Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В) между интеграционными процессами в АТР и национальными приоритетами РФ. 10 глава




- в-пятых, поражение Саддама Хусейна и падение поддерживавших его наиболее экстремистски настроенных лидеров ООП позволили в 1991 г. сдвинуть процесс мирного урегулирования в Палестине с “мертвой точки”. 30 октября в Мадриде начинает работу международная конференция по ближневосточному мирному урегулированию. В ней приняли участие Израиль, находившиеся с ним в конфронтации арабские страны, делегация палестинцев (фактически ООП). США и СССР участвовали в конференции как спонсоры мирного процесса (сопредседатели). Все ее участники одобрили в принципе мирное урегулирование на основе идеи “земля в обмен на мир”. Однако оформление конкретных рамок решения палестинской проблемы потребовало 10 раундов переговоров, проходивших в течение почти двух лет главным образом в Осло. 9 сентября 1993 г. Израиль и ООП заключили соглашение о взаимном признании, а 13 сентября подписали декларацию о принципах организации временного палестинского самоуправления в секторе Газа и г. Иерихон. Это было, по сути, соглашение о создании Палестинской автономии на Западном берегу и в секторе Газа, которое должно было быть завершено в течение 5 лет;

- в-шестых, процесс ближневосточного урегулирования получил дополнительный импульс в связи с подписанием 24 октября 1994 года в г. Акаба иорданско-израильского мирного договора, а декабре этого же года установлением между Иорданией и Израилем дипломатических отношений.

Против переговорного процесса с Израилем выступили экстремистские организации палестинцев, не только обвинив Я. Арафата в предательстве и приговорив его к смерти, но и интенсифицировав террористическую войну против Израиля. Особую активность стали проявлять боевики-исламисты из “Хамас” (“Движение исламского сопротивления”) и “Аль-джихад аль-ислами фи Филастин” (“Исламская священная война в Палестине”), а также боевики ливанской партии “Хесбалла” (“Партия Аллаха”). Расчет был не только на обострение отношений между ООП и Израилем, но и на активизацию противников мирного урегулирования в израильском обществе, в особенности еврейских религиозных кругов. Он частично оправдался, что не помешало правительству Израиля и руководству ООП подписать 28 сентября 1995 года Временное соглашение, предусматривавшее вывод израильских войск из шести городов, проведение выборов палестинской администрации, создание крупных палестинских полицейских сил. В нем также содержалось обязательство ООП внести изменение в текст Национальной хартии (устава ООП), где все еще сохранялась статья, гласившая, что целью ООП является создание “единого арабо-еврейского демократического государства на всей территории Палестины”. Ратификация Временного соглашения в израильском кнессете (парламенте) сопровождалась ожесточенной дискуссией, оно было одобрено 61 голосом “за” при 59 “против”.

В январе 1997 г. между Израилем и ООП была достигнута договоренность о передаче под контроль палестинской администрации г. Хеврон, где имелось израильское поселение. В ноябре 1998 г. в местечке Уэй под Вашингтоном было достигнуто очередное соглашение, предусматривавшее передачу палестинской администрации 13% территории Западного берега. В свою очередь, ООП обязывалась усилить борьбы с террористами и отменить антиизраильские статьи Национальной хартии, что и было сделано уже в декабре. В целом, несмотря на очевидные успехи в разрешении палестинской проблемы, ее ключевые аспекты еще оставались “за кадром” переговоров.

III. ООН и палестино-израильская проблема. То обстоятельство, что такие важные аспекты этой проблемы, как судьба еврейских поселений палестинских беженцев, вопрос о распределении водных ресурсов, проблема статуса Иерусалима и т.д., вовсе не означало, что они оставались без внимания. Однако все участвовавшие в урегулировании стороны понимали, что обсуждение и разрешение этих вопросов может стать возможным лишь после мирного урегулирования отношений между Израилем и соседними государствами. Поэтому они рассматривались в основном в ООН теми ее органами и организациями, которые были вовлечены в мирное разрешение палестино-израильской проблемы.

В рамках ООН проблемами Ближнего Востока занимается целый ряд учреждений.

В 1950 году было создано Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР). Н а протяжении более 55 лет БАПОР помогает сотням тысяч перемещенных лиц в Иордании, Ливане, Сирии, на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газы, обеспечивая их продовольствием, жильем, медицинским обслуживанием, организуя систему образования, профессиональной подготовки и т.д. Это самая многочисленная организация на Ближнем Востоке, со штатом свыше 25 тысяч человек, почти полностью укомплектованным палестинцами, работающими учителями, врачами, медсестрами и т.п. В докладе Генерального секретаря ООН Совету Безопасности «Мирное урегулирование вопроса о Палестине» от 29 ноября 2004 года было заявлено, что БАПОР и Мировая продовольственная программа оказывают регулярную продовольственную помощь почти полутора миллионам палестинцам, то есть 39% от общего числа населения на оккупированной израильтянами территории.

В 1975 году для поиска справедливого решения вопроса о Палестине, выработки рекомендаций по осуществлению палестинским народом своих прав был создан Комитет по осуществлению неотъемлемых прав палестинского народа.

В 1977 году для оказания помощи Комитету по осуществлению неотъемлемых прав палестинского народа, для подготовки исследований и публикаций по вопросу прав палестинцев и максимально возможной их популяризации был создан Отдел по правам палестинцев (сегодня он входит в Департамент по политическим вопросам Секретариата ООН ). В рамках отдела была создана компьютеризированная информационная система по вопросу о Палестине (ЮНИСПАЛ). Отдел по правам палестинцев Секретариата Организации Объединенных Наций имеет предоставленные Генеральной Ассамблеей полномочия на организацию международных совещаний и конференций во всех регионах в консультации с Комитетом и под его руководством, на которых обсуждаются различные аспекты вопроса о Палестине.

Специальный координатор Организации Объединенных Наций по ближневосточному мирному процессу представляет Генерального секретаря ООН на Ближнем Востоке.

Помощь палестинскому народу оказывают также многие другие учреждения Организации Объединенных Наций: Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация труда (МОТ) и Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Финансовая помощь в целях урегулирования конфликта осуществляется через Всемирный банк, в котором был создан специальный Целевой фонд.

На территории Ближнего Востока размещаются силы ООН по поддержанию мира. Их основная задача – следить за соблюдением договоренностей о прекращении огня, перемирии, не допускать перерастания отдельных инцидентов в боевые действия. Кроме того, силы ООН по поддержанию мира оказывают гуманитарную помощь гражданскому населению путем предоставления медицинской помощи, реализации проектов водоснабжения, предоставления оборудования и услуг школам и детским домам, а также социальных услуг нуждающимся. К силам по поддержанию мира на Ближнем Востоке относятся Орган ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия (ОНВУП), Силы ООН по наблюдению за разъединением (СООННР – Голанские Высоты), Временные силы ООН в Ливане (ВСООНЛ).

Положение на Ближнем Востоке до сих пор остается одним из самых важных пунктов в повестке дня Совета Безопасности ООН. Он заслушивает ежемесячные доклады Генерального секретаря, специального координатора Организации Объединенных Наций по ближневосточному мирному процессу Терье Рёд-Ларсена и старших сотрудников Секретариата. В них всесторонне освещается положение в ближневосточном регионе, выделяются первоочередные для решения проблемы, определяются способы их решения, рекомендуемые ООН, прогнозируются перспективы процесса мирного урегулирования.

IV.Основные документы, лежащие в основе урегулирования ближневосточного конфликта. Самой первой резолюцией в рамках ООН по вопросу сосуществования двух народов в Палестине была резолюция Генеральной Ассамблеи 181 (от 29 ноября 1947 года). Она так и не была выполнена. Резолюция Генеральной Ассамблеи 194 (от 11 декабря 1948 года) признала право палестинских беженцев на возвращение. Ссылка на эту резолюцию часто встречается в заявления арабских государств.

Сегодня в основе подхода международного сообщества к арабо-израильскому конфликту лежат резолюции Совета Безопасности 242 (22 ноября 1967 года), 338 (22 октября 1973 года). Также в последних документах делают ссылки на резолюции 1397 (12 марта 2002 года) и 1515 (19 ноября 2003 года). Наряду с ними в качестве основополагающих документов иногда упоминаются так называемые мадридские принципы (по названию мирной конференции в Мадриде в 1991 году, на которой было заявлено о приверженности указанным выше резолюциям).

После активизации переговорного процесса в конце XX - начале XXI вв. был принят целый ряд документов, прежде всего по вопросу палестино-израильских отношений:

- Декларация принципов о временных мерах по самоуправлению (Осло-1, 13 сентября 1993 года);

- Каирское соглашение о начале осуществления проекта самоуправления в секторе Газы и районе Иерихона от 4 мая 1994 года;

- Временное соглашение по Западному берегу и сектору Газы (Осло-2, 28 сентября 1995 года);

- Меморандум «Уай-Ривер» (23 октября 1998 года);

- Израильско-палестинский Меморандум по вопросам, связанным с выполнением Временного соглашения в Шарм-эль-Шейхе (4 сентября 1999 года);

- План Митчелла-Тенета (июнь 2001 года), в котором говорилось о необходимости возродить доверие, прекратить теракты и насилие, сесть за стол переговоров, предлагались меры, которые ожидались в данной связи от палестинских властей и израильского правительства;

- Резолюция Совета Безопасности ООН 1397 (12 марта 2002 года), в которой было высказано требование о немедленном прекращении всех актов насилия, содержался призыв сторон начать сотрудничество по выполнению рекомендаций плана Митчелла-Тенета;

- Саммит Лиги Арабских государств в 2002 году выдвинул мирную инициативу («Саудовскую инициативу»), предусматривающую признание арабскими странами права Израиля на существование и нормализацию отношений с ним, при условии:

а) полного вывода израильских войск к границам 4 июня 1967 года;

б) ликвидации израильских поселений на палестинских территориях;

в) урегулирования всех территориальных проблем с соседними государствами;

г) выполнения резолюции ООН 194. Сегодня арабские страны иногда противопоставляют этот план урегулирования «Дорожной карте»;

- В октябре 2003 года инициативной группой израильских политиков во главе с бывшим министром юстиции Иосси Бейлиным и палестинскими чиновниками во главе с бывшим министром информации Палестинской администрации Ясиром Абед Раббо был представлен разрабатывавшийся в течение двух лет план урегулирования палестино-израильского конфликта (Женевская инициатива). В этом документе Израиль делал ряд уступок по ключевым вопросам. Эта инициативы была отвергнута правительством Израиля и никогда не рассматривалась как рабочий проект.

V. “Дорожная карта”. В 2003 года Совет Безопасности ООН в резолюции 1515 утвердил в качестве программы мирного урегулирования на Ближнем Востоке «Дорожную карту», разработанную США в рамках «четверки» (США, Россия, ООН, ЕС). Этот документ необходимо рассмотреть более тщательно, так как именно он был официально признан палестинской и израильской сторонами в качестве плана решения конфликта. В документе подчеркивалось, что успешное выполнение палестино-израильских договоренностей будет способствовать продвижению на сирийско-израильском и ливано-израильском направлениях мирного урегулирования. Это, в конечном итоге, должно было привести к окончательному и взаимоприемлемому разрешению арабо-израильского конфликта в регионе.

Цели плана, заложенного в “Дорожной карте”, заключались во всеобъемлющем урегулировании палестино-израильского конфликта, в создании независимого, демократического и жизнеспособного палестинского государства, территориально неразрывного с Западным берегом, связанного с сектором Газы, сосуществующего в мире и безопасности с Израилем и другими соседними странами. В этой связи процесс урегулирования был разделен на три этапа.

На первом этапе (до мая 2003 года) предполагалось прекратить террор и насилие, добиться нормализации условий жизни палестинцев, начать формирование палестинских государственных институтов. В ходе первого этапа палестинцы при содействии Израиля, основываясь на усилиях реструктурированных и эффективно действующих палестинских спецслужб, должны были прекратить насилие (путем ареста, обезвреживания и изоляции лиц, причастных к совершению терактов, конфискации незаконного оружия и так далее). Кроме того, палестинцы должны были осуществить все необходимые политические реформы для подготовки к созданию государственности, включая разработку проекта палестинской конституции и проведение свободных, честных и открытых выборов.

В свою очередь Израиль должен был вывести войска с палестинских территорий, оккупированных после 28 сентября 2000 года (начала второй интифады), а также заморозить любую поселенческую деятельность, не совершать подрывающих доверие действий и предпринимать шаги по улучшению гуманитарной ситуации.

Арабские государства должны были прекратить государственное, частное финансирование и другие формы помощи группировкам, причастным к насилию и террору. Доноры, обеспечивающие финансовую поддержку палестинцам, должны были направлять соответствующие средства через единый казначейский счет министерства финансов ПНА.

На втором этапе, после проведения выборов в Палестине, предполагалось организовать Международную конференцию с целью оказания поддержки восстановлению палестинской экономики и запуска процесса, который привел бы:

а) к созданию независимого палестинского государства во временных границах;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...