Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Проф. Щедровицкий Д.В. (Отрывки)




Числа. Глава 7.

Комментарии и толкования:

Проф. Лопухина А.П.

Преподобного Ефрема Сирина

Проф. Щедровицкого Д.В.

 

Глава 7.

 


1 Когда Моисей поставил скинию, и помазал ее, и освятил ее и все принадлежности ее, и жертвенник и все принадлежности его, и помазал их и освятил их,
2 тогда пришли [двенадцать] начальников Израилевых, главы семейств их, начальники колен, заведывавшие исчислением,
3 и представили приношение свое пред Господа, шесть крытых повозок и двенадцать волов, по одной повозке от двух начальников и по одному волу от каждого, и представили сие пред скинию.
4 И сказал Господь Моисею, говоря:
5 возьми от них; это будет для отправления работ при скинии собрания; и отдай это левитам, смотря по роду службы их.
6 И взял Моисей повозки и волов, и отдал их левитам:
7 две повозки и четырех волов отдал сынам Гирсоновым, по роду служб их:
8 и четыре повозки и восемь волов отдал сынам Мерариным, по роду служб их, под надзором Ифамара, сына Аарона, священника;
9 а сынам Каафовым не дал, потому что служба их - носить святилище; на плечах они должны носить.
10 И принесли начальники жертвы освящения жертвенника в день помазания его, и представили начальники приношение свое пред жертвенник.
11 И сказал Господь Моисею: по одному начальнику в день пусть приносят приношение свое для освящения жертвенника.
12 В первый день принес приношение свое Наассон, сын Аминадавов, от колена Иудина;
13 приношение его было: одно серебряное блюдо, весом в сто тридцать сиклей, одна серебряная чаша в семьдесят сиклей, по сиклю священному, наполненные пшеничною мукою, смешанною с елеем, в приношение хлебное,
14 одна золотая кадильница в десять сиклей, наполненная курением,
15 один телец, один овен, один однолетний агнец, во всесожжение,
16 один козел в жертву за грех,
17 и в жертву мирную два вола, пять овнов, пять козлов, пять однолетних агнцев; вот приношение Наассона, сына Аминадавова.
18 Во второй день принес Нафанаил, сын Цуара, начальник [колена] Иссахарова;
19 он принес от себя приношение: одно серебряное блюдо, весом в сто тридцать сиклей, одну серебряную чашу в семьдесят сиклей, по сиклю священному, наполненные пшеничною мукою, смешанною с елеем, в приношение хлебное,
20 одну золотую кадильницу в десять сиклей, наполненную курением,
21 одного тельца, одного овна, одного однолетнего агнца, во всесожжение,
22 одного козла в жертву за грех,
23 и в жертву мирную двух волов, пять овнов, пять козлов, пять однолетних агнцев; вот приношение Нафанаила, сына Цуарова.
24 В третий день начальник сынов Завулоновых Елиав, сын Хелона;
25 приношение его: одно серебряное блюдо, весом в сто тридцать сиклей, одна серебряная чаша в семьдесят сиклей, по сиклю священному, наполненные пшеничною мукою, смешанною с елеем, в приношение хлебное,
26 одна золотая кадильница в десять сиклей, наполненная курением,
27 один телец, один овен, один однолетний агнец, во всесожжение,
28 один козел в жертву за грех,
29 и в жертву мирную два вола, пять овнов, пять козлов, пять однолетних агнцев; вот приношение Елиава, сына Хелонова.
30 В четвертый день начальник сынов Рувимовых Елицур, сын Шедеуров;
31 приношение его: одно серебряное блюдо, весом в сто тридцать сиклей, одна серебряная чаша в семьдесят сиклей, по сиклю священному, наполненные пшеничною мукою, смешанною с елеем, в приношение хлебное,
32 одна золотая кадильница в десять сиклей, наполненная курением,
33 один телец, один овен, один однолетний агнец, во всесожжение,
34 один козел в жертву за грех,
35 и в жертву мирную два вола, пять овнов, пять козлов и пять однолетних агнцев; вот приношение Елицура, сына Шедеурова.
36 В пятый день начальник сынов Симеоновых Шелумиил, сын Цуришаддая;
37 приношение его: одно серебряное блюдо, весом в сто тридцать сиклей, одна серебряная чаша в семьдесят сиклей, по сиклю священному, наполненные пшеничною мукою, смешанною с елеем, в приношение хлебное,
38 одна золотая кадильница в десять сиклей, наполненная курением,
39 один телец, один овен, один однолетний агнец, во всесожжение,
40 один козел в жертву за грех,
41 и в жертву мирную два вола, пять овнов, пять козлов и пять однолетних агнцев; вот приношение Шелумиила, сына Цуришаддаева.
42 В шестой день начальник сынов Гадовых Елиасаф, сын Регуила;
43 приношение его: одно серебряное блюдо, весом в сто тридцать сиклей, одна серебряная чаша в семьдесят сиклей, по сиклю священному, наполненные пшеничною мукою, смешанною с елеем, в приношение хлебное,
44 одна золотая кадильница в десять сиклей, наполненная курением,
