Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственная система коррекционной поддер­жки и социальной защиты детей и подростков — в 12 страница




Г. известен с древнейших времен, сюжеты на эту тему встречаются на наскальных изображениях каменного века. По мнению сексолога А. М. Свядоща, он имел место еще у

 

неандертальцев. С древнейших времен и до настоящего вре­мени гомосексуальные контакты известны практически во всех странах. При этом в ряде из них в отдельные историче­ские эпохи такие связи поощрялись.

В Средние века Г. воспринимался как грех, порок, запо­дозренных в нем людей жестоко карали. В XIX в. его стали считать неизлечимой болезнью. В настоящее время боль­шинство ученых склоняются к мнению, что Г. — это специ­фический стиль жизни. Эротические предпочтения для большинства людей не являются делом сознательного выбо­ра, поэтому преследовать за них бессмысленно и жестоко.

Г. наблюдается как среди мужчин, так и среди женщин. Частота его, по данным разных авторов, различна, но в це­лом принято считать, что частота Г. варьирует от 1 до 4 % у мужчин и от 1 до 3 % у женщин. В подростковом возрасте эпизодические контакты такого рода (чаще в игровой фор­ме) имеют около 25—30 % мальчиков.

По ролевому поведению выделяют активных и пассив­ных гомосексуалистов, исходя из того, что во время половых сношений один (или одна) из партнеров играет активную (мужскую) роль, а второй (или вторая) — пассивную (жен­скую), но четкое распределение этих ролей при половых ак­тах не всегда можно определить, особенно у женщин. Муж­чины-гомосексуалисты, желая доставить большее удоволь­ствие друг другу, часто меняются ролями. В зависимости от формы и способа реализации полового влечения выделяют взаимный онанизм, трение (трибадия, принстанское тре­ние), орально-генитальные ласки (минетт, куннилингус), ласки языком анального отверствия (анилингус), половое сношение в прямую кишку (мужеложество). Формы поведе­ния гомосексуалистов самые разные, как и у людей с гетеро­сексуальной направленностью. Они проявляются по-разно­му — от долгосрочных моногамных пар (гомосексуальный брак) до гомосексуального группового секса, от анонимных или разовых встреч до романтических длительных связей и ухаживаний.

 

В странах, где Г. официально не преследуется и где сохра­няется терпимое отношение к нему со стороны общества, ча­сто наблюдаются устойчивые связи между гомосексуалиста­ми. В нек-рых странах (напр., Нидерланды) официально разрешен брак между гомосексуалистами, к-рый регламен­тируется теми же гражданскими актами, что и гетеросексу­альный. В странах, где Г. преследуется и испытывает на себе общественное неприятие, стремление скрыть свою гомосек­суальную принадлежность приводит чаще к кратковремен­ным анонимным встречам, число к-рых может исчисляться сотнями. Возможность таких встреч и контактов обеспечи­вает посещение различных баров, бань, саун, бассейнов, где гомосексуалисты встречаются и знакомятся. Кроме того, та­кую возможность для знакомства дают различные комиссии, союзы, общества, группы по интересам, феминистские и др. движения. Внешне гомосексуалисты, особенно мужчины, не отличаются от других людей. Они могут заниматься атлетиз­мом, исповедовать «культ тела», носить обтягивающую одежду, подчеркивающую мышцы. Пассивные гомосексуа­листы также часто перестают быть женственными и жеман­ными. Но активные лесбианки обычно отличаются мужепо­добным телосложением, грубым голосом, любят носить мужскую одежду, выполнять мужскую работу, часто утрируя свое «мужское» поведение. Поскольку Г. в ряде стран долгое время был запрещен, то развился очень богатый язык костю­ма, к-рый позволяет одному гомосексуалисту не только уз­навать другого, но даже определять, какую форму секса он или она предпочитает.

