Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В) между интеграционными процессами в АТР и национальными приоритетами РФ. 5 глава




Провал попыток РФ вывести свои отношения с США на партнерский уровень способствовал явному повороту России в последние годы к углублению своих отношений со странами Западной Европы. Но и здесь ее ожидают серьезные проблемы:

во-первых, если говорить о российско-европейском партнерстве, то это только изначально сотрудничество слабого с сильным, ибо слабый партнер обладает ресурсами, способными вывести сильного партнера из тупика, в котором ЕС оказался на рубеже тысячелетий: необъятный рынок, что весьма важно для Евросоюза, которому принадлежит почти 40% мирового экспорта; транссибирская магистраль, способная быстро, дешево и удобно соединить два наиболее мощных экономических центра мира – ЕС и АТЭС; технологии, которые могут уменьшить зависимость в этой области Западной Европы от США; огромные запасы энергоресурсов и т.д.;

во-вторых, необходимо срочно добиться того, чтобы российско-европейские отношения служили “стратегическими инвестициями в будущее”, а не ограничивались ролью инструмента давления на США с целью получения уступок или преференций. Упор при этом не на ЕС как организацию, а на Германию, которая в большей степени проявляет интерес к возможностям, таящимся в отношениях с Россией, казался бы целесообразным и своевременным, если бы правящая элита этой страны была способной решиться на стратегическое сближение с РФ. Но ни немцы, ни другие западноевропейцы к этому пока что не готовы;

в-третьих, в организации отношений России с западноевропейскими странами придется преодолевать серьезные завалы, которые стали следствием недальновидности, нерасчетливости, антироссийских настроений их элит;

в-четвертых, настроиться в налаживании партнерских отношений с ЕС на длительную работу, успех которой будет в первую очередь зависеть от быстрого восстановления экономической мощи России. Те 10-15 лет, которые потребуются РФ для решения этой задачи, окажутся решающими и в определении характера отношений с Евросоюзом.

Суммируя задачи, которые стоят перед российской дипломатией, имея в виду всю сферу отношений с западноевропейскими странами и возникающие в этой связи непростые российско-американские межгосударственные проблемы, следует констатировать:

- Россия может и должна использовать существующие противоречия в интересах, несовпадения в позициях Западной Европы и США, но было бы большой ошибкой строить на этом стратегию отношений с этими двумя центрами евро-атлантического мира;

- Российская Федерация, будучи европейской страной с богатым опытом участия в жизни континента, тем не менее не должна ставить перед собой задачи вхождения в ЕС или НАТО, так как растворение в их структурах лишит ее возможности играть роль самостоятельного центра современных международных отношений, что предопределено ее геополитическим положением и геостратегическим потенциалом;

- для России на современном этапе весьма важно не упустить ни одного шанса использовать в своих интересах даже малейшие возможности развития позитивных отношений как с Западной Европой, так и США, но еще важнее не впасть в иллюзии, не завысить реальный уровень взаимовыгодности или невыгодности тех или иных ожидаемых результатов от этих отношений;

- Россия станет важным политическим и экономическим партнером Евросоюза, но она не должна форсировать этот процесс, так как национальные элиты стран объединяющейся Европы еще не доросли до понимания неизбежности такого партнерства, еще подвержены воздействию исторических мифов и страхов прошлого и потому нечувствительны к вызовам будущего;

- большие перспективы кроются для России в создании единого с Западной Европой экономико-рыночного пространства, которое выведет западноевропейский центр глобальной экономики на возможность непосредственных контактов и эффективных связей с АТЭС – другим подобным центром. Интерес РФ в таком случае заключается в том, что она становится не “связующим звеном”, не “мостом”, а составной частью, важным компонентом вызревающей геоэкономики;

- Российская Федерация при полном учете взаимосвязанности и взаимозависимости современного мира, серьезной заинтересованности в поддержке США и Евросоюзом проводимых страной демократических и рыночных реформ, обязана, тем не менее, иметь максимально возможную независимую внешнюю политику. Это диктуется и национальными интересами, и геополитическим положением, и мировой геостратегической ответственностью страны, но также и условиями сохранения, развития российской цивилизации – одного из семи глобальных цивилизационных центров современного мира.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА И САМОПРОВЕРКИ

 

1. Охарактеризуйте последствия для Европы геополитической катастрофы конца 80-х – начала 90-х годов ХХ столетия.

