнистами. Речь идет о происхождении слова «Русь». Следует отметить, что корень «рус» был распространен у разных индоевропейских народов. Ряд историков (В.О. Ключевский, В. Томсен) не сомневались в том, что слово «русь» имеет скандинавское происхождение. Одни исследователи полагали, что «русы» – это шведы (по-фински «Ruotsi»); другие считали, что Рюрик происходил из местности Рослаген, давшей названии Руси (России); третьи указывали на то, оно созвучно названию мореходов, гребцов (rohts) на древнеисландском языке.

Самая известная версия антинорманнистов – это происхождение корней «рос» - «рус» от названия реки Рось (М.В. Ломоносов, Б.А. Рыбаков). Вместе с тем, лингвисты не раз указывали на то, что замещение гласных «о» и «у» в восточнославянских диалектах невозможно. В ПВЛ есть указание на то, что племенной союз полян, это и есть «Русь» («Поляне или ныне зовомые Русь»). Другие ученые высказали предположение, что слово «русь» обозначало не этнос, а социальную группу, княжеских дружинников. Постепенно термин перешел и на государство, и на население. Л.Н Гумилев полагал, что произошло слияние германских (росов) и славянских племен. Язык остался славянский, но самоназвание народа оказалось германским. В. Чивилихин высказал мысль о том, что «русы» – речной народ.

Приведенные выше точки зрения, с очевидностью доказывают тот факт, что вопрос о происхождения слова «Русь», во-первых, не является составной частью проблемы происхождения древнерусского государства; а во-вторых, его разрешение еще ждет своих исследователей.

Современный антинорманнизм, не отрицая факта призвания скандинавов, в частности Рюрика и его наемной знати, не рассматривает его в качестве доминирующего фактора в процессе создания древнерусского государства. Появление на Руси династии Рюриковичей – один из множества факторов зарождения государственности.

Складывание государственных отношений невозможно без формирования ряда условий: имущественное и социальное расслоение; формирование собственности на орудия труда и землю; осознание членами общества необходимости создания некой единой общности, которая будет защищать и охранять их интересы. Огромное значение в зарождение государственности имеет складывание территориальной общины.

Образование Древнерусского государства явилось закономерным следствием ряда причин экономического и политического характера. Использование наряду с подсечным пашенного земледелия привело к совершенствованию орудий труда, что повлекло за собой возможность ведения хозяйства отдельными семьями. Следствием этого стало постепенное отмирание родовой общины.

Значительную роль в становлении государственности у восточных славян сыграли торговые пути «из варяг в греки» (по лини рек Волхов – Днепр) и «из варяг в персы» (торговые караваны шли по Волге в Каспийское море).Эти речные магистрали использовались для торговли не только славянами, но и варягами, греками, хазарами. Знаменитый русский историк В.О. Ключевскийтак оценивал значение водного пути «из варяг в греки» для развития древнерусской государственности: «… Днепр был главной хозяйственной артерией, столбовой торговой дорогой для западной полосы равнины…»[4]. Следствием оживленной торговли стало возникновение древнейших торговых городов на Руси – Киева, Чернигова, Смоленска, Любеча, Новгорода, Пскова, Ростова и др.

Изначально города были торговыми центрами, опорными пунктами, а затем, подчинив себе окрестные пространства, создали волостное деление. Волость могла объединять разные племенные союзы. Так, к примеру, область Киевская изначально полянская, уже к IX в. включала в себя всех древлян, область Чернигово-Северская – часть северян, радимичей и вятичей. Волости представлявшие собой территориальные общины, стали основной политической и экономической формой на Руси, что, в свою очередь, свидетельствовало о зарождении древнерусской государственности.

В IX-X вв. восточно-славянские племена занимали огромную территорию от Черноморского побережья до Финского залива и Ладоги. Большинство современных историков полагают, что к середине IX в. у восточных славян сложилось несколько центров государственности – Киевская земля, Новгородская земля, возможно, был еще один центр, упоминаемый в арабских источниках – «Артания» или «Артсания». Это могла быть Рязань (В.В. Мавродин) или Таманский полуостров (В.Л. Янин).

Большинство современных исследователей признают, что возникновение династии Рюриковичей в Новгородской земле и правление первых князей сыграло роль катализатора в развитии древнерусской государственности. К основным направлениями деятельности первых русских князей следует отнести: формирование территориальной целостности древнерусского государства, объединение всех племенных союзов вокруг Киева; складывание первых государственных институтов, включая систему управления, законодательство и др.; защита границ и укрепление позиций Киевской Руси на международной арене.

После смерти Рюрика в 879 г. опекуном его малолетнего сына Игоря становится князь Олег (879-912), совершивший знаменитый поход на Киев. Объединив Новгородскую и Киевскую землю Олег провозгласил Киев «матерью городов русских». Тем самым была заложена основа для начавшегося объединения славянских племен.

В ходе военных походов (907-912 гг.) на Царьград, Олег подписал важнейший в торговом отношении договор (911 г.). Для русских купцов в Византии вводилась беспошлинная торговля. Князь Игорь (912-945) продолжил политику Олега в отношении Византии. Необходимость расширения торговли с Византией повлекла за собой рост дани с подчиненных Киеву племен. Внеочередная поездка за сбором дани (полюдье) в древлянскую землю закончилась для Игоря трагически. Древляне убили князя и дружинников.

