Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Регулирование дефицита бюджета и государственного (муниципального) долга




 

Наличие бюджетного дефицита БД обычно рассматривается как негативное явление. Это не всегда так. Бюджеты очень многих гос-в являются деф. Если гос-во стремится ежегодно принимать бездефицитный Б, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании деф важно учитывать не только текущ задачи Б политики, но и ее долгосрочные приоритеты.

Сокращать БД достаточно сложно в силу ряда причин. Объем обязательств по осуществлению расходов, которые принимает на себя гос-во, очень велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы влиятельных структур. Некоторые расходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться. Находить же новые источники пополнения доходной части Б гораздо сложнее: рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует большему уклонению от налогообложения; приватизация гос собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Именно поэтому даже в развитых странах Б чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом.

Различают следующие виды финансирования бюджетного дефицита - денежное и долговое.

Денежное финансирование означает, что для покрытия БД правительство получает кредиты ЦБ или напрямую продает ему свои долговые обязательства. Этот метод имеет существенные недостатки, поэтому законод-во многих стран накладывает жесткие ограничения на его использ-ие. В ряде стран кредитование прав-ва ЦБ-ом запрещено. Но даже если прямого запрета нет, денежное финансирование дефицита используется лишь в крайних случаях. Дело в том, что при таком подходе ЦБ увеличивает денежную массу на величину, не обеспеченную товарами и услугами. В результате растет инфляция, нарушается нормальный механизм ценообразования, падает курс национальной валюты, ухудшаются рациональные ожидания в экономике и возникает ряд других неблагоприятных последствий.

В отличие от денежного, долговое финансирование осуществляется путем выпуска доходных государственных обязательств, которые размещаются на фондовом рынке, свободно покупаются и продаются на нем, а по истечении определенного срока погашаются гос-вом. Средства, полученные от размещения займов, идут на покрытие БД. Поскольку деньги занимаются не у ЦБ, а на рынке, прироста денежной массы не происходит. В этом состоит преимущество долгового финансирования. Однако, перераспределение денежной массы имеет и негативные последствия. Поскольку выпущенные обязательства гарантированы государством, они рассматриваются как достаточно надежное вложение средств. Приобретая гос ценные бумаги, субъекты рынка ограничивают свои вложения в реальный сектор экономики. В итоге происходит вытеснение средств в сферу финансовых операций, снижается инвестиционная активность, что негативно сказывается на перспективах эк роста в будущем.

Помимо гос займов, источниками финансирования дефицита могут быть кредиты и ссуды, полученные от Б-ов других уровней, частных банков и компаний, прав-в других стран, а также международных фин организаций - Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и др.

Структура источников финансирования БД различных уровней в России определяется Бюджетным кодексом (ст. 94-96). В соответствии с ним выделяются следующие источники фин-я дефицита федерального бюджета:

1) внутренние источники:

o кредиты, полученные от кредитных организаций в рублях;

o государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

o Б ссуды, полученные от других уровней бюджетной системы;

2) внешние источники:

o гос займы, осущ. в ин. валюте путем выпуска ц. бум. от имени РФ;

o кредиты в ин. валюте, полученные от прав-в ин. гос-в, банков, фирм, международных финансовых организаций.

Источники фин-я БД субъектов РФ также подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним источникам относятся гос займы путем выпуска ценных бумаг от имени субъектов РФ, Б ссуды от других уровней бюджетной системы и кредиты, полученные от кредитных организаций;

Дефицит местных бюджетов может финансироваться только за счет внутренних источников: муниципальных займов и кредитов, полученных от кредитных организаций.

По российскому законодательству, бюджетный дефицит может финансироваться только на долговой основе. Кредиты Центрального банка, а также приобретение им государственных или муниципальных долговых обязательств при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

Бюджетный кодекс регулирует не только способы покрытия бюджетного дефицита, но и устанавливает ограничения на его объем. Так, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.

 

Долговое финансирование дефицита в мире распространено очень широко. Под ГД в общем случае понимается величина накопленного Б дефицита, кот была покрыта путем выпуска и размещения долговых обязательств. Т.о., ГД- совокупность долговых обязательств исполнительных органов власти перед физ и юр лицами, ин гос-ми, междун организациями и иными субъектами международного права.

Долговые обязательства гос-ва м.б. явными и неявными. К явным (или безусловным) обязательствам относятся привлеченные займы, кредиты и ссуды. Они подлежат четкому планированию, имеют известный график обслуживания и погашения. Неявные (условные) обязательства образуются в процессе исполнения Б в виде задолженности по выплате зарплаты работникам бюджетной сферы или по оплате гос заказов. К ним также относятся обязательства, выплаты по которым носят вероятностный характер (например, гос гарантии). Наличие неявного долга усложняет процесс Б планирования, вносит в него элемент неопределенности. Однако, на практике важно учитывать все компоненты задолженности государства, поскольку с каждым из них связаны определенные расходы и риски.

Если Б очередного года был исполнен с деф, это означает рост номинальной величины ГД. Если размер долга слишком велик, из года в год растут расходы на его обслуживание. В результате БД начинает воспроизводиться, и урезаются другие статьи расходов.

Стр-ру ГД можно изучать исходя из различных критериев: по видам валют, в которых выражены долговые обязательства; по срочности исполнения обязательств; соотношению явных (безусловных) и неявных (условных) обязательств; а также по видам держателей.

В России ГД может сущ. в след формах:

· кредитные соглашения и договоры, заключенные с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

· гос. ценные бумаги;

· договоры о предоставл. гос. гарантий, дог. поручит-ва по обеспеч-ю исполнения обяз-в третьими лицами;

· переоформление долговых обязательств третьих лиц в ГД на основе принятых законов;

· соглашения и договоры (в том числе междун.) о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.

ГД подраздел на внешний и внутренний. Критерием такого деления в России явл-ся вид валюты, в кот представлены те или иные обяз-ва гос-ва. В соответствии с определением, закрепленн в БК РФ, внешний долг - это обяз-ва, возникающие в ин валюте. Под внутренним долгом понимаются обяз-ва, выраженные в валюте РФ (в руб).

ГД РФ обеспеч-ся всем имущ, наход в федеральной собственности и составляющим гос казну.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...