Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Проф. Щедровицкий Д.В. (Отрывки).




Лекция 6.

Вопрос об очищении ставится и в следующей, 9-й, главе. Здесь описа- но первое празднование Пасхи в пустыне, через год после исхода:

И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской во второй год по исше- ствии их из земли Египетской, в первый месяц, говоря:
Пусть сыны Израилевы совершат Пасху в назначенное для нее время:
В четырнадцатый день сего месяца вечером совершите ее в назначенное для нее время, по всем установлениям и по всем обрядам ее совершите ее. (Числ. 9, 1–3)

Оказалось, что есть люди, осквернившиеся от прикосновения к мерт- вым (очевидно, во время похорон) и не успевшие очиститься к празднику (для очищения в этом случае требовалось семь дней — Числ. 6, 9). Как же следовало поступить таким людям? Ведь в состоянии нечистоты вку- шать мясо пасхального агнца запрещено; в то же время не празднующий Пасху истребляется из народа…

Хотя Моисей был уполномоченным главой народа — «царем Израиля» (Втор. 33, 4–5), он не осмелился решать этот вопрос по собственному усмотрению. Не дерзнули израильтяне решать его и «соборно», хотя и пред- ставляли собой народ Божий.

И сказал им Моисей: постойте, я послушаю, что повелит о вас Господь.
И сказал Господь Моисею, говоря:
Скажи сынам Израилевым: если кто из вас или из потомков ваших будет нечист от прикосновения к мертвому телу или будет в дальней дороге, то и он должен совершить пасхальную жертву Господу… (Числ. 9, 8–10)

И Бог назначает дополнительный срок празднования — для тех, кто желал, но не смог принести пасхальную жертву своевременно:

…В четырнадцатый день второго месяца вечером пусть таковые совер- шат ее и с опресноками и горькими травами пусть едят ее;
И пусть не оставляют от нее до утра и костей ее не сокрушают; пусть совершат ее по всем уставам о пасхальной жертве;
А кто чист и не находится в дороге и не совершит пасхальной жертвы,— истребится душа та из народа своего, ибо он не принес прино- шения Господу в свое время; понесет на себе грех человек тот… (Числ. 9, 11–13)

Не успевший вовремя очиститься получает возможность «отпраздно- вать встречу с Богом» в другой день — через месяц. Но страшная опас- ность нависает над тем, кто дерзко отказывается «принести приношения Господу в свое время»…

Вторая половина главы 9 содержит примеры послушания израильтян Богу. Оказывается, не всегда народ проявлял непокорность! Он отправлялся в путь, точно следуя указаниям свыше, а именно — когда облако, пребывавшее над Скинией, поднималось и шло. А где останавливалось облако, там и народ опять располагался станом:

…По указанию Господню останавливались, и по указанию Господню отправлялись в путь: следовали указанию Господню по повелению Господ- ню, данному чрез Моисея. (Числ. 9, 23)

Если бы народ всегда и во всем с такой преданностью следовал воле Создателя, никакие беды и скорби не постигали бы его:

О, если бы ты внимал заповедям Моим! Тогда мир твой был бы, как река, и правда твоя — как волны морские. (Ис. 48, 18)

Все враждебные силы отступают перед народом, если он самоотвер- женно служит Всевышнему. И наступают времена благоденствия:

О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями!
Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притесните- лей их:
Ненавидящие Господа раболепствовали бы им, а их благоденствие про- должалось бы навсегда… (Пс. 80, 14–16)

То же относится к каждому, кто соблюдает заповеди:

Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время и устав… (Еккл. 8, 5)

Лекция 7.

Все события, описанные в Исх. 12 — Числ. 9, произошли в течение одного года, богатого свершениями и чудесами, как ни один другой в истории человечества:

Ибо спроси у времен прежних, бывших прежде тебя, с того дня, в ко- торый сотворил Бог человека на земле, и от края неба до края неба: бывало ли что-нибудь такое, как сие великое дело, или слыхано ли подоб- ное сему? (Втор. 4, 32)

 

 

Числа. Глава 10.

 

Комментарии и толкования:

Проф. Лопухина А.П.

Преподобного Ефрема Сирина

Проф. Щедровицкого Д.В.


 

Глава 10.

 

