Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дети с нарушениями двигательной сферы — в 2 страница




Социальные и психологические последствия не выраже­ны, поэтому Д. -а, долгое время может протекать скрытно. Может пострадать физическое здоровье, в частности, от цирроза печени и сократиться продолжительность жизни. Предполагается, что Д. -а. преобладает во Франции и др. ре­гионах, традиционно производящих виноградные вина. См. Бета-алкоголизм, Гамма-алкоголизм.

Деменция [лат. Летепйа — безумие] — слабоумие, стой­кое ослабление познавательной деят-ти, снижение критики и памяти, огрубение эмоций.

В детском возрасте Д. может возникнуть в результате ор­ганических заболеваний мозга при шизофрении, эпилепсии, воспалительных заболеваниях мозга (менингоэнцефалиты), травмах мозга (сотрясения и ушибы).

В отличие от олигофрении нарушения в деят-ти мозга при Д. наступают после периода нормального развития ребенка.

Интеллектуальное нарушение при Д., как правило, необ­ратимо. Однако при успешном лечении основного заболева­ния можно добиться частичного восстановления психиче­ских функций. Своевременная и правильно построенная ле­чебно-педагогическая коррекционная работа способствует значительной компенсации нарушения.

Д. боксёров \а. рщШ$Иса. РипсИ-а'гипЬ зупа'готе] — сим-птомокомплекс у боксеров, характеризующийся прогресси­рующей деменцией, тремором кистей и эпилепсией. Заболе­вание может развиться после неоднократно имевших место сильных ударов в голову, приводивших к сотрясениям мозга.

Д. инфантильная \а. т/ап1Ш', син.: Геллера болезнь] — прогрессирующее слабоумие у детей в возрасте 3—5 лет, про­являющееся потерей приобретенных навыков, прогрессиру­ющим оскудением речи до ее полного исчезновения при со­хранении выразительного лица; наблюдается, напр., при злокачественной детской шизофрении.

 

Д. старческая [зепПе д. \ — утрата старым человеком ин­теллектуальных способностей, часто сопровождающаяся из­менением его поведения.

Демонстрация — методический прием, заключающийся в показе на уроке различных средств наглядности, Д., ис­пользуемая на уроках в спец. школах, по своему характеру очень разнообразна. Это — натуральные объекты, действия или имитация действий, картины, таблицы, схемы, карты, диапозитивы, кинофильмы, макеты, диаграммы, препараты и др., а также опыты, проводимые учителем в классе на уро­ках.

В условиях спец. школы Д. имеет большое значение. Она дает возможность накопить новые знания, пополнить запас имеющихся представлений, позволяет подвести уч-ся к обобщению и абстракции, помогает понять и иллюстриро­вать словесные объяснения учителя.

В различных типах спец. школ Д. имеет свою специфику. Так, в спец. школ е-интернате наибольшее внимание должно быть уделено организации процесса восприятия демонстри­руемого материала и его последующему обобщению и осоз­нанию. В школе для глухих и слабослышащих детей необхо­димо прежде всего обеспечить правильное сочетание показа со словесным пояснением, т. к. одновременное восприятие демонстрируемого объекта, действия и речи учителя, как правило, невозможно.

В школе для слепых и слабовидящих, где восприятие про­исходит на основе осязания, обоняния или слуха, для Д. под­бираются такие предметы, пособия, к-рые могут быть вос­приняты с помощью сохранных анализаторов или с помо­щью приспособлений, преобразующих недоступные оптические образы в доступные восприятию слепых звуко­вые или кожно-механические.

Демонофобия [даетопорНоЫа; греч. Лашдп — злой дух + фобия; син.: сатанофобия] — навязчивый страх — боязнь «дьявола», «нечистой силы».

 

Демофобия {аеторНоЫа; грен. Аёто$— народ, толпа •+ фо­бия', син.: охлофобия] — навязчивый страх — боязнь толпы.

Дендрофилия [греч. йепйгоп — дерево + филия] — разно­видность пигмалионизма, где в качестве фетиша выступают изделия из дерева или деревья, иногда определенного вида.