45 один телец, один овен, один однолетний агнец, во всесожжение,
46 один козел в жертву за грех,
47 и в жертву мирную два вола, пять овнов, пять козлов и пять однолетних агнцев; вот приношение Елиасафа, сына Регуилова.
48 В седьмой день начальник сынов Ефремовых Елишама, сын Аммиуда.
49 Приношение его: одно серебряное блюдо, весом в сто тридцать сиклей, одна серебряная чаша в семьдесят сиклей, по сиклю священному, наполненные пшеничною мукою, смешанною с елеем, в приношение хлебное,
50 одна золотая кадильница в десять сиклей, наполненная курением,
51 один телец, один овен, один однолетний агнец, во всесожжение,
52 один козел в жертву за грех,
53 и в жертву мирную два вола, пять овнов, пять козлов, пять однолетних агнцев; вот приношение Елишамы, сына Аммиудова.
54 В восьмой день начальник сынов Манассииных Гамалиил, сын Педацура.
55 Приношение его: одно серебряное блюдо, весом в сто тридцать сиклей, одна серебряная чаша в семьдесят сиклей, по сиклю священному, наполненные пшеничною мукою, смешанною с елеем, в приношение хлебное,
56 одна золотая кадильница в десять сиклей, наполненная курением,
57 один телец, один овен, один однолетний агнец, во всесожжение,
58 один козел в жертву за грех,
59 и в жертву мирную два вола, пять овнов, пять козлов, пять однолетних агнцев; вот приношение Гамалиила, сына Педацурова.
60 В девятый день начальник сынов Вениаминовых Авидан, сын Гидеония;
61 приношение его: одно серебряное блюдо, весом в сто тридцать сиклей, одна серебряная чаша в семьдесят сиклей, по сиклю священному, наполненные пшеничною мукою, смешанною с елеем, в приношение хлебное,
62 одна золотая кадильница в десять сиклей, наполненная курением,
63 один телец, один овен, один однолетний агнец, во всесожжение,
64 один козел в жертву за грех,
65 и в жертву мирную два вола, пять овнов, пять козлов, пять однолетних агнцев; вот приношение Авидана, сына Гидеониева.
66 В десятый день начальник сынов Дановых Ахиезер, сын Аммишаддая;
67 приношение его: одно серебряное блюдо, весом в сто тридцать сиклей, одна серебряная чаша в семьдесят сиклей, по сиклю священному, наполненные пшеничною мукою, смешанною с елеем, в приношение хлебное,
68 одна золотая кадильница в десять сиклей, наполненная курением,
69 один телец, один овен, один однолетний агнец, во всесожжение,
70 один козел в жертву за грех,
71 и в жертву мирную два вола, пять овнов, пять козлов, пять однолетних агнцев; вот приношение Ахиезера, сына Аммишаддаева.
72 В одиннадцатый день начальник сынов Асировых Пагиил, сын Охрана;
73 приношение его: одно серебряное блюдо, весом в сто тридцать сиклей, одна серебряная чаша в семьдесят сиклей, по сиклю священному, наполненные пшеничною мукою, смешанною с елеем, в приношение хлебное,
74 одна золотая кадильница в десять сиклей, наполненная курением,
75 один телец, один овен, один однолетний агнец, во всесожжение,
76 один козел в жертву за грех,
77 и в жертву мирную два вола, пять овнов, пять козлов, пять однолетних агнцев; вот приношение Пагиила, сына Охранова.
78 В двенадцатый день начальник сынов Неффалимовых Ахира, сын Енана;
79 приношение его: одно серебряное блюдо, весом в сто тридцать сиклей, одна серебряная чаша в семьдесят сиклей, по сиклю священному, наполненные пшеничною мукою, смешанною с елеем, в приношение хлебное,
80 одна золотая кадильница в десять сиклей, наполненная курением,
81 один телец, один овен, один однолетний агнец, во всесожжение,
82 один козел в жертву за грех,
83 и в жертву мирную два вола, пять овнов, пять козлов, пять однолетних агнцев; вот приношение Ахиры, сына Енанова.
84 Вот приношения от начальников Израилевых при освящении жертвенника в день помазания его: двенадцать серебряных блюд, двенадцать серебряных чаш, двенадцать золотых кадильниц;
85 по сто тридцати сиклей серебра в каждом блюде и по семидесяти в каждой чаше: итак всего серебра в сих сосудах две тысячи четыреста сиклей, по сиклю священному;
86 золотых кадильниц, наполненных курением, двенадцать, в каждой кадильнице по десяти сиклей, по сиклю священному: всего золота в кадильницах сто двадцать сиклей;
87 во всесожжение всего двенадцать тельцов из скота крупного, двенадцать овнов, двенадцать однолетних агнцев и при них хлебное приношение, и в жертву за грех двенадцать козлов,
88 и в жертву мирную всего из крупного скота двадцать четыре тельца, шестьдесят овнов, шестьдесят [однолетних] козлов, шестьдесят однолетних агнцев [без порока]; вот приношения при освящении жертвенника после помазания его.
89 Когда Моисей входил в скинию собрания, чтобы говорить с Господом, слышал голос, говорящий ему с крышки, которая над ковчегом откровения между двух херувимов, и он говорил ему.