2. В чем состоят цивилизационные аспекты отношений России и Европы?

3. Какие подходы к отношениям с Россией доминируют в Западной Европе?

4. Россия и особенности ее отношений: а) с НАТО; б) с ОБСЕ; в) с Европейским союзом г) с США.

5. В чем заключается геополитический смысл расширения НАТО на восток и какова позиция в этой связи России?

6. Почему Россия не может быть принята в НАТО?

7. Почему Россия не может быть принята в Европецйский союз-?

8. Перечислите аргументы, позволяющие считать США европейской страной.

9. Назовите основные причины возникновения двух центров в атлантическом мире.

10. Сформулируйте основные принципы, которыми должна руководствоваться российская дипломатия в европейской политике.

 

ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ

Бжезинский З. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство. Пер. с англ. М., 2004.

Будущее отношений России и НАТО. М., 2004.

Европа и Россия. Проблемы южного направления. М., 1999.

Европейский союз. М., 2001.

Между прошлым и будущим: Россия в трансатлантической перспективе. М., 2001.

Приходько О.В. Трансатлантические противоречия в сфере безопасности и их последствия для отношений России и США. М., 2004.

Россия и Европа: отношения на рубеже веков. М., 2001.

Современные международные отношения. Учебник. Под ред. А.В. Торкунова. М., 2000.

США и Европа. М., 2000.

Уткин А.И. Американская стратегия для ХХI века. М., 2000.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Арбатов А. Безопасность: российский выбор. М., 1999.

Арбатова Н.К. Национальные интересы и внешняя политика России: европейское направление. М., 2005.

Безвизовый режим между Россией и ЕС:”дорожная карта”. М., 2004.

Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические перспективы. М., 1998.

Максимычев И.Ф. Германский фактор в европейской политике России. М., 2004.

Россия и Европа: тенденции развития на пороге III тысячелетия. М., 1995.

Россия и Европейский союз: добрососедство без права на родство? М., 2004.

Современное состояние отношений ЕС-Россия. М., 2004. Уткин А.Н. Вызов Запада и ответ России. М., 1996.

Хьюз М.Н. США и Россия: построение прочных взаимоотношений. СПб. 2005.

 

 

ЛЕКЦИЯ ПЯТНАДЦАТАЯ, ШЕСТНАДЦАТАЯ

 

ВОСТОЧНЫЙ ВЕКТОР ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Восточное направление внешнеполитической деятельности России

Азиатско-тихоокеанский регион как регион будущего

Российский Дальний Восток и АТР

РФ и внешнеполитические форумы в АТР

Россия и ASEM

Китай и Россия в мировой политике

Проблема объединения КНДР и Республики Корея

Страна восходящего солнца и Россия

Российско-индийские отношения и Южная Азия

“Ось” Россия – Индия – Китай: “за” и “против”

I. Восточное направление внешней политики РФ. В России наконец-то начали стихать споры вокруг вопроса, должна ли страна делать выбор в своей международной ориентации и если должна, то где мы должны быть: на Западе с Западом или на Востоке с Востоком? Экс-министр иностранных дел РФ И. Иванов отмечал в одной из своих статей, что “на протяжении последнего столетия одним из центральных пунктов дискуссий вокруг российской внешней политики был вопрос о соотношении ее европейского и азиатского направлений”, связанный с идеологической “поддержкой или, наоборот, неприятием ценностей западной цивилизации”. На смену такого рода дискуссиям приходит понимание того, что международная деятельность Российской Федерации может строиться только в соответствии с “идеей многовекторности”, “которая сегодня стала одной из наиболее фундаментальных идей, положенных в основу обновленной российской внешнеполитической концепции”.