Деперсонализация [ДерегзопаНюиоп^лат. йе — отрица­тельная приставка + регзопа — личность, лицо] — 1. Измене­ние самосознания, для к-рого характерно ощущение потери своего «Я» и мучительное переживание отсутствия эмоцио­нальной вовлеченности в отношения к близким, к работе и т. д. Д. возможна при психических заболеваниях в погра­ничных состояниях. В легкой форме Д. наблюдается у психи­чески здоровых людей при эмоциональных перегрузках, со­матических болезнях и т. д. 2. Выраженная в большей или меньшей степени объективная утрата индивидом воз­можности быть идеально представленным в жизнедеят-ти других людей, обнаружить способность быть личностью.

Депрессивное развитие личности — патологиче­ское развитие личности с нарастанием постоянного депрес­сивного настроения, происходящее под влиянием длитель­ных или повторных психотравмирующих факторов и при определенном конституциональном предрасположении.

Депрессивные эквиваленты — периодически возни­кающие состояния, характеризующиеся разнообразными жалобами и симптомами преимущественно вегетативного характера, заменяющие приступы депрессии при маниа­кально-депрессивном психозе.

Депрессия \аергез5'ю; лат. йерпто, Аергеюит — понижать, подавлять, угнетать; син.: баритмия (устар. ), синдром де­прессивный] — состояние, характеризующееся угнетенным или тоскливым настроением и снижением психической ак­тивности, сочетающимися с двигательными расстройствами и разнообразными соматическими нарушениями (потеря

аппетита, похудание, запоры, изменение ритма сердечной деят-ти и т. п. ). Субъективно человек в состоянии Д. испыты­вает прежде всего тяжелые мучительные эмоции и пережива­ния — подавленность, тоску, отчаяние. Влечения, мотивы, во­левая активность резко снижены. Характерными являются мысли о собственной ответственности за разнообразные не­приятные, тяжелые события, происшедшие в жизни человека или его близких. Чувство вины за события прошлого и ощуще­ние беспомощности перед лицом жизненных трудностей соче­таются с чувством бесперспективности. Самоооценка резко снижена. Измененным оказывается восприятие времени, к-рое течет мучительно долго. Для поведения в состоянии Д. характерны замедленность, безинициативность, быстрая утом­ляемость; все это приводит к резкому падению продуктивно­сти. В тяжелых, длительных состояниях Д. возможны попытки к самоубийству. Различаются функциональные состояния Д., возможные у здоровых людей в рамках нормального психиче­ского функционирования, и патологическая Д., являющаяся одним из основных психиатрических синдромов. См. Рас­стройство дистимическое.

Д. адинамическая [а. ааупатгса; син.: Д. апатиче­ская] — Д. с преобладанием ослабления побуждений. См. Депрессия у детей и подростков адинамическая.

Д. ажитированная [а. а§1Ша; лат. а§1ю, а& Шит — при­водить в движение, возбуждать] — Д., сопровождающаяся двигательным возбуждением, иногда доходящим до неис­товства.

Д. алкогольная [а. а1соИоИса\ — дисфорическая или слезливая Д., возникающая при алкогольной абстиненции.

Д. ананкастическая [а. апапсазиса; греч. апапЬазШ — принужденный] —Д., сочетающаяся с к. -л. навязчивыми со­стояниями.

Д. анестетическая [а. апае51Иепса\—}\., сопровождаю­щаяся мучительными переживаниями отсутствия чувства

радости, горя и т. п. См. Депрессия у детей и подростков анестетическая.

Д. апатическая [с!. араШса} — см. Д. адинамическая.

Д. астеническая {и. аМИетса', син.: синдром астеноди-стимический] — Д. с преобладанием яатений психического и физического истощения.

Д. без депрессии — см. Д. маскированная. Д. брюзжащая — см. Д. ворчливая.

Д. вегетативная [а. \е$еШйуа\ — Д. с преобладанием ве­гетативных расстройств.

Д. витальная 1. \'ШШ} —Д. с выраженной предсердеч-ной тоской, чувством тяжести в различных частях тела и пси­хической анестезией.

Д, ворчливая [син.: Д брюзжащая] —Д. с преобладани­ем недовольства окружающими людьми и обстановкой.

Д. галлюцинаторно-параноидная [а". §а11иста(опо-загапоШеа] — Д., сопровождающаяся вербальными галлю­цинациями, иллюзиями и бредом, содержанием к-рых чаще Есего являются идеи обвинения, угрозы, преследования.

Д. дисфорическая {а. ау5рНопса; грен. йузрНопа — доса-ла. раздражение] — Д. со злобностью, мрачной раздражи­тельностью и неприязнью к окружающим. См. Депрессия у детей и подростков дисфоническая.

