Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Крещение Руси и его историческое значение




Крещение Руси – одно из самых значимых событий в русской истории, определившее вектор социально-политической и духовно-нравственного развития русской цивилизации. Введение христианства на Руси не было однократным действием. Если верить древнерусским летописям, первым христианским проповедником в землях восточных славян был апостол Андрей Первозванный. Однозначно можно утверждать, что христианство проникло на Русь задолго до того, как оно стало государственной религией. В 959 г. княгиня Ольга приняла христианство, однако этот шаг так и остался делом её частной жизни. Сын княгини Ольги Святослав Игоревич был ярым противником христианизации, поскольку опасался, что с принятием новой религиозной системы Киевская Русь окажется в вассальном положении по отношению к Византии.

Усложнение протекавших в Киевской Руси во второй половине X века социально-политических и этнокультурных процессов привело к необходимости создания такой системы духовно-нравственных ценностей и представлений, которая бы соответствовала вектору развития молодого государственного образования.

Основными причинами религиозной реформы Владимира Святославича стали необходимость укрепления великокняжеской власти; потребность консолидации всех племен вокруг Киева на новой духовной основе; укрепление международного положения древнерусского государства.

Религиозную реформу, предпринятую Владимиром I, можно разделить на два этапа. Первый этап связан с попыткой создать единый пантеон богов (980 г.). Восточные славяне не знали жесткой иерархии языческих богов, поклонялись умершим предкам – «пращурам» (с этим связано распространение культу «рожаниц» – покровительниц рода) и силам природы. На княжеском дворе в Киеве были установлены идолы Даждьбога (бог солнца), Стрибога (бог ветра), Макоши (богиня плодородия), Велеса (бог скота), Сварога (бог неба) во главе с Перуном – громовержцем. Искусственная попытка унифицировать существовавшие религиозные представления вызвала неоднозначный отклик среди родоплеменной знати. Язычество с его многобожием было чуждо идеи централизации.

Владимир Святославич, осознав бесперспективность этой затеи, обратил свой взор на монотеистические религии, рассмотрев несколько альтернативных вариантов: иудаизм, ислам и христианство. В итоге выбор пал на христианство. С принятием христианства связан второй этап религиозной реформы Владимира I.

В X в. в христианском мире существовало два центра религиозной жизни – Рим (западное христианство) и Константинополь (восточное христианство). В дальнейшем (1054 г.) богословские споры привели к окончательному разделению христианства на католицизм и православие. Позднее, в XVI в. в результате процесса Реформации в Западной Европе возникло еще одно течение – протестантизм.

Являясь дальновидным политиком, Владимир Святославович понимал, что принятие христианства не только укрепит внутриполитическое единство Киевской Руси, но и усилит международные позиции молодого государства. Согласно рассказу ПВЛ, окончательно выбор в пользу восточного христианства был сделан после того, как русские послы увидели красоту византийских храмов и торжественность православной службы. Вместе с тем, существовали многочисленные причины чисто прагматического плана, заставившие Владимира I отказаться от сближения с Римом.

К концу X в. между Русью и Византией сложились тесные торгово-экономические связи. Киеву был выгоден союз с одним из мощнейших государств средневекового мира, Византией. Не стоит забывать и о том, что христианство было известно на Руси за долго до княжения Владимира I. Его бабка, княгиня Ольга, приняла крещение в 959 г., а церковь св. Ильи и христианские общины, включая христиан из Моравии, существовали в Киеве более полувека. Разработанный славянскими просветителями братьями Кириллом и Мефодием своеобразный вариант православного вероучения, названный в дальнейшем кирилло-мефодиевской традицией, позволял относительно безболезненно интегрироваться новым членам христианского сообщества в лоно православной церкви. Это проявлялось в сохранении многих культурных и языковых основ тех народов, которые принимали восточное христианство. Благодаря Кириллу и Мефодию – создателям славянской письменности, христианство среди славян проповедовалось на понятном населению языке. Кроме того, кирилло-мефодиевская традиция совмещала в себе черты различных христианских учений. Ее приверженцы терпимо относились к иным принципам вероисповедания христианства. Одной из характерных ее особенностей была выборность духовенства и сосредоточение церковной жизни вокруг храмов и монастырей, а не вокруг митрополичьей кафедры, что соответствовало общинным традициям славянского мира.

Огромное значение для выбора, сделанного Владимиром Святославичем имело то обстоятельство, что Рим активно использовал насильственные методы христианизации, и практически полностью отрицал национальную специфику, подпавших под его влияние народов, что не было характерно для восточного христианства. Принципиально различными в восточной и западной христианской церкви были основания, на которых строились взаимоотношения между духовной и светской властью. Если в Риме власть папы ставилась выше светской, то в Византии духовная власть занимала подчиненное положение и зависела от императора. Византийский император признавался избранником и помазанником Бога, равноапостольным государем. Подобная система власти вполне устраивала Владимира I, который добивался укрепления великокняжеской власти и централизации страны.