Вдова князя Игоря Ольга (945 -957) по малолетству их сына Святославаприняла на себя бремя правления. Жестоко отомстив за смерть мужа, княгиня Ольга все же провела первую в истории древнерусского государства налоговую реформу, направленную на упорядочивание взимания дани. Были введены п огосты (места сбора дани) и уроки (сроки и размер дани). Реформа существенно укрепила статус княжеской власти. Решая вторую задачу – повышение международного авторитета Руси, Ольга посетила Царьград, где приняла христианскую веру. Её крестным отцом стал император Византии Константин Багрянородный. Это послужило укреплению международных связей молодого древнерусского государства. Вернувшись из поездки, Ольга передала княжение своему сыну Святославу.

Правление князя Святослава Игоревича (957-972) было связано, главным образом, с реализацией внешнеполитических задач Киевской Руси: укрепление границ государства и создание благоприятных условий для торгово-экономического развития. Святослав совершил поход на Волжскую Булгарию, разгромил мощное государство Хазарский каганат. После похода на Византию, на Днепровских порогах, отряд князя был разгромлен печенегами, а сам князь убит.

Новый период в развитии и укреплении древнерусского государства связан с именем младшего из сыновей князя Святослава – Владимира (980-1015), который занял киевский престол после победы в междоусобной войне. При Владимире I завершился процесс объединения всех восточно-славянских племен вокруг Киева, что повлекло за собой необходимость проведения административной реформы, направленной на укрепление аппарата управления. Во главе отдельных территорий были поставлены сыновья великого князя. В дальнейшем эта реформа крайне негативно сказалась на развитии внутриполитической ситуации. После смерти Владимира Святославича разгорелась междоусобная война между его наследниками, в которой от руки брата Святополка, прозванного Окаянным, погибли князья Борис и Глеб, в дальнейшем причисленные к лику святых.

Центральным событием в правлении Владимира Святославича стала религиозная реформа. В 988 году произошло Крещение Руси. Киевская Русь стала христианской страной. С принятием христианства древнерусское государство вступило в новый этап развития. Монотеистическая религия обеспечила внутреннюю консолидацию древнерусской народности, укрепила единоначальную власть князя, способствовала повышению международного статуса Киевской Руси.

Расцвет Киевской Руси связан с правлением Ярослава Мудрого (1019-1054). В его княжении в равной степени уделялось внимание как внутриполитическому обустройству государства, так и решению внешнеполитических задач. Для укрепления международных позиций Киевской Руси Ярослав использовал династические браки. Сам Ярослав Мудрый был женат на дочери шведского короля Ирине. Своих дочерей Анну, Елизавету и Анастасию он выдал замуж соответственно за французского, венгерского и норвежского королей, а сын Всеволод стал зятем византийского императора Константина Мономаха, поэтому внук Ярослава Мудрого Владимир получил прозвище Мономах. Таким образом, Рюриковичи были в родстве с ведущими королевскими домами Европы.

Важнейшей задачей, которую продолжил решать Ярослав Мудрый, являлась защита границ и строительство крепостей. При Ярославе Мудром был осуществлен последний поход на Византию и с Константинополем был подписан мирный договор. В 1036 г. были разгромлены печенеги. Спокойствие и мир воцарились в русских землях, а Киев стал одним из красивейших европейских городов.

Огромное значение Ярослав Мудрый придавал развитию культурных институтов в государстве. По его инициативе был составлен летописный свод, открылись монастырские школы, переводились греческие книги. Как писал о Ярославе Мудром летописец «вера христианская начала плодитися и расширатися». Годы его правления ознаменовались массовым храмовым строительством. В Киеве был возведен Софийский собор, основан Киево-Печерский монастырь, построены Золотые ворота и каменные стены вокруг столицы.

В княжение Ярослава Мудрого началось составление первого сборника законов в Древней Руси«Русской Правды». Одним из важнейших нововведений, определившим во многом дальнейшую политическую истории древнерусского государства, стал лествичный порядок престолонаследия. «Лествица» (< старо-славянского «лествица», т.е. лестница)принцип наследования престола в Киевской Руси, который осуществлялся по старшинству рода (от брата к брату). Чем «старше» с точки зрения кровнородственных отношений был князь, тем более значимую территорию он мог получить во временное управление. При передаче великокняжеского престола за властвующим киевским князем шли все его братья; после их смерти наследниками могли стать их старшие сыновья. Таким образом, осуществлялось перемещение князя с менее престижного престола к более значимому. При этом на великокняжеский престол могли претендовать только те князья, чьи отцы успели побывать на столичном княжении.

Несмотря на то, что Ярослав перед смертью обязал своих сыновей держаться вместе, социально-политические реалии, запутанность принципа престолонаследия привели к распаду союза Ярославичей и усилению междоусобного противостояния. На съезде в г. Любече (1097 г.) князья приняли решение о закреплении сложившегося порядка разделения Киевской Руси и признали полную самостоятельность отдельных феодальных вотчин, утвердив формулу – «…каждый да держит отчину свою».

Начавшаяся децентрализация Киевской Руси на время была приостановлена благодаря усилиям Владимира Всеволодовича Мономаха (1113-1125) и его сына Мстислава (1125-1132). Взойдя на киевский престол после восстания 1113 г., Владимир Всеволодович, известный на Руси как организатор успешных походов против половцев и защитник идеи единства Киевской Руси, продолжил политическую линию, проводимую его знаменитым дедом. После кончины сына Владимира Мономаха Мстислава Великого период временной централизации закончился, и русские земли вступили в новый этап развития древнерусской государственности – в период феодальной раздробленности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...