Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проф. Щедровицкий Д.В. (Отрывки).




Лекция 7.

И следующая, 11-я, глава Книги Чисел как раз повествует о наделе- нии старейшин Израиля духовными дарами…

Глава начинается с описания нового ропота народа. Недовольство вспы- хивало всякий раз, как только люди не могли мгновенно удовлетворить свои желания, в большинстве случаев — материального характера (Исх. 15, 24; 16, 2–3 и др.) Особо выделяется ропот Корея, желавшего духов- ной власти (Числ. 16), и ропот всего народа, устрашившегося жителей Ханаана (Числ. 14).

Но разве не свойственно всем людям, по их падшей природе, прояв- лять недовольство, страшиться, жаловаться, сомневаться, тревожиться — одним словом, роптать? Почему же особо греховен ропот израильтян, не- однократно описанный в Пятикнижии? Дело в том, что ропот каждый раз возникал в буквальном смысле «пред лицом Господним», в ближай- шем присутствии Его. Люди роптали, хотя были свидетелями величай- ших чудес: казней Египетских, исхода, разделения Чермного моря, еже- дневного выпадения манны, иссечения воды из скалы…

Ропот против Моисея тоже являлся ропотом против Всевышнего, ибо пророк был точным исполнителем Его воли. Такой ропот можно уподо- бить оскорблению царя прямо в его дворце — притом со стороны чело- века, всесторонне им облагодетельствованного. Вот почему наказание и на этот раз наступило немедленно:

Народ стал роптать вслух Господа; и Господь услышал, и воспламе- нился гнев Его, и возгорелся у них огонь Господень и начал истреблять край стана. (Числ. 11, 1)

Вспомним, что предыдущие случаи ропота (Исх. 15, 24; 16, 2–3) не повлекли за собой наказаний: ведь тогда народ едва только покинул страну рабства, он еще не слышал громовых раскатов гласа Господня у Си- ная, не имел еще опыта жизни по Закону. Но теперь ропот стал уже не- простительным…

Какое же наставление можно извлечь из описания этого ропота? Урок здесь в том, что духовная жизнь не терпит застоя, неподвижности — всего того, что апостол Павел охарактеризовал емким словом «стоять»: «…кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (I Кор. 10, 12). Надо не стоять на месте, а продвигаться в познании Бога. В другом месте того же послания такое продвижение уподоблено уже не ходьбе, а бегу на ристалище (I Кор. 9, 24).

Что же такое «огонь Господень», упомянутый и здесь, и в других мес- тах (Числ. 16, 35; Пс. 77, 21 и др.)? Чтобы ответить на этот вопрос, при- ведем слова из Песни Песней:

…Крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она — пламень весьма сильный.
Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. (Песн. П. 8, 6–7)

Бог любит «до ревности» (Иак. 4, 5); когда же Его любовь отвергается людьми и не может в первозданном виде достичь своей цели, ее чистый свет оборачивается палящим пламенем гнева. Одно и то же духовное воздействие любви воспринимается благочестивыми как свет и исцеление, а нечестивыми — как «печь пылающая»:

Ибо вот придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и по- ступающие нечестиво будут, как солома, и попалит их грядущий день…
А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах его… (Мал. 4, 1–2)

В первый момент гнев, еще только разгораясь, попаляет лишь «край стана», предоставляя народу возможность покаяться:

И возопил народ к Моисею; и помолился Моисей Господу, и утих огонь.
И нарекли имя месту сему Тавера, потому что возгорелся у них огонь Господень. (Числ. 11, 2–3)

Моисей, на которого как раз и роптали, заступается за непокорных. И так происходит всякий раз…

В память о происшедшем стоянку назвали תבערה ‹Тавэра́› — «пыла- ние». Но глагол בער ‹баа́р›, «пылать», означает также и «обезуметь». В момент ропота против Господа человек как бы лишается разума, и тог- да пламя гнева настигает его…

Особо подчеркивается роль пришельцев в возбуждении ропота. Мы помним, что вместе с сынами Израилевыми из Египта вышло также «мно- жество разноплеменных людей» (Исх. 12, 38). Так переведено выражение ערב רב ‹э́рев рав› — буквально «смешение великое». В Книге Чисел о поведении некоторых из этих пришельцев сказано:

Пришельцы между ними стали обнаруживать прихоти; а с ними и сы- ны Израилевы сидели, и плакали, и говорили: кто накормит нас мясом? (Числ. 11, 4)