Д. застывающая — инволюционная Д., при к-рой на­блюдается кататония; характеризуется быстрым исчезнове­нием тревожного аффекта и преобладанием в последующем постоянного безразличия, бездеят-ти, брадикинезии и му-тизма.

Д. заторможенная — Д. с преобладанием замедления, затруднения психических процессов и двигательных реак­ций.

Д. инволюционная [син.: Д. пресенильная, меланхолия инволюционная, меланхолия пресенильная] — психическая

 

болезнь, возникающая в пожилом и престарелом возрасте, проявляющаяся Д. с преобладанием тревоги, ажитации и различных форм депрессивного бреда (самообвинения, са­моуничижения, обвинения, обнищания, бреда Котара).

Д. ипохондрическая [с1. пуросИопа'паса] — Д. с преоб­ладанием явлений ипохондрического синдрома.

Д. истощения [син.: Д. перенапряжения] — реактивная Д., возникающая вследствие эмоционального перенапряже­ния.

Д. климактерическая [с1. сПтас(епса] — Д., впервые возникающая в климактерическом периоде и предположи­тельно связанная с гормональной перестройкой.

Д. ларвированная [лат. 1ап> а — маска] — см. Д. маски­рованная.

Д. «лпшенных корней» — реактивная Д., возникающая у военнопленных, заключенных и т. п., характеризующаяся хроническим течением с навязчивой ипохондрией и др. на­вязчивыми явлениями, вегетативными расстройствами, снижением побуждений и трудоспособности.

Д. маскированная [син.: Д. без депрессии, Д. ларвиро­ванная, циклотимия соматическая] — Д. с преобладанием различных двигательных, чувствительных и вегетативных расстройств по типу депрессивных эквивалентов.

Д. матовая — см. Д. мягкая.

Д. монополярная [а". топоро! ат] — см. Д. периодиче­ская.

Д. мягкая 1. тШз; син.: Д. матовая] — Д. со слабо выра­женными основными проявлениями.

Д. невротическая 1, пеигоиса] — психогенно обуслов­ленная легкая форма Д. с преобладанием грустного настрое­ния, адинамии, нередко с явлениями навязчивости или ипо-хондрически-синестопатическими явлениями.

 

Д. нейролептическая [с/. пеиго1ерИса] — адинамиче-ская Д., возникающая при лечении нейротропными вещест­вами, обычно сочетающаяся с акатизией.

Д. отчуждения — Д. с преобладанием явлений деперсо­нализации и дереализации.

Д. панфобическая [Д. рапрИоЫса; греч. рап — ъс5 + рНо-Ьоз — страх] — Д. с преобладанием разнообразных фобий.

Д. паралитическая [с/. рага\уиса\ —Д. при прогрессив­ном параличе, проявляющаяся в начальной стадии в виде ас­тенической дисфорической Д., а на высоте развития болез­ни — тревожной ажитированной Д. с нигилистическим бре­дом.

Д. параноидная [с/, рагапо/с/еа] —Д. с выраженным или преобладающим в клинической картине бредом преследова­ния, обвинения, виновности, обнищания, ущерба.

Д. перенапряжения — см. Д. истощения.

Д. периодическая \с1. регюсИса; син.: Д. монополярная,

Д. ремиттирующая] — Д., периодически возникающая в форме депрессивных фаз, не сменяющихся маниакальными или гипоманиакальными; наблюдается при маниакаль­но-депрессивном психозе и циклотимиии.

Д. почвы [син.: Шнейдера депрессия почвы] —Д., не связанная с маниакально-депрессивным психозом, характе­ризующаяся сочетанием подавленного настроения со стра­хами, навязчивыми состояниями и деперсонализацией.

Д. пресенильная [с1. ргаезепШз] см. Д. инволюционная.

Д. п. злокачественная [и. р. таИ§па] —Д., возникаю­щая у пожилых и престарелых лиц в форме непрекращающе­гося тревожного возбуждения с речевой бессвязностью, рас­терянностью, периодами помрачения сознания.

Д. провоцированная [с!. р^оVосапVа\ — эндогенная Д., развивающаяся в непосредственной связи во времени с пси-хотравмирующими событиями, отраженными в пережива­ниях больного обычно только в начале приступа Д.

