Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Проф. Щедровицкий Д.В. (Отрывки).




Лекция 7.

Все события, описанные в Исх. 12 — Числ. 9, произошли в течение одного года, богатого свершениями и чудесами, как ни один другой в исто- рии человечества:

Ибо спроси у времен прежних, бывших прежде тебя, с того дня, в ко- торый сотворил Бог человека на земле, и от края неба до края неба: бывало ли что-нибудь такое, как сие великое дело, или слыхано ли подоб- ное сему? (Втор. 4, 32)

С главы 10 Книги Чисел начинается новый период времени — от вто- рого года после исхода из Египта и до смерти Моисея.

Во внешней жизни народа закончилось некое «затишье», связанное с разъяснением и изучением Закона, с интенсивной внутренней жизнью; началась эпоха активных действий.

Впервые стан израильтян снялся с места по указанию Господню. К про- должению пути народ как бы «пробудили» звуки недавно изготовленных сигнальных труб:

И сказал Господь Моисею, говоря:
Сделай себе две серебряные трубы, чеканными сделай их, чтобы они слу- жили тебе для созывания общества и для снятия станов… (Числ. 10, 1–2)

Сигналы труб призваны возвещать об отправлении в путь, о созыва- нии князей и полководцев, о боевой тревоге (ст. 3–7). Трубить должны священники:

…Сыны Аароновы, священники, должны трубить трубами: это будет вам установлением вечным в роды ваши;
И когда пойдете на войну в земле вашей против врага, наступающего на вас, трубите тревогу трубами — и будете воспомянуты пред Господом, Богом вашим, и спасены будете от врагов ваших… (Числ. 10, 8–9)

Трубный звук символизирует взывание к Богу, усиленную молитву всего народа:

…При звуке труб и рога торжествуйте пред Царем Господом. (Пс. 97, 6)

Это также образ могучей и бесстрашной проповеди, побуждающей к по- каянию:

Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его и дому Иаковлеву — на грехи его. (Ис. 58, 1)

Если народ Божий в ответ на призыв внутренне пробуждается, он обре- тает блаженство:

Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи… (Пс. 88, 16)

Такова роль священника: он «трубит», не позволяя людям духовно забыться; он призывает бодрствовать в молитве:

Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру;
Чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими.
А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте. (Марк. 13, 35–37)

Но для этого священники сами должны постоянно бодрствовать, вни- мая указаниям свыше:

И сказал он мне: «Эта комната, которая лицом к югу, для священни- ков, бодрствующих на страже Храма…» (Иез. 40, 45)

Вспомним, что как раз на южной стороне Скинии стоял негасимый («бодрствующий») светильник-менора…

В трубы заповедано трубить не только перед снятием стана и при опасности, но также и для выражения радости и ликования:

…И в день веселия вашего, и в праздники ваши, и в новомесячия ваши трубите трубами при всесожжениях ваших и при мирных жертвах ваших — и это будет напоминанием о вас пред Богом вашим. Я Господь, Бог ваш. (Числ. 10, 10)

В такие дни священник призван «задавать общий тон» молитве по- средством трубления, тем самым объединяя людей…

Где же содержится указание, что трубление означает единение духов- ных сил всего народа? Слово חצצרה ‹хацоцра́›, «труба», восходит к гла- голу חצר ‹хаца́р› — «окружать», «ограждать» (здесь в смысле «предосте- регать»). Трубы были серебряными: כסף ‹ке́сеф› означает не только «серебро», но и «желание». Кроме того, они были «чеканными» (Числ. 10, 2) — מקשה ‹микша́›, от глагола קשה ‹каша́›, означающего «быть твер- дым», «быть непреклонным». Итак, твердое («микша») желание («кесеф») всего молящегося народа способно окружать его крепкой стеной, ограж- дая («хацар») от врагов видимых и невидимых:

Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш, дьявол, ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить.
Противостойте ему твердою верою… (I Петр. 5, 8–9)