Словом «пришельцы» передано אספסף ‹асафсу́ф› — «собрание», «ско- пище». Имеется в виду сборище разноплеменных людей, не принявших на себя «иго Царства Божия» и поэтому не ставших органической частью народа Господня. Такое разнородное «скопище» мыслей и мнений, жела- ний и эмоций остается в нашем внутреннем мире в течение всего пути к вышнему Иерусалиму (Гал. 4, 26). И, покуда эти внутренние «при- шельцы» сохраняют влияние на строй нашей духовной жизни, вновь и вновь возобновляются вспышки ропота в нашем сердце. Это длится ровно до тех пор, пока все внутренние порывы не покорятся наконец бла- годати; до тех пор, пока «пришельцы» не станут во всем подобны «ко- ренным жителям» — тем духовным состояниям, которые рождены покор- ностью Богу.

Ропот наших внутренних «пришельцев» сводится к тому же, на что жаловались и пришельцы в пустыне. В оригинале их желание именуется תאוה ‹таава́› — «вожделение», «похоть» (в Синодальном переводе — «при- хоти»). Имеются в виду чисто плотские, животные, желания, не находя- щие удовлетворения в «законной» жизни по заповедям и потому побуждающие человека сожалеть о прежнем, «беззаконном», периоде его жизни до уверования:

Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы, и дыни, и зелень, и лук, и чеснок;
А ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах на- ших. (Числ. 11, 5–6)

Прошлое, которое было сопряжено с беспросветным рабством и угро- зой смерти, представляется теперь «пришельцам» — нестойким, постоян- но колеблющимся мыслям и чувствам человека — неким подобием рая. Привлекательные подробности прошлого со всей яркостью возникают в па- мяти «совершившего исход»…

Древнееврейское דג ‹даг›, «рыба», связано с глаголом דגה ‹дага́› — «разрастаться», «плодиться»; קשא ‹кишу́›, «огурец»,— с глаголом, озна- чающим «напрягаться», «наливаться»; אבטיח ‹авати́ах›, «дыня»,— с гла- голом, имеющим значение «опираться», «надеяться»; חציר ‹хаци́р›, «зе- лень»,— с глаголом, означающим «ограждать»; בצל ‹баца́ль›, «лук», пишется так же, как «бэ-цель» — «под сенью», «в тени»; наконец, שום ‹шум›, «чеснок», восходит к глаголу נשם ‹наша́м› — «дышать [свободно]», «переводить дух». Итак, страну «греха и смерти», Египет, пришельцы вспоминают теперь как место, где жизнь их протекала плодотворно, где их усилия увенчивались успехом, где они были надежно ограждены от бед и свободно дышали «под сенью» фараона.

Не случайно из всех качеств злого духа в Писании особенно настойчиво подчеркивается его лживость:

Тот сказал: я выйду и буду духом лжи в устах всех пророков его… (II Пар. 18, 21)

«Лжецом и отцом лжи» именует дьявола Иисус Христос (Иоан. 8, 44). Но Закон Господень совершенно несовместим с ложью, он не может быть принят в сердце и исполняем тем, кто держится пути лжи:

Удали от меня путь лжи и Закон Твой даруй мне. (Пс. 118, 29)

Если ненависть как таковая относится к чувствам безусловно порица- емым, то ненависть ко лжи, напротив, является условием любви к Закону:

Ненавижу ложь и гнушаюсь ею; Закон же Твой люблю. (Пс. 118, 163)

Услышав речи ропотников, Моисей тоже обращается к Господу с жа- лобой; однако сетует он не на промысел Божий, а на свою паству, столь часто противящуюся Всевышнему.

Здесь, однако, есть одно важное обстоятельство: Моисей — народный заступник перед Богом, и если теперь он выскажет все свои обиды на израильтян, это может привести к новому излиянию Божьего гнева… Поэ- тому пророк выражается весьма осторожно, не высказывая прямого упрека:

И сказал Моисей Господу: для чего Ты мучишь раба Твоего? и почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего?
Разве я носил во чреве весь народ сей, и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка, в землю, которую Ты с клятвою обещал отцам его? (Числ. 11, 11–12)

Здесь Моисей весьма точно описывает свое положение по отношению к Израилю. Ведь он поистине как бы «заново родил» этот народ и «несет его на руках» в землю обетованную, отмаливая перед Создателем каж- дый его проступок…

