Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел II. Преодоление психологического стресса




!

I


действию стрессоров, обусловливающее снижение надежности его деятельности в экстремальных условиях.

Не менее важен и другой аспект данной проблемы, свя­занный с изучением собственно стрессоустойчивости чело­века, то есть его возможностей сохранять в стрессогенной обстановке не только целостность организма и личности, но и требуемый уровень качества решаемых задач. Было бы неверно сводить поведенческие проявления в стрессогенной обстановке лишь к активно- и пассивно-эмоциональной фор­ме. Для подготовленных специалистов наиболее характерно целесообразно-активное поведение, то есть активная реали­зация осмысленных действий, направленных на решение стоящих перед ними задач при сохранении своего здоровья и целостности управляемого объекта. Подтверждением этого служат результаты экспериментальных исследований, про­водившихся в реальных условиях операторской деятельности [11, 16, 174].

Специфика изучения проблемы стрессоустойчивости заключается в том, что ее внешние категории (качество по­ведения и состояние функций) не являются собственно пси­хологическими, — содержательное исследование психической стрессоустойчивости предполагает выделение собственного психологического критерия. В зависимости от основания, по которому исходно вычленяются психические процессы, лежащие в основе формирования и проявления устойчиво­сти—неустойчивости, возможны два подхода. Первый из них, традиционно-аналитический подход, опирается на «членение» психики по признаку качественного своеобразия на познава­тельные, эмоциональные и волевые процессы, а собственно психическая стрессоустойчивость определяется через частные оценки устойчивости отдельно рассматриваемых психических процессов и свойств. Бесспорно, что высокий уровень устой­чивости психологических качеств является предпосылкой стрессоустойчивости человека, однако, однозначно не детер­минирует ее.

Второй — системно-регулятивный подход к определению психической стрессоустойчивости предполагает «вычлене­ние» психических процессов не по признаку качественного своеобразия, а с точки зрения их непосредственной функции


т



Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 11. Роль личности в развитии и преодолении психологического стресса


305


 


в регуляции поведения. При данном подходе психические про­цессы рассматриваются как функциональные звенья, блоки (регулирующие функции), образующие систему психической регуляции поведения (деятельности).

С позиций концепции системы психической регуляции деятельности [110, 222] нами была рассмотрена роль отдель­ных компонентов этой системы в формировании стрессо-устойчивости человека, и в частности, устойчивости отдельных функциональных звеньев к воздействию стрессоров [38].

Установлено, во-первых, что функциональные звенья критериев успеха, заданных программ и представление-про­гноз обеспечивают субъективную представленность человеку информации о требуемых результатах и программах их дости­жения (блок «что должно быть»).

Критерии успеха выступают в роли субъективных эталонов, по которым человек судит о том, в какой степени достигнуты требуемые промежуточные и конечные результаты. Критерии успеха вырабатываются самим человеком, в ходе деятельности под воздействием стрессоров они могут трансформироваться. Степень устойчивости критериев успеха к стрессорам опреде­ляется их побудительной силой для человека и зависит от мотивов деятельности.

Заданные программы обеспечивают субъективную пред­ставленность человеку нормативной последовательности действий, выполнение которых позволяет достичь требуемых результатов. Воздействие стрессоров может обусловить несо­ответствие имеющихся программ новым обстоятельствам. По­этому роль данного функционального звена в регуляции стрес-соустойчивости состоит в том, чтобы за счет актуализации ранее усвоенных программ, их перестройки и даже построения новых вариантов обеспечить выполнение действий для дости­жения критериев успеха. О степени устойчивости этого звена к стрессорам можно судить по запасу, а также по гибкости программ, ведущих к достижению критериев успеха.

Представление-прогноз — (образ заданной динамики [по 168]) — обеспечивает субъективную представленность чело­веку заданной последовательности (включая временную) раз­личных стадий поведенческого процесса, их взаимовлияния, взаимосвязи между изменяющимися параметрами процесса.


Наличие такого представления-прогноза позволяет объяс­нить, например, характерную для операторов способность реконструировать по одной детали целостную картину техно­логического процесса. Эта способность играет важную роль в стрессогенной обстановке, когда от оператора, располагаю­щего минимальным объемом информации, требуется верно оценить ситуацию за очень короткий промежуток времени. Представление-прогноз дает возможность человеку предвос­хищать еще не наступившие, но должные наступить измене­ния в состоянии управляемого процесса. Об устойчивости этого функционального звена к воздействию стрессора можно судить по степени дифференцированности, структурирован­ности и доступной глубине «продвинутое™» представления-прогноза, и чем они более выражены, тем он устойчивее к воздействию стрессоров.

Во-вторых, функциональные звенья предвосхищающих схем и оперативных образов обеспечивают субъективную пред­ставленность человеку информации о текущих параметрах управляемого процесса (блок «то, что фактически есть»).

Предвосхищающие схемы активно формируются человеком в каждый момент времени. Они, по сути, являются схемами сбора информации, которые опираются на заданные програм­мы и представление-прогноз и развертываются в направлении достижения критериев успеха. В обычных условиях человек достаточно точно контролирует свои ожидания, какие пара­метры, насколько и когда должны измениться. Поэтому марш­руты сбора информации не носят хаотичного характера, а под­чиняются определенным закономерностям. Под воздействием стрессоров обычно используемые схемы сбора информации оказываются неэффективными. В этих случаях, как правило, происходит расширение зоны приема сигналов, включение в число воспринимаемой иррелевантной информации, что влечет за собой снижение функциональной надежности. Об устойчивости этого функционального звена к воздействию стрессоров можно судить по гибкости (быстроте) перехода от потерявшей свою полезность схемы сбора информации к другой, которая направлена на активный отбор сигналов, обеспечивающих реализацию требуемой программы рабочих действий.


306_

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...