Действительно, и с исторической, и с географической, и с цивилизационной, и с политической точек зрения Россия была и остается евразийской страной с естественными национально-государственными интересами на Западе, на Востоке и на Юге. Во внешней политике это означает потребность целенаправленных и продуманных действий по всем азимутам. Главной проблемой внешней политики Российской Федерации является отнюдь не выбор приоритетности государств-партнеров в той или иной части света или определение ее географического вектора. Здесь важны другие вопросы:

- точное определение соразмерности усилий по основным направлениям сношений с иностранными государствами, международными объединениями, межстрановыми и трансграничными организациями;

- достаточная концентрация внешнеполитических ресурсов на самом важном для страны в данный момент участке мировой политики;

- реальный учет позитивных и негативных факторов в международной жизни, в первую очередь для интересов страны;

- эффективная тактика и долговременная стратегия в проведении международного курса;

- разумное распоряжение существующими и возникающими историческими возможностями, необходимыми для того, чтобы достичь реальных результатов на всех важных для страны направлениях международной деятельности.

Является ли это свидетельством обретения правящим классом России определенной внешнеполитической мудрости? Вряд ли, если судить по тому, что и в самом Министерстве иностранных дел, и в других государственных ведомствах, связанных с определением и реализацией внешнеполитической деятельности, не прекращается “перетягивание каната” между западниками и ориенталистами. Но в случае с восточным направлением внешней политики России, выравниваемом в настоящее время по европейскому масштабу, есть факторы, которые на уровне высшего государственного управления превозмогают и убежденность самых последовательных вестернизаторов, и верность основным идеям учения евразийцев, полагающих Азией только те страны, которые лежат за пределами восточных российских границ. Дело в том, что Россия после геополитической катастрофы конца ХХ столетия, значительно утратив в своих глобальных позициях, неожиданно для себя оказалась между двумя динамично развивающимися регионами мира – Европейским союзом и Азиатско-Тихоокеанским регионом, которые значительно превосходят ее по всем показателям экономического прогресса и влияния в мире. И проблема выбора приоритетной ориентации на один из этих регионов оказалась не только нерациональной, но и беспредметной, особенно в том, что касается АТР. Экономический и политический колосс, встающий на востоке, ставит Россию перед совершенно новой Азией, которая из объекта выбора превращается в его субъект, причем не только для России.

А.И. Уткин приводит в этой связи следующие данные: “Возможность модернизации, развития по пути интенсивного роста с охранением собственной идентичности стала реальностью после изобретения конвейерного производства, “убивающего” как раз то, в чем Запад был так силен – самостоятельность, инициативность, индивидуализм, творческое начало в труде, поиски оригинального решения. Оказалось, что конфуциански воспитанная молодежь приспособлена к новым обстоятельствам упорного труда. Шанс, данный Фордом в Детройте, подхватила Восточная Азия, иная цивилизация, иной мир. Для истории привыкшего за пять столетий к лидерству Запада это радикальный поворот. Если у Запада есть Немезида, то ее зовут Восточная Азия – именно этот регион получит исторический шанс в ХХI веке.

Ради победы в холодной войне Запад сам дал шанс потенциальному сопернику. Истории еще придется вынести суждение, являлась ли разумной для США широкая помощь Японии, Южной Корее, Тайваню, Гонконгу, Сингапуру. Америке понадобилось 47 лет, чтобы удвоить свой ВНП на душу населения, Япония это сделала за 33 года, Индонезия - за 17, Южная Корея - за 10 лет. Темпы роста экономики КНР в 80-е – 90-е годы составили в среднем 8% в год. Средний темп прироста ВНП азиатских стран превышает 6% в год, а у Запада он равен 2,5 – 2,7%. Феноменальный экономический рост позволил азиатам сделать за несколько десятилетий то, на что Западу понадобились столетия. Около 2020 года Азия будет производить более 40% мирового ВНП. На Азию будут приходиться 16 из 25 крупнейших городов мира. Именно в этом регионе за последние годы построены шесть (из семи созданных в мире) ядерных реакторов.