В определенном смысле всякий духовный учитель исполняет по отно- шению к ученикам роль родителя. Так, Павел, обращаясь к членам Ко- ринфской церкви, говорит, что «родил их» во Христе Иисусе благовест- вованием (I Кор. 4, 15). Такое духовное «рождение» в некоторых особых случаях должно совершаться вновь. Тот же Павел, порицая отход неко- торых учеников от первоначально преподанной им истины, восклицает:

Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! (Гал. 4, 19)

…На словах как бы отказываясь от миссии «родителя» народа, Мои- сей на самом деле остается ей верен. Отнюдь от нее не отрекаясь, он только просит содействия Бога для отражения очередного ропота:

Откуда мне взять мяса, чтобы дать всему народу сему? Ибо они пла- чут предо мною и говорят: дай нам есть мяса.
Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня… (Числ. 11, 13–14)

Утверждая, что не может справляться с народом «один», Моисей этим намекает, что без постоянной помощи свыше он бессилен: здесь необхо- дим Другой — всеведущий и всемогущий…

Мало того, пророк вновь, как и при ходатайстве на Синае (Исх. 32, 31–32), готов принести в жертву собственную жизнь, лишь бы народ не был тяжко наказан за ропот:

…Если Ты так поступаешь со мною, то лучше умертви меня, если я нашел милость пред очами Твоими, чтобы мне не видеть бедствия моего. (Числ. 11, 15)

И Господь в ответ на просьбу Моисея низводит Дух на его помощни- ков, и они становятся духовными людьми.—

И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к Скинии собрания, чтобы они стали там с тобою;
Я сойду, и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил. (Числ. 11, 16–17)

Но ведь Моисей в свое время уже получил помощников, разделивших с ним тяжкий труд вождя и судьи? —

…И судили они народ во всякое время; о делах важных доносили Мои- сею, а все малые дела судили сами. (Исх. 18, 26)

Обратим внимание, что теперь Господь повелевает призвать к Скинии тех самых, лично известных Моисею, старейшин и надзирателей («кото- рых ты знаешь»), то есть людей, наилучшим образом зарекомендовавших себя за время управления народом. Чего же не хватало этим людям, по- чему они еще не могли полноценно помогать Моисею? Ответ таков: на них не было Духа Божьего, Духа Святого. При всей своей мудрости, при всем умении управлять и судить, при всем опыте они оставались все же людьми «душевными», не способными проникать в духовные сферы (I Кор. 2, 14–15).

Вот почему наиболее ответственное — духовное — попечение о народе лежало целиком на Моисее, а старейшины и надзиратели могли оказы- вать ему помощь только на плотском и душевном уровнях. По-видимому, Моисею не хватало даже пророческого участия Аарона и Мариам — тре- бовалась помощь большего числа людей.

Что же касается осуществления чисто плотских «чаяний» возроптав- шего народа, об этом Господь сказал во вторую очередь, поскольку ду- ховные проблемы важнее физических. Корни, причины материального находятся в области духовного:

Народу же скажи: очиститесь к завтрашнему дню и будете есть мясо…
‹…›
…Целый месяц, пока не пойдет оно из ноздрей ваших и не сделается для вас отвратительным — за то, что вы презрели Господа, Который среди вас, и плакали пред Ним, говоря: для чего было нам выходить из Египта? (Числ. 11, 18–20)

Обратим особое внимание на призыв: «…очиститесь к завтрашнему дню…» Мы еще скажем о тяжелых последствиях, вызванных невниманием народа к этому призыву…

Как же произошло сошествие Духа Святого на столь большое собра- ние — семьдесят мужей? —

И сошел Господь в облаке, и говорил с ним [Моисеем], и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали. (Числ. 11, 25)

Конечно, сказанное не означает, что Дух Божий, почивавший на Мои- сее, «умалился»: Моисей не стал после происшедшего «менее духовным». И Дух, конечно же, сошел на собрание старейшин свыше, а не был в бук- вальном смысле «взят от Моисея». Выражение «от Духа, Который на нем» означает только одно: сошедший Дух был тем же самым, Который вдохновлял Моисея.

Последние слова этого стиха, ולא יספו ‹вэ-ло йаса́фу› (в Синодальном переводе — «но потом перестали»), можно понять и по-другому: «и не прибавляли». То есть не прибавляли к словам пророчества, к словам Духа собственных слов (толкований и т. п.). Такой перевод представля- ется более верным, поскольку известно, что дарованное Духом Божьим не отнимается без основательной причины (Римл. 11, 29), а посему 70 мужей, став пророками, не могли столь скоро «перестать пророчество- вать». Правильность такого понимания можно подтвердить и тем, что Елдад и Модад (речь о которых пойдет ниже) пророчествовали в стане продолжительное время, отнюдь не переставая (ст. 26–28): ведь если бы они перестали пророчествовать, Иисус Навин не стремился бы им это запретить.