 

Проф. Лопухин А.П.

Приношения начальников израильских колен по случаю освящения скинии.

11 «По одному начальнику в день»: для большей торжественности, вящщей сосредоточенности внимания на приношениях и приносителе, а также за неудобством совмещения обильных приношений колен.

Ценные приношения и приводимые в жертву животные были совершенно тождественны, что заставляет предполагать предварительное поколенное соглашение.

15-17 Первою совершалась жертва за грех (Лев IV:22–23), затем — жертва всесожжения (Лев I:3–9) и наконец — жертва мирная (Лев III:3–9), с завершительною трапезой.

Преп. Ефрем Сирин

2. Приведоша князи Израильтестии
3. дары своя пред Господа, шесть колесниц покрытых и дванадесять волов. Двенадцать князей изображают служебных духов, а волы - Апостолов. Двенадцать колен, от которых произошли Пророки и Апостолы, были также образом их. Шесть колесниц изображаюсь шесть стран, в которые пронеслось Евангелие Христово.
18. Блюдо сребряно едино изображает нравы Апостолов, а сребряныя чаши изображают нравы Пророков.
14. Фимиамник, исполненный благовоний, изображает душу Еммануила, которую не возмущали греховные страсти. В другом смысле, серебряные блюда служат образом праведных, чаши - образом кающихся, фимиамник - образом совершенных. И еще: фимиамник представляет собою избранную Церковь, восходящую в скинию мысленную; а ароматы в фимиамнике изображают племена и народы, которые верою соединены в воню благоухания. И еще фимиамник, исполненный благовоний, изображает душу исполненную добродетелей, представленных под образом различных благовоний.

Проф. Щедровицкий Д.В. (Отрывки)

Лекция 6.

 

…В 7-й главе Книги Чисел сказано, что начальники колен доставили для нужд Скинии повозки с волами, а Моисей распределил их между подразделениями левитов, чтобы облегчить им ношение Скинии:

…Две повозки и четырех волов отдал сынам Гирсоновым, по роду служб их;
И четыре повозки и восемь волов отдал сынам Мерариным, по роду служб их, под надзором Ифамара, сына Аарона, священника;
А сынам Каафовым не дал, потому что служба их — носить Святи- лище; на плечах они должны носить. (Числ. 7, 7–9)

Сыны Мерари получили повозок вдвое больше, чем сыны Гирсона, поскольку переносили самые тяжелые части Скинии. Так и мы наиболь- шую помощь должны оказывать наиболее нуждающимся. Но существуют такие области духовной жизни, в которых помощь оказать нельзя: при- званные могут лишь сами выполнить возложенное на них, подобно сы- нам Каафа, обязанным носить священнейшие сосуды на плечах…

Затем начальники колен начали приносить в Скинию свои дары: каж- дый делал это в свой день, причем дары у всех были одинаковые. Пер- вым принес дары Наассон, князь колена Иудина. Таким образом, и здесь «царское» колено получило первенство:

…Приношение его было: одно серебряное блюдо, весом в сто тридцать сиклей, одна серебряная чаша в семьдесят сиклей, по сиклю священному, наполненные пшеничною мукою, смешанной с елеем, в приношение хлеб- ное… (Числ. 7, 13)

Одинаковость даров — знак равного благоволения Божьего ко всем коленам. Что же означали эти дары в духовном смысле?

