Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дети с нарушениями двигательной сферы — в 7 страница




Д. эпилептическая {д. ериерПса} — Д. у больного эпи­лепсией, возникающая внезапно, характеризующаяся склонностью к импульсивным действиям, развитием бреда или сумеречного помрачения сознания; может предшество­вать эпилептическому припадку, следовать за ним или явля­ться его эквивалентом.

Дисфункция [дис- + лат. ^ипсПо — деят-ть] — нарушение функции системы, органа или ткани организма, выражаю­щееся неадекватностью реакции на действие раздражителей.

Дисхондроплазия [йузсИопАгорШыа; дис- + греч. гоз — хрящ + рНаш — формирование, образование] — со­стояние, возникающее в результате неполного окостенения хряща и проявляющееся в образовании многочисленных доб­рокачественных хрящевых опухолей. Пораженные болезнью кости могут перестать расти и начать деформироваться.

Дифференциация умственной отсталости и сходных С ней состояний — одной из важных задач психолого-педагогической диагностики является Д. Пово­дом к тому, чтобы ставить под сомнение полноценность ин­теллекта ребенка школьного возраста, служит его неуспевае­мость, обнаруживающаяся в процессе обучения. Отождеств-

 

 

ление неуспеваемости с умственной отсталостью является грубой и опасной теоретической и практической ошибкой.

В работах педагогов и психологов, посвященных изуче­нию причин неуспеваемости, указывается, что в большинстве случаев неуспеваемость не обусловлена нарушениями позна­вательной деят-ти, а вызывается иными причинами. Одна из наиболее распространенных причин неуспеваемости — это неподготовленность детей к школьному обучению, несфор-мированность предпосылок к нему и навыков деят-ти. В тех случаях, когда ребенок попадает в школу, класс, где невысо­кий уровень учебно-воспитательного процесса, его неуспева­емость перерастает в педагогическую запущенность.

Неуспеваемость может быть связана также и с астениче­ским состоянием ребенка, вызванным длительной бо­лезнью, в результате чего ребенок быстро устает, ослабляется память, внимание, нарушается поведение. Но все это не но­сит стойкого характера и не имеет в основе органических на­рушений.

Наиболее сложными в диагностическом отношении яв­ляются дети с задержкой психофизического развития (ЗПР), к-рые тоже оказываются неуспевающими.

В зависимости от происхождения (церебрального, кон­ституционального, соматогенного, психогенного) времени воздействия на организм ребенка вредоносных факторов за­держка психического развития дает разные варианты откло­нений в эмоционально-волевой сфере, в познавательной де­ят-ти.

Задержки психического развития церебрального проис­хождения, при хромосомных нарушениях, внутриутробных поражениях, родовых травмах, встречаются чаще других и представляют наибольшую сложность при отграничении их от умственной отсталости.

В исследованиях спец. педагогов указывается, что при за­держке психического развития имеет место неравномер­ность формирования психических функций, причем отмеча­ется как повреждение, так и недоразвитие отдельных психи-

 

ческих процессов. При олигофрении же характерны тотальность и иерархичность поражения.

К началу школьного обучения детей, как правило, не сформированы основные мыслительные операции — ана­лиз, синтез, сравнение, обобщение, они не умеют ориенти­роваться в задаче, не планируют свою деят-ть, но в отличие от умственно отсталых у них выше обучаемость, они лучше используют помощь и способны осуществлять перенос по­казанного способа действия на аналогичное задание.

При обследовании чтения, счета они часто обнаружива­ют ошибки того же типа, что и умственно отсталые, но, тем не менее, у них имеются качественные различия. Так, при слабой технике чтения дети с задержкой психического раз­вития всегда пытаются понять прочитанное, прибегая, если надо, к повторному чтению. У умственно отсталых нет жела­ния понять, поэтому их пересказ может быть непоследова­тельным и нелогичным. В письме обращает на себя внима­ние неудовлетворительный навык каллиграфии, небреж­ность и т. п., что, по мнению специалистов, может быть связано с недоразвитием моторики, пространственного вос­приятия. Им труден звуковой анализ. У умственно отсталых все эти недостатки выражены грубее.

Кажущееся сходство с умственной отсталостью может быть и при нарушении деят-ти анализаторов. Эти наруше­ния создают определенные трудности в познавательной де­ят-ти детей, а в условиях школы порождают неуспеваемость.

Даже незначительные нарушения функции анализаторов могут привести к неполному, а иногда искаженному отраже­нию внешнего мира, к обеднению круга представлений, неа­декватному поведению, если не будут использованы ком­пенсаторные возможности ЦНС и спец. технические средст­ва (слуховые, аппараты, очки и пр. ).

Дети с нарушениями зрения и слуха оказываются беспо­мощными в простых ситуациях, производят впечатление умственно отсталых, если с ними не велись спец. занятия. Но стоит предложить слабослышащему задание логического

 

порядка, не требующее от него совершенного слуха (класси­фикация, раскладывание картинок с учетом причинно-след­ственных связей и т. п. ), а слабовидящему — соответствую­щие устные задания, и они их выполняют.

При отграничении состояний, вызванных нарушением анализаторов, от умственной отсталости необходимо выяс­нить, что является первичным и доминирующим в отстава­нии: умственная отсталость является ведущим и первичным нарушением, а снижение слуха, зрения лишь сопутствует ей или же отставание наступило в результате нарушения анали­заторов. Важно учитывать время поражения анализатора. Чем раньше возник болезненный процесс, тем тяжелее по­следствия. В зависимости от диагноза будет решаться во­прос, в какой спец. школе нуждается ребенок. Кроме того, очень важно отделить нормальных детей с расстройствами речи от умственно отсталых, для к-рых речевые нарушения являются одним из характерных признаков.

Известны виды речевых нарушений, имеющих и разную степень выраженности в зависимости от силы и времени по­ражения. Это дети с нормальным интеллектом, но затрудня­ющиеся в овладении чтением, письмом, нек-рые из них страдают общим недоразвитием речи. При сохранном слухо­вом анализаторе у этих детей страдает фонематический слух, что приводит к трудностям в обучении (нечетко восприни­мают обращенную речь, не дифференцируют сходные звуки, поэтому сложен звукобуквенный анализ и т. д. ). При тяже­лых нарушениях фонематического слуха наступает недораз­витие всей речевой функции. На овладение грамотой влияют и нарушения произношения. Все это следует учитывать при проведении логопедического обследования.

Сохранность интеллекта детей с нарушениями речи от­четливо видна при выполнении заданий, к-рые не требуют участия речи. У этих детей живая реакция, адекватное пове­дение. Этим они прежде всего и отличаются от умственно от­сталых.

 

 

Все перечисленные временные затруднения в познава­тельной деят-ти и нарушения ЦНС, если к ним не будет своевременно привлечено внимание школы и семьи, могут привести к так называемой педагогической запущенности, к-рая чаще всего и отождествляется с умственной отсталостью.

Дифференцированное обучение — одной из наи­более острых проблем современного массового школьного образования является проблема стойкой неуспеваемости и трудностей адаптирования ребенка к школьной среде. Кол-во детей, к-рые уже в начальных классах по различным причинам не в состоянии усвоить материал школьной программы за отве­денное для этого время и в необходимом объеме, составляет от 20 до 30 % от всего числа обучающихся. Подобное явление ха­рактерно и для современной мировой системы образования. Это неизбежное следствие развития цивилизации. Физиологи­ческие и психические возможности детского организма часто не способны к быстрому и адекватному адаптированию в усло­виях постоянно растущего потока информации, социализаци-онных требований и норм. Лавина информации, необходимая для усвоения, увеличивается и усложняется с каждым новым поколением. К этому нередко добавляются проблемы, связан­ные с ослаблением здоровья вследствие нарушения стреми­тельно развивающейся цивилизацией экологического равно­весия в природе и в окружающей ребенка среде. Другими сло­вами, «ребенок не успевает за развитием цивилизации». При этом общеобразовательная школа, оставаясь в ряде случа­ев в плену традиций образования прошлых веков (клас­сно-урочная система, оценки, необходимость усвоения детьми объема знаний в единицу времени) не может перестроиться для облегчения процесса образования и социализации ребенка в новых условиях. В педагогике уже давно разработано достаточ­ное число защитных, смягчающих, адаптационных механиз­мов педагогической помощи.

В России к их числу можно отнести организацию диффе­ренцированного обучения уч-ся общеобразовательной школы. Оно предусматривает усиление индивидуального подхода к

ребенку и учет его индивидуальных особенностей и возмож­ностей при выборе для него формы организации и методов образования: учитывается состояние здоровья, готовность к школьному обучению, психофизические и адаптационные возможности.

На практике это реализуется в развитии системы классов, в к-рых созданы щадящие условия образования и работает квали­фицированный педагог, знающий особенности работы с такими детьми. Традиционная школьная среда корректируется в соот­ветствии с потребностями детей, испытывающих затруднения в обучении и адаптировании к школьной среде (Л. М. Шипицина).

Дихромазия [греч. (НсНгооз —- двухцветовой] — частичная цветовая слепота преимущественно на один из трех цветов: красный, зеленый, синий.

ДНК (кислота дезоксирибонуклеиновая) — гене­тический материал, присутствующий практически во всех живых организмах и отвечающий за наследственность; лока­лизуется в клеточном ядре.

Документация специальной школы — материалы (книги, классные журналы, дела и документы), касающиеся учебно-педагогической и учебно-производственной деят-ти спец. школы, состояния ее материальной базы, учета лично­го состава преподавательских кадров и уч-ся; школьное де­лопроизводство.

Дом инвалидов [истор. ] — учреждение (пансионаты и т. п. ) для постоянного проживания одиноких, нетрудоспо­собных инвалидов, нуждающихся в уходе; предшественник дома-интерната для престарелых и инвалидов.

Дом престарелых [англ. зНеШгейНот'т§\ специально приспособленное (или адаптированное) учреждение, отве­чающее потребностям и нуждам людей пожилого и старче­ского возраста, к-рые способны осуществлять самостоятель­ный уход за собой.

 

Дом ребенка —лечебно-профилактическоеучреждение, предназначенное для воспитания с момента рождения до 3 лет детей-сирот, детей одиноких матерей, детей из студен­ческих семей, а также детей, родители к-рых тяжело больны или лишены родительских прав; находится в ведении орга­нов здравоохранения.

Д. р. санаторный — Д. для воспитания и лечения детей с нарушениями слуха, речи, с органическими поражениями ЦНС или ослабленных после перенесенных тяжелых заболеваний.

Доминанта [лат. йоттапя, йопйпапйз господствую­щий] — состояние устойчивого повышения возбудимости группы (объединения) нервных центров, направляющее це­лостную деят-ть организма; на основе господствующей мо­тивации могут возникать пищевая, половая и др. Д.

Д. беременности [син.: Д. гестационная] — Д., возни­кающая у беременной после имплантации яйцеклетки в сли­зистую оболочку матки, обусловленная постоянной аффе­рентной импульсацией из интерорецепторов матки и спо­собствующая нормальному развитию беременности.

Д. гестационная — см. Д. беременности.

Д. рабочая [син.: Д. трудовая] — Д., формирующаяся в связи с трудовой деят-тью и обеспечивающая эффективное выполнение работы.

ДОМОВОДСТВО — учебный предмет в системе трудового обучения спец. школ, предусматривающий круг знаний и практических умений по уходу за жилищем, одеждой, обу­вью и приготовлению пищи.

Доношенность [таШгИаз] — степень развития плода, на­ступающая на 39—40-й неделе внутриутробной жизни, ха­рактеризующаяся появлением признаков его зрелости.

Доношенный ребенок [син.: новорожденный доно­шенный] — ребенок, родившийся по истечении нормально­го срока беременности (39—40 недель).

 

Допинг [англ. 4орт§, Лоре — давать наркотик] — средства, искусственно взбадривающие организм; используются пре­имущественно перед спортивными состязаниями (первона­чально в конном спорте); запрещены международными и го­сударственными спортивными организациями.

Дорафобия [< 1огарИоЫа; греч. Лога — кожа, шкура + фо­бия] — навязчивый страх — боязнь обрасти волосами после прикосновения к шкуре животного.

Дорофобия [йогорПоЫа; греч. Логоп подарок + фобия} — навязчивый страх — боязнь получения или преподнесения подарков.

Доступность обучения — дидактический принцип, предполагающий такое построение процесса обучения, при к-ром учитывается уровень подготовки уч-ся, их возрастные и индивидуальные особенности. В соответствии с этим принципом разрабатываются педагогически обоснованные программы, учебники и методы обучения.

Дошкольное воспитание детей с ограниченны­ми возможностями — воспитание детей с 2 до 7 лет, имеющих отклонения в развитии. Д. в. направлено на их все­стороннее развитие, воспитание и подготовку их к обучению в школе. Наряду с общими задачами Д. в. имеет особые зада­чи. Основная задача — компенсация нарушения, преодоле­ние его последствий. Д. в. осуществляется в семье, в специа­льных и общих дошкольных учреждениях.

Дошкольное образование детей с ограниченными воз­можностями — процесс становления государственной сис­темы спец. образования в России начался в 20—30-х гг.

К началу 70-х гг. была выстроена достаточно широкая, дифференцированная сеть дошкольных учрежде­ний специального назначения:

· ясли-сады;

· детские сады;

· дошкольные детские дома;

· дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и
детских домах общего назначения, а также при спец.
школах и школах-интернатах.

В ходе становления и развития сети спец. дошкольных учреждений учеными и практиками были разработаны и за­ложены следующие организационные принципы построе­ния спец. образования.

1. Комплектование учреждений по принципу ведущего отклонения в развитии. Таким образом создавались дошкольные учреждения (группы) для детей:

· с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих);

· с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, для детей
с косоглазием и амблиопией);

· с нарушениями речи (для детей с заиканием, общим не­
доразвитием речи, фонетико-фонематическим недораз­
витием);

· с нарушениями интеллекта (умственно отсталых);

· с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...