Сравним описанное с другими свидетельствами Писания о даре Духа. Общение людей с Создателем, «обитание Бога с людьми» было изначаль- ной целью сотворения человека. Эта цель полностью осуществится только в мессианском веке (в «новом Иерусалиме»):

И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се Скиния Бога с че- ловеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. (Откр. 21, 3)

Именно тогда «смертное поглощено будет жизнью» (II Кор. 5, 4), и по- следствия грехопадения Адама (а следовательно, и всех человеческих душ) будут навсегда преодолены:

И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. (Откр. 21, 4)

Живое общение человека с Богом происходит только посредством Свя- того Духа: Духом Господь поселяется в человеке, а человек пребывает в Боге. Об этом апостол Иоанн сказал так:

Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаëм из того, что Он дал нам от Духа Своего. (I Иоан. 4, 13)

В момент грехопадения Адам лишился внутреннего общения с Богом: Дух Святой удалился от него. Такое состояние человека Писание образно именует «смертью»: имеется в виду смерть духовная — при сохранении физического существования (Римл. 5, 12).

Однако и в период всеобщего падения, «духовного омертвения» чело- вечества Господь предлагает каждому с покаянием обратиться к Нему и получить «залог Духа» (II Кор. 5, 5). А это означает — возобновить мо- литвенное общение с Богом. Но возобновить лишь отчасти, о чем сви- детельствует употребленное во II Кор. 5, 5 греческое слово αρραβων ‹аррабо́н› — «задаток» (в Синодальном переводе — «залог»).

Человек, вернувшийся с покаянием к Создателю, получает «начаток Духа» (Римл. 8, 22–23), т. е. ступает на самую первую, начальную сту- пень той «лестницы Иакова», которая, начинаясь на земле, уходит в небо (Быт. 28, 12).

Один из даров Духа, обитающего в человеке и позволяющего ему со- беседовать с Богом,— это дар пророчества. Сам Дух Божий именуется Духом пророчества:

…Свидетельство Иисусово есть Дух пророчества. (Откр. 19, 10)

Поэтому все, в ком обитает Дух Божий, иногда именуются в Писании «пророками», хотя дар пророчества как таковой проявляется лишь в не- которых из них:

…Я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей… (Откр. 22, 9)

В допленную эпоху существовали целые сообщества «сынов» (т. е. уче- ников) пророков — общины, члены которых под руководством опытных наставников готовились к общению с Богом — к стяжанию Духа Святого. Писание упоминает «сынов пророков», живших в городах Вефиле и Иери- хоне (IV Цар. 2, 3 и 5). Дух Божий порой нисходил на всех них одновре- менно, давая им единогласно свидетельствовать об одних и тех же гряду- щих событиях:

И вышли сыны пророков, которые в Вефиле, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь вознесет господина твоего над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите. (IV Цар. 2, 3)

Такие «сыны пророков», пророчествуя и проповедуя, играя на музы- кальных инструментах и воспевая хваления Господу, ходили по дорогам Израиля целыми «сонмами» (др.-евр. חבל ‹хэ́вель› — «сонм», «сообще- ство», от глагола «хаваль» — «связывать воедино»):

…Встретишь сонм пророков, сходящих с высоты, и пред ними псал- тирь и тимпан, и свирель и гусли, и они пророчествуют;
И найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать с ними, и сделаешься иным человеком. (I Цар. 10, 5–6)

Став обителью Духа, человек совершенно меняется внутренне — «дела- ется иным». Такая возможность давалась людям всегда — даже в допотоп- ные времена. Именно за то, что люди в поколении Ноя «пренебрегли» Духом Божьим, не внемля Его призывам возвратиться к Создателю, они и были истреблены:

И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым чело- веками, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. (Быт. 6, 3)

Один лишь Ной, который обрел благодать Духа и стал пророком (Быт. 6, 8), был спасен со своим семейством.