Есть много оснований согласиться с футурологом Дж. Нэсбиттом, посчитавшим подъем Азии “безусловно, самым важным явлением в мире”. Немалое число экспертов полагает, что подъем Азии “лишит Запад монополии на мировое могущество. Модернизация Азии навсегда переделает мир”. К 2050 году на долю Азии придется, если экстраполировать современные тенденции развития, примерно 57% мировой экономики. Из шести величайших экономик мира пять будут азиатскими. Согласно прогнозу ЦРУ, после Китая с 20 триллионами валового национального продукта второе место займут США – 13,5 трлн. долл. Далее идет Япония – 5 трлн. долл.; четвертое место занимает Индия – 4,8 трлн.; затем Индонезия – 4,2 трлн., Южная Корея – 3,4 трлн. и Таиланд – 2,4 трлн. долл. И Азия не остановится на достигнутом. Тенденция такова: в 1995 году валовый национальный продукт Соединенных Штатов был равен совокупному продукту Японии, Китая, Индонезии, Южной Кореи и Таиланда, вместе взятых. Через 25 лет американский ВНП, который удвоится за это время, будет составлять менее 40% общего продукта указанных стран…

Пятьсот лет спустя после прихода Васко да Гамы в Индию (1498), вслед за экономическим самоутверждением, начал смещаться баланс вооружений между Западом и Востоком. Десять азиатских стран вошли в мир баллистических ракет. Создаваемые рядом азиатских государств технологически совершенные системы потенциально угрожают западным позициям в Азии. Мир ступил не в эру “после холодной войны”, а в период “после Васко да Гамы”, когда “западное военное превосходство тает по мере того, как индустриализация и новоприобретенное богатство Азии позволяют ей совершить военное обновление, которое внешней силе превозмочь будет чрезвычайно трудно”.

II. Россия и региональные форумы АТР. “Важное и все возрастающее значение во внешней политике Российской Федерации имеет Азия, - фиксируется в официальной внешнеполитической концепции страны, - что обусловлено прямой принадлежностью России к этому динамично развивающемуся региону, необходимостью экономического подъема Сибири и Дальнего Востока. Упор будет сделан на активизации участия России в основных интеграционных структурах Азиатско-Тихоокеанского региона – форуме “Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество” (АТЭС), региональном форуме Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) по безопасности, в созданной при инициативной роли России “шанхайской шестерке” (Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан)”. К сожалению, реализация этих стратегических задач, имеющих определяющее значение для дальнейшей судьбы государства российского, начинается не в лучшем для России, что характерно и в случае ее отношений с Европой, соотношении внутренних и международных факторов:

во-первых, на Россию в АТР обращают мало внимания, так как отход от военно-стратегических императивов советской эпохи обнаружил весьма слабую развитость экономики российского Дальнего Востока и ограниченность его торговых связей со странами региона. С началом радикальных реформ в РФ российский Дальний Восток (РДВ) “в определенном смысле оказался в некой серой зоне”, он как бы “завис” в геополитическом и геоэкономическом пространстве, “тирании расстояний”, будучи отдаленным от наиболее развитых частей страны, в то же время не сумев заручиться широким хозяйственным взаимодействием со странами Северо-Восточной Азии (СВА). Оказалось, что на Дальнем Востоке Россия должна параллельно решать две основные задачи – вхождения в динамично развивающиеся экономические и политические процессы в АТР и реинтеграции “Дальней России” с остальной частью страны. В самом общем виде факторы, необходимые для подъема Дальнего Востока, как об этом пишет Э.С. Гребенщиков, уже широко известны, но их никак не удается реализовать:

- активизация роли транснациональных корпораций, как российских, так и зарубежных;

- дозированный импорт китайской и корейской рабочей силы;

- совместное предпринимательство с участием российских бизнесменов новой, посткриминальной генерации;

- использование диаспор, в том числе возвращение корейцев из Средней Азии в прежние места своего проживания на РДВ;

- придание нового импульса развитию приграничных производственных связей и обменов;

во-вторых, для активного участия в экономической жизни АТР Москве нужно излечить РДВ от целого ряда внутренних пороков, реестр которых в изложении Дж. Розмана из Принстонского университета (США) выглядит следующим образом:

- плохо управляемый, если не хаотический процесс децентрализации управления РДВ;

- номенклатурно-криминальный характер приватизации на Дальнем Востоке;

- неспособность реализовать конкретные проекты развития и создать нужную инфраструктуру (СЭЗ в Находке, не построенный за многие годы мост через Амур, соединяющий Благовещенск с Хэйхе и т.п.);

- высокомерное отношение к Японии и японцам со стороны властей и населения;

- контроль криминальных элементов над экономическими обменами с сопредельными странами;

- националистические проявления в регионе и недостаток интернационализма, проявляемый со стороны некоторых дальневосточных руководителей;

в-третьих, Россия с большим опозданием входит в колею тихоокеанского экономического и политического развития, в связи с чем ей приходится преодолевать уже возникающее отторжение со стороны Азии, интегрирующейся без оглядки на РФ и во многом без учета ее интересов. Типичными можно считать взгляды, отраженные С. Блэнком и А. Рубинстейном на страницах журнала “Проблемы посткоммунизма”. “Вашингтон, - пишут они, - не считает Россию серьезным игроком в Азии… Тенденция к маргинализации России в вопросе о безопасности в Восточной Азии – это не только политика США; ее разделяют все основные игроки в восточноазиатском регионе, что вытекает из продолжающегося кризиса в России в политическом, экономическом и военном плане. Неспособность России достичь желаемого уровня влияния в Азии свидетельствует о провале попыток Ельцина проводить цельную, продуманную экономическую и внешнюю политику. Если в прошлом в центре дискуссий об отношениях региональных держав находились военные и идеологические проблемы, то сегодня решающими являются экономические соображения, государственный потенциал и индустриально-технологическая динамика. Проявлявшаяся в прошлом излишняя концентрированность Москвы на факторе военной мощи стала одной из главных причин ее упадка. По этим критериям России далеко до того, чтобы стать реальным конкурентом в Азии сейчас или в предвидимом будущем. По любому показателю слабость России несомненна, ее влияние падает и перспективы уменьшаются… Россия находится в Азии, но еще не стала частью Азии”.

Значит ли это, что Россию можно cчитать “больным человеком Азии”, как предлагают упомянутые выше два американских профессора? На этот вопрос ответила сама жизнь. К концу ХХ столетия РФ завершила процесс приобщения к организационно-институциональной структуре АТР, она была принята в качестве полноправного члена в организацию Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества, - наиболее авторитетный форум, объединяющий 21 страну по обе стороны Тихого океана, на долю которых приходилось около 60% мирового ВНП, 50% торговли и 40% населения. В последние годы РДВ прошел путь от изоляции к совместимости со многими процессами, составляющими феномен превращения Великого океана в эпицентр развития мировой экономики. Э. Гребенщиков считает более верным акцентировать внимание на позитивных подвижках, происходящих на пути поэтапного вовлечения России в тихоокеанское экономическое пространство, а не выискивать аргументы в пользу ее окончательной маргинализации в этом регионе. Российский исследователь полагает, что если рассматривать Китай как две трети российской восточно-азиатской и тихоокеанской политики, то уровень доверия и политического взаимопонимания, постоянно растущие объемы экономического обмена с этой страной позволяют достаточно оптимистично оценивать перспективы России в АТР. И с этим выводом нельзя не согласиться.