Д. простая [с1. з1тр1ех] — Д., ограничивающаяся лишь основными ее проявлениями: тоскливым настроением, иде-аторным и психомоторным торможением. См. Депрессия у детей и подростков простая.

Д. психогенная [д. р^успо^епа] — см. Д. реактивная.

Д. реактивная 1. геасича\ син.: Д. психогенная} — Д., развивающаяся в результате психической травмы и отража­ющая в своем содержании травмирующую ситуацию.

Д. ремиттирующая [Л. гетШет] — см. Д. периодиче­ская.

Д. сенильная [а". зепШз] — Д., развивающаяся в старче­ском возрасте.

Д. симптоматическая [а". 5утр1отаиса\ —Д., возника­ющая при различных болезнях внутренних органов или ор­ганических поражениях головного мозга.

Д. слезливая \а. 1асптаШ\ — Д., сочетающаяся со слез­ливостью.

Д. «смены квартиры» — форма реактивной Д., возни­кающая после смены привычного места жительства у лиц пожилого и старческого возраста.

Д. соматогенная 1. 5отаю& епа] — Д., обусловленная заболеваниями к. -л. органов или системы организма, трав­мами и т. д.

Д. сосудистая [а". Vа5си^а^^8\ —Д. при атеросклерозе, ха­рактеризующаяся раздражительностью, слезливостью, тре­вогой, головными болями, головокружениями, снижением памяти, сознанием болезненности своего состояния.

Д. страха 1. апх1еШш\ — Д. с преобладанием безотчет­ного чувства нависшей опасности и постоянным беспред­метным беспокойством.

Д. ступорозная \й. Мирогоза] — Д., при к-рой идеатор-ная и моторная заторможенность достигают степени ступо­ра. См. Депрессия у детей и подростков ступорозная.

 

 

Д. тревожная [Л. ИтШа\ —Д. с тягостным, мучительным ожиданием неизбежного конкретного несчастья; сопровож­дается однообразным речевым или двигательным возбужде­нием. См. Депрессия у детей и подростков тревожная.

Д. улыбающаяся — Д., при к-рой крайне подавленное настроение сочетается с иронической или скорбной улыб­кой.

Д. фона — дисфорическая Д., возникающая в связи с от­рицательными эмоциями, к. -л. болезнью или травмой.

Д. циклотимическая [и. сус1о1пут1са\ — 1. Легкая фор­ма Д. при циклотимии. 2. В зарубежной литературе — де­прессивная фаза маниакально-депрессивного психоза.

Д. циркулярная [с/. агси1ат} —Д., представляющая со­бой фазу маниакально-депрессивного психоза.

Д. экзистенциальная {А. ех'МепНаШ; лат. ехШеШш — существование] — реактивная Д. с доминированием пред­ставлений о полной безнадежности и бессмысленности своего дальнейшего существования.

Д. эндогенная {и. епс1о$епа\ син.: меланхолия] — Д., возникающая при маниакально-депрессивном психозе и шизофрении.

Д. эндореактивная [с!. епс1огеас1'ма] — состояние, ха­рактеризующееся нечетко очерченными фазами, нередко с тоской, тревогой, иногда с ипохондрическими явлениями.

Депрессия у детей и подростков — к настоящему времени доказано, что депрессивные расстройства, в том числе эндогенные (при циклотимии и шизофрении), могут возникать в любом возрастном периоде детства, начиная с младенчества, в своеобразных формах, обуслоштенных влия­нием возрастной личностной динамики. Д. в детстве возни­кают начиная с младенческого возраста и преимущественно представляют собой длительное патологическое состояние, на фоне к-рого выступают короткие очерченные эпизоды возбуждения, связанного со страхом, тревогой, тоской или

дисфорией, и соматовегетативные кризы, имеющие присту­пообразный характер и сопровождающиеся страхом.