После потопа духовные люди, в том числе пророки, движимые Духом Божьим (II Петр. 1, 21), встречались в каждом поколении. Они счита- лись поручителями завета, который Всевышний установил между Собой и между всякой плотью, вышедшей из ковчега (Быт. 9, 16–17). Таких пророков, общавшихся со Всевышним, мы находим не только в среде из- бранного народа, но и вне ее. Так, во времена Авраама пророком был Мелхиседек (Быт. 14, 18–20), во дни Моисея — Валаам (Числ. 22–24)…

Что же говорит Писание об обитании «в человеке» или «с человеком» Духа Божьего? Прежде всего обратим внимание, что разницу между этими двумя состояниями («с» и «в») особо подчеркивал Иисус:

И я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,
Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. (Иоан. 14, 16–17)

Иногда говорится, что Дух Божий «наполняет» человека (в Синодаль- ном переводе — человек «исполняется» Духом). В этом случае употребля- ется глагол מלא ‹малэ́› — «наполнять», «дополнять», а также «настраи- вать», «приготовлять». Так, например, о Веселеиле, строителе Скинии, Господь говорит:

…И Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством… (Исх. 31, 3)

Также и всех мудрых сердцем, призванных помогать Веселеилу, Все- вышний «исполнил Духа премудрости» (Исх. 28, 3). Иисус Навин, пре- емник Моисея, тоже «исполнился Духа премудрости» после того, как Моисей возложил на него руки (Втор. 34, 9). «Исполнялись» Духа Божь- его и все позднейшие пророки. Так, пророк Михей (VIII в. до н. э.) гово- рит о себе:

А я исполнен силы Духа Господня, правоты и твердости, чтобы выска- зать Иакову преступление его и Израилю грех его. (Мих. 3, 8)

Греческий эквивалент древнееврейского глагола «малэ» — πληροω ‹плэро́о›, означающий «наполнять», «исполнять», «дополнять». Именно этот глагол чаще всего используется при описании взаимодействия Духа Божьего с духом человеческим в текстах Нового Завета, например:

И Захария, отец его, исполнился Святого Духа и пророчествовал, говоря:
Благословен Господь, Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему… (Лук. 1, 67–68)

Тот же глагол употреблен и в рассказе о сошествии Духа Святого на апостолов:

И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. (Деян. 2, 4)

Глагол «наполнять» ясно указывает, что Дух Божий находится «вну- три» человека, наполняя Собой его «сердце», т. е. самую сердцевину его духовной жизни: Дух посылается «в сердца» верующих (Гал. 4, 6).

И, однако, можно лишь весьма условно говорить о «пространственном положении» вездесущего Духа — даже по отношению к человеческому сердцу. Конечно, пребывание Его «внутри» человека скорее подразуме- вает состояние нашего сердца, а не «местоположение» Самого Духа:

Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу?
Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. (Пс. 138, 7–8)

Итак, Дух «наполняет» человека, присутствуя в нем, как в Храме (I Кор. 6, 19). Но есть и иные значения у глагола מלא ‹малэ́›: «настраи- вать», «приготовлять». Они могут служить указанием на то, что Дух, при- готовляя человека к служению, «настраивает» его, подобно музыкально- му инструменту. О готовности сердца к «музыкальному» восхвалению Бога говорится:

Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить.
Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли!.. (Пс. 56, 8–9)

Сердце здесь как бы уподобляется «псалтири и гуслям». Существует даже учение об упоминаемых в псалмах музыкальных инструментах как символах определенных способностей духа и души, «настраиваемых» и ис- пользуемых Духом Святым…

В Книге Премудрости Соломона, где Дух Божий часто именуется про- сто «Премудростью» (ср. Прем. Солом. 7, 7), Его свойства описывают- ся так:

…Дух разумный, святый…
‹…›
…Дыхание силы Божией…
‹…›
…Все обновляет и, переходя из рода в род в святые души, приготов- ляет друзей Божиих и пророков… (Прем. Солом. 7, 22–27)

Непостижимо соединяясь с духом человека, Дух Божий свидетельст- вует ему о вышних тайнах, а также сообщает сверхъестественные дары (Римл. 8, 16). Соединение с Ним духа человеческого именуется «рожде- нием от Духа», «рождением свыше», «рождением заново», «возрождени- ем и обновлением» (Иоан. 3, 5–8; Тит. 3, 5). Люди же, стяжавшие Дух Святой, называются «чадами Божьими», «родившимися от Бога»:

А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
Которые не от крови, не от хотения плоти, не от хотения мужа, но от Бога родились. (Иоан. 1, 12–13)

Подобно тому, как всякий орган человеческого тела имеет свое пред- назначение, так и каждый, кто движим Духом, получает свою миссию, свое место и задание в Церкви — теле Христовом (I Кор. 12, 27–28).