Одним из спорных вопросов в истории христианизации Руси является установление обстоятельств крещения самого князя Владимира, а также места, где это событие произошло. Доминирующей в исторической литературе является «корсунская» версия крещения Владимира,[5] согласно которой византийские императоры-соправители Василий II и Константин VIII обратились к Владимиру Святославичу с просьбой оказать военную помощь в борьбе против мятежного полководца Варды Фоки. Владимир согласился, но в обмен потребовал отдать ему в жены их сестру Анну. Императоры приняли требование, выдвинув дополнительное условие: принятие Владимиром христианства. Мятеж был подавлен, но византийские соправители свое слово не сдержали, и тогда Владимир осадил г. Корсунь, принудив императоров выполнить обещание. Там же, в Корсуне состоялось крещение Владимира Святославича, вслед за которым в 988 г. произошло крещение киевлян в Днепре. Началось утверждению христианства в качестве официальной религии древнерусского государства.

Христианизация Руси – длительный процесс, растянувшийся на многие столетия. Сильное противодействие, особенно в первые десятилетия после принятия христианства, новому религиозному учению оказывали жители северо-западных территорий, поскольку именно там длительное время сохранялись жреческие коллективы волхвов – служителей языческих культов, которые поддерживали сепаратистские культурные тенденции и стремились сохранить исконное славянское язычество. В Новгород даже была выслана военная экспедиция во главе с дядей киевского князя Добрыней. Однако современная историческая наука не склонна трактовать христианизацию Руси исключительно как серию насильственных акций. Большинство историков склоняются к мысли о постепенном утверждении в Киевской Руси христианства, растянувшимся не менее чем на 150-200 лет.

Одним из социокультурных явлений, раскрывающих характер древнерусской религиозности, является феномен двоеверия. Под двоеверием понимается совмещение языческих представлений о мире (включая культовые праздники, почитания божеств и т.п.) с элементами христианского религиозного учения. Следует при этом учитывать, что речь идет не только внешних формах, но и содержательной стороне вопроса.

Православное вероучение в основе своей не противоречило многим установкам, доминировавшим в системе духовно-нравственных ценностей восточных славян. На Руси не сложилось стройной структуры языческих представлений, не существовало до конца оформленного жреческого сословия, поэтому оппозиция христианству быстро сошла на «нет». Огромную роль в деле утверждения православия на Руси сыграла существовавшая в X-XI вв. Кирилло-мефодиевская традиция, предполагавшая довольно большую степень свободы и веротерпимости в рамках новой религиозной системы.

На протяжении первых столетий существования христианства на Руси серьезной трансформации подверглись религиозные культы. Земледельческие племена восточных славян особо почитали богов, покровительствовавших земледелию. Поэтому, по мнению ряда исследователей, культ богини Макоши, слился в русском христианстве с почитанием Богородицы – покровительницы и заступницы земли русской. Это, в частности, подтверждается тем фактом, что до XV в. в храмовом строительстве преобладали церкви, освещенные в честь «богородичных» праздников (Успение Пресвятой Богородицы, Рождество Пресвятой Богородицы), и только с утверждением идеи единоначалия в русском общественном сознании, складыванием единого централизованного государства (XV в.) доминирующим стало почитание Спасителя.

Введение христианства означало, что Русь сделала свой цивилизационный выбор. Монотеизм способствовал укреплению княжеской власти, а следствием этого стало усиление Киевской Руси как государственного образования. Новая религия содействовала государственному единству русских земель не только в политическом, но и в духовном плане. По мере усвоения христианского вероучения стали объединяться славянские и неславянские племена, слившиеся в единую древнерусскую народность. Выработался единый древнерусский язык, начала складываться единая культурная традиция, произошла стабилизация феодальных отношений в стране. Институт рабства, противоречивший принципам христианства, частично запрещался, что было закреплено в «Уставе» Владимира Мономаха.

Православная этика принесла на Русь идею самоценности отдельного человека. Начали утверждаться новые духовно-нравственные основы общежития, семейно-брачных отношений. Многие языческие обычаи («умыкание» невест, кровная месть) постепенно стали исчезать.

С принятием православия Киевская Русь приобщилась к культурным достижениям Византии, что позволило ей достичь немалых успехов в социально-политическом и экономическом развитии. Широкое распространение получили письменность, каменное строительство, иконопись, фрески, мозаика. Возникло школьное образование, центрами культуры стали монастыри, где развивалось летописание. Церковь во многом способствовала созиданию и сохранению культурных ценностей русского народа.

Киевская Русь повысила свой международный статус, встав в один ряд с другими христианскими государствами. Родственные отношения правящих династий, установившиеся после женитьбы Владимира I на византийской принцессе, снимали для Древней Руси угрозу вассальной зависимости от Восточной Римской империи.

В цивилизационном развитии Киевская Русь отошла от язычества и исламского Востока, сблизилась с христианским Западом. Однако выбор большинства соседних европейских государств пал на западно-католическое христианство, что в дальнейшем существенно осложнило положение русских земель. В религиозном сознании католиков и православных постепенно стал формироваться иноверческий стереотип. И те, и другие со временем перестали воспринимать друг друга как христианские народы. В XIII в. это выразилось в попытке осуществить католическую экспансию, которая успешно была отражена благодаря победам князя Александра Ярославича в Невской битве (1240) и на Чудском озере (1242).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...