Д. адинамическая — депрессивное состояние, в к-ром на первый план выступают расстройства энергии: снижение побуждений, бессилие, вялость, лень, слабость эмоциональ­ного отклика при субъективно слабом ощущении сниженно­го настроения. В наиболее легких случаях адинамическая Д. ограничивается жалобами на постоянную усталость, утомле­ние, нежелание приступить к занятиям и даже игре, угасание интересов. Адинамическая Д. сопровождается медлительно­стью и бездеят-тью, хотя идеаторная и моторная затормо­женность отстутствуют или являются минимальными. Боль­ные в основном не отмечают затруднений в движении, могут быстро ходить и бегать, но отсутствует желание играть, зани­маться спортом, выходить на улицу. Снижение продуктивно­сти в учебе возникает из-за трудностей включения в работу, слабости концентрации и непродолжительности активного внимания, хотя при контроле и стимуляции со стороны взрослых ребенок выполняет задания достаточно хорошо усваивает уч. материал, а снижение успеваемости является очень незначительным, хотя при Д. а. дети отказываются от посещения школы. Оставаясь дома, дети и подростки с Д. а. проводят время в безделье, ничем не могут себя занять, жалу­ются на скуку, но не хотят играть и разговаривать ни с деть­ми, ни со взрослыми. Нередко отмечается сонливость, осо­бенно выраженная в утреннее и дневное время и являющая­ся дополнительным препятствием для школьного обучения. Д. а. отмечаются во всех возрастных группах детства. Наибо­лее распространенными они являются при шизофрении, реже Д. а. встречаются в рамках циклотимии. Для Д. а. в рам­ках шизофрении характерны эпизоды немотивированного страха, идеи отношения, элементарные идеи преследования.

Д. анестетическая — депрессивное состояние, проте­кающее с преобладанием психической анестезии, ощущени­ем болезненного бесчувствия, отстутствием любви к близ­ким, утратой чувств радости, печали, страха, исчезновением возможности сопереживания, сострадания, эмоционально-

го резонанса, сопровождающихся мучительным пережива­нием своей эмоциональной измененности. Анестетическая Д. возникает нечасто и только начиная с подросткового воз­раста имеет затяжной характер и чаще всего протекает с ма­лой выраженностью или отсутствием болезненного компо­нента психической анестезии. Анестетическая Д. в пубертат­ном периоде, как правило, возникает в рамках первого психоза приступообразной шизофрении. На протяжении одного приступа к анестетическим расстройствам со време­нем присоединяются др., более тяжелые психические рас­стройства.

Д. астеноподобная — характеризуется прежде всего утомляемостью, истощаемостью, раздражительностью и ги­перестезией (непереносимость яркого света, громких зву­ков), в связи с чем депрессивное состояние имеет определен­ное сходство с астеническим синдромом. При Д. а. больные часто жалуются на вялость, слабость, усталость, непереноси­мость учебных нагрузок, шума, яркого света, обидчивость, плаксивость, головные боли, тяжесть во всем теле, неприят­ные телесные ощущения, общее недомогание, снижение па­мяти. Усталость, утомление, нарушение памяти и концент­рации внимания носят, однако, не истинно астенический ха­рактер, проявляясь уже в начале работы и сменяясь повышенной работоспособностью в конце дня. Д. а. сопро­вождаются падением аппетита, нарушением сна (трудностя­ми засыпания, прерывистостью, чуткостью, сна, отсутстви­ем чувства сна). Собственно аффективные расстройства при Д. а. являются малодифференцированными, аморфными и неустойчивыми (скука, неудовлетворенность, подавлен­ность, беспокойство). Нередко при Д. а. возникают очерчен­ные состояния с дисфорической окраской настроения, на­ступающие в основном при неблагоприятных ситуациях (как правило, в ответ на замечания, порицания, нравоучения родителей и педагогов).

Д. боязливая — депрессивное состояние с преобладаю­щим аффектом страха. Страх на фоне Д. выступает как ха-

 

 

рактерное для детского возраста расстройство, универсаль­ная форма реагирования, проявляющаяся в утрированном виде и придающая Д. в целом боязливый оттенок. Д. б. в основном присущи детям дошкольного и младшего школь­ного возраста и становятся более редкими в пубертате. Наи­большей выраженности страх достигает вечером и ночью, сопровождается нарушением засыпания, прерывистостью сна, устрашающими сновидениями, иллюзиями, а иногда и галлюцинациями: у маленьких детей чаще зрительными, у старших — элементарными слуховыми. Чрезвычайно выра­женными при Д. б. являются идеаторная и моторная затор­моженность и слезливость. Нередко аффект страха тесно связан с неприятными или мучительными телесными ощу­щениями, имеющими тенденцию к возникновению в виде кризовых состояний. Страх в Д. б. редко является изолиро­ванным аффектом, выступая в сочетании с тревогой, тоской, дисфорией, а у маленьких детей — со слабодифференциро­ванным печальным настроением, сопровождающимся пла­чем. Отмечается также снижение побуждений, падение ак­тивности, продуктивности, трудности концентрации внима­ния, замкнутость. В преобладающем большинстве случаев Д. б. наблюдаются в рамках шизофрении и являются, как правило, первыми — манифестными — сотояниями. Для них свойственны особый характер фабулы страха с нелепым, вы­чурным оттенком, беспредметностью и отсутствие связи с психотравмирующей ситуацией. Д. б. при циклотимии раз­виваются в дошкольном возрасте в самом начале болезни как реактивные, вслед за к-рыми наступают повторные депрес­сивные фазы др. типа.