Созданная в 1989 г. Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) – единственная общерегиональная экономическая организация межгосударственного характера в АТР. Ее цель – создание к 2010 году зоны, свободной и открытой для торговли и инвестиций индустриально развитых, а к 2020 году – для развивающихся стран – участниц АТЭС. В состав этой организации входят Индонезия, Малайзия, Таиланд, Сингапур, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Камбоджа, США, Япония, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея, КНР, Тайвань (его представители не участвуют во встречах на уровне глав правительств), Россия, Мексика, Чили, Папуа-Новая Гвинея. С 1993 года проводятся ежегодные совещания АТЭС на уровне глав правительств и государств. Прием новых членов заморожен до 2007 года.

АТЭС – разветвленная и активная организация, круглогодичная деятельность которой сосредоточена в рабочих группах, где разрабатываются и воплощаются в жизнь около 200 крупных проектов. Два ежегодных форума – “асеановская неделя” в июле на уровне министров и на высшем уровне в ноябре – занимаются и политикой, и экономикой. На последних ежегодных форумах на первый план вышли проблемы подготовки разных стран региона к открытию своих рынков для международного сотрудничества. Главное внимание при этом уделяется тем государствам, экономика которых пока не готова к конкурентной борьбе. В рамках форумов постоянно обсуждаются проблемы инвестиций в образование, так как здесь будущее связывают с увеличением доли экономики, основанной на знаниях, с готовностью людей жить и действовать в условиях информационной эры. В частности, на форуме АТЭС в Брунее президент США Б. Клинтон утверждал: “АТЭС поощряет всех своих членов к тому, чтобы они провели комплексную оценку своей готовности к информационному веку… Мы не сможем преодолеть здесь технологическую пропасть, если вы (имеются в виду предприниматели – М. М.) не приложите усилий по развитию систем дистанционного обучения, не дадите бесплатно программное обеспечение и недорогие компьютеры в деревни, не выделите средства для обучения людей пользоваться ими”.

АТЭС – это своего рода один из вариантов регионального ответа на вызовы глобализации. Форум, с его принципами добровольности и консенсуса, превратился в важный консультационный механизм по выработке региональных правил торговли, инвестиционной деятельности и экономического сотрудничества, многие из которых после апробации в рамках форума вероятнее всего утвердятся и на глобальном уровне. Предпринимаемые АТЭС шаги – это долгосрочные, а не разовые меры, они направлены прежде всего на создание “азиатского сообщества” с едиными правилами игры и по возможности унифицированными национальными экономическими стандартами и режимами. Сами члены АТЭС рассматривают форум в качестве инструмента, способствующего приданию их экономикам инновационного и обращенного в будущее характера.

Россия была принята в АТЭС в ноябре 1998 г. ”Мы твердо убеждены, - отмечал министр иностранных дел РФ И. Иванов, - что это имеет очень важное значение. Экономический рост любого государства в следующем веке невозможен без активного выхода на внешние рынки, без участия в многосторонней системе международной торговли и инвестиций. АТЭС как раз и является организацией, вырабатывающей “правила игры” в региональной торговле на перспективу. Вступление России в данный форум призвано обеспечить нам в этом равноправный голос. Считаем, что в наибольшей степени от этого АТЭС должны выиграть дальневосточные регионы России, поскольку именно здесь в первую очередь осуществляется наше участие в хозяйственной жизни АТР”. К сожалению, на деле оно сводилось к четырем общеатэсовским проектам, разрабатывавшимся с помощью России:

- создание и укрепление правовой инфраструктуры экономической жизни стран-участниц форума. Конечная цель данного проекта – создать единое коммерческо-правовое поле для всего тихоокеанского региона или большей его части. От России в этой работе участвует Генпрокуратура;

- создание концепции контроля над потребительским рынком региона. Представителей от России на эту работу делегирует Госстандарт;

- создания новых материалов и финансирование возможных проектов в этой сфере. От России участвовали представители министерства науки;

- выработка проекта Россия – Япония - США, преследующего цель сокращения нелегального вывоза морепродуктов из прибрежной зоны РФ. Российские участники этой работы направлялись Госкомрыболовства.

Безусловно, подобный масштаб участия России в мероприятиях АТЭС был весьма далек от возможностей и потребностей ее вхождения в интеграционные процессы в АТР. Участие президента РФ В. В. Путина в работе саммита АТЭС в Брунее в ноябре 2000 года привело к динамизации деятельности всех российских органов и организаций, ответственных за реализацию восточного вектора внешней политики России. Освещая в своем выступлении на форуме АТЭС интересы России в этой организации с “деловой точки зрения”, российский президент подчеркнул: “ В части экспорта – это, в первую очередь, наши природные ресурсы, в том числе энергетические. Но это также российская наука, которая является важнейшей частью мировой науки. Это машиностроение, транспортные магистрали, рыболовство, а также туризм. Для экспорта энергии создается инфраструктура, ориентированная на Азию, и здесь есть возможности для инвесторов других стран. Ряд энергоместорождений Сибири и Дальнего Востока выведен на режим соглашений о разделе продукции с иностранными инвесторами”.

Участие В.В. Путина и большой российской делегации в Шанхайском саммите АТЭС, состоявшимся 20-21 октября 2001 г., привело к тому, что российские усилия в этой организации сконцентрировались на следующих направлениях:

- диверсификации торгово-экономических связей со странами-членами АТЭC;

- создании новой энергетической конфигурации АТР с участием России и исходя из того, что удельный вес Азии в общем потреблении энергии в мире увеличится к 2010 г. до 26% против 17% в 2001 г. Речь шла о совместных с другими странами инвестиционных проектах в области производства и экспорта углеводородного сырья;

- выступлении России в качестве связующего моста между европейскими государствами и странами АТЭС, способного вдвое сократить маршрут в Европу азиатских товаров по Транссибирской магистрали по сравнению с морским путем через Суэцкий канал;

- выбора инновационного пути развития с упором на человеческие ресурсы, что предполагало вклад России в развитие информатики, шенной инфженерии, нанотехнологий и т.д.

Россия с 1997 года имеет статус официального партнера субрегиональной организации 9 стран Юго-Восточной Азии - АСЕАН (в качестве гостя и наблюдателя РФ участвовала в работе так называемой постминистерской конференции (ПМК) АСЕАН c 1991 г.). Это объединение возникло с целью образования субрегиональной зоны свободной торговли и хозяйственного сотрудничества. Но уже с 1991 г. АСЕАН начинает активно обсуждать военно-политические вопросы, пытается решать внутрирегиональные конфликты. С 1995 г. в рамках ПМК стал проводиться субрегиональный форум по вопросам безопасности. После финансового кризиса 1998 г. среди стран-членов АСЕАН стали крепнуть интеграционные интенции. И так как АТЭС оказалось неспособным помочь асеановцам преодолеть последствия кризиса, то в субрегионе зародились идеи создания зоны свободной торговли уже не в масштабах Юго-Восточной Азии, а в масштабах всей так называемой Большой Восточной Азии, которая включает в себя, помимо государств АСЕАН, еще Китай, Японию и Южную Корею. Решение о создании такой зоны было принято в ноябре 2000 г. на саммите глав государств АСЕАН в Сингапуре. Очевидно, что если этот проект будет реализован, то это приведет к кардинальным переменам во всей азиатской и мировой геополитике и геоэкономике. Это серьезнейшим образом затронет и интересы России.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...