…Применяются и другие глаголы для описания взаимодействия Духа Господня с духом человека. Это, например, глагол שים ‹сим› — «класть», «помещать», «ставить» (в Синодальном переводе — «возлагать»). Именно он встречается в рассматриваемом нами контексте Книги Чисел:

…Я сойду, и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил. (Числ. 11, 17)

С той же целью применяется и глагол נתן ‹ната́н› — «давать»:

И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать… (Числ. 11, 25)

В приведенном стихе употреблен также и глагол נוח ‹ну́ах› — «опус- каться», «ложиться», «покоиться» (в Синодальном переводе — «почить»).

Каждый из этих трех глаголов («сим», «натан», «нуах»), казалось бы, указывает на «внешнее» положение Духа по отношению к человеку (на которого Он «возлагается», которому «дается», на котором «почивает»). Из этого некоторые теологи делают вывод, что якобы в Ветхом Завете го- ворится исключительно о присутствии Духа Божьего «при» человеке, «рядом» с ним; и только после нисхождения Духа на учеников Иисуса Он стал обитать «в» человеке (вспомним оппозицию «с вами пребывает» — «в вас будет» согласно Иоан. 14, 17).

Обратим, однако, внимание на то, что все три глагола употребляются в главе о даровании семидесяти старейшинам пророческого дара — собы- тии, очень похожем на происшедшее с апостолами в праздник Пятиде- сятницы:

И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. (Деян. 2, 4)

Присутствовавшие при этом паломники «из всякого народа» восприни- мали слова апостолов как пророчества «о великих делах Божиих» (ст. 11). И именно как дар пророчества воспринял происходящее Петр, сославшись на пророка Иоиля:

…Но это есть предреченное пророком Иоилем:
И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать… (Деян. 2, 16–17)

У Иоиля речь идет о пророчестве — следовательно, и исполнение его слов может быть связано только с этим даром.

Кроме того, пророки Ветхого Завета «исполнялись» Духом Божьим — и точно так же новозаветные. А это свидетельствует о пребывании Духа «внутри» человека — равно и в Ветхом и в Новом Заветах.

Глагол נוח ‹ну́ах› («почивать», «покоиться») употребляется у Исаии даже при описании взаимодействия Духа Божьего с самим Мессией — «отраслью от корня Иессеева»:

И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от кор- ня его;
И почиет на нем Дух Господень, Дух премудрости и разума, Дух сове- та и крепости, Дух ведения и благочестия… (Ис. 11, 1–2)

Вряд ли хотя бы один теолог осмелится утверждать, будто Дух нахо- дился «при» Мессии, «рядом» с ним, а не «внутри» него! Между тем подоб- ное пытаются доказывать относительно людей, взаимоотношения которых с Духом описываются в Ветхом Завете с помощью форм того же глагола.

В греческом тексте всех трех синоптических евангелий говорится, что при крещении Дух нисшел «на» (греч. επι ‹эпи́›) Иисуса (Матф. 3, 16). А в Евангелии от Иоанна сказано, что Дух не только сошел, но и оста- вался («пребывал») именно «на» (снова греч. επι ‹эпи́›) Иисусе (Иоан. 1, 32–33).

В подобных случаях употребляется также глагол צלח ‹цала́х› — «про- никать [внутрь]», «проходить насквозь», «находить [на кого-либо]». Важно, что он встречается как с предлогом על ‹аль› — «на» (когда он описывает как бы «внешнее» положение Духа по отношению к чело- веку), так и с предлогом אל ‹эль› — «к», «в» (здесь уже явно имеется в виду «внутреннее» присутствие Духа). В Синодальном переводе это раз- личие не передается. В качестве примера сошлемся на стих, в котором пророк Самуил говорит Саулу:

…И найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать с ними, и сделаешься иным человеком. (I Цар. 10, 6)

Здесь глагол «цалах» употреблен с предлогом «аль». Когда же описы- вается помазание Давида, при том же глаголе стоит предлог «эль»:

И взял Самуил рог с елеем, и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после… (I Цар. 16, 13)

Правильнее было бы перевести так: «…и проницал Дух Господень Да- вида…» Поскольку же события, происшедшие с Саулом и Давидом, иден- тичны (оба, получив помазание, стали причастны действию Духа Божь- его), то понятно, что и глагол «цалах» в обоих случаях означает именно внутреннее присутствие Духа, когда человек становится «проницаем» для Него и наполняется («исполняется») Им.