Д. дисфорическая — отличается превалированием атипичного злобного аффекта с недовольством окружаю­щим, раздражительностью, вспыльчивостью, временами приводящей к вспышкам ярости и агрессии, со стремлением к разрушению. Доминирующим в Д. д. явялется не столько переживание собственной несостоятельности, сколько ощу­щение несправедливо нанесенной обиды, недооценки окру-

 

жающими, заброшенности, т. е. в своих неудачах дети склон­ны винить окружающих, что сопровождается оппозицион­ным, вызывающим поведением, грубостью, драками, уходами из дома, антидисциплинарными поступками. Наря­ду с жалобами на «плохое», «злое» настроение отмечаются кратковременные тревожные, тоскливые или боязливые эпизоды, вялость, потеря былых интересов, снижение по­буждений. Наступающая в связи с этими нарушениями учеб­ная дезадаптация, как правило, сопровождается поведенче­скими расстройствами, антидисциплинарными поступка­ми, злыми, циничными выходками, грубостью, драками, пропуками уроков, уходами из дома. Многие подростки от­казываются от посещения школы и в связи с легкой подчи-няемостью легко примыкают к группам асоциальных под­ростков, начинают курить, выпивать, употреблять наркоти­ки, вступают в ранние сексуальные связи. Суицидальная опасность во время Д. д. особенно велика, поскольку в свзи с нераспознанностью патологического состояния подростки длительное время не получают адекватного лечения.

Д. простая — характеризуется слабодифференцирован­ным сниженным настроением с преобладанием грусти и пе­чали, сопровождающимся пониженной самооценкой и пес­симистической оценкой настоящего и будущего, без значи­тельной моторной и идеаторной заторможенности. Дети и подростки с Д. п. вялы, подавленны, безрадостны, жалуются на скуку, желание плакать без причины. Приятные события не вызывают живой эмоциональной реакции, в то же время незначительные внешние отрицательные факторы вызыва­ют значительное ухудшение самочувствия и настроения. При углублении Д. п. в нек-рых случаях появляются призна­ки тоскливого аффекта с физическим ощущением подавлен­ности, характерной болью за грудиной, нарастанием мотор­ной заторможенности, возникновением чувства безысход­ности и отчаяния и нечастые кратковременные раптоидные состояния с массивными мучительными телесными ощуще-

 

ниями. Во многих случаях Д. п. включают и кратковремен­ные дисфорические или тревожные эпизоды.

Д. слезливая — депрессивное состояние, особенно ха­рактерное для детей дошкольного возраста, для к-рого ха­рактерен плач с обильными слезами, возникающий по лю­бому незначительному поводу или беспричинно. Плач носит характер то почти постоянного хныканья, нытья, капризно­сти, то готовности к плачу с эпизодическими продолжитель­ными рыданиями, причитаниями и криком. Слезливость выступает в сочетании с нарушением сна, падением аппети­та, жалобами на скуку и неприятными телесными ощущени­ями или болями в различных частях тела. Иногда при слезли­вой депрессии отмечаются кратковременные эпизоды стра­ха, чаще ночные, а также раздражительность, злоба и агрес­сия. В основном же аффективные расстройства аморфны и неустойчивы. Так же непостоянны и фрагментарны выска­зываемые детьми идеи заброшенности. Такие состояния час­то квалифицируются как Д. с. лишь ретроспективно при воз­никновении последующих Д. с более очерченной симптома­тикой.

Д. соматизированная [син.: Д. маскированная, Д. ве­гетативная, Д. ларвированная] — депрессивный симптомо-комплекс, в к-ром доминирует та или иная, малосимптомная или полиморфная, соматовегетативная симптоматика, ими­тирующая первичную соматическую патологию, маскирую­щая собственно депрессивные проявления, к-рые, тем не менее, всегда присутствуют и могут быть выявлены. В преоб­ладающем большинстве случаев дети с манифестной Д. с. осматриваются психиатром только после клинического де­маскирования Д. или возникновения повторных патологи­ческих состояний с отчетливым депрессивным аффектом. У нек-рых детей, уже находившихся под наблюдением пси­хиатра, Д. с. возникают на фоне очерченных депрессивных расстройств или др. психической симптоматики. Неприят­ные, порой невыносимые телесные ощущения, боли, вегета­тивные и псевдоневрологические расстройства нередко со-

 

провождаются ипохондрической фиксацией и астеноподоб-ными нарушениями. По характеру преобладающих жалоб соматические «маски» детских Д. в основном делятся на же­лудочно-кишечные, неврологические, сердечно-сосуди­стые, инфекционно-аллегорические, дыхательные, кожные, смешанные, к-рые нередко сопровождаются тревогой, но чаще — страхом смерти с беспокойством или, напротив, скованностью и обездвиженностью. Повторные депрессив­ные состояния или по-прежнему отличаются маскирован-ностью за счет пышности соматических жалоб, или обнару­живают ослабление соматовегетативного компонента и по­явление ярких собственно аффективных расстройств — в основном тоскливых или дисфорических.

Д. с психопатоподобными расстройствами — де­прессивное состояние, в к-ром расстройства, имитирующие патологию характера (грубость, дерзость, злобность, агрес­сивность, оппозиционность, повышенная возбудимость, деспотизм, истероидность и т. п. ), выступают в сочетании с поведенческими нарушениями: пропусками занятий, отка­зом от посещения школы, драками, антидисциплинарными поступками, уходами, бродяжничеством, употреблением наркотических веществ, ранними сексуальными связями, а иногда и криминальными действиями. Поведенческие рас­стройства, чрезвычайно часто возникающие и Д. маскирую­щие, колеблются от элементарных антидисциплинарных по­ступков до тяжелых форм девиантного поведения. Они, как правило, носят защитный характер. Истинного оживления влечений в период Д. обычно не происходит; исключение составляют крайне редкие, пародоксально спаянные с тре­вожной Д. разнообразные влечения овладевающего характе­ра — от стремления к покупке престижной игрушки, одежды и т. п. до нелепых влечений с садистической, драмоманиче-ской или сексуальной окраской. Д. с психопатоподобными расстройствами не являются самостоятельным вариантом Д., а представляют собой разнообразные аффективные со-

 

 

стояния, чаще всего дисфорические и ступидные, реже — адинамические и соматизированные Д.

Суточные колебания имеют «правильный» ритм и харак­теризуются утренней вялостью, слабостью, разбитостью, множественностью мучительных телесных ощущений; вече­ром все более выраженными становятся тревога и страх, со­провождающиеся выраженным двигательным бспокойством.

Д. ступидная — депрессивное состояние, в к-ром пре­обладающей является идеаторная заторможенность при от­сутствии или слабой выраженности торможения в сфере мо­торики и стертости депрессивного настроения. У школьни­ков при Д. этого типа отмечается резкое падение успеваемости, связанное с утратой способности к восприя­тию новых сведений, субъективным ощущением потери па­мяти, затрудненности к воспроизведению нового материала и сосредоточения внимания. При выраженном и длительном характере Д. с. возникает так называемая депрессивная псевдодебильность, имитирующая умственную отсталость. На этом фоне отмечаются нередко выраженные идеи несо­стоятельности, самоуничижения, страх школы, иногда с полным отказом от ее посещения, сопровождающийся при­ступами плача, истерическими реакциями или дисфориче-скими эпизодами со злобой, агрессией и разрушительными тенденциями. Д. с. возникают преимущественно у школьни­ков, но иногда и у детей старшего дошкольного возраста, что является поводом для обращения к психиатру для решения вопроса об уровне интеллекта и рекомендации посещения специальной школы. В нек-рых случаях кратковременные (продолжительностью 2—3 недели) Д. с. не успевают вызвать школьной дезадаптации и выявляются ретроспективно при возникновении более тяжелых и длительных психических расстройств. Д. с. у детей наблюдаются в рамках шизофре­нии, циклотимии, реактивных и невротических состояний. Д. с. при шизофрении кроме идеаторной заторможенности почти всегда включают симпотомы нарушения мышления — обрывы, наплывы мыслей, ощущение пустоты в голове, со-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...