Передвижению стана посвящена оставшаяся часть главы. Повеление отправиться в путь было дано свыше:

Во второй год, во второй месяц, в двадцатый день месяца поднялось облако от Скинии откровения;
И отправились сыны Израилевы по станам своим из пустыни Синай- ской, и остановилось облако в пустыне Фаран. (Числ. 10, 11–12)

Кроме облака путь указывал и ковчег, находившийся «в сердце» стана:

И облако Господне осеняло их днем, когда они отправлялись из стана.
Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! (Числ. 10, 34–35)

Итак, с одной стороны, существовало рукотворное (хотя и созданное по прямому повелению Бога) «место присутствия Его» — ковчег. Именно над ним звучал в Скинии голос Божий, воспринимаемый Моисеем (Числ. 7, 89). С другой же стороны, Господь давал указания и посредством об- лачного столпа, шедшего впереди стана (Исх. 13, 21–22).

Пребывание Всевышнего среди народа одновременно и в Скинии, и в об- лачном столпе говорит о двух сторонах общения с Ним. Это, во-первых, передаваемая из поколения в поколение традиция (символизируемая Ски- нией с преемственным служением в ней); а во-вторых, живое и непосред- ственное Богообщение, осуществляемое здесь и сейчас («облачный и огнен- ный столп»). Посредством столпа давались только общие повеления (о пе- редвижении стана и т. п.), подробные же наставления Моисей получал именно в Скинии. Ведь традиция определяет весь образ жизни верующе- го, в то время как лично получаемое откровение относится обычно к кон- кретной ситуации.

Подчеркнем, однако, что традиция также должна приводить к обще- нию с Богом (подобно тому, как беседовал с Ним в Скинии Моисей), а не сводиться к набору омертвелых догм и обрядов — «учению человеческо- му» (Матф. 15, 7–9). Каждый духовный наставник, представляющий эту традицию, обязан прислушиваться к голосу Божьему и понимать знаки, подаваемые ему свыше, как это делал Моисей. Иначе он уподобится тем вождям, о которых Иисус сказал:

Оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. (Матф. 15, 14)

Только чистая традиция благочестия, сопровождаемая опытом живого Богообщения, препятствует тому, чтобы власть в общине захватили превратные толкователи — «лютые волки, не щадящие стада» (Деян. 20, 29–30).

Живая вера общины не дает таким людям приобретать власть и влия- ние. Но бывает и омертвевшая вера, о которой сказано:

Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют и трепе- щут. (Иак. 2, 19)

Как только «ковчег поднимается в путь», темные силы «рассыпа- ются» и «бегут» от лица Бога живого (Числ. 10, 35). Как только люди получают внутренний свет, внутренний опыт веры, сразу же всякий ре- лигиозный обман, злоба и корысть, прикрывающиеся формально-обрядо- вым догматизмом, «рассыпаются» — теряют силу и лишаются влияния. Только тогда и утрачивают власть те, кого обличал Иисус:

Вожди слепые, отцеживающие комара, а верблюда поглощающие!
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. (Матф. 23, 24–25)

Триумфальное «отправление в путь» ковчега состоялось в 1311 г. до н. э. (во второй год после исхода — Числ. 10, 11). В символическом смысле это «странствование» ковчега продолжается по сей день. За ис- текшие 33 столетия значительная часть человечества формально стала исповедовать Монотеизм (Иудейство, Христианство, Ислам). Но разве пре- кратились на Земле войны, разве иссякли вражда и взаимная ненависть, приводящие к истреблению своих ближних миллионами формально веру- ющих?!.

Когда же осуществится главная цель исхода и Синайского открове- ния, когда же ковчег «остановится», окруженный благоговеющей пред Богом всечеловеческой семьей,— и станет явью знаменитое пророчество Исаии? —

И пойдут многие народы, и скажут: придите и взойдем на гору Гос- подню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям, и будем ходить по стезям Его…
…И перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы; не подни- мет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. (Ис. 2, 3–4)

Когда же «рассыплются» и «побегут» ненавидящие Господа и ближ- него? Когда настанут времена исполнения обетований, символически представленные остановкой ковчега? —

А когда останавливался ковчег, он [Моисей] говорил: возвратись, Гос- поди, к тысячам и тьмам Израилевым! (Числ. 10, 36)

В оригинале сказано: רבבות אלפי ישראל ‹ривэво́т альфэ́й Йисраэ́ль› — «тысячи десятков тысяч Израиля» (церковнославянское «тьма» означает «десять тысяч»). Итак, когда Господь «возвратится», а вернее когда все народы возвратятся к Господу, тогда Израиль будет состоять из десятков миллионов людей. Такой численности народ Израиля не достигал еще никогда за всю историю.

…Ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; изолью Дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих.
‹…›

Один скажет: «Я Господень», другой назовется именем Иакова; а иной напишет рукою своею: «Я Господень», и прозовется именем Израиля. (Ис. 44, 3–5)

Когда Дух Господень изольется на Израиль, множество людей из всех народов захотят присоединиться к народу Божьему, чтобы стать участ- никами великих благословений:

И будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа воинств в Иерусалиме и помолиться лицу Господа.
Так говорит Господь воинств: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за край одежды иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог. (Зах. 8, 22–23)

Обратим внимание на еще одно событие: Моисей предложил своему шурину Ховаву, сыну Рагуила (т. е. Иофора — ср. Исх. 2, 18; 3, 1), при- соединиться к Израилю (Числ. 10, 29–32). Однако тот проявил нереши- тельность, и Моисей использовал следующий аргумент:

…Не оставляй нас, потому что ты знаешь, как располагаемся мы ста- ном в пустыне, и будешь для нас глазом;
Если пойдешь с нами, то добро, которое Господь сделает нам, мы сде- лаем тебе. (Числ. 10, 31–32)

Не кажется ли на первый взгляд странной просьба Моисея? Конечно, соплеменники Ховава — мадианитяне, жители Синайской пустыни — лучше израильтян знали местность и действительно могли стать для по- следних «глазами» (в оригинале двойственное число — עינים ‹эйна́йим›), т. е. опытными проводниками.

Но разве народ Господень нуждался в таких проводниках? Ведь уже в следующем стихе вновь сказано, что каждый шаг израильтян опреде- лялся Господом:

И отправились они от горы Господней на три дня пути, и ковчег завета Господня шел пред ними три дня пути, чтоб усмотреть для них место, где остановиться. (Числ. 10, 33)

Так зачем же Моисей приглашал Ховава стать «глазами» израильтян? Очевидно, он заботился о приобщении своего родственника к истинной вере, о его спасении. Но Моисею показалось недостаточно посулить Хо- ваву награду («добро… мы сделаем тебе»). Человек (и в тем большей мере, чем он совестливей и благородней) хочет быть не только «пользова- телем», но и приносящим пользу. Ему как бы «неловко» разделять с дру- гими одни лишь выгоды. Прекрасно зная это, Моисей утверждает, что весь Израиль нуждается в Ховаве и не может обойтись без его помощи.

Но, с другой стороны, разве мог Моисей, глашатай истины Божьей, из любви к Ховаву покривить душой? Ведь ничего подобного он не делал на протяжении всего библейского повествования. Ответ заключается в сле- дующем: говоря, что Ховав станет «глазами для Израиля», Моисей имеет в виду особый духовный дар — дар провидения, который может быть нис- послан его родственнику за преданность завету. Как известно, пророк, или прозорливец, «видел» явления духовного мира:

…Отверзлись небеса, и я видел видения Божии. (Иез. 1, 1)

 

 

Числа. Глава 11.

 

Комментарии и толкования:

Проф. Лопухина А.П.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.