Есть несколько теорий возникновения Г.: эндемическая теория Бартона, психоаналитическая — Фрейда, генетиче­ская, неврогенная, нейроэндокринная — Дёрнера, эндок­ринная, условно-рефлекторная и др. На Западе широко рас­пространена теория Э. Хукер, согласно к-рой люди рожда­ются сексуально индифферентными и имеют скорее общую сексуальную предрасположенность, чем гомо-, гетеро- или бисексуальные предпочтения. В дальнейшем же сексуаль-

 

ный опыт определеяет выбор сексуального объекта. Однако ни одна из теорий не объясняет полностью механизм воз­никновения гомосексуального влечения. В психическом от­ношении гомосексуалисты, как правило, совершенно нор­мальные люди без к. -л. патологических проявлений. Для них характерно только одно отличие от остальных членов обще­ства — направленность полового влечения. Все остальные связи в гомосексуальной паре (межличностные, эмоцио­нальные, сексуальные) аналогичны таковым в гетеросексу­альной. Поэтому в последних международных классифика­циях Г. исключен из списка болезней. Исследования психо­логического статуса гомосексуалистов, проведенные различными учеными, также подтверждают это положение. Но, тем не менее, необходимо отметить, что страх разоблаче­ния и общественного осуждения, призрак одиночества в ста­рости налагают на их характер, поведение, эмоции, опреде­ленный отпечаток. У них довольно часто возникают невро­зы, депрессии, нарушения поведения. Многие авторы отме­чают, что гомосексуалисты более впечатлительны, возбуди­мы, подвержены частым сменам настроения, больше подда­ются внушению, более неуравновешенны и ранимы. У них легче развиваются неврастенические, ипохондрические и истерические реакции по сравнению с остальными людьми. Отношение общества к Г. в различные эпохи было раз­ным. У одних народов гомосексуальные контакты были обя­зательным элементом подростковых инициации, существо­вало убеждение, что таким путем мальчику передается сила и прочие качества взрослого мужчины. Во многих обществах они считаются нормальными для подростков, но недопусти­мы для взрослых. В большинстве обществ Г. осуждается. Американские социологи, изучая 195 мировых культур, определили, что только в 14 % от их числа мужчины и в 11 % — женщины отвергают гомосексуальность. Описано ритуальное использование гомосексуальности во многих индейских племенах Северной Америки. В нек-рых племе­нах шаманы часто были гомосексуальны. Репрессивное от-

 

 

ношение к Г. стало развиваться с переходом к христианству. Частично необходимость такого отношения оправдывалось в целях повышения рождаемости. В средневековых государ­ствах издавались законы, карающие Г., гомосексуалистов преследовали церковь и инквизиция. Юридическое отноше­ние к легализации Г. в современном обществе в целом повто­ряет аналогичные общественные установки, в основе юри­дических актов заложены принципы запретов вместо прин­ципов терпимости и гуманизма. Общественному осуждению Г. в значительной мере способствовали различные «мифы», прочно укоренившиеся в сознании людей: Г. вызывает от­вращение, Г. — это разврат и грех, гомосексуалисты совра­щают детей и молодежь, Г. ведет к снижению рождаемости. В последние годы к этому добавились факты о том, что гомо­сексуалисты являются одним из источников СПИДа. Науч­ные и социально-психологические исследования и наблю­дения свидетельствуют о том, что терпимое или нетерпимое отношение к гомосексуалистам не влияет на их кол-во в об­ществе. Нетерпимое отношение к ним лишь затрудняет су­ществование этих людей в обществе, увеличивает число пси­хических и межличностных конфликтов, невротических и депрессивных состояний. Поэтому с конца XIX в. отдельные психологи и сексологи стали выступать за равноправие го­мосексуалистов. После Второй мировой войны на формиро­вание общественного мнения и юридического законода­тельства значительное влияние оказали работы американ­ских исследователей, в частности, впервые было научно доказано, что Г. — это не болезнь, не извращение, а иная сек­суальная ориентация. В большинстве государств уголовные наказания за гомосексуальные контакты между взрослыми людьми по добровольному соглашению отменены. Г. исклю­чен из списка психических заболеваний, поскольку ни по одному психологическому тесту гомосексуальные индивиды не отличаются от гетеросексуальных. В ряде стран Америки и Европы начались процессы легализации Г. Эти процессы либерализации и терпимости по отношению к Г. свидетель-

 