Мука, смешанная с елеем, означала, что данное колено обещает вести чистую жизнь, исполненную Духа Святого. Символом молитвенного усер- дия была кадильница, полная благовоний:

…Одна золотая кадильница в десять сиклей, наполненная курением… (Числ. 7, 14)

Следует иметь в виду, что древнееврейские названия сосудов, прине- сенных князьями, вносят в сказанное еще и дополнительный смысл. Так, קערה ‹кэара́›, «блюдо», означает также «углубление»; מזרק ‹мизра́к›, «чаша», означает еще и «рассыпание», «кропление»; כף ‹каф›, «кадиль- ница»,— это также и «кисть руки». Таким образом, в описании даров содержится в скрытом виде предупреждение о том, что произойдет с ко- ленами Израиля, если обещание чистой совести, символизируемое прино- шениями, будет нарушено: тогда народ ждут тяжкие кары от руки Гос- подней — духовное падение и рассеяние по разным странам.

Если мы сложим вес золотых и серебряных вещей, принесенных каж- дым князем, то получим: 130 + 70 + 10 = 210 сиклей. Умножим этот вес на 12: всего было принесено 2520 сиклей золота и серебра. Полученное число соответствует периоду «семи времен», предреченному Даниилом (Дан. 4, ст. 13, 22 и 29). В Откровении Иоанна сказано, что половина этого срока, т. е. «3,5 времени» («время, времена [т. е. два времени] и полвремени»), составляет «1260 дней» (Откр. 11, 2–3; 12, 6 и 14; 13, 5).

Самое страшное за всю историю истребление народа Божьего было со- вершено, как известно, в XX веке немецкими нацистами. Если к 587/586 г. до н. э. (напомним, что библейские годы считаются с осени) — сроку на- чала великих кар за отступление, когда был разрушен первый Храм,— прибавить «семь времен», т. е. 2520 пророческих «дней» (лет), получит- ся год 1933/34-й, в котором власть в Германии окончательно захватили нацисты…

Кроме золота и серебра князья пожертвовали еще и скот. Каждым из них были принесены:

…Один телец, один овен, один однолетний агнец — во всесожжение,
Один козел — в жертву за грех;
И в жертву мирную — два вола, пять овнов, пять козлов, пять одно- летних агнцев… (Числ. 7, 15–17)

Всего пожертвованных животных было 252 (21 x 12). Полученное чис- ло ровно в 10 раз меньше предыдущего (числа «семи времен»). Жерт- венная жизнь (а на нее указывают, как мы помним, жертвы животных) могла бы в десять раз сократить сроки страданий народа в рассеянии…

Заканчивается 7-я глава так:

Когда Моисей входил в Скинию собрания, чтобы говорить с Господом, то слышал голос, говорящий ему с крышки, которая над ковчегом откровения между двух херувимов, и Он говорил ему. (Числ. 7, 89)

Однако, как мы знаем, пророк не только воспринимал повеления, но и умолял Бога за народ. Таким образом, в священной Скинии, втайне от посторонних глаз, восстанавливался тот спасительный диалог Бога с человеком, который был прерван еще грехопадением Адама: праотец всех людей «убоялся и скрылся», услышав голос Божий (Быт. 3, 8–10); Мои- сей же всем сердцем стремился к общению с Господом (ср. Пс. 118, 162).

 

 

Числа. Глава 8.

Комментарии и толкования:

Проф. Лопухина А.П.

Проф. Щедровицкого Д.В.

 

Глава 8.

