Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пассивные упражнения. Несколько слов в заключение. Катя, 4 гола, ОНР II уровня, стертая дизартрия. Вика, 4 гола, ОНР И уровня, стертая дизартрия




Пассивные упражнения

■ Рука ребенка лежит на столе ладонью вниз. Одной рукой взрослый фиксирует ее в лучезапястном суставе, дру­гой рукой приподнимает вверх до максимального положе­ния поочередно каждый палец.

■ Рука ребенка лежит на столе ладонью вверх. Придер­живая ее одной рукой, другой рукой взрослый поочередно сгибает пальцы ребенка.


70 Массаж кистей рук


Несколько слов в заключение 71



 

■ Рука ребенка согнута в локтевом суставе, локоть опи­рается на стол. Рука ребенка фиксируется взрослым так­же в лучезапястном суставе. Свободной рукой взрослый производит поочередное круговое движение пальцев руки ребенка.


Несколько слов в заключение

Эффективность логопедического массажа для коррекции звукопроизношения бесспорна и очевидна. Вышеописан­ная схема массажа была апробирована автором в группе для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) специализиро­ванного детского сада. Вот несколько примеров.

Катя, 4 гола, ОНР II уровня, стертая дизартрия

Поступила в среднюю группу для детей с ОНР.

Ребенок от второй осложненной беременности. Роды досрочные — «кесарево сечение» по показаниям (миопия). В 4 года установлено, что в анамнезе имеется ПЭП (не лечили).

Наблюдается низкий тонус в мышцах рук и органах ар­тикуляции, значительное отклонение языка вправо, затруд­нено выполнение артикуляционных упражнений, подъязыч­ная уздечка укорочена, значительная саливация (повышен­ное слюноотделение).

Нарушено произношение свистящих (межзубных) и ши­пящих (боковых) звуков, звук РЬ отсутствует.

Шесть месяцев (с октября по февраль) с ребенком про­водились занятия по вышеописанным схемам массажа.

В результате занятий уже к середине октября был вве­ден звук РЬ, вызван звук С, к январю — вызван звук Ш. В период с февраля по май проводилась автоматизация свистящих и шипящих звуков. В старшей группе детско­го сада звукопроизношение и уровень развития речи пол­ностью соответствовали норме, нормализовалась мелкая моторика.

Вика, 4 гола, ОНР И уровня, стертая дизартрия

Поступила в среднюю группу для детей с ОНР. Ребенок от второй беременности, осложненной токси­козом и угрозой выкидыша, роды стремительные.


72 Несколько слов в заключение


Несколько слов в заключение 73


 


Первые слова появились к 1 году и 6 месяцам, фразы — к 2, 5 годам. Укорочена подъязычная уздечка, язык в гипер­тонусе. Наблюдается боковое произношение всех свистя­щих звуков и Ш-Ж, отсутствие звуков Л, Р, РЬ.

Занятия проводились с октября по май. Мама девочки игнорировала задания логопеда, но несмотря на это норма­лизовалось произношение свистящих звуков и звуков РиЛ к концу данного периода. В старшей группе скорректиро­ваны остальные дефектные звуки. В 5 лет звукопроизно-шение девочки соответствовало норме, ОНР III уровня.

Борис Л., 5 лет, дизартрия

Поступил в старшую группу для детей с ОНР.

Мальчик от двойни, беременность третья с угрозой вы­кидыша. Роды с осложнениями, асфиксия. Некоторое вре­мя новорожденный находился в реанимации.

Подвижность органов артикуляции слегка ограничена, язык значительно отклоняется вправо, уздечка укорочена, прикус неправильный (нижняя челюсть несколько выдает­ся вперед), низкий общий мышечный тонус.

Наблюдается боковое межзубное произношение всех сви­стящих и шипящих звуков, Ри РЬ — увулярные (горловые).

Занятия проводились в течение полугода. Нормализовалось произношение свистящих звуков, вызван и автоматизируется звук Р, значительно улучшилось состояние мелкой моторики. Этих результатов удалось добиться, хотя ребенок очень часто болел и нерегулярно посещал логопедическую группу.

Эти примеры позволяют сделать следующие выводы:

■ очевидна результативность логопедического массажа для
коррекции звукопроизношения у детей с тяжелыми нару­
шениями речи;

массаж не только улучшает произношение, но и поло­жительно влияет на развитие фонематического слуха и об­щее развитие речи:


■ сочетание логомассажа с массажем кистей рук благо­
творно сказывается на развитии речи и мелкой моторики.

Резюмируя все описанное в данной книге, можно реко­мендовать родителям и логопедам, заинтересовавшимся дан­ной схемой массажа:

■ получить необходимые дополнительные знания на кур­
сах по массажу и из литературы, посвященной этой проблеме;

■ провести тщательное обследование артикуляционных
органов ребенка, чтобы выяснить картину патологии;

■ составить индивидуальную схему массажа для ребенка
с учетом результатов обследования;

■ начать массаж с легких поглаживающих движений (не­
зависимо от области воздействия).


74 Несколько слов в заключение


Литература 75


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...