ствуют о наметившихся изменениях в сознании общества. Как правило, отношение к Г. тесно связано с общей терпи­мостью той или иной культуры: чем нетерпимее общество, тем сильнее неприятие Г., впрочем, и других девиантных стилей жизни. На уровне индивидуального сознания нена­висть к Г. (гомофобия) часто является средством психологи­ческой самозащиты против собственных неосознаваемых гомоэротических чувств. Психологические свойства гомо­сексуалистов зависят не столько от их сексуальной ориента­ции, сколько от отношения окружающих. Г. представляет собой серьезную психологическую проблему. Осознание своей психосексуальной необычности, как правило, пере­живается очень болезненно, ограничивает возможности психологического самораскрытия подростка, нередко слу­жит причиной самоубийств. Никаких действенных способов предотвращения Г. у детей и подростков не существует, а не­компетентное вмешательство взрослых только увеличивает трудности. Психотерапевтическая коррекция сексуальных ориентации возможна лишь в нек-рых случаях и очень слож­на. Профилактика Г. представляет собой в первую очередь правильное гигиеническое и половое воспитание, формиро­вание у ребенка соответствующего полоролевого поведения, медицинскую коррекцию различных болезненных состоя­ний, к-рые впоследствии могут приводить к гомосексуаль­ному поведению.

Гомосексуальность [ИотозехиаН{у\ — эротическое вле­чение (тайное или явное) к представителям собственного пола; встречается у представителей обоих полов (см. также Лесбианство). Причины Г. до сих пор остаются неясными, хотя существуют предположения об их генетическом проис­хождении. Г. больше не считается связанной с к. -л. психиче­скими нарушениями, однако иногда такое рассмотрение мо­жет оказать людям, желающим изменить свою сексуальную ориентацию, значительную помощь. В настоящее время не существует никаких лекарственных веществ, к-рые могли бы помочь человеку изменить свою сексуальную ориентацию,

 

 

хотя имеются средства, подавляющие сексуальное влечение. Люди, к-рые ищут помощи для изменения своей сексуаль­ной ориентации, скорее всего смогут получить пользу от консультации со специалистом, к-рый устранит любые воз­никающие у них тревоги и волнения, а также чувство вины, к-рое может пересилить стремление изменить свое сексуаль­ное поведение.

Гонококк [^опососсиз; греч. §опо$ — семя + КоМсоа — зерно; мн. §опососа] — бактерии вида Метепа& опоггИоеае, вызыва­ющие у человека гонорею. Гонококковый [§опососса1].

Гонорея [§опоггНоеа; греч. $опо8 — семя + гНеб — теку] —-венерическое заболевание, передающееся половым путем; вызывается бактериями вида Ме[5$епа & опоггИоеае, к-рые поражают слизистые оболочки половых органов мужчин и женщин. Симптомы заболевания появляются примерно че­рез неделю после заражения. Человека беспокоит боль во время мочеиспускания и гнойные выделения (хронический гонорейный уретрит [%1ее(] из мочеиспускательного канала (у мужчин) или влагалища (у женщин); однако у нек-рых женщин болезнь может протекать бессимптомно. Если го­норея развивается у женщины во время беременности, то во время прохождения ребенка через родовые пути инфекция может попасть ему в глаза (см. Бленнорея новорожденных). В запущенных, нелеченных случаях Г. может распростра­ниться на всю репродуктивную систему человека и в буду­щем явиться причиной его бесплодия; тяжелое воспаление мочеиспускательного канала у мужчин может затруднить процесс мочеиспускания (такое состояние называется стриктура). На более поздних стадиях заболевание может осложниться артритом, воспалением эндокарда, распро­страняющимся и на клапаны сердца (эндокардитом), а так­же привести к инфекционному поражению глаз, вызывая конъюнктивит.

 

Горб [§1ЬЬиз, 81ЪЪой{у} — остроугольное искривление позво­ночника, происходящее в результате выпячивания кзади ча­сти позвонков. Чаще всего причиной образования горба яв­ляется туберкулез.

Государственная система коррекционной поддер­жки и социальной защиты детей и подростков — в

Российской Федерации права лиц с проблемами в развитии признаются рядом документов Организации Объединенных Наций (ООН): Всеобщей декларацией прав человека, Декла­рацией о правах инвалидов, Декларацией о правах умствен­но отсталых лиц, Конвенцией о правах ребенка.

Свободы, права и обязанности граждан, закрепленные в нормах международного права, регулируются системой нор­мативно-правовых актов, издаваемых органами государст­венной власти и другими компетентными органами: Кон­ституцией Российской Федерации, Законом РФ «Об образо­вании», «Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О внесении изменений и дополне­ний в Закон РФ «Об образовании» и т. д. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 г. была разработана целевая программа «Дети-инвалиды». Она направлена на формирование основ комплексного решения проблем детей с отклонениями в развитии, на создание усло­вий независимой жизни этой части населения. Программа включает вопросы:

· профилактики детской инвалидности и организации ста­
тистического учета;

· психолого-медико-педагогической и социальной реаби­
литации детей-инвалидов;

· обеспечения детей-инвалидов техническими средствами;

· создания информационной системы по проблемам дет­
ской инвалидности;

· оказания организационно-методической социаль­
но-экономической, правовой и финансовой помощи об­
щественным организациям и объединениям семей де­
тей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии.