То же относится и к глаголу לבש ‹лава́ш› — «одевать», «облекать» (в Синодальном переводе — «объять»):

И объял Дух Амасая, главу тридцати, и сказал он: мир тебе, Давид, и с тобою, сын Иессеев… (I Пар. 12, 18)

Здесь снова с помощью глагола, говорящего, казалось бы, о «внеш- нем» (подобном одеянию) положении Духа по отношению к человеку, описывается Его внутреннее действие — побуждение к пророчеству.

На то, что воздействие Духа на пророков Ветхого Завета было «внут- ренним», а не «внешним», указывают и слова Иезекииля о «вхождении внутрь него» Духа Господня:

И вошел в меня Дух, и поставил меня на ноги мои, и Он говорил со мною… (Иез. 3, 24)

Скажем несколько слов о причинах, по которым действия Духа ино- гда описываются как «внешние» (говорится, что Он находится «на» чело- веке или «над» ним, «облекает» его, «почиет» на нем и т. д.). Каждое такое описание содержит некие таинственные указания на взаимоотно- шения между Духом Божьим и духом человека.

Так, глагол שים ‹сим› — «класть», «помещать», «ставить» — указывает на «утвержденность» Духа во внутреннем Храме человека, где, благодаря вере, приготовлено для Него прочное место (Еф. 3, 16).

Глагол נתן ‹ната́н› — «давать» — говорит о Божественном Источнике, постоянно «подающем Духа» (Гал. 3, 5) верным Ему.

Глагол נוח ‹ну́ах› — «опускаться», «ложиться», «покоиться» — свиде- тельствует о том, что благодаря Духу человек «входит в покой Госпо- день», т. е. пребывает в высших сферах духовности:

Ибо кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. (Евр. 4, 10)

Глагол צלח ‹цала́х› — «проникать [внутрь]», «проходить насквозь» — говорит о полной открытости, «проницаемости» верующего, который по- стоянно предает себя в руки Божьи, исполняясь Духом («ибо Дух все проницает» — I Кор. 2, 10).

Глагол לבש ‹лава́ш› — «одевать», «облекать» — указывает на то, что Дух Божий облекает дух человека, подобно броне, сквозь которую не мо- гут проникнуть вражеские стрелы. Дух «облекает силой свыше». Так, о грядущем духовном крещении своих учеников Иисус сказал:

И я пошлю обетование Отца моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. (Лук. 24, 49)

В то же время описания Духа как пребывающего «на» человеке или «над» ним указывают на полную власть Духа над этим человеком.

Но как же следует понимать «исполнение» Духом, выражаемое глаго- лом מלא ‹малэ́›?

Верующий призван вести жизнь, полную жертвенной любви (Римл. 12, 1). Поэтому одним из образов его бытия является медный жертвен- ник, стоявший во дворе Скинии. Медный жертвенник снизу был до по- ловины заполнен землей (Исх. 20, 24), верхняя же его часть оставалась пустой (Исх. 27, 8). Сверху он был покрыт решеткой, на которой сожи- гались жертвы. Вместе с углями, падавшими сквозь отверстия решетки (Исх. 27, 4), жар проникал внутрь, в полость жертвенника. Подобно это- му, «снизу», со стороны плоти, человек создан из «земли», т. е. вещества (Быт. 2, 7). А «наверху» находится дух, пламенеющий, подобно огню (Римл. 12, 11). Промежуточная же область между ними — душа, вместилище чувств и мыслей,— наполняется духовным жаром, если «жар- кие частицы», искры духа, проникают в нее (т. е. если она стремится к единению с духом, а не с плотью). В противном случае человек сам ощущает пустоту, незаполненность своей интеллектуально-эмоциональ- ной жизни. Только Дух Божий, воспламеняющий, подобно «огненному языку» (Деян. 2, 3), дух человеческий, в силах наполнить смыслом и ра- достью наш внутренний мир…

Вот почему в Писании столь часто употребляется глагол «исполнять» (в смысле «наполнять») по отношению к Духу. И всякий, кто ищет этого «исполнения Духом», обретает истинное благо. Тот же, кто считает себя самодостаточным и «не нуждающимся в Боге», рано или поздно сам ощутит в своем внутреннем мире некий изъян:

…Алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем… (Лук. 1, 53)

Присутствие Духа Святого наполняет нас радостью, как об этом сви- детельствует Писание. Например:

А ученики исполнялись радости и Духа Святого. (Деян. 13, 52)

…В числе мужей-старейшин, собранных Моисеем около Скинии (Числ. 11, 16 и 24), должны были находиться Елдад и Модад. По какой- то причине они, однако, остались в стане. Старейшин было 70, подобно тому, как 70 потомков, давших начало отдельным народам, было у Ноя (Быт. 10); столько же израильтян пришло в Египет с Иаковом (Быт. 46, 27):

Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов челове- ческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых… (Втор. 32, 8)

Число народов равно числу потомков Иакова, пришедших в Египет. Это связано с миссией израильтян — возвещать истину Господню всем на- родам (Исх. 19, 5–6; Ис. 49, 1–6; 51, 4–8). Во времена Моисея главы (старейшины) 70 родов, произошедших от 70 потомков Иакова, составили наделенный обширными полномочиями совет старейшин — прообраз позд- нейшего Синедриона. Таково же, заметим, было число основных учени- ков Иисуса — следующего круга его последователей после ближайших двенадцати (Матф. 5, 22; 23, 1–3; Лук. 10, 1 и 17).

Поскольку количество старейшин — помощников Моисея было опре- делено свыше, Дух нисшел на всех них, включая и двоих, оставшихся в стане:

Двое из мужей оставались в стане, одному имя Елдад, а другому имя Модад; но и на них почил Дух, и они пророчествовали в стане.
И прибежал отрок, и донес Моисею, и сказал: Елдад и Модад пророче- ствуют в стане. (Числ. 11, 26–27)

Имена этих мужей — «говорящие»: אלדד ‹Эльда́д› означает «к Воз- любленному», מידד ‹Мейда́д› — «от Возлюбленного». Под Возлюбленным подразумевается Господь. Тем самым, имена как бы отражают движение Духа — «от Возлюбленного» (Дух посылается Отцом Небесным, нисходит свыше) и «к Возлюбленному» (Дух восходит к Отцу Небесному, ходатай- ствуя за нас — Римл. 8, 26–27).

Дух Святой даруется человеку по любви Господа («Возлюбленного») — через веру, независимо от дел. Этот принцип действует во все времена — от сотворения Адама и до наших дней: по любви Господней, «через на- ставление в вере» (Гал. 3, 2) Дух нисходит на верующих.

…Оба упомянутых мужа, оставаясь в стане, получили «крещение Ду- хом». Скорее всего, они не пришли к Скинии по какой-то важной причи- не, может быть — из-за ритуальной нечистоты. Однако верный ученик Моисея Иисус Навин попросил учителя «запретить этим мужам пророче- ствовать» (ст. 28): по-видимому, он считал, что Дух не может сойти на тех, кто не вышел к Скинии, и потому подозревал, что они пророчест- вуют «иным духом» и пророчество их ложно. Но Моисей, конечно же, обладал совершенным духовным зрением — даром «различения духов».

Особый дар различения духов упоминается в новозаветных источни- ках (I Кор. 12, 10; I Иоан. 4, 1); несомненно, им были наделены и про- роки Ветхого Завета. Так, в Писании сохранилось прозвучавшее в IX в. до н. э. предостережение пророка Михея израильскому царю Ахаву:

И сказал Михей: выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его;
И сказал Господь: кто склонил бы Ахава, чтобы он пошел и пал в Ра- мофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе;
И выступил один дух, стал пред лицом Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем?
Он сказал: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. Господь сказал: ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так.
И вот, теперь попустил Господь духа лживого в уста всех сих пророков твоих; но Господь изрек о тебе недоброе. (III Цар. 22, 19–23)

Как видно из приведенного эпизода, пророк Михей обладал даром различения духов; этим даром, конечно же, в самой высокой степени был наделен Моисей. Посему он и засвидетельствовал Иисусу Навину, что на Елдада и Модада действительно сошел Дух Господень:

Но Моисей сказал ему: не ревнуешь ли ты за меня? о, если бы все в на- роде Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них! (Числ. 11, 29)

«Ревность» упомянута здесь в похвалу Иисусу Навину: он ревновал о чистоте учения, об истинности пророчества. Но замысел Божий был от- крыт ему еще не вполне…

Согласно смыслу древнееврейского оригинала, вторая часть Моисеева ответа содержит утверждение о том, что некогда в будущем все в народе Божьем станут пророками. Когда это осуществится? Ответ содержится у Иезекииля:

И узнают, что Я Господь, Бог их, когда, рассеяв их между народами, опять соберу их в землю их и не оставлю уже там ни одного из них;
И не буду уже скрывать от них лица Моего, потому что Я изолью Дух Мой на дом Израилев, говорит Господь Бог. (Иез. 39, 28–29)

Итак, предвидение Моисея (выраженное в виде страстного желания того, чтобы весь Израиль стал народом пророков) осуществится после окончательного возвращения из

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...