Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Итак, режиссерская игра – одно из средств воспитания гуманного отношения к сверстнику как части социального становления ребенка-дошкольника – как зеркало отражает опыт общения ребенка в реальной жизни.




Итак, режиссерская игра – одно из средств воспитания гуманного отношения к сверстнику как части социального становления ребенка-дошкольника – как зеркало отражает опыт общения ребенка в реальной жизни.

                                               Основная часть проекта

Целью практической части работы - было определено как выявление наиболее эффективных условий реализации воспитательного – образовательного процесса по эстетическому развитию творчества старших дошкольников средствами «режиссерской игры».

Для достижения поставленной цели вся работа опирается на теоретические и практические задачи и средства их реализации: Работа соприкасается как с предметно – развивающей средой, так и определение форм работы с родителями воспитанников и детьми.

Принцип активности ребенка в процессе воспитания был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

  Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т. е. применяемой педагогической технологии.

Игровая деятельность

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В практике игровая деятельность выполняет такие функции:

v - развлекательную;

v - коммуникативную: освоение диалектики общения;

v - самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

v - игра - терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

v - диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

v - функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

v - межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

v - социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

v свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;

v творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности, Р. Г. Хазанкина, К. В. Маховой и другие.

v эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п.;

v наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входит расположение на цели, планирование, реализация  этих целей, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой режиссерской деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнования, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

v а) роли, взятые на себя играющими;

v б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

v в) игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

v г) реальные отношения между играющими;

v д) сюжет - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений, проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В частности как режиссерская игра, для становления социально значимой модели (ребенка дошкольника)

В отличие от игр вообще педагогическая режиссерская  игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью направленной на соответствующие ей педагогические результаты, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

 Режиссерская игровая создается для детей при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности, межличностных отношений.

Реализация игровых приемов режиссерской игры и ситуаций происходит по основным направлениям.  Дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи.

Место и роль игровой технологии в процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания мотивации воспитателя её  функций и классификации педагогических и.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические. Так как в все они по виду деятельности проходят через диалог и взаимоотношения.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

v а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

v б) познавательные, воспитательные, развивающие;

v в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

v г) коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики.

Укажем лишь важнейшие из применяемых типов:

v предметные,

v сюжетные,

v ролевые,

v деловые,

v имитационные,

v игры-драматизации.

 По предметной области выделяются игры по всем обучающими  дисциплинам.

И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда:

v различают игры с предметами,

v без предметов,

v настольные,

v комнатные,

v уличные,

v на местности,

v компьютерные.

v с ТСО,

v с различными средствами передвижения.

Классификационные параметры игровых технологий:

v По уровню применения: все уровни.

v По философской основе: приспосабливающаяся.

v По основному фактору развития: психогенные.

v По концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные + гештальт + суггестия.

v По характеру содержания: все виды + проникающие.

v По типу управления: все виды - от системы консультаций до программной.

v По организационным формам: все формы.

v По подходу к ребенку: свободное воспитание.

v По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие.

v По направлению модернизации: активизация.

v По категории обучаемых: массовая, все категории.

Спектр целевых ориентации:

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие учебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативност.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, само регуляция; обучение общению; психотерапия.

Концептуальные основы игровых технологий:

v Психологические механизмы режиссерской игры опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

v Режиссерская игра - форма психогенного поведения, т. е. внутренне присущего, имманентного личности.

v Режиссерская игра - пространство " внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок.

v Режиссерская игра - свобода личности в воображении, " иллюзорная реализация нереализуемых интересов".

v Способность включаться в игру не связана с возрастом ребенка, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.

v Содержание режиссерских игр является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.

v В возрастной периодизации детей особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Режиссерская игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста, которая способствует социальному становлению ребенка дошкольного возраста.

Особенности игровых технологий:                                                                           

Все возрастные периоды дошкольного образования со своими ведущими видами деятельности не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс

Игровые технологии в дошкольном периоде:

Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.

У ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

В результате освоения режиссерской игрой в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности общения.

Технология развивающих игр Б. П. Никитина:

Программа  режиссерской игры состоит из набора предметов, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

Режиссерская  игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д.

 В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры: с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уни - кубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай - ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами.

Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

Режиссерская игра распределена поэтапно:

Этап I. Прямой показ. Разыгрывание готового сюжета (овладение игровыми способами организации режиссерской игры).

На первом этапе становления режиссерской игры все действия ребенка с предметами-заменителями основаны на известных ему качествах того реального предмета, с которого " списан портрет", использующийся ребенком в его мироустроительной работе. Ребенок чувствует себя всемогущим творцом своего собственного мира, в котором для него нет ничего невозможного. Чем больше у ребенка под рукой предметов и игрушек, которые можно использовать в соответствии с его собственным замыслом (кубики, катушки, флакончики, камешки и т. п. ), тем в более благоприятных условиях будет развиваться его воображение.