 

Существуют международные правовые акты о социаль­ной защите детей-инвалидов. В них сказано, что понятие «инвалид» означает любое лицо, к-рое не может самостоя­тельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недо­статка его (или ее) физических и умственных (врожденных или нет) способностей.

Декларация о правах умственно отсталых лиц принята Ге­неральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1971 г. В ней провоз­глашается, что умственно отсталое лицо имеет в максималь­ной степени осуществимости те же права, что и другие люди, а именно: право на надлежащее медицинское обслуживание и лечение; право на образование, восстановление трудоспо­собности и покровительство; право на материальное обеспе­чение и на удовлетворительный жизненный уровень, а также имеет право на защиту от эксплуатации, злоупотреблений и унизительного обращения.

В Декларации о правах инвалидов (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1975 г. без голосова­ния) говорится, что инвалиды должны пользоваться всеми правами, изложенными в Декларации, а именно: они имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоин­ства. Инвалиды, каковы бы ни были их происхождение, ха­рактер и серьезность их увечья или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста. Инва­лиды имеют право на медицинское, психологическое лече­ние, включая протезные и ортопедические аппараты, на вос­становление здоровья и положения в обществе, на образова­ние, ремесленную профессиональную подготовку. Они имеют право в соответствии со своими возможностями по­лучить и сохранить за собой рабочее место. Кроме этого ин­валиды имеют право жить в кругу своих семей или в услови­ях, благоприятных для них, и участвовать во всех видах об­щественной деят-ти, связанных с творчеством, и досуга, а также инвалиды должны иметь возможность пользоваться квалифицированной юридической помощью.

 

 

Кроме международных правовых актов о социальной за­щите детей-инвалидов существуют еще и законы Россий­ской Федерации по социальной защите семей, воспитываю­щих детей-инвалидов.

Законы РФ предусматривают, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В основах законо­дательства РФ о физической культуре и спорте говорится, что детям из многодетных и малообеспеченных семей, де­тям-сиротам, инвалидам физкультурно-спортивные услуги предоставляются бесплатно. В основах законодательства РФ об охране здоровья граждан записано, что при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, на бесплатную меди­цинскую помощь в государственной и муниципальной сис­темах здравоохранения, на льготное обеспечение протезами, ортопедическими, корректирующими изделиями, слуховы­ми аппаратами, средствами передвижения и иными спец. средствами.

В правах несовершеннолетних сказано, что несовершен­нолетние с недостатками физического или психического развития по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, могут содержаться в учреждениях системы социальной за­щиты за счет бюджетов всех уровней, благотворительных и иных фондов, а также средств родителей или лиц, их заменя­ющих.

В правах инвалидов говорится о том, что инвалиды, в том числе дети-инвалиды, с детства, имеют право на медико-со-I шальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарства­ми, протезами и т. д. на льготных условиях, а также на про­фессиональную подготовку и переподготовку.

В Законе РФ «Об образовании» сказано, что гражданам РФ гарантируется возможность получения образования не­зависимо от пола, расы, национальности, языка, происхож­дения, места жительства, отношения к религии, убеждений, возраста, состояния здоровья, социального, имущественно­го и должностного положения. А также говорится, что госу-

 

дарство создает гражданам с отклонениями в развитии усло­вия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе спец. педагоги­ческих подходов.

Российская Федерация, исходя из приоритета обще­ственных человеческих ценностей, признавая равенство прав всех людей на образование и равную защиту этого права со стороны государства, желая создать законодательскую базу для удовлетворения спец. образовательных потребно­стей лиц, возможности к-рых получить образование ограни­чены их недостатком, состоянием здоровья или конкретны­ми социальными условиями, подготовила Федеральный за­кон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья — специальном образовании».