1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 сделай себе две серебряные трубы, чеканные сделай их, чтобы они служили тебе для созывания общества и для снятия станов;
3 когда затрубят ими, соберется к тебе все общество ко входу скинии собрания;
4 когда одною трубою затрубят, соберутся к тебе князья и тысяченачальники Израилевы;
5 когда затрубите тревогу, поднимутся станы, становящиеся к востоку;
6 когда во второй раз затрубите тревогу, поднимутся станы, становящиеся к югу; [когда затрубите в третий раз тревогу, поднимутся станы, становящиеся к морю; когда в четвертый раз затрубите тревогу, поднимутся станы, становящиеся к северу;] тревогу пусть трубят при отправлении их в путь;
7 а когда надобно собрать собрание, трубите, но не тревогу;
8 сыны Аароновы, священники, должны трубить трубами: это будет вам постановлением вечным в роды ваши;
9 и когда пойдете на войну в земле вашей против врага, наступающего на вас, трубите тревогу трубами, - и будете воспомянуты пред Господом, Богом вашим, и спасены будете от врагов ваших;
10 и в день веселия вашего, и в праздники ваши, и в новомесячия ваши трубите трубами при всесожжениях ваших и при мирных жертвах ваших, - и это будет напоминанием о вас пред Богом вашим. Я Господь, Бог ваш.
11 Во второй год, во второй месяц, в двадцатый день месяца поднялось облако от скинии откровения;
12 и отправились сыны Израилевы по станам своим из пустыни Синайской, и остановилось облако в пустыне Фаран.
13 И поднялись они в первый раз, по повелению Господню, данному чрез Моисея.
14 Поднято было во-первых знамя стана сынов Иудиных по ополчениям их; над ополчением их Наассон, сын Аминадава;
15 и над ополчением колена сынов Иссахаровых Нафанаил, сын Цуара;
16 и над ополчением колена сынов Завулоновых Елиав, сын Хелона.
17 И снята была скиния, и пошли сыны Гирсоновы и сыны Мерарины, носящие скинию.
18 И поднято было знамя стана Рувимова по ополчениям их; и над ополчением его Елицур, сын Шедеура;
19 и над ополчением колена сынов Симеоновых Шелумиил, сын Цуришаддая;
20 и над ополчением колена сынов Гадовых Елиасаф, сын Регуила.
21 Потом пошли сыны Каафовы, носящие святилище; скиния же была поставляема до прихода их.
22 И поднято было знамя стана сынов Ефремовых по ополчениям их; и над ополчением их Елишама, сын Аммиуда;
23 и над ополчением колена сынов Манассииных Гамалиил, сын Педацура;
24 и над ополчением колена сынов Вениаминовых Авидан, сын Гидеония.
25 Последним из всех станов поднято было знамя стана сынов Дановых с ополчениями их; и над ополчением их Ахиезер, сын Аммишаддая;
26 и над ополчением колена сынов Асировых Пагиил, сын Охрана;
27 и над ополчением колена сынов Неффалимовых Ахира, сын Енана.
28 Вот порядок шествия сынов Израилевых по ополчениям их. И отправились они.
29 И сказал Моисей Ховаву, сыну Рагуилову, Мадианитянину, родственнику Моисееву: мы отправляемся в то место, о котором Господь сказал: вам отдам его; иди с нами, мы сделаем тебе добро, ибо Господь доброе изрек об Израиле.
30 Но он сказал ему: не пойду; я пойду в свою землю и на свою родину.
31 Моисей же сказал: не оставляй нас, потому что ты знаешь, как располагаемся мы станом в пустыне, и будешь для нас глазом;
32 если пойдешь с нами, то добро, которое Господь сделает нам, мы сделаем тебе.
33 И отправились они от горы Господней на три дня пути, и ковчег завета Господня шел пред ними три дня пути, чтоб усмотреть им место, где остановиться.
34 И облако Господне осеняло их днем, когда они отправлялись из стана.
35 Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя!
36 А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым!



 

Проф. Лопухин А.П.

Повеление устроить серебряные трубы. — Выступление в пустыню Фаран. — Порядок движения. — ?риглашение мадианитянина Ховава сопровождать евреев. — Воззвания Моисея при поднятии и остановке ковчега завета.

1-2 При Давиде было приготовлено 7 труб, при Соломоне — 120.

8 «Трубить предоставлено было одним иереям, — замечает блаж. Феодорит, — потому что труба означала Божие призвание» (Толк. на кн. Чис, вопр. 15).

11 Хронологическая последовательность событий, как было указано в примеч. к Исх XVIII гл., заставляет поместить здесь рассказанное в Исх XVIII гл. о тесте Моисея Иофоре-Рагуиле (ср. ст. 29 изъясняемой главы).

12 Пустыня Фаран расположена на север от Синайского полуострова, занимая собою известковую плоскую возвышенность между долиною Нила и горами Каменистой Аравии. Южной границей ее являются пески, простирающиеся между верховьями заливов, окаймляющих Синайский полуостров; западной — Египетский поток; восточною — Аравия; северною — Негеб (юг Палестины). В настоящее время все пустынное пространство от Синая до Палестины носит одно общее название «Эт-Ти», т. е. «странствование».

29 По мнению одних, Ховав был сын, по мнению других — младший брат Иофора, сына Рагуилова (ср. Исх XVIII гл.).

31 Ховав мог быть полезен евреям своим знакомством с пустыней.

Преп. Ефрем Сирин

Облако над скиниею, иногда пребывало многие дни, а иногда оставалось не надолго. Нисхождением облака на скинию и воздвижением его указывалось время продолжительного, или краткого пребывания Евреев на месте.
11. Во второе лето, в десятый день второго месяца вознесеся облак от скинии. Так в первый раз вознеслось облако над скиниею, и перешло от Синая в Фаран.
29. И рече Моисей Иоваву, сыну Рагуилеву: воздвизаемся мы на место, о немже Господь рече, сие дам вам: и что доброе сотворит нам Бог, сотворим тебе;
31. не остави нас: и будеши нам око; потому что он был муж способный управлять. Иовав сей называется тестем Моисеевым, но он был отец Иофора, тестя Моисеева; называется же тестем, как старец, притом старейший в семействе и глава дома. А тем, что Иовава просил Моисей идти, и он не пошел, изображается, как Еммануил призывал народ иудейский следовать учению Его, но Иудеи не последовали.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.