 


1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 объяви Аарону и скажи ему: когда ты будешь зажигать лампады, то на передней стороне светильника должны гореть семь лампад.
3 Аарон так и сделал: на передней стороне светильника зажег лампады его, как повелел Господь Моисею.
4 И вот устройство светильника: чеканный он из золота, от стебля его и до цветов чеканный; по образу, который показал Господь Моисею, он сделал светильник.
5 И сказал Господь Моисею, говоря:
6 возьми левитов из среды сынов Израилевых и очисти их;
7 а чтобы очистить их, поступи с ними так: окропи их очистительною водою, и пусть они обреют бритвою все тело свое и вымоют одежды свои, и будут чисты;
8 и пусть возьмут тельца и хлебное приношение к нему, пшеничной муки, смешанной с елеем, и другого тельца возьми в жертву за грех;
9 и приведи левитов пред скинию собрания; и собери все общество сынов Израилевых
10 и приведи левитов их пред Господа, и пусть возложат сыны Израилевы руки свои на левитов;
11 Аарон же пусть совершит над левитами посвящение их пред Господом от сынов Израилевых, чтобы отправляли они служение Господу;
12 а левиты пусть возложат руки свои на голову тельцов, и принеси одного в жертву за грех, а другого во всесожжение Господу, для очищения левитов;
13 и поставь левитов пред Аароном и пред сынами его, и соверши над ними посвящение их Господу;
14 и так отдели левитов от сынов Израилевых, чтобы левиты были Моими.
15 После сего войдут левиты служить скинии собрания, когда ты очистишь их и совершишь над ними посвящение их; ибо они отданы Мне из сынов Израилевых:
16 вместо всех первенцев из сынов Израилевых, разверзающих всякие ложесна, Я беру их Себе;
17 ибо Мои все первенцы у сынов Израилевых, от человека до скота: в тот день, когда Я поразил всех первенцев в земле Египетской, Я освятил их Себе
18 и взял левитов вместо всех первенцев у сынов Израилевых;
19 и отдал левитов Аарону и сынам его из среды сынов Израилевых, чтобы они отправляли службы за сынов Израилевых при скинии собрания и служили охранением для сынов Израилевых, чтобы не постигло сынов Израилевых поражение, когда бы сыны Израилевы приступили к святилищу.
20 И сделали так Моисей и Аарон и все общество сынов Израилевых с левитами: как повелел Господь Моисею о левитах, так и сделали с ними сыны Израилевы.
21 И очистились левиты и омыли одежды свои, и совершил над ними Аарон посвящение их пред Господом, и очистил их Аарон, чтобы сделать их чистыми;
22 после сего вошли левиты отправлять службы свои в скинии собрания пред Аароном и пред сынами его. Как повелел Господь Моисею о левитах, так и сделали они с ними.
23 И сказал Господь Моисею, говоря:
24 вот закон о левитах: от двадцати пяти лет и выше должны вступать они в службу для работ при скинии собрания,
25 а в пятьдесят лет должны прекращать отправление работ и более не работать:
26 тогда пусть помогают они братьям своим содержать стражу при скинии собрания, работать же - пусть не работают; так поступай с левитами касательно служения их.


 

Проф. Лопухин А.П.

Устройство светильника. — Освещение скинии лампадами. — Посвящение левитов. — Срок левитской службы.

4 Светильник и лампады подробно описаны в 31–37 ст. XXV гл., XXXVII гл. и 24–25 ст. XL гл. кн. Исх.

7 «Очистительною водою»: по мнению одних толковников, водою из умывальника, стоявшего во дворе скинии; по мнению других, «очистительной водой» с пеплом от жертвы рыжей телицы (Чис XIX:9).

«Пусть они обреют бритвою все тело свое и вымоют одежды свои»; усиленная внешняя чистота должна была указывать избранным служителям скинии на необходимость соблюдения ими особенной нравственной чистоты: «и будут чисты».

8 Жертвы, приносимые за левитов, те же, что и при посвящении первосвященника, т. е. жертва за грех и жертва всесожжения.

9 «Все общество сынов Израилевых», потому что левиты являются жертвою Иегове от всего народа, заменяя собою его первенцев, посвящению Богу самим актом своего перворождения.

10 «И пусть возложат сыны Израилевы руки свои», — вероятно через начальников колен и избранных мужей. Народ возлагал на левитов свои руки как на жертву, посвященную им Господу.

24. В 3, 23, 30 ст. IV гл. кн. Чис начальный возраст левитской службы указан в 30 лет. В 3, 24–28 ст. ХXIII гл. 1 кн. Пар, 17 ст. ХXXI гл. 2 кн. Пар говорится, что Давид нашел нужным призвать к очередному служению при скинии всех левитов, начиная с 20-летнего возраста, каковой порядок был удержан и на будущее время (1 Езд III:8). Отмеченное разногласие дат начального возраста для левитского служения при скинии можно объяснить тем, что до 30-летнего возраста левиты привлекались лишь как помощники старших левитов; с 30-летнего же возраста делались самостоятельными служителями при скинии.

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.