В законе сказано, что специальное образование (вари­ант 1) — это система условий, к-рые создает государство для лиц, имеющих спец. образовательные потребности, с целью обеспечения им равных возможностей в получении образо­вания посредством ликвидации физических, финансовых или психологических барьеров, к-рые исключают или огра­ничивают участие этих лиц в жизни общества; специальное образование (вариант 2) —- это дошкольное, общее и профес­сиональное образование, для получения к-рого человек нуждается в спец. индивидуализированных методах обуче­ния и воспитания, связанных с наличием у него физического и/или психического недостатка.

Действие Закона РФ «Об образовании лиц с ограничен­ными возможностями здоровья (спец. образовании)» рас­пространяется на:

· детей и взрослых, возможности к-рых получить образова­
ние, в том числе профессиональное, ограничены в связи с
физическим и/или психическим недостатком, подтверж­
денным в установленном порядке;

· родителей детей, а также взрослых — законных либо над­
лежащим образом уполномоченных представителей;

 

· педагогический, медицинский и иной персонал, участву­
ющий в спец. образовательном процессе;

· государственные, муниципальные и негосударственные
органы, должностные лица, а также юридические и физи­
ческие лица, участвующие в осуществлении спец. образо­
вания.

Спец. образование обеспечивает лицам с физическими и/или психическими недостатками возможность развить свои физические и психические способности в целях при­способления к социальной среде, подготовки к трудовой де-ят-ти, самообслуживанию, самообеспечению и семейной жизни. Спец. образование является частью системы комп­лексной медико-педагогической, профессиональной и со­циальной реабилитации лиц, имеющих физические и/или психические недостатки, и включается в индивидуальную программу реабилитации таких лиц в соответствии с законо­дательством о социальной защите, представляющим госу­дарственные гарантии прав лиц, имеющих спец. потребно­сти.

Законы Российской Федерации и субъект РФ гарантируют таким лицам обязательное обучение независимо от степени физической и/или психической недостаточности с момента ее обнаружения; при этом продолжительность начального и основного общего образования устанавливается специальны­ми образовательными стандартами и не может быть менее 9 лет. Кроме того, гарантируется бесплатность обучения неза­висимо от его форм в пределах государственного образова­тельного стандарта; свободный доступ к образованию любого уровня, получаемому в условиях интегрированного обучения в соответствии с психолого-педагогическими и медицински­ми показателями (противопоказаниями); обучение с возмож­но минимальной изоляцией от общества. А также обучение по индивидуальным программам в соответствии со специ­альными образовательными стандартами, соотносимыми с программами обучения в учреждениях общего типа, учиты­вающими характер и степень имеющегося физического

и/или психического недостатка; обеспечение по специаль­ным медицинским показаниям транспортными средствами для доставки в ближайшее образовательное учреждение. Ли­цам с физическими и/или психическими недостатками по окончании обучения гарантируется трудоустройство в соот­ветствии с полученным образованием и/или профессио­нальной подготовкой в порядке, определенном законода­тельством о труде и законодательством о занятости.

Родители детей, имеющих спец. образовательные по­требности, помимо прав и обязанностей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, пользуются спец. правами:

· присутствовать при освидетельствовании ребенка в пси­
холого-медико-педагогической консультации (комис­
сии), высказывать свое мнение и обжаловать в установ­
ленном порядке заключение этой комиссии;

· участвовать в разработке и реализации индивидуальных
учебных программ для ребенка;

• быть принятым в учреждение высшего профессиональ­
ного образования вне конкурса на бесплатное обучение
по педагогической   специальности, соответствующей
профилю спец. образовательных потребностей ребенка.
Это право предоставляется родителям при условии, если
они имеют образование, необходимое для обучения в уч­
реждении высшего профессионального образования.
Законом РФ «Об образовании лиц с ограниченными воз­
можностями здоровья (специальном образовании)» преду­
смотрено также государственное обеспечние лиц, имеющих
спец. образовательные потребности. Во-первых, плата за
обучение в пределах государственного образовательного
стандрата с лиц, имеющих специальные образовательные
потребности, не взимается. При необходимости этим лицам
предоставляется транспорт соответствующего типа и вида
для доставки в образовательное учреждение или организует­
ся их бесплатное обучение на дому. Во-вторых, родителям
детей, имеющих специальные образовательные потребности

 

 

и обучающихся в семье, возмещаются затраты на обучение в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение в соответствующем типе и виде государ­ственного или муниципального учреждения. Возмещение выплачивается при условии успешной государственной ат­тестации ребенка. В-третьих, на полном государственном обеспечении в муниципальных образовательных и в спец. классах (группах) государственных и муниципальных обра­зовательных учреждений находятся дети:

· неслышащие и слабослышащие;

· незрячие и слабовидящие;

· с тяжелыми нарушениями речи;

· с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

· умственно отсталые;

· с выраженными (глубокими) нарушениями эмоциональ­
но-волевой сферы и поведения;

· с выраженными трудностями в обучении (с задержкой
психического развития);

· со сложными недостатками.