Понятно, что прежде чем начинать использовать предметы " не по назначению", ребенку необходимо ознакомиться с их собственными свойствами. Поэтому так важно обеспечить малышу с самого раннего возраста доступ к как можно более широкому кругу различных по своим свойствам игрушек и вещей. Ребенок может перенести функции машинки на кубик, только хорошо представляя себе, что такое кубик, и что такое машинка. Он сможет представить себе тазик моторной лодкой, только хорошо ознакомившись и со свойствами тазика, и со свойствами моторной лодки

Этап II. Разыгрывание незавершенного сюжета (умение принять игровую проблему, задачу).

Второй этап развития игры характеризуется тем, что ребенок начинает примерять на себя " одежды" различных персонажей жизненного театра - " режиссер" в ребенке на время уступает место " актеру". Неодушевленные предметы одушевляются, животные думают и чувствуют, как человек. Так как малыш уже может отделять себя от действий других людей. У него появляется способность воспринимать играемый персонаж как существо, не зависимое от воли других.  Ребенок имеющий собственные цели и собственное мнение о себе самом и окружающем мир он,  ребенок-машина никем не управляется, а едет сама по себе. Он ебенок-птенчик летает там, где ему нравится. И ребенок- Маугли живет один в лесу и никого не боится. Наступает период образно- ролевой игры. Многих родителей беспокоит столь бурное развитие фантазии ребенка, хотя именно эта способность и говорит о нормальном психическом развитии малыша.

Позже ребенок начинает понимать, что без взаимодействия с другими его персонажу не обойтись: ребенку-машине нужен бензин, чтобы ездить, ребенку-птенчику - мама и папа, ребенку-Маугли - друзья.

Этап III. Разыгрывание завершенного сюжета(умение принять игровую проблему, задачу).

Третий этап развития детской игры - сюжетно-ролевая игра, - если он основан на высоком уровне развития первых двух, характеризуется способностью играть в окружающую жизнь, не просто имитируя ее, а выстраивая поступки и слова персонажей в соответствии с требованиями сюжета, создаваемого совместно с остальными " актерами". Режиссером этой игры выступает сама окружающая ребенка жизнь, а качество игры зависит от способности детей идентифицироваться с играемым персонажем, умения договариваться друг с другом, подчиняясь принятым в жизни-игре правилам и совершая реальные поступки.

Дети, не опробировавшие себя в младшем дошкольном возрасте, в индивидуальной режиссерской игре, а также в образно-ролевой игре, в старшем дошкольном возрасте. Они с  трудом подчиняются воображаемым правилам игры, не понимают целей и потребностей остальных участников, не способны идентифицироваться с играемым персонажем до такой степени, чтобы не просто имитировать действия, срисованные с реального прототипа, а быть им в течение игры, понимая при этом, что все происходит " понарошку". Иначе говоря, у таких детей плохо развито воображение.

Когда один ребенок может исполнять все роли в задуманном уже им самим спектакле, наступает расцвет режиссерской игры. Ребенок прекрасно играющий один, выступает то  от лица самого себя,  то от мамы, папы, стула, телевизора, что, опять же, начинает беспокоить родителей. Ребенок прекрасно справляющющийся с различными ролями в детских спектаклях. Ребенок легко принимает правила игры. Без труда  ему дается общение и взаимодействие с другими детьми в сюжетно-ролевых играх. Но при этом он любит побыть наедине с самим собой, чтобы в индивидуальной режиссерской игре осмыслить все, что происходит с ним и вокруг него, попробовать себя в различных ролях,  вывод таков ребенок не только здоров, но и психологически готов к школе.

Этап IV. Полностью самодеятельная игра (самостоятельная постановка мроблемы, развитие сюжета).

Каждый из этих этапов проходит с использованием как обычных сюжетных игрушек так и предметов заместителей.

После каждого этапа детям обязательно предоствалялось время для самостоятельной игры с игрушками. Велись наблюдения за их спонтанными играми.

После наблений последовательности прохождения этапов пришла ввыводу: Что нельзя требовать от ребенка текста « от автора», точного всупления со своими репликами в тот момент когда какой то ребенок вдруг отвлекся от игры. Это и является большой ошибкой. Которая может перечеркнуть смысл всей работы. Игра по знакомому сюжету выбирается не для того. Чтобы всем играющим детям был понятенобщий ход сюжета и роли персонажей. В нашей группе дети развивают свой сюжет сразу по своему замыслу. Это исходит от того, что у детей сформирована игровая деятельность. В групповом уголке отведено место для игрушек – заместителей и бросового материала.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...