Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Примерный конспект занятия в младшей группе (январь)




Задачи. Учить детей умению воспринимать музыку через зрительный и тактильно-вибрационный анализаторы. Выполнять движения по показу вос­питателя.

Подготовка к занятию1. Музыкальный руководитель предвари­тельно разучивает весь музыкальный материал занятия со взрослыми (сур­допедагогом и воспитателем), определяет местоположение в зале каждого яз них, отрабатывает материал речевых инструкций (через табличку, дактиль-пог). В зале расставляются стулья полукругом (см. и. п. 1, с. 16), приготав­ливаются таблички со словами «Идите», «Встаньте», «Сядьте», «Слушай», «Белите», «Нет», «На», «Погремушка», «Песня», «Привет».

Ход занятия. Дети вместе с воспитателем и сурдопедагогом входят в зал и останавливаются у дверей. Музыкальный руководитель показывает табличку «Сядьте». Дети рассаживаются, взрослые помогают им. Сурдопе­дагог садится перед детьми, воспитатель продолжает стоять.

Первое задание (индивидуальное). «Игра с погремушками» (см. с. 46). Музыкальный руководитель показывает детям табличку «Погремушка» и дает погремушку воспитателю, показывая другую табличку—«На». Воспита­тель идет к боковой стене, поворачивается спиной к пианино, опускает по­гремушку. «Музыки нет»,— говорит музыкальный руководитель, демонстрируя табличку «Нет», объясняет дактиль», хвалит воспитателя (гладит по голо-пс) ьъ то, что он не поворачивается, ждет, когда будет музыка, затем ,вызывает одного ребенка, предлагает стать к пианино боком так, чтобы видеть

' Такая подготовка проводится к каждому занятию.

2 В начале года в младшей группе дактильно объясняется слово «нет».


действия воспитателя и играющего на инструменте, говорит: «Слушай» (таб­личка). Используется музыка «Игра с погремушкой». Воспитатель трясет погремушку, с окончанием музыки опускает ее и передает погремушку ре­бенку, стоящему у пианино: «На» (табличка). Воспитатель остается сзади и наблюдает, как ребенок выполняет задание, помогает ему. Это же зада­ние выполняют все дети. Действия каждого ребенка поощряются, даже если он ошибается. В том случае, когда ребенок отказывается выполнять зада­ние, его не следует заставлять.

Второе задание (фронтальное). Упражнение «Бег» (см. с. 39). Музы­кальный руководитель, напевая мелодию, обегает зал и садится на место. Затем показывает детям таблички «Встаньте», «Слушай», «Бегите». Испол­няется «Бег», дети сами выполняют задание и садятся на свои места.

Третье задание. Песня «Колыбельная» (см. с. 259). Музыкальный руко­водитель показывает табличку «Песня». Воспитатель сидит перед детьми, у него На руках кукла, обращает внимание на табличку «Нет», говорит (дактильно): «Музыки яет». С началом музыки укачивает куклу, напевает: «А-а-а». Дети подпевают, укачивая воображаемую куклу. После паузы с началом музыки дети встают, тихо идут друг за другом вокруг воспитате­ля, приложив палец ко рту: ведь кукла спит—и садятся на места. Затем звучит веселая мелодия, кукла просыпается, дети вместе со взрослыми тан­цуют, занимая весь зал. С окончанием музыки воспитатель спокойно идет к стулу, садится и сажает куклу на колени. Сурдопедагог вместе с детьми так же спокойно занимают места. Музыкальный руководитель хвалит всех де­тей (гладит их по голове). Кукла благодарит всех детей за хорошую песню и пляску.

Музыкальный руководитель сажает куклу и а пианино, показывает всем таблички «Встаньте», «Привет». Дети уходят из зала, прощаясь.

СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ

ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Содержание работы по музыкальному воспитанию глухих детей 4—5 лет несколько отличается от программы обучения детей 3—4 лет. Ребенок средней группы уже имеет опреде­ленные навыки слушания музыки. Но эти навыки еще неустой­чивы и требуют постоянной тренировки. Вот почему первые занятия (весь сентябрь) в средней группе начинаются с повто­рения пройденного материала в младшей группе. В октябре включаются более сложные задания. Если то или иное задание сложно для большинства детей, необходимо на следующем за­нятии дать посильное, т. е. вернуться к материалу младшей группы.

В ноябре практически начинается освоение программы сред­ней группы. На основе умений, полученных в младшей группе, дети должны уметь переключать зрительное восприятие на так­тильно-вибрационное и на слуховое.


Музыкальный материал усложняется: увеличивается протя­женность музыкальных отрывков, которые включаются в инди­видуальное задание в качестве слушания музыки (без участия зрения).

К концу года дети должны научиться самостоятельно стро­иться в круг, в шеренгу, в какой-то мере соблюдать равнение в строю во время ходьбы вокруг зала, двигаться из центра врас­сыпную, занимая более широкое пространство, ходить и бегать в разные стороны зала, не мешая товарищам.

Благодаря разнообразным упражнениям по восприятию му­зыки дети средней группы быстрее реагируют на смену харак­тера музыки, они острее чувствуют переход от спокойной му­зыки к быстрой, оживленной, веселой.

В играх им доступно выполнение небольших ролей.

Например, в игре «Зайка и мишка» роль мишки может исполнить ребенок. Вначале это поручается более активным детям, а на последующих занятиях эту роль вполне может сыграть каждый.

В этой группе дети также выполняют некоторые упражнения с предметами, но задания усложняются. Например, в «Пляске с куклой» они выбегают к кукле не по одному, а по два, одновре­менно оба ребенка должны выдержать паузы, вместе покру­житься.

Если в младшей группе песня-игра «Кукла спит» исполня­ется детьми с воображаемой куклой, так как в противном случае настоящая кукла отвлечет детей от восприятия музыки, то уже и средней группе куклу можно дать каждому.

С детьми 4 -5 лет продолжается работа по «звонкой азбу­ке» над теми звуками, которые отработаны с сурдопедагогом. Увеличиваетсячисло упражнений на пропевание не только от­дельных звуков и слогов, но и слов.

Репертуар младшей группы повторяется в средней группе и течение года.

Основным достижением детей 4—5 лет по освоению «звон­кой азбуки» является то, что они к концу года должны петь упражнения свыключенным зрением индивидуально, подгруппами и всей группой.

Продолжительность музыкального занятия с детьми 4—6 лет — 26—30 минут. Музыкальное занятие в средней груп­пе п ключ ист:

1. Индивидуальное задание (два движения).

2. Фронтальное задание (2—3 упражнения, одно из них новое,Другие знакомые; каждое задание построено на одном движении).

3. Упражнение «звонкой азбуки».

4. Песня-игра.

5. Пляска или игра.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.