В рассматриваемом законе сказано, что помимо форм по­лучения образования, предусмотренных Законом РФ «Об образовании», лица, имеющие специальные образователь­ные потребности, могут получать образование в форме обу­чения надому, интегрированного обучения и обучения в условиях стационарного лечебного учреждения.

Для оказания индивидуальной помощи детям со специ­альными образовательными потребностями создаются коррекционные кабинеты, финансируемые из бюд­жета субъекта РФ. Каждый такой кабинет обслуживает одно или несколько образовательных учреждений, общее число классов (групп) в к-рых должно быть не более 40, а кол-во обучающихся со спец. потребностями — не менее 12.

Для оказания помощи детям, имеющим различные нару­шения в устной и письменной речи, организуются логопе­дические пункты, финансируемые из бюджета субъек­тов РФ. Такой пункт обслуживает одно или несколько обра-

зовательных учреждений, суммарное число начальных классов в к-рых должно быть не более 25.

Также создаются разнопрофильные центры реаби­литации (не менее одного в каждом субъекте РФ) для обу­чения и воспитания детей и взрослых в возрасте до 21 года с тяжелыми и сложными недостатками развития. Задачами та­ких центров являются формирование навыков общения и самообслуживания, элементарных трудовых навыков и про­ведение образовательных занятий по индивидуальным про­граммам обучения. Занятия в центрах организуются в груп­пах с кол-вом детей от 3 до 10; общее число обучающихся в центре не должно превышать 100 человек.

В Российской Федерации создаются и действуют специ­альные образовательные учреждения.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение (далее — коррекционное учреждение) / вида создается для обучения и воспитания неслышащих детей, их всесторонне­го развития в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и мышления на слухозрительной основе, для коррекции и компенсации отклонений в психо­физическом развитии, получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жиз­ни. С ними проводятся фронтальные и индивидуальные за­нятия по развитию слухового восприятия и совершенствова­нию навыков произношения в ходе всего образовательного процесса. Для глухих детей со сложной структурой наруше­ния в составе образовательного учреждения I вида организу­ются классы, работа в к-рых строится по специальным учеб­ным планам.

Коррекционное учреждение II вида создается для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), всесто­роннего их развития на основе формирования словесной речи, подготовки к свободному речевому общению на слухо-

вой и слухозрительной основе. Для обеспечения дифферен­цированного подхода в обучении слабослышащих и поздно-оглохших детей создаются два отделения: 1) для воспитанни­ков с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха; 2) для воспитанников с глубоким недо­развитием речи.

Коррекционные учреждения III и IV видов обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе. В кор-рекционное учреждение III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0, 04 и ниже) и бо­лее высокой остротой зрения (0, 08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций с прогрессиру­ющими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте; об­щий срок обучения — 12 лет. В коррекционное учреждение IV вида принимаются слабовидящие дети с остротой зрения от 0, 05 до 0, 4 на лучше видящем глазу. При этом учитывается состояние других зрительных функций (поле зрения, остро­та зрения для близи), форма и течение патологического про­цесса. Могут быть приняты дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или часто рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенических явлений, возника­ющих при чтении и письме на близком расстоянии. Кроме того, в коррекционное учреждение IV вида принимаются дети с косоглазием и амблиопией, имеющие более высокую остроту зрения (выше 0, 4), для продолжения лечения зре­ния. При необходимости может быть организовано совмест­ное обучение незрячих и слабовидящих детей.

Коррекционное учреждение У вида создается для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодо­лению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития. В 1-е отделение принимаются дети,

 

имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени, а так­же дети, страдающие общим недоразвитием речи, сопровож­дающимся заиканием. Во 2-е отделение принимаются дети с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи. В случае устранения речевого дефекта воспитанники с со­гласия родителей (законных представителей) и на основа­нии заключения психолого-медико-педагогической комис­сии переводятся в образовательное учреждение общего типа.

Коррекционное учреждение VIвида создается для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата с целью восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психиче­ского и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-прак­